КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы уроков географии и особенности их структуры
Типы уроков разнообразны. В дидактике их класс-ют по разным признакам: исходя из целей, МО, форм орг-ции учебной деят-ти; по хар-ру познават. деят-ти выделяют проблемные и не пробл. уроки. Типологию уроков по основным дидактическим целям целесообразно представить, опираясь на основные элементы — составные части урока: 1) проверка опорных знаний и умений; 2)изучение нового; 3)закрепление и обобщение; 4)задание надом. Сочетание этих элементов в различных комбинациях позволяет выделять след-щие типы уроков по дидактич. целям: • Вводные уроки (2, 3, 4). • Уроки изучения нового материала (2, 3, 4). • Комбинированные уроки (1, 2, 3, 4). • Уроки формирований умений (1, 3, 4). • Уроки проверки, контроля и коррекции (1, 3, 4). • Уроки повторения изученного материала (1, 3, 4). • Обобщающие уроки (3, 4). Комбинированный урок получил наибольшее распр-ие и практике работы школы. Он им. несколько дидактических целей и вкл-ет все стр-ые элементы. Каждый из элементов комб-ого урока требует опр-ых методов и форм орг-ции деят-ти уч-ся. Однако раз и навсегда установленная схема этого урока и частое использование его в учебном процессе не всегда дают возм-ть удерживать познавательный интерес школьников и приводят к снижению эфф-ти обучения. Это обстоятельство вынуждает менять стр-ные элементы урока, начинать его с воспроизведения опорных знаний, что предшествует изучению нового материала, а проверку домашнего задания м. «растворить» в изучении нового или отнести на заключит-ую часть урока. Закрепление знаний на комб-ом уроке целесообразно проводить по ходу изуч. нов. матер. Обычно этот материал сост. из логических частей, каждую из кот. следует анализировать, делать по ней выводы и ставить вопросы на закрепление. Домашнее задание м.б. дано на разных этапах урока, важно лишь четко проинструктировать, как правильно его выполнять, какие именно знания и умения, опыт творческой деят-ти необх. приобрести и хорошо усвоить. Т.о., стр-ра урока — это производное от его целей и содержания, поэтому она подвижна, не м. считаться раз и навсегда установленной. Урок изуч. нов. матер. целиком посвящ-ся изучению нового, достаточно большого по объему и сложного материала, требующего серьезной глубокой проработки. На таком уроке применяется комплекс методов обучения, активен не только учитель, но и школьники, которым предлагается выполнить ряд упражнений, решить несколько позн-ых задач. Уроки этого типа имеют след-ую стр-ру: постановка задач урока, орг-ция познават. деят-ти уч-ся по ходу объяснения нового, обобщение и закрепление его по частям — логическим разделам, постановка заданий на применение изученного, задание на дом. Уроки изучения Нового прим-ют при рассм-ии важного геогр-ого материала, напр., при изуч. строения атм-ры в начальном курсе географии, рельефа Африки в курсе географии материков иокеанов, транспорта России и др. Вводные уроки проводятся в нач. учебн. года, когда приступают к изуч. нового курса, а также в нач. изучения большого раздела программы, напр., регионального обзора материка или России. Вводные уроки им. целью создание у школьников соответствующих психол-их установок на предстоящую учебную работу, пробуждение интереса к геогр-им знаниям, раскрытие практической роли знаний. В опыте школы эти уроки часто относят к урокам изучения нового матер., т.к. оба типа им. много общего. Уроки формир-ия (или совершенствования) умений направлены на формирование специфич-их для географии умений и навыков, кот. тесно связаны с теорет-ми знаниями, их закреплением и прим-ем. Формой учебной деят-ти школьников на этих уроках яв-ся практ-ие работы. Часть практ-их работ вып-ся и в ходе проведения уроков др. типов. В осн-ом это обучающие и тренировочные практ-ие работы. Однако большие по объему и сложные по содерж. работы выполняются на спец-ых уроках. Напр., обработка рез-тов наблюдений за погодой, составление сравнит-ых хар-тик территорий и др. виды практ-ой деят-ти осущ-ся на таких уроках. Уроки формир-ия умений и навыков содержат следующие стр-ные элементы: постановка образовательно-воспитательных задач; ознакомление школьников с учебными средствами, необх-ми для выполнения практ-их заданий; инструкция по овладению приемами учебной работы и оформлению рез-тов; подведение итогов и задание на дом. Рез-т этого типа уроков зависит от степени овладения школьниками приемами учебной работы: сравнивать, сопоставлять, делать выводы, работать с картами разного содержания, делать расчеты, анализировать стат-ие показатели, составлять описания и хар-ки по плану, устанавливать зависимости, спец-цию хоз-ва той или иной территории и т. д. Уроки проверки и учета знаний проводят в заключение серии уроков по многочасовым темам. В старших классах эти уроки м. носить хар-р уроков-зачетов. Их стр-ра примерно такая: постановка задач урока, разъяснение форм и методов проверки и учета знаний, требований к ответам, норм оценки, правил работы с источниками инф-ции, которыми разрешается пользоваться, постановка заданий, проверка итогов выполнения с характеристикой полноты илогичности ответов уч-ся. Учебники географии содержат спец-ые задания для орг-ции уроков такого типа. Уроки повторения в процессе обучения географии проводятся редко, т.к. систематическое текущее повторение материала им. место почти на каждом уроке. Однако такие уроки важны для закрепления знаний и умений по большим разделам и темам с целью установления логической связи м/у разделами. Уроки обобщения знаний начали приобретать все большее значение в процессе обучения геогр. Их проведение предусмотрено программой по всем курсам школьной географии. Поскольку обобщение знаний сопровождается их повторением, то их наз. уроками обобщающего повторения. Обобщение знаний важно для осознания учащимися ведущих идей школьной географии, систематизации знаний, формирования взглядов, убеждений. Осн-ая черта обобщающих уроков — приобретение школьниками новых знаний на базе систематизации и обобщения, переосмысления имеющихся знаний. Осн-ая цель этих уроков - в опоре на имеющиеся знания о фактах, связях выявить общие признаки, принципы, закон-ти геогр-их явлений. Обобщение и систематизация знаний спос-ют не только лучшему запоминанию и применению знаний, но и поднимают их на новый уровень, помогают школьникам усвоить фундаментальные знания о закономерностях ГО, ее отдельных комп-ов и комплексов, осознать практ-ую значимость геогр-их знаний. На уроках обобщения знаний исп-ся большое кол-во средств обучения: карты, схемы, табл., учебные картины и специально созданные с целью обобщения знаний экранные пособия. Еще один признак различия уроков географии – хар-р познават-ой деят-ти, по которому уроки делят на проблемные и не проблемные. К пробл. урокам относят такие, на кот. школьники решают отдельные проблемы. Напр., при изучении климата Африки решают учебную проблему о наличии пустыни Намиб с очень малым кол-вом осадков на побережье Атлантического океана, тогда как в Калахари в глубине материка их выпадает больше. В некоторых случаях весь урок решается проблема. Например, при изучении Антарктиды ведется работа с учебным фильмом «Природа Антарктики», который имеет проблемное построение. Урок с проблемной лекцией или проблемной игрой тоже относится к этому типу.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |