Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Слово учителя




Ход урока

РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА

Цель: изучение событий русско-японской войны и отображе­ние их в литературе.

 

Задачи. 1. Знать причины, характер, основные этапы войны, условия Портсмутского мира. 2. Уметь извлекать из различных источников информацию по данной теме, находить на карте историко-географические объекты. 3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гуманизма даже на примере трагических страниц отечественной истории.

 

Предварительное задание. 1. Прочитать рассказ Л. Андреева «Красный смех», выбрать для выразительного чтения эпизоды об «ужасах этой войны» (по 1 мин.); 2. Подготовить исторические справки об основных событиях войны (по 5 мин.).

 

Формы работы. Сообщения учителя и учащихся; чтение фраг­ментов художественных произведений (Л. Андреев «Красный смех»; А. Степанов «Порт-Артур»; статья Л. Толстого «Одумайтесь!»; Но­виков-Прибой «Цусима», В. Брюсов «Цусима», Вяч. Иванов «Цу­сима»), работа с картой.

 

Оформление урока:

-портреты Куропаткина А. Н., Макарова С. О., Кондратен­ко Р. И., Алексеева Е. И.

- настенная карта «Русско-японская война 1904-1905 гг.»;

- выставка книг «Слава и горечь русского флота в русско-японской войне»: Новиков-Прибой «Цусима», Худяков П. К. «Путь к Цусиме», Семёнов В. «Расплата», Степанов А. «Порт-Артур», Озерецкая Е. «Доблесть русского флота» и др.;

- таблица «Основные события войны», где будут записаны да­ты основных событий и число погибших в этих сражениях:

 

«Основные события войны» (заполняется по ходу урока)

Сражение Хронологические рамки   Потери русских Потери японцев  
Оборона Порт-Артура (с 27.05. 1904-2.01. 1905)   27 000 чел. убиты ми и ранеными.   90 000 чел. убиты ми и ранеными.
Сражение под Ляояном .08.-21. 08.1904)     16 500 чел.   24 000 чел.  
Сражение под Мукденом (6.02.-25.02.1905)   89 000 чел.   71 000 чел.  
Цусима (14.05.-15.05.1905)   Около 4 000 чел. (спорная)  

 

 

Эпиграф:

Чтобы удержать революцию, нам нужна ма­ленькая победоносная война...

В. Плеве

На рубеже веков, с началом стадии империализма, усилилась неравномерность развития капиталистических стран. Обгоняя по темпам и уровню развития старые колониальные державы: Анг­лию, Францию, молодые капиталистические страны - США, Гер­мания и Япония - стремились к территориальным приобретениям и новым рынкам сбыта. Создалась чрезвычайно сложная и напря­женная международная обстановка. Ее определяли франко-германское и англо-германское соперничество, а также противоре­чия России с Англией, Германией и Японией. Политика России на Балканах и Ближнем Востоке не была активной. Она направлялась на поддерживание сложившегося соотношения сил с Австро-Венгрией, Германией и Англией в этих регионах. На среднем Вос­токе Россия действовала активнее, распространяя свое влияние на север Ирана.

Самой деятельной была русская политика на Дальнем Востоке. В этот период внимание Англии, США и Японии привлекают Ки­тай, Корея, Маньчжурия (Северо-восточный Китай). Россия тоже вступает в борьбу за влияние на них. После японо-китайской войны 1894 г. Китай уступил Японии Ляодунский полуостров. Россия, сознавая угрозу своим интересам на Дальнем Востоке, предложила Японии отказаться от аннексии Ляодунского полуострова. Россию поддержали Франция и Германия, после чего Япония вынуждена была уступить. В 1896 г. Россия заключила с Китаем оборонитель­ный союз против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). В 1898 г. Россия получила от Китая в аренду Порт-Артур с правом превращения его в военную базу. Через год началась открытая колониальная экспансия капита­листических государств в Китай. В Китае вспыхнуло народное вос­стание (1900 г.), которое было подавлено совместными силами им­периалистических государств. Русское правительство под предло­гом охраны КВЖД ввело войска в Маньчжурию, тем самым резко обострив противоречия между Россией, с одной стороны, и Япони­ей и Англией - с другой. Союзный договор Японии и Англии в 1902 г. против России был поддержан США. В конце лета 1902 г. Япония направила требование к России о признании полного япон­ского протектората над Кореей в обмен на признание Японией пра­ва за Россией свободы действий в Маньчжурии в зоне КВЖД. 31 декабря 1903 г. русской стороне вручены новые требования: Япония настаивала на безраздельном господстве в Корее и призна­нии равных с Россией прав в Маньчжурии. Требования были при­няты, но японский телеграф намеренно не передавал их русскому посланнику до 25 января.

25 января 1904 г. Япония разорвала дипломатические отноше­ния с Россией и в ночь на 26 января без объявления войны напала на русскую эскадру в Порт-Артуре. Началась русско-японская война.

П. Беседа с классом о причинах войны.

- Определите причины русско-японской войны исходя из ха­рактеристики внешней политики России в конце XIX - начале XX вв. и положения на Дальнем Востоке.

Столкновение русских и японских интересов в Корее и Мань­чжурии.

Причину войны записать на доске.

- Нужна ли эта война была России, несмотря на то, что войну начала Япония? Какие цели преследовало царское правительство в этой войне? При ответе используйте эпиграф.

Во-первых, Россия к началу века являлась империалистической державой и Маньчжурия и Корея входили в сферу ее колониальных интересов.

Во-вторых, из слов В. Плеве становится понятно, что царскому правительству выгодно участие в этой войне, потому что в России к началу века сложилась революционная ситуация, следовательно, победа в войне подняла бы престиж власти и помогла бы избежать революции.

 

Соотношения сил и планы сторон:

Основные планы Японии Японское командование основными военными целями ставило: достижение полного господства на море, на суше – овладение Порт–Артуром и затем распространение своих военных успехов на Корею и Маньчжурию, вытесняя из этих районов русских.

Из воспоминаний А.И.Деникина:

К началу 1904 года находилось всего 108 батальонов, 66 конных сотен и 208 орудий, т.е. около 100тыс. Офицеров и солдат подкрепления могли подвозиться из России с громадных расстояний, причем пропускная способность Сибирской магистрали равнялась всего 3 парам в сутки. Но, самое главное, мы недооценили военной силы Японии… Так, максимальным напряжением Японии считалось нами постановка под ружье 348тыс. человек, причем на театр военных действий 253тыс. Между тем Япония призвала 2727000, из которых использовано было на войне 1185000, т.е. в три раза больше предположенного.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.