Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия воспитания




Индивидуальность

Гезелл твердо верил в уникальное развитие каждого ребенка. К сожалению, его позиция затемнялась способом подведения итогов исследований. Например, он писал о ребенке в 2 с половиной и 3 года и так далее, как если бы могли ожидать, что все дети в каждом возрасте ведут себя точно так же.

В действительности Гезелл считал, что все нормальные дети проходят одну и ту же последовательность, но скорость их развития варьируется. Он также предположил, что скорость роста связана с различием в темпераменте личности. В своей инте­ресной дискуссии (р. 44-45) он представил трех гипотетических де­тей: того, кто растет медленно, того, кто растет быстро и того, кто растет нерегулярно, и представил как каждый стиль роста может про­явиться у детей с разными темпераментами и склонностями. Ребенок «А», развивающийся медленно, мог, к примеру, быть медлительным и осторожным, способным ждать, с ровным темпераментом и способ­ным решать свои жизненные проблемы. Ребенок «Б», развивающийся быстро, может реагировать быстро, быть счастливым и в целом ум­ным и сообразительным. Ребенок «В», развивающийся неравномерно, может быть порой чересчур осторожным или, наоборот, недостаточно осторожным, часто впадать в плохое настроение, ему трудно ждать, но у него мелькают поразительные интуитивные догадки. Гезелл счи­тал, что ребенок с тем или иным темпераментом и стилем развития предъявляет различные требования к культуре и что культура долж­на приспособиться к уникальности каждого ребенка.

Гезелл считал, что воспитание детей должно начинаться с осозна­ния скрытой мудрости законов созревания. Дети рождаются с врож­денным расписанием, являющимся результатом биологической эво­люции почти в 3 миллиона лет; они исключительно «мудры» в том, что касается их потребностей, и в том, что они готовы и не готовы делать. Так что родителям нужно прислушаться к сигналам, которые подают им сами дети.

В вопросе о кормлении Гезелл активно защищал идею, что кор­мить ребенка нужно тогда, когда он сам проявляет готовность, а не по условленному графику. Расписание самостоятельных тре­бований опирается на органическое время, основанное на мудрости тела. Ребенка кормят, когда он голодный; ему разрешают спать, когда он сонный; его не будят чтобы накормить; ему меняют пеленки, когда он беспокоится, что промок; его пускают поиграть, когда он этого хочет. Его не застав­ляют жить по часам на стене, а, скорее, он живет по внутренним ча­сам своих колеблющихся потребностей (Gesell, 1945, р. 51).

Если родители перестанут думать о том, как «должен» вести себя ребенок, и вместо этого будут следовать детским сигналам и знакам - они увидят врожденную способность ребенка к саморегуляции и раз­витию. Они увидят как ребенок регулирует собственные циклы кор­мления, сна и бодрствования. Чуть позже они будут наблюдать как ребенок учится сидеть и ползать сам, без побуждения и подталкива­ния. Родители начинают доверять ребенку и процессу развития.

Гезелл подчеркивал, что первый год — это самая лучшая пора для обучения с учетом индивидуальности ребенка (р. 57). Родители, от­зывчивые к потребностям ребенка в младенческом возрасте, есте­ственно, и позже будут чувствительнее к уникальным интересам и способностям ребенка. Они будут меньше склонны внушать ребен­ку собственные ожидания и амбиции и более склонны давать инди­видуальности ребенка шанс вырасти и найти себя.

Гезелл говорил, что родителям нужно, кроме интуитивной чувствительности к ребенку, некоторое теоретическое знание о направлениях и последовательности развития. В частности, им нужно осознать, что развитие колеблется между периодами стабильности и нестабильности. Это знание способствует развитию терпения и по­нимания у родителей. Например, родителю поможет сознание того, что дети двух с половиной лет проходят трудный период, когда они могут быть очень упрямы. Понимая это, родители не станут испытывать острой потребности подавить такое поведение, пока не по­здно. Напротив, родители смогут более гибко вести себя с ребен­ком и даже радоваться, что ребенок так твердо пытается отстоять собственную независимость (р. 197, 296).

Одна из последовательниц Гезелла, Луиза Бейтс Эймс предлагала родителям следующие советы:

1. Откажитесь от мысли, что то, кем вырастет ваш ребенок; зависит от вас и нельзя терять ни минуты.

2. Попытайтесь оценить чудо роста. Наблюдайте и получайте удо­вольствие от того, что каждая неделя и каждый месяц приносят нечто новое в развитие вашего ребенка.

3. С уважением относитесь к его незрелости. Предвидьте тот факт, что ему, по всей вероятности, понадобится сначала ползать, преж­де чем ходить, выражать себя с помощью одного слова, прежде чем он будет говорить целые фразы, и произносить «нет», прежде чем сказать «да».

4. Попытайтесь не думать о том, что должно быть потом. Радуйтесь, и пусть ваш ребенок получает удовольствие от каждой стадии развития, прежде чем двигаться дальше (р. 108,125).

В результате дети научатся контролировать свои импульсы и справляться с требованиями своей культуры. Тем не менее Гезелл считал, что дети скорее научатся так по­ступать, если мы будем обращать внимание на их собственную раз­вивающуюся способность воспринимать контроль других людей. Развитие языка и расширенная временная перспектива по­могают детям откладывать непосредственное вознаграждение. В два с половиной года им не нужно сразу же выпить сок, потому что они понимают, когда отец или мать говорят им: «быстро». В 3 года они могут понять «когда будет пора обедать». А к 4 они хотят уже сами помогать готовить еду. Следовательно, культура может облегчить детям приобщение к ней, если родители сами приспособятся к со­зревающей готовности ребенка переносить контроль других людей.

В то же время недостаточно подобрать технику для каждого возраста или класса, ведь каждый ребенок имеет индивидуальные особенности в скорости роста и способностях. Соответственно взрослому нужно приспособить свою работу к степени готовности и способностям каждого отдельного ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.