Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория развития Руссо




Оценка

Как психолог Локк далеко опережал свое время. Его принципы научения — принципы ассоциации, повторения, моделирования, вознаграждения и наказания — стали краеугольными камнями всех со­временных теорий научения. Его мысли о корректировке поведения «при помощи постепенных изменений» - основа основ для современных сторонников этих теорий. Как мы увидим в дальнейшем, Локк во многом предвосхитил современные идеи.

Кроме того, идеи Локка о педагогике довольно близки к мыслям современных исследователей в области образования. Большинство учителей применяют вознаграждения и наказания (похвалы, оценки и критику), чтобы мотивировать детей учиться. Наиболее просвещенные учителя также понимают влияние моделей и потребность в постепенных шагах при воспитании ребенка, отвергая физические наказания.

Большинство современных работников образования разделяют непоследовательность Локка. Хотя они верят, что необходимо формировать характер детей, применяя вознаграждения и наказания. Они также признают, что такое социальное влияние не всемогуще. Они чувствительны к готовности ребенка учить различные вещи и признают, что ребенок лучше всего учится, когда проявляет спонтанное любопытство о конкретном предмете. Тем не менее, как и Локк, они не готовы опираться на внутреннюю мотивацию детей и понять ее. Учителя верят, что от них, от взрослых, зависит, научат они детей правильным вещам или нет. В действительности они не верят, что дети усвоят то, что нужно, не подвергаясь внешним стимулам, таким как похвала и оценки. В целом они разделяют взгляд Локка, что образование — это в основном процесс социализации. Ребенок учится завоевывать наше одобрение и таким образом усваивает то, что ему или ей нужно знать, чтобы стать полезным и добродетельным членом нашего общества.

Романтический натурализм Ж.- Ж. Руссо (1712-1778)

Основные работы:

«Общественный договор» (1762).

«Эмиль, или О воспитании» (1762

Детство занимает особое место в последовательности человеческой жизни, и все же мы ничего не знаем о нем. Это потому, что нас волнует исключительно будущее ребенка — те вещи, которые ребенку нужно будет знать, чтобы приспособиться к взрослому обществу. Когда мы тратим время просто чтобы наблюдать за детьми, мы обнаруживаем, что они сильно отличаются от нас. Детство имеет свои собственные способы видения, мышления и чувствования. Все это происходит в соответствии с планом Природы. Природа как скрытый преподаватель, который поощряет ребенка развивать различные способности на различных стадиях роста. Ее продуктом может быть не только человек, просто хорошо натренированный, чтобы вписываться в социальную нишу, а сильный совершенный человек. Руссо считал, что существует четыре основных стадии развития.

I. Младенчество (от рождения до 2 лет). Младенцы общаются с миром непосредственно при помощи чувств. Они ничего не знают об идеях и рассудке; они просто переживают удовольствие и боль. Тем не менее младенцы активны и любопытны и многое узнают. Они постоянно пытаются потрогать все, что можно, и, поступая так, узнают, что такое горячее, холодное, твердое, мягкое и т. д. Дети также начинают усваивать язык, который они почти целиком учат сами. В каком-то смысле они развивают и грамматику, более совершенную, чем наша; они используют грамматические правила без исключений, которые коверкают речь взрослого. Мы педантично поправляем их ошибки, хотя дети всегда поправят себя со временем сами.

II. Детство (от 2 до 12 лет). Эта стадия начинается, когда дети приобретают новую степень независимости; они теперь могут ходить, говорить, самостоятельно есть, гулять. Эти способности они развивают тоже сами. На этой стадии дети обладают своего рода рассудком. Но это не рассудок, имеющий дело с отдаленными событиями и абстракция­ми. Скорее, это интуитивный рассудок, непосредственно связанный с движением тела и чувствами. Тем не менее мышление все еще крайне «кон­кретно».

III. Позднее детство (от 12 до 15 лет). Эта третья ста­дия — переходная между детством и отрочеством. В этот период дети приобретают огромное количество физической силы; они могут ко­пать, толкать тележки, разрыхлять мотыгой и выполнять работу взрослых. Они также существенно развивают когнитивную сферу и могут, например, решать задачи по геометрии и физике. Все же они не предрасположены думать о чисто теоретических и словес­ных вещах. Вместо этого они могут лучше всего упражнять свои ког­нитивные функции в конкретных и полезных задачах (например, за­нимаясь сельским хозяйством, плотницким делом или рисуя карты).

Во время первых трех стадий дети по своей природе просоциальны. То есть они в первую очередь озабочены тем, что необходимо и полезно для них самих, и проявляют мало интереса к социальным вза­имоотношениям. Им нравится работать с физическими вещами и учиться у природы; мир книг и общества чужд для них. Уже на тре­тьей стадии между 12 и 15 годами модель жизни ребенка — это Ро­бинзон Крузо, мужчина, живший один на острове и ставший самодо­статочным, эффективно справившись с окружающей его физической средой (Rousseau, 1762, р. 147).

IV. Отрочество. Отчетливо социальными существами дети становятся только на четвертой стадии, начинающейся с половозрелости. Руссо говорил, что половозрелость начинается в возра­сте 15 лет. В это время ребенок переживает второе рождение. Тело меняется, и в нем начинают бур­лить страсти. «Изменение характера, частые всплески гнева или веч­ное волнение души делают ребенка почти неуправляемым» (р. 172). Молодой человек, не ребенок и не взрослый, начинает краснеть в при­сутствии представителей противоположного пола, так как он или она смутно осознают сексуальные чувства. Здесь молодой человек боль­ше не является самодостаточным. Подростка влечет к другим, и они ему нужны.

Подросток также развивается когнитивно. Он или она теперь могут иметь дело с абстрактными понятиями и интересоваться теоретическими представлениями в науке и нравственности.

Руссо также предположил, что эти стадии повторяют общую эво­люцию человеческого вида. Младенцы схожи с самыми древними «примитивными людьми», которые воспринимали мир непосред­ственно с помощью органов чувств и которых волновали только чувство удовольствия и боль. Следующие две стадии детства па­раллельны эре «дикарей», когда люди учились строить хижины, из­готавливать инструменты, ловить рыбу, ставить капканы на зверей и использовать другие навыки.

Наконец, отрочество параллельно началу настоящей социальной жизни. Исторически социальное существование началось с разделения труда. Когда работа стала специализироваться, люди больше не пытались производить все, что им нужно, самостоятельно. Таким образом, им приходилось опираться на других людей. По мере того? как они все больше погружались в общество, они стали рабами условностей и социального одобрения. Даже дикарей навер­няка интересовало мнение других людей, но этот интерес углублял­ся по мере того, как люди все больше включались в социальную жизнь. В результате современные люди перестали думать сами. «Дитя, — говорил Руссо, — живет внутри самого себя; социальный человек всегда находится за пределами себя самого, он знает, как работать с точки зрения других людей» (Rousseau, 1762, р. 179).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.