КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этический рационализм Сократа
Переход к антропологической проблематике связан с именем Сократа, открывающего новый период развития античной философии. Сократ не оставил письменных произведений, но вошёл в историю как полемист, мудрец, философ-педагог. Мыслитель совершил поворот к человеку, его проблемам. Если натурфилософы стремились постичь закономерности природы, космоса, то Сократа эти проблемы интересуют лишь постольку, поскольку они касаются человека. «Познай самого себе» – это высказывание на входе в храм Аполлона в Дельфах стало центральной идеей в его философии. Человек должен познать себя, найти в себе самом человека. Научиться быть добродетельным, по Сократу, значит постигнуть истину, то общее, что есть в отношении людей к миру, к самим себе. Общее же может быть обнаружено умом (рационализм). Самая главная идея – это идея Блага, ею обусловлены пригодность и полезность всего остального, в том числе справедливости. Для Сократа нет ничего выше этического, нет ничего выше добродетелей. Добродетель же состоит в знании добра и действии в соответствии с этим знанием. Тем самым философ сформулировал учение этического рационализма, согласно которому: – любое знание есть добро; – любое зло, порок совершается от незнания. Сократ вводит также термин «диалектика» (искусство достижения истины в споре, посредством столкновения противоположных мнений). Основный метод выработанный и применяемый им – «майевтика» (благодаря логическим приёмам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины). Сократ использовал и иронию (начинаем с негативного, следовательно, «Я знаю, что я ничего не знаю»). Историческое значение деятельности Сократа: – он способствовал распространению знаний, просвещению граждан; – искал ответы на вечные проблемы человечества: добра и зла, любви, чести и так далее; – открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании; – ввёл диалогический метод нахождения истины путём её доказательства в свободном споре, а не декларирования, как у прежних философов; – воспитал много учеников, последователей, сформировавших так называемые «сократические школы» (Платон и его академия, мегарская школа, киренская школа и киники). Сократ заложил основы классической древнегреческой философии, развитой во взглядах Платона и Аристотеля.
Философское учение Платона. Платон – крупнейший философ Древней Греции, основатель собственной школы – Академии, основоположник объективного идеализма. Основные произведения: «Апология Сократа»; «Парменид»; «Горгий»; «Федон» (диалоги), «Государство»; «Законы». В центре философии Платона находится учение об идеях («эйдосах» – образах или первообразах). Его основными положениями являются: – материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают своё существование; – окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как субстанция; – реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); – чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; – любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, столы создаются, разрушаются, но идея стола вечна и неизменна); – весь мир является отображением чистых идей (эйдосов). Также в онтологии Платон выдвинул учение о триаде, согласно которому всё сущее состоит из 3х субстанций: «Единого», «Ума», «Души». Единое – основа всякого бытия, не имеющая никаких признаков, оно есть ничто. Единое выше всякого бытия, выше всякого мышления, всякого ощущения. Единое – первоначало всего – всех идей, вещей, явлений, свойств (как хороших, так и плохих). Ум – субстанция, происходящая из Единого и, одновременно, разделённая с ним и противостоящая ему. Ум – сущность всех вещей, обобщение всего живого на земле. Третьей субстанцией является Душа. Она подвижна, объединяет и связывает Единое и Ум («ничто и всё живое»), а также связывает между собой все вещи и все явления. Душа может быть мировой и отдельного человека, душу также могут иметь вещи и неживая природа. Человеческая душа, по Платону, – часть мировой души. Душа бессмертна, после смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку. Постоянство душ и смена телесных форм – естественный закон Космоса. Платон также формулирует и идеалистическую гносеологию, следующую из его онтологических представлений. С его точки зрения предметом познания должны стать «чистые идеи» (поскольку материальный мир лишь отражение «мира идей»). Поскольку «чистые идеи» невозможно с помощью чувств (результат чувственного познание – «докса» - мнение, а не истина, сущность), они постижимы с помощью разума, высшей духовной деятельностью. Такой деятельностью может заниматься лишь подлинные интеллектуалы – философы. Особое место мыслитель уделил проблеме государства. Он создаёт типологию государств (6 типов существующих – справедливых или нет; плюс – «идеальное государство будущего») К справедливым относятся: - Монархия – власть одного человека; - Аристократия – власть меньшинства; - Демократия – власть большинства. Соответственно к несправедливым он относил: - Тиранию; - Олигархию; - Тимократию. Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, то двумя стабильными и наиболее приемлемыми формами государства могут быть аристократия и монархия. «Идеальное государство» будущего – это трехчленное образование сословий философов, воинов-стражей и трудящихся. Работники занимаются физическим трудом, создают материальные блага, владеют в ограниченных размерах частной собственность. Их добродетель – умеренность. Воины, тренируются, поддерживают порядок в государстве, защищают его, воюют. Их добродетель – мужество. Философы разрабатывают философские теории, познают, учат, управляют государством. Их добродетель – мудрость. Философы и воины не должны иметь частной собственности. Общая добродетель – справедливость. Жители государства проводят свободное время вместе, вместе едят, вместе отдыхают. Не существует брака, все жены и дети общие. Рабы существуют (это захваченные на войне варвары) и их труд используется. Значение философии Платона: впервые создано собрание трудов, создана целостная философская система; положено начало идеализму как философскому направлению; исследованы примеры не только природы, но и общества; заложены основы понятийного мышления, предпринимается попытка выделения философских категорий (бытие – становление, вечное – временное, делимое – неделимое, покоящееся – движущееся); создана философская школа (Академии
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |