Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы уроков географии и особенности их структуры




Типы уроков разнообразны. В дидактике их класс-ют по разным признакам: исходя из целей, МО, форм орг-ции учебной деят-ти; по хар-ру познават. деят-ти выделяют проблемные и не пробл. уроки. Типологию уроков по основным дидактическим целям целесо­образно представить, опираясь на основные элементы — составные части урока:

1) проверка опорных знаний и умений; 2)изучение нового; 3)закрепление и обобщение; 4)задание надом.

Сочетание этих элементов в различных комбинациях позволя­ет выделять след-щие типы уроков по дидактич. целям:

• Вводные уроки (2, 3, 4).

• Уроки изучения нового материала (2, 3, 4).

• Комбинированные уроки (1, 2, 3, 4).

• Уроки формирований умений (1, 3, 4).

• Уроки проверки, контроля и коррекции (1, 3, 4).

• Уроки повторения изученного материала (1, 3, 4).

• Обобщающие уроки (3, 4).

Комбинированный урок получил наибольшее распр-ие и практике работы школы. Он им. несколько дидактических це­лей и вкл-ет все стр-ые элементы. Каждый из элементов комб-ого урока требует опр-ых методов и форм орг-ции деят-ти уч-ся. Однако раз и навсегда уста­новленная схема этого урока и частое использование его в учеб­ном процессе не всегда дают возм-ть удерживать познаватель­ный интерес школьников и приводят к снижению эфф-ти обучения. Это обстоятельство вынуждает менять стр-ные эле­менты урока, начинать его с воспроизведения опорных знаний, что предшествует изучению нового материала, а проверку домашнего задания м. «растворить» в изучении нового или отнести на заключит-ую часть урока. Закрепление знаний на комб-ом уроке целесообразно проводить по ходу изуч. нов. матер. Обычно этот ма­териал сост. из логических частей, каждую из кот. следует анализировать, делать по ней выводы и ставить вопросы на зак­репление. Домашнее задание м.б. дано на разных этапах урока, важно лишь четко проинструктировать, как правильно его выполнять, какие именно знания и умения, опыт творческой дея­т-ти необх. приобрести и хорошо усвоить. Т.о., стр-ра урока — это производное от его целей и содер­жания, поэтому она подвижна, не м. считаться раз и навсегда установленной.

Урок изуч. нов. матер. целиком посвящ-ся изуче­нию нового, достаточно большого по объему и сложного материа­ла, требующего серьезной глубокой проработки. На таком уроке применяется комплекс методов обучения, активен не только учи­тель, но и школьники, которым предлагается выполнить ряд упраж­нений, решить несколько позн-ых задач. Уроки этого типа имеют след-ую стр-ру: постановка задач урока, орг-ция познават. деят-ти уч-ся по ходу объяснения ново­го, обобщение и закрепление его по частям — логическим разде­лам, постановка заданий на применение изученного, задание на дом. Уроки изучения Нового прим-ют при рассм-ии важного гео­гр-ого материала, напр., при изуч. строения атм-ры в начальном курсе географии, рельефа Африки в курсе гео­графии материков иокеанов, транспорта России и др.

Вводные уроки проводятся в нач. учебн. года, когда приступают к изуч. нового курса, а также в нач. изучения большого раздела программы, напр., регионального обзора материка или России. Вводные уроки им. целью создание у школьников соответствующих психол-их установок на предстоящую учебную работу, пробуждение интереса к геогр-им знаниям, раскрытие практической роли знаний. В опыте школы эти уроки часто относят к урокам изучения нового матер., т.к. оба типа им. много общего.

Уроки формир-ия (или совершенствования) умений направлены на формирование специфич-их для географии умений и навыков, кот. тесно связаны с теорет-ми знаниями, их закреплением и прим-ем. Формой учебной деят-ти школьников на этих уроках яв-ся практ-ие работы. Часть практ-их работ вып-ся и в ходе проведения уроков др. типов. В осн-ом это обучающие и тренировочные практ-ие работы. Однако большие по объему и сложные по содер­ж. работы выполняются на спец-ых уроках. Напр., обработка рез-тов наблюдений за погодой, составление срав­нит-ых хар-тик территорий и др. виды практ-ой деят-ти осущ-ся на таких уроках. Уроки фор­мир-ия умений и навыков содержат следующие стр-ные элементы: постановка образовательно-воспитательных задач; оз­накомление школьников с учебными средствами, необх-ми для выполнения практ-их заданий; инструкция по овладению приемами учебной работы и оформлению рез-тов; подведе­ние итогов и задание на дом. Рез-т этого типа уроков зави­сит от степени овладения школьниками приемами учебной рабо­ты: сравнивать, сопоставлять, делать выводы, работать с картами разного содержания, делать расчеты, анализировать стат-ие показатели, составлять описания и хар-ки по плану, устанавливать зависимости, спец-цию хоз-ва той или иной территории и т. д.

Уроки проверки и учета знаний проводят в заключение серии уроков по многочасовым темам. В старших классах эти уроки м. носить хар-р уроков-зачетов. Их стр-ра примерно та­кая: постановка задач урока, разъяснение форм и методов провер­ки и учета знаний, требований к ответам, норм оценки, правил работы с источниками инф-ции, которыми разрешается пользоваться, постановка заданий, проверка итогов выполнения с ха­рактеристикой полноты илогичности ответов уч-ся. Учеб­ники географии содержат спец-ые задания для орг-ции уроков такого типа. Уроки повторения в процессе обучения географии проводятся редко, т.к. систематическое текущее повторение материала им. место почти на каждом уроке. Однако такие уроки важны для закрепления знаний и умений по большим разделам и темам с целью установления логической связи м/у разделами.

Уроки обобщения знаний начали приобретать все большее зна­чение в процессе обучения геогр. Их проведение предусмот­рено программой по всем курсам школьной географии. Поскольку обобщение знаний сопровождается их повторением, то их наз. уроками обобщающего повторения. Обобщение знаний важно для осознания учащимися ведущих идей школьной географии, систематизации знаний, формирования взглядов, убеждений. Ос­н-ая черта обобщающих уроков — приобретение школьниками новых знаний на базе систематизации и обобщения, переосмысле­ния имеющихся знаний. Осн-ая цель этих уроков - в опоре на имеющиеся знания о фактах, связях выявить общие признаки, принципы, закон-ти геогр-их явлений. Обобщение и систематизация знаний спос-ют не только лучшему запоми­нанию и применению знаний, но и поднимают их на новый уро­вень, помогают школьникам усвоить фундаментальные знания о закономерностях ГО, ее отдельных комп-ов и комплексов, осознать практ-ую значимость геогр-их знаний. На уроках обобщения знаний исп-ся боль­шое кол-во средств обучения: карты, схемы, табл., учебные картины и специально созданные с целью обобщения знаний экран­ные пособия. Еще один признак различия уроков географии – хар-р по­знават-ой деят-ти, по которому уроки делят на проблем­ные и не проблемные. К пробл. урокам относят такие, на ко­т. школьники решают отдельные проблемы. Напр., при изучении климата Африки решают учебную проблему о наличии пустыни Намиб с очень малым кол-вом осадков на побережье Атлантического океана, тогда как в Калахари в глубине материка их выпадает больше. В некоторых случаях весь урок решается про­блема. Например, при изучении Антарктиды ведется работа с учеб­ным фильмом «Природа Антарктики», который имеет проблемное построение. Урок с проблемной лекцией или проблемной игрой тоже относится к этому типу.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.