Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценности в жизни человека. Религиозные ценности и свобода совести




Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. Условием свободы личности является возможность выбирать. В истории общественной мысли проблема свободы традиционно сводилась к вопросу: обладает ли человек свободой воли, иначе говоря, обусловлены или нет, все его намерения и поступки внешними обстоятельствами. Понятие свободы рассматривалось с позиций детерминизма, индетерминизма, альтернативизма.

Личность: проблемы свободы и ответственности.

Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием «индивид». Индивид – это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или член социальной общности меньшего порядка: демографическая единица. Единичность, отдельность являются предпосылкой его индивидуальности. Для характеристики индивидуальных особенностей человека (характер, темперамент, эмоционально-волевая сфера) существует понятие индивидуальность. Для характеристики духовного начала на протяжении веков используется понятие личности. Личность - это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний. Навыков, ценностей, целей. Личность – это человек как социальное существо. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет собственное «Я». Путь индивида к личности лежит через социализацию, усвоение общественных норм, мышления, образов действий. Благодаря жизненному опыту формируется система ценностных ориентаций, определяется выбор социальных ролей (совокупности обязательных для выполнения норм поведения, само поведение в определенной сфере социального бытия).

Личность обладает системой качеств (черты характера, особенности мышления и поведения). Личность реализует свои мировоззренческие установки, реализует осознанную свою сущность. На основе знаний и логических способностей формируется ум. Взаимосвязь ума и знаний формирует интеллект, а также рассудок – способность осознавать свое отношение к миру и к себе. В развитии личности проявляются ее качества: позитивные (гуманизм, воля, честь, совесть, убеждения, скромность, патриотизм, справедливость, верность и т. д.) и негативные (чванливость, цинизм, трусость, нигилизм и т. д.). Одной из характеристик личности является ее автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их исполнение. Личность тем самым обладает свободой и ответственностью. К какому бы типу личности ни принадлежал человек, и какие бы роли ни осуществлял, он всегда должен отвечать за последствия своих действий. Но вряд ли может быть ответственным человек, не обладающей свободой.

Представители детерминизма считали, что до всякой ситуации выбора есть лишь одна реальная возможность, которая и определяет сам выбор. Остальные возможности лишь формальны. Крайним проявлением детерминизма является фатализм – мировоззрение, в основе которого лежит тезис абсолютной изначальной предопределенности всех взглядов и поступков человека. Фатализм отрицает всякую возможность выбора.

Сторонники другой точки зрения – индетерминизма – считают, что у человека есть множество возможностей и он совершенно свободен в выборе одной из них, без всякого принуждения извне. Крайней разновидностью индетерминизма является волюнтаризм – направление философии, признающее волю высшим, выдвигая волю на первый план духовного бытия человека, включая его мышление. Волюнтаризм отрицает всякую необходимость.

Третья точка зрения принадлежит альтернативистам, которые признают, что в каждом выборе обязательно присутствуют не менеедвух (иначе это будет выбор без выбора) реальных возможностей. Нет лишь бесконечно многих возможностей, как и нет абсолютной свободы. Личность не вольна в выборе объективных условий своей деятельности – этот выбор также ограничен, но она вольна ставить себе цель действия, более или менее свободна в выборе средств для реализации этих целей. Свобода всегда относительна, ограничена самой жизнью, свободой других личностей.

Еще Спиноза определил свободу как осознанную необходимость. Гегель раскрыл диалектическое единство свободы и необходимости. В марксизме свобода – это деятельность, опирающаяся на «познание необходимости», согласно которому свобода личности, коллектива, общества в целом заключается в способности выбирать. В XX в. на первый план выходит взаимосвязь «свобода – ответственность». Экзистенциалист Сартр считал, что свобода человека состоит в праве выбирать свое отношение к сложившейся ситуации: человек свободен либо примириться со своей зависимостью от окружающей действительности, либо восстать против нее. Человек проявляет свободу, прежде всего, в том, что он может изменить свое отношение к миру, к другим, к себе, к жизни, к любви, к смерти. Свобода состоит в поисках самого себя, в выборе самого себя. Выбор в каждой ситуации зависит от ценностей и целей человека. Человек, будучи свободным, постоянно чувствует свою ответственность перед окружающим миром и людьми.

Ответственность – это конкретный тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом, являющийся осознанным выполнением им взаимных требований. Она выступает как одна из главных характеристик нравственного поведения личности. Личность не может быть свободной без развитого чувства самообладания, самоорганизации. Человек в силу присущей ему индивидуальности и в процессе социализации формирует свое «Я», которое в последствии накладывает отпечаток на его жизненные помыслы и деяния. В них реализуются самые различные роли личности.

Ценность – понятие, отражающее, безусловно, положительную значимость какого-либо материального предмета или явления духовной жизни людей (безусловное благо). В данном понятии соединены рациональный момент (осознание чего-либо как блага для человека или общества) и иррациональный момент (переживание значения предмета или явления как важного, значимого, стремление к нему). Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл (значимость человека, значимость вещей, произведенных человеком, духовные феномены, значимые для человека и общества). Количественной характеристикой этого смысла является оценка (значимо, ценно, более ценно, менее ценно), выражающая значимость чего-либо вербально. Оценка формирует ценностное отношение к миру и себе, приводит к ценностным ориентациям личности. Для зрелой личности обычно характерны устойчивые ценностные ориентации. Устойчивые ценностные ориентации становятся нормами, Они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. На основе человеческих потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обуславливают заинтересованность человека в чем-либо. Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворять его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Система ценностных ориентаций, формирующаяся под воздействием ценностей определяют духовную структуру личности и непосредственно влияют на ее развитие. Философское учение о ценностях называется аксиологией. Основными духовными ценностями общества являются нравственные, религиозные и эстетические ценности.

Главной религиозной ценностью является, конечно же, вера в сверхъестественное. В вере в идеальное, совершенное и возможность связи с ним верующий человек находит главную духовную опору для своей жизнедеятельности, в вере в возможность духовного роста, духовного самосовершенствования и духовного спасения он находит смысл своего существования. Поэтому вера для религиозного сознания является главной ценностью. Религиозными ценностями являются также мировоззренческие и социальные установки той или иной религии, определенный образ жизни и самооценка человека с религиозных позиций. Смысл человеческой жизни в религии неразрывно связан с системой нравственных ценностей, освященной той или иной религией, которые должны быть усвоены личностью, приобщенной к данной религии и которыми данная личность должна руководствоваться в отношениях с другими людьми и в отношении к самому себе. В этой связи главными религиозно - нравственными ценностями выступают: любовь, милосердие, сострадание, умение прощать обиды и страдания, нанесенные врагами и самих врагов, любить грешников и ненавидеть грех, любить ближнего и т. п. В социальном контексте религиозно окрашенными ценностями выступают патриотизм, способность умереть за Родину, трудолюбие, помощь (духовная и материальная) нуждающимся, гражданственность. Проблема смерти («правильная» жизнь ради грядущего спасения, психологическая адаптация к неизбежности смерти и возможной компенсации за страдания, перенесенными человеком при жизни, перспективой какой-то формы счастья (спасения) после смерти) также имеет важное ценностное значение в религиозном сознании. Смерть (антиценность) в религии обретает ценностные характеристики («Смерть! Где твое жало?», - восклицает Иоанн Богослов по поводу воскресения Иисуса Христа): смерть оказывается не концом человеческого существования, а переходом в качественно новую форму существования – духовную. В «посюсторонней» жизни религия определяет иерархию ценностей, в которой высшими являются сакральные, духовные ценности, а материальные занимают подчиненное положение.

В современном религиозном и нерелигиозном сознании важное место занимает принцип свободы совести, приобретающий все большее аксиологическое содержание. Согласно ему каждый человек имеет право либо верить, свободно выбирая любое вероисповедание, либо не верить в Бога (или богов). Для религиозного сознания этот принцип ценен тем, что человек выбирает без принуждения, осознанно ту или иную веру. Данный принцип вписывается в более широкий принцип толерантности, также приобретший аксиологическую глубину. Необходимо отметить, что религиозные ценности, либо атеистическое восприятие мира во внутреннем мире личности, в общественном сознании, и в ходе человеческой истории тесно взаимосвязаны с нравственными, эстетическими ценностями, восприятием действительности. Их конкретно-историческая взаимосвязь образует базисную основу для мировоззрения человека и общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.