КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия Аристотеля
Аристотель – вершина античной философии, энциклопедический ум, систематизировавший предшествующие ему философские учения. Его основные произведения – «Физика», «Органон», «Механика», «Метафизика», «О душе», «Этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика». Философия по Аристотелю делится на четыре части: – теоретическую (изучает примеры бытия, его различных сфер, происхождение, причины явлений) – «первичная философия»; – практическую (изучает деятельность человека, устройство государства); – поэтическую (исследует приемы искусства); – логику (исследует законы и формы мышления). Рассмотрение онтологической проблематики Аристотель начинает с критики взглядов Платона, его представлений о «мире идей» и «мире вещей». Аристотель считает, что Платон ошибочно оторвал «мир идей» от реального мира, «чистые идеи» от реальных вещей. В действительности, согласно мыслителю, существует только единичные и конкретно определённые вещи, которые называются индивидуумы («неделимые») (существуют только стулья, а не «идея стула»). Индивидуумы – это первичные сущности, а их роды и виды – вторичные сущности. Действительность обладает протяженность, движением и покоем. Бытие он характеризует с помощью 10 категорий: сущность (субстанция), которая обладает своим количеством, качеством, местом, временем, отношением, положением, состоянием, действием, страданием. Категории – высшие обобщения и отражения реальности. Без них немыслимо бытие. Человек обычно постигает не сущность бытия, а лишь его свойства. Большое внимание Аристотель уделяет и проблеме материи. По его мнению, материя – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар). Все сущее на земле обладает потенцией и формой. Изменение хотя бы одного из этих качеств (формы, материи) приводит к изменению сущности самого предмета. Реальность представляет собой последовательность перехода от материи к форме и наоборот. Материя – пассивное начало, форма – активное. Высшей формой, формой всех форм является Бог. В трактате «О Душе» Аристотель рассматривает значение души в жизни человека. Носителем разума с точки зрения мыслителя является душа. У человека душа состоит из трех частей. Существует растительная душа, выполняющая питания, роста и размножения. Животная душа, помимо этих функций ещё ощущает и желает. И только разумная душа помимо них ведает ещё и функциями рассуждения и мышления. Решая проблему человека, философ считает, что человек: – по биологической сущности – вид высокоорганизованного животного; – отличается наличием мышления и разума; – имеет врождённую склонность жить вместе с себе подобными, что ведёт к возникновению общества. Общество он считает большим коллективом людей, занимающихся производством материальных благ и их распределением, проживающих на одной территории и объединенных языком, родственными и культурными связями. Государство - регулирующий механизм общества, защищающий от врагов, поддерживающий внутренний порядок, помогающий хозяйству. Аристотель выделяет три типа «хороших» государств: монархия, аристократия и полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии); и три типа «дурных» государств: тирания, крайняя олигархия и охлократия. Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития, государство «среднего класса». Историческое значение философии Аристотеля: – он внёс коррективы в учение о «чистых идеях» Платона; – дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; – выделил 10 философских категорий; – дал определение бытия через категории; – определил сущность материи; – выделил 6 типов государства, в том числе, идеальный – политию; – создал логику как целостную теорию, открыл законы мышления: тождества, непротиворечия, исключенного третьего, открыл силлогизм; После Аристотели и Платона (классический период) в древнегреческой философии и философии Древнего Рима ориентация воззрений направлена на проблемы существования человека и его предназначения. Такие школы как стоики, эпикурейцы, неоплатоники различным образом решают проблему смысла жизни человека, закладывая теоретические основы для средневековой философии.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |