Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Другие принципы развития




На основе наблюдений Гезелл предлагает несколько других прин­ципов роста. Мы рассмотрим три: взаимное переплетение, функци­ональную ассимметрию и саморегуляцию.

Взаимное переплетение. Все в человеке формируется по зер­кальному принципу: у нас есть два полушария мозга, два глаза, две руки, две ноги и так далее. Наши действия также отличаются дуа­лизмом, когда мы сгибаем или распрямляем части нашего тела. «Вза­имное переплетение» характеризует процесс развития, при котором две тенденции постепенно достигают эффективной организации. На­пример, при развитии управления руками, младенец сперва пользу­ется одной рукой, затем обеими вместе, затем предпочитает брать другой рукой, затем берет обеими руками вместе и так далее, пока в конце концов не достигается доминирование одной из рук. Это свой­ство предпочтений «туда и сюда» наводит нас на метафору плете­ния, отсюда и термин «взаимное переплетение». Гезелл показывал, как взаимное переплетение описывает формирование паттернов разного рода поведения, в том числе визуальное поведение, ползание, ходьбу (Gesell, 1945, р. 342-349).

Гезелл также считал, что взаимное переплетение характеризует рост личности. Здесь мы видим, как организм интегрирует тенденции интровертности и экстравертности. Например, ребенок, сосредоточенный на себе в возрасте 3 лет, в 3 с половиной года делается интровертом, робким и застенчивым. За этим периодом интроверсии следует откат к экстраверсии в возрасте 4 лет, и эти две тенденции в конце концов объединяются и приходят в равновесие к 5 годам. Такие циклы возникают в младенчестве и продолжаются, по крайней мере, до 16 лет. Организм временно теряет свое равновесие по мере того, как расширяется во внутренние и внешние сферы, но затем переформирует себя на новых уровнях (Gesell, 1952, p. 16-20).

Функциональная асимметрия. Следовательно, в процессе вза­имного переплетения мы начинаем приводить в равновесие двой­ственность нашей природы. Тем не менее мы редко достигаем полно­го равновесия или симметрии. В действительности степень асимметрии строго функциональна; мы ведем себя наиболее эффективно, когда смотрим на мир с одной стороны, действуем одной рукой и так далее.

Асиметричная тенденция у младенца видна в тоническом реф­лексе шеи, рефлексе, который Гезелл открыл у людей. Гезелл отме­тил, что дети предпочитают лежать, повернув голову на одну сто­рону, и когда они так делают, то автоматически принимают позу тоническогого рефлекса шеи. Они вытягивают руку в ту сторону, куда повернута их голова (как будто смотрят на руку) и сгибают другую руку за головой. Тонический рефлекс шеи доминирует в первые три месяца после рождения и затем ис­чезает, при этом нервная система получает новое развитие (Gesell, 1945, р.349-354).

Саморегуляция. Гезелл верил, что механизмы внутреннего развития настолько сильны, что организм может до определен­ной степени регулировать свое собственное развитие. В других сериях исследований он показал, как младенцы могут регулиро­вать свои циклы питания, сна и бодрствования: когда младенцам разрешали самим решать — сосать ли им или спать, им постепен­но требовалось все реже питаться, и они дольше бодрствовали днем. Прогресс не происходит по прямой; наблюдалось много колебаний, в том числе и регресса. Но дети постепенно выраба­тывали стабильное расписание (р.358-364).

Гезелл также писал о саморегуляции с несколько другой точки зре­ния, сосредоточившись на способности организма поддерживать общую целостность и равновесие. Рост, разумеется, также включает и отсутствие равновесия. Мы видели сопоставимые колебания и в развитии личности, когда после периодов стабильности следуют период нестабильнocти, а фазы интровертности и экстравертности сменяют друг друга. Возникает напряжение, когда дети сталкиваются с чем-то неизвестным. Однако механизмы саморегуляции всегда сра­батывают так, чтобы изменение организма никогда не заходило слишком далеко в одном направлении прежде чем не приобретет равновесия, и чтобы он всегда укреплял свои приобретения прежде чем снова двигаться вперед.

Из-за процессов внутренней саморегуляции дети порой сопротивляются нашим усилиям обучить их чему-то новому. Как, бyдто что-то внутри говорит им не учить так много так быстро. В процессе развития организму требуется сохранять свою целостность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.