Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Натурфилософские учения античной философии




Натурфилософия в самом широком смысле понимается как досократический этап развития древнегреческой философии, рассматривающей основополагающие закономерности развития Космоса (мира природы): происхождения, устройства и формирования действительности.

Основные ранние философские школы:

– милетская;

– пифагорейцы;

– Гераклит;

– Элеаты;

– атомисты.

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

– ярко выраженный космоцентризм;

– Основное влияние к объяснению окружающей природы;

– Поиск первоначала, породившего всё сущее;

– гилозоизм (одушевление неживой природы);

– недискуссионный характер философских учений.

Одной из первых философских школ была милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), рассматривающая, прежде всего, проблему субстанции («из чего всё?»), из которой возник окружающий мир. Фалес считал, что всё произошло из воды, Анаксимен – из воздуха, Анаксимандр считал, что в основе всего лежит беспредельное и вечное начало – апейрон. Милетцы пытались разрабатывать точные и естественные науки с материалистических позиций, объяснить законы природы (за что получили своё второе название – школа «физиков»). Так, Фалес представлял Землю (центр вселенной) в виде плоского диска, покоящегося на воде. Он считал, что неживая природа, все вещи имеют душу. Допускал наличие множества богов. Точно определил продолжительность года – 365 дней. Открыл теорему Фалеса. Анаксимандр – ученик Фалеса – вывел закон сохранения материи (открыл атомарное строение вещества), первым выдвинул идею о происхождении человека в результате развития других животных. Анаксимен считал, что божества олицетворяют небесные силы природы, а сам мир, все явления представляют собой более или менее сгущённый воздух, в том числе и душа человека («психе») и «душа космоса» («пневма»).

Онтологической проблематике посвящены и философские воззрения Гераклита из Эфеса. Первоначалом всего сущего мыслитель считал огонь, «мерами возгорающийся и мерами потухающий». Считал, что «борьба – отец всего существующего», тем самым, предвосхитив закон единства и борьбы противоположностей диалектики. Гераклит был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории, а также взглядов, что мир находится в постоянном изменении и движении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды») и того, что мир относителен («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб»). Всеобъемлющим, всепроникающим божеством он считал Логос – Мировой Разум. Философ выступал за материальность человеческой и мировой души, был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности.

Проблемы субстанции, устройства мира волновали и пифагорейскую школу. Первопричиной всего сущего пифагорейцы считали число, поскольку всё окружающую действительность, все события можно свести к числу и измерить с помощью его. С помощью чисел, по их мнению, можно также познать мир, так как число – промежуточное знание между чувственным и идеалистическим сознанием. Единица – мельчайшая частица всего. Представители данной школы пытались обосновать данную противоположность устройства мира на основе физики протокатегорий («чётно-нечётное», «светло-тёмное», «прямое-кривое», «мужское-женское» и т.д.)

Школа атомистов (Левкипп, Демокрит) обосновала в качестве субстанции атомы – микроскопические частицы, «строительный материал», «первокирпичики» всего сущего. Основными положениями атомистического учения были:

– весь материальный мир состоит из атомов;

– атом неделим;

– атомы имеют различную форму (круглые, продолговатые, «с крючками») и величину (от мельчайших до крупных);

– между атомами пространство заполнено пустотой;

– атомы находятся в вечном движении, в круговороте: вещи, организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

– атомы невозможно «увидеть» путём чувственного познания.

Элеаты занимались проблемами и онтологическими и гносеологическими. Основными представителями элейской школы были Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Элеаты жестко разделяли чувственное познание («докса» – мнение) и высшее духовное идеалистическое знание. Пытались познать проблему взаимосвязи целого как суммы бесконечно мелких частей (апории Зенона). Элеаты были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала и считали, что все сущее есть материальное выражение идей (предвосхитили взгляды Платона). Поэтому и первоначало у них носит идеалистический умопостигаемый характер. Выдающимся представителем элейской школы был Парменид, который первым сформировал понятия бытия, а также первым постановил вопрос о связи бытия и мышления. Бытие, с его точки зрения, - это то, что действительно есть, что является подлинным миром, находящимся за миром предмето-чувственным. Бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, ибо неоткуда ему возникнуть, оно не может возникнуть из другого бытие (так как бытие едино) и из небытия (так как небытия нет). Бытие целостно, едино, закончено и неподвижно, та как изменения бытия могут привести к его исчезновению, что невозможно. Бытие Парменида – это скорее философская абстракция, общие (субстанциональные) представления о мире. Бытие есть мысль, оно едино и неизменно, абсолютно и самотождественно, то есть вся возможность полноты и совершенства, среди которого на первом месте Истина, Благо, Свет. Бытие ни в чём не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигнуть только мыслью, умом. Логос – космический разум, он – основа вещей, которые непосредственно открываются человеком в его мысли. Истина бытия открывается человека непосредственно. Отдельные вещи, конечно, могут появляться и исчезать, меняться. Люди рождаются, взрослеют, стареют, умирают. Но подлинное бытие совершенно, закончено и неизменно. Парменид отождествляет бытие и мышление («одно и то же есть мысль и бытие»). Мышление способно и адекватно постичь сущностные характеристики бытия, следовательно, оно тождественно ему (ведь чтобы постигнуть бытие, надо уподобиться ему). Таким образом, Парменид обобщил предшествующие онтологически представления (о первооснове мира), и дал характеристику бытия как такового. Он обосновал единство мира на основе бытия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.