КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия воспитания
Индивидуальность Гезелл твердо верил в уникальное развитие каждого ребенка. К сожалению, его позиция затемнялась способом подведения итогов исследований. Например, он писал о ребенке в 2 с половиной и 3 года и так далее, как если бы могли ожидать, что все дети в каждом возрасте ведут себя точно так же. В действительности Гезелл считал, что все нормальные дети проходят одну и ту же последовательность, но скорость их развития варьируется. Он также предположил, что скорость роста связана с различием в темпераменте личности. В своей интересной дискуссии (р. 44-45) он представил трех гипотетических детей: того, кто растет медленно, того, кто растет быстро и того, кто растет нерегулярно, и представил как каждый стиль роста может проявиться у детей с разными темпераментами и склонностями. Ребенок «А», развивающийся медленно, мог, к примеру, быть медлительным и осторожным, способным ждать, с ровным темпераментом и способным решать свои жизненные проблемы. Ребенок «Б», развивающийся быстро, может реагировать быстро, быть счастливым и в целом умным и сообразительным. Ребенок «В», развивающийся неравномерно, может быть порой чересчур осторожным или, наоборот, недостаточно осторожным, часто впадать в плохое настроение, ему трудно ждать, но у него мелькают поразительные интуитивные догадки. Гезелл считал, что ребенок с тем или иным темпераментом и стилем развития предъявляет различные требования к культуре и что культура должна приспособиться к уникальности каждого ребенка. Гезелл считал, что воспитание детей должно начинаться с осознания скрытой мудрости законов созревания. Дети рождаются с врожденным расписанием, являющимся результатом биологической эволюции почти в 3 миллиона лет; они исключительно «мудры» в том, что касается их потребностей, и в том, что они готовы и не готовы делать. Так что родителям нужно прислушаться к сигналам, которые подают им сами дети.
В вопросе о кормлении Гезелл активно защищал идею, что кормить ребенка нужно тогда, когда он сам проявляет готовность, а не по условленному графику. Расписание самостоятельных требований опирается на органическое время, основанное на мудрости тела. Ребенка кормят, когда он голодный; ему разрешают спать, когда он сонный; его не будят чтобы накормить; ему меняют пеленки, когда он беспокоится, что промок; его пускают поиграть, когда он этого хочет. Его не заставляют жить по часам на стене, а, скорее, он живет по внутренним часам своих колеблющихся потребностей (Gesell, 1945, р. 51). Если родители перестанут думать о том, как «должен» вести себя ребенок, и вместо этого будут следовать детским сигналам и знакам - они увидят врожденную способность ребенка к саморегуляции и развитию. Они увидят как ребенок регулирует собственные циклы кормления, сна и бодрствования. Чуть позже они будут наблюдать как ребенок учится сидеть и ползать сам, без побуждения и подталкивания. Родители начинают доверять ребенку и процессу развития. Гезелл подчеркивал, что первый год — это самая лучшая пора для обучения с учетом индивидуальности ребенка (р. 57). Родители, отзывчивые к потребностям ребенка в младенческом возрасте, естественно, и позже будут чувствительнее к уникальным интересам и способностям ребенка. Они будут меньше склонны внушать ребенку собственные ожидания и амбиции и более склонны давать индивидуальности ребенка шанс вырасти и найти себя. Гезелл говорил, что родителям нужно, кроме интуитивной чувствительности к ребенку, некоторое теоретическое знание о направлениях и последовательности развития. В частности, им нужно осознать, что развитие колеблется между периодами стабильности и нестабильности. Это знание способствует развитию терпения и понимания у родителей. Например, родителю поможет сознание того, что дети двух с половиной лет проходят трудный период, когда они могут быть очень упрямы. Понимая это, родители не станут испытывать острой потребности подавить такое поведение, пока не поздно. Напротив, родители смогут более гибко вести себя с ребенком и даже радоваться, что ребенок так твердо пытается отстоять собственную независимость (р. 197, 296).
Одна из последовательниц Гезелла, Луиза Бейтс Эймс предлагала родителям следующие советы: 1. Откажитесь от мысли, что то, кем вырастет ваш ребенок; зависит от вас и нельзя терять ни минуты. 2. Попытайтесь оценить чудо роста. Наблюдайте и получайте удовольствие от того, что каждая неделя и каждый месяц приносят нечто новое в развитие вашего ребенка. 3. С уважением относитесь к его незрелости. Предвидьте тот факт, что ему, по всей вероятности, понадобится сначала ползать, прежде чем ходить, выражать себя с помощью одного слова, прежде чем он будет говорить целые фразы, и произносить «нет», прежде чем сказать «да». 4. Попытайтесь не думать о том, что должно быть потом. Радуйтесь, и пусть ваш ребенок получает удовольствие от каждой стадии развития, прежде чем двигаться дальше (р. 108,125). В результате дети научатся контролировать свои импульсы и справляться с требованиями своей культуры. Тем не менее Гезелл считал, что дети скорее научатся так поступать, если мы будем обращать внимание на их собственную развивающуюся способность воспринимать контроль других людей. Развитие языка и расширенная временная перспектива помогают детям откладывать непосредственное вознаграждение. В два с половиной года им не нужно сразу же выпить сок, потому что они понимают, когда отец или мать говорят им: «быстро». В 3 года они могут понять «когда будет пора обедать». А к 4 они хотят уже сами помогать готовить еду. Следовательно, культура может облегчить детям приобщение к ней, если родители сами приспособятся к созревающей готовности ребенка переносить контроль других людей. В то же время недостаточно подобрать технику для каждого возраста или класса, ведь каждый ребенок имеет индивидуальные особенности в скорости роста и способностях. Соответственно взрослому нужно приспособить свою работу к степени готовности и способностям каждого отдельного ребенка.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |