КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы становления и развития международных экономических организаций
Международные экономические организации — это институт многостороннего межгосударственного сотрудничества и инструмент урегулирования международных экономических отношений между странами, имеющий согласованные цели, компетенцию, постоянные органы. В рамках международных экономических организаций проходят интенсивные переговоры по общеэкономическим и специальным вопросам, изыскиваются пути решения спорных вопросов и противоречий, устанавливаются и развиваются отношения между странами-участницами. Международная экономическая организация играет относительно самостоятельную роль, вступая в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время представляя все участвующие в ней государства в своих решениях, в заключаемых ею международных договорах и соглашениях с другими государствами или международными организациями. Международная экономическая организация признается субъектом международного права. Как субъект межгосударственных отношений, а следовательно, и международного права международная экономическая организация призвана играть конструктивную роль в развитии и упрочении международной законности, в укреплении взаимопонимания, в развитии взаимовыгодных экономических отношений между государствами, в решении спорных экономических вопросов. Члены международных экономических организаций не теряют своей самостоятельной роли в системе МЭО, но в то же время способны прямо и опосредованно оказывать существенное воздействие на систему МЭО. Роль и место различных международных экономических организаций в системе и структуре МЭО неоднозначны. Механизмы, с помощью которых осуществляется координация и регулирование экономического поведения членов международных экономических организаций, играют реальную позитивную роль. Она может состоять в простом информационном обмене, имеющем оперативный характер, в разработке общего «видения» тех или иных международных 1.2. Этапы становления и развития международных экономических организаций 19 экономических, социально-политических событий и их унифицированной интерпретации. В согласовании отдельных элементов внешнеэкономической политики и стратегии на мировой арене,- наконец, в совместной разработке и осуществлении конкретных экономических акций. Механизмы регулирования работают «на входе» системы МЭО и являются каналами постоянного воздействия на нее со стороны участников данной организации, инструментами устранения или снятия остроты возникших экономических противоречий, местом разработки общей экономической политики. Как показывает мировая практика, развитие объективных тенденций усиления взаимозависимости всех явлений, в том числе и экономических, в современных международных экономических отношениях способствует формированию международных экономических организаций. Будучи порождением таких объективных закономерностей развития, как международное разделение труда, интернационализация мирохозяйственных и иных связей государств, международные организации, с одной стороны, оказывают влияние на проявление этих закономерностей, создавая более или менее благоприятные условия для их реализации, в результате происходит снятие или ослабление меж-страновых экономических противоречий. С другой стороны, возникновение международных экономических отношений приводит к определенной автономизации, вычленению из мировых экономических отношений группы государств-членов. Это накладывает определенный отпечаток на внешнеэкономическое и политическое поведение стран-участниц по отношению к другим государствам мира и на проводимый экономический и политический курс по отношению друг к другу и способно не только воспроизводить противоречия на новом уровне, но и создавать свои собственные узлы противоречий. Международные организации являются более или менее автономной структурой в МЭО. Они действуют и развиваются, подчиняясь своим собственным закономерностям. К их числу, в частности, следует отнести необходимость соответствия структуры и принципов создания и деятельности международных организаций общепризнанным принципам и нормам международного права1, целесообразность функционирования именно в той области международных отношений, рамки которой определены уставом данной организации. Возникнув, международная экономическая организация приобретает определенную инерционность и начинает оказывать обратное воздействие на проводимую политику стран-участниц. Это придает 1 См.: Морозов, Г. И. Международные организации, некоторые вопросы теории. М: Международное право, 1981. 2* 20 Глава 1. Роль международных экономических организаций определенный консерватизм той роли, которую играют международные экономические организации. Атак как внешнеполитический курс государств всегда более динамичен,, чем курс международных экономических организаций, то возможно возникновение противоречий как в системе международных экономических отношений, так и в структуре отношений самих участников организации. Страны могут наталкиваться на препятствия со стороны международных экономических организаций по различным причинам субъективного характера, что также порождает противоречия. Именно эти обстоятельства в некоторых случаях делают «коллективную» экономическую политику малоэффективной и порождают потребность в реформировании сложившихся международных организаций. Хроника возникновения международных экономических организаций свидетельствует, что попытки регулирования мирохозяйственных проблем на многосторонней основе предпринимались уже на ранних стадиях становления мирового рыночного хозяйства. Этому способствовала потребность в общих правилах в области международной торговли, судоходства, валютно-кредитных отношений и т.д. Регулирование осуществлялось с помощью межгосударственных многосторонних соглашений, которые со временем приобрели организационные и правовые формы и стали охватывать все большее количество государств. Наряду с многосторонними соглашениями в конце XIX в. возникают первые международные экономические организации. Расширение международной торговли и образование мирового рынка существенно ускорило этот процесс. Однако активизация процесса создания международных организаций началась во второй половине 40-х гг. XX в. После Второй мировой войны сложилась ныне функционирующая система международных экономических организаций, отличающихся друг от друга и по формам и целям, и по кругу решаемых задач. Их создание было обусловлено объективными процессами, протекающими в производительных силах, а также изменениями в соотношении сил на мировой арене и внутри развитых стран. Происходила своеобразная эволюция форм и методов разработки совместной экономической стратегии многостороннего регулирования мирохозяйственных связей. Специалисты выделяют в этом процессе следующие этапы.1 Первый этап начался с конца Второй мировой войны и длился в 50-е гг. Это период подавляющего экономического и политического лидерства США в мировом хозяйстве. По инициативе и под эгидой 1 См.: Халевинская, Е. Д. Международные экономические организации. Ч. 1. М., 1999. С. 10-14. 1.2. Этапы становления и развития международных экономических организаций 21 США создается широкая сеть международных организаций, автономных от конкретных государств и правительств, с передачей им части полномочий по управлению отдельными аспектами политической и экономической жизни. Среди них — Организация Объединенных Наций (ООН) с ее разветвленной системой институтов, Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). В это время был создан специальный орган, определявший развитие внешнеэкономических связей с СССР и другими социалистическими странами, — координационный комитет НАТО по экономическим вопросам (КОКОМ) и др. Масштаб и интенсивность процесса перемещения полномочий с государственного на межгосударственный уровень постоянно нарастали: с середины прошлого века до настоящего времени возникло около 3 тыс. межправительственных организаций (МПО), регулирующих самые различные сферы экономики, политики, экологии, культуры. Их дополняют почти 20 тыс. разнообразных неправительственных международных организаций (МНПО), из которых примерно 2 тыс. имеют статус наблюдателя при ООН'. Сформированная в середине 40-х — конце 50-х гг. система международных экономических организаций в целом соответствовала задачам, стоявшим перед ведущими странами с развитой рыночной экономикой, и обладала рядом характерных черт: • включала только индустриально развитые страны, что отражало интересы США использовать созданные ими институты в качестве орудия поддержки своего господства в мировом хозяйстве; • регулирование сводилось в основном к либерализации торговли, снижению таможенных тарифов и к свободному продвижению капиталов. Второй этап охватывал 60-е гг. Он отличался эволюцией форм многостороннего регулирования мирохозяйственных связей и отражал существенные перемены в общей расстановке сил между капиталистическими, социалистическими и появившимися на мировой арене развивающимися странами и изменения в расстановке сил внутри системы развитых индустриальных стран. Отмеченные обстоятельства ставили новые задачи перед системой международных экономических организаций. Развитым странам необходимо было решать не только осложнившиеся внутренние национально-экономические проблемы, 1 См.: Мазурова, Е. К. Роль межународных организаций в регулировании глобальных экономических процессов // Вестник МГУ. 2002. № 4. С. 36. 22 Глава 1. Роль международных экономических организаций но и согласовывать экономическую политику друг с другом, а также с социалистическими и развивающимися странами. Это нашло отражение в модификации форм многостороннего регулирования. В связи с вступлением в МВФ, МБРР и ГАТТ большого числа освободившихся стран и ряда социалистических государств они утрачивают однородность своего состава. Ведущие индустриальные страны стали занимать лишь около '/4 численности состава. Изменение количественной расстановки сил не означало качественно новой обстановки внутри них. Ведущие позиции все также занимали промышленно развитые государства, но прежней абсолютной свободы действий они уже не имели. При принятии решений арифметическое большинство голосов уже не принадлежало развитым странам. На базе Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС)1 в 1961 г. образовалась новая Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В ее состав вошли развитые западноевропейские страны, а также США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и т.д. — всего 24 государства. Определяя задачи новой организации, руководители ведущих индустриальных стран попытались сконцентрировать ее деятельность на проблеме темпов экономического роста экономики индустриальных стран, на регулировании международной торговли и валютно-кредитных отношений, выработке единой экономической стратегии в отношении развивающихся и социалистических стран. Таким образом, ОЭСР становится в тот период одним из основных международных институтов, призванных координировать и разрабатывать единую экономическую политику развитых стран с рыночной экономикой. Особенностью второго этапа явилась неспособность развитых стран подчинять своим интересам, направлять развитие стран в нужное им русло. Освободившиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки были допущены в ранее созданные международные организации, с их присутствием также созданы новые организации в составе ООН, ЮНКТАД и ЮНИДО, основной задачей которых стало регулирование взаимоотношений развитых стран с развивающимися. Начало третьего этапа развития системы международных экономических организаций приходится на 70-е гг. В политическом плане это период разрядки напряженности между Востоком и Западом, окончательного распада колониальной системы, изменения в соотношении сил между США и Западной Европой. Это период стремительного развития торгово-экономического сотрудничества Восток — ОЕЭС была создана в 1948 г. 1.2. Этапы становления и развития международных экономических организаций 23 Запад, возрастающего воздействия НТП на все сферы экономической и социальной жизни, а также мирового экономического кризиса и усиления взаимосвязи и обострения противоречий между развитыми индустриальными и развивающимися странами. Государства Азии, Африки и Латинской Америки в эти годы развернули борьбу за установление нового международного экономического порядка. К началу 80-х гг. вновь претерпевает серьезные изменения расстановка сил между развитыми индустриальными странами. Формируются три «центра силы»: США, ЕЭС и Япония. США практически утрачивают позиции абсолютного лидера в экономике. Укрепление позиций ФРГ и Японии стимулирует пересмотр их взаимоотношений с США. ОЭСР, членами которой являются эти страны, превратилась в клубок противоречий, охвативших не только взаимоотношения трех «центров силы», но также разногласия внутри ЕЭС, между ЕЭС и другими европейскими странами. Стало ясно, что организация с таким широким составом членов не может устранить возникшие противоречия. Согласование экономической политики в рамках ОЭСР стало трудным делом. Международные организации (МВФ, МБРР, ГАТТ, ЮНИДО, ЇОНКТАД, каждая из которых занималась достаточно ограниченным кругом вопросов) в силу расширения состава участников столкнулись с теми же проблемами, которые встали перед ведущими индустриальными странами. Невозможность согласования и координирования экономической политики ведущих индустриальных государств в рамках ОЭСР привело к созданию в 1975 г. нового международного форума — совещания стран «Большой семерки». Для координации экономической политики стали проводиться ежегодные встречи на высшем уровне представителей стран «Большой семерки»: США, Канады, Японии, ФРГ, Англии, Франции и Италии. «Большой семерке» предшествовало создание на совещании руководителей американских корпораций и ученых-экономистов в Нью-Йорке в 1973 г. так называемой трехсторонней комиссии представителей частного капитала для «установления разумного согласия и поддерживания демократии в западно-либеральном смысле этого слова». К началу 80-х гг. уже существовала достаточно сложная система международных экономических организаций многостороннего регулирования мирохозяйственных связей. По своей структуре она напоминает пирамиду, основанием которой служит весьма широкий круг международных экономических организаций системы ООН, занимающихся различными проблемами, затрагивающими интересы практически всех участников мирового хозяйства. Над ними Возвышаются организации, в которые входят только промышленно развитые страны (ОЭСР и др.). 24 Глава 1. Роль імеждународньїх экономических организаций Венчает пирамиду «Большая семерка» (теперь уже «восьмерка»), имеющая при себе неофициального консультанта — Трехстороннюю комиссию. Эволюция всей системы международных экономических организаций продолжается. Это продиктовано как экономическими, так и политическими причинами. Взрывной рост международных экономических связей, как уже отмечалось, сдвиги, происходящие в сферах производства, коммуникаций, торговли, зарубежного инвестирования и финансов, привели к невиданной прежде степени вовлеченности стран в мирохозяйственные связи. Мировая экономика превратилась в целостный глобальный организм, спаянный уже не просто международным разделением труда, но и гигантскими, по своим масштабам, порой всемирными производственно-сбытовыми структурами, глобальной финансовой системой и информационной сетью, которым необходимы адекватные формы управления. Глобализация, продолжающаяся и в начале XXI в., является объективной тенденцией развития. Она создает условия для более эффективного перераспределения и использования в мировом масштабе производственно-технологических, финансовых и интеллектуальных ресурсов, открывает возможности для ускорения экономического роста, помогает менее развитым странам в определенной мере подтягиваться к экономическим лидерам. Однако глобализация, как и любой другой социально-экономический процесс, не может происходить только по восходящей линии, без кризисов и потрясений. Практика показывает, что многие сложные проблемы, порожденные ею, могут быть решены только на межгосударственном или наднациональном уровнях. Регулирование глобальных экономических процессов силами международных экономических организаций представляет собой сегодня одно из звеньев усложняющегося многоярусного механизма управления мирохозяйственными связями стран. Ученые и политики единодушны в высокой оценке регулирующей роли международных экономических организаций. Так, известные на Западе исследователи международных организаций Ф. Джекоб, А. Атертон и А. Уоленстайн справедливо отмечали, что «стимулом для развития всех видов международных организаций является признание того факта, что государства не могут сами решать кардинальные вопросы и что традиционные формы дипломатии не в состоянии выработать эффективные приемы совместных действий нескольких или многих государств. Поэтому международные организации — наиболее действенные орудия достижения всеобщего мира и прогресса»1. ' Jacob, P., Ahterton, A. The Dynamics of International Organization. Illinois, 1965. P. 10-11. 1.3. Классификация международных экономических организаций 25 Индийский юрист В. Уигерера, оценивая в своей работе деятельность Организации Объединенных Наций, отмечает, что ООН является мирбвым форумом, где представители всех рас и наций земного шара могут регулярно собираться и обсуждать вопросы, представляющие общий интерес, и что «один этот факт должен оправдать существование ООН»1. На рубеже веков глобальные экономические процессы становятся доминирующими, оттесняя на обочину национальные экономики, растворяя их в гигантском хозяйственном механизме планетарных масштабов. Международные экономические процессы перерастают из межнациональных, регулировавшихся в одностороннем, двустороннем или многостороннем порядке национальными государствами, во вненациональные, т.е. глобальные, почти или совсем не поддающиеся государственному регулированию. Таким образом, международные организации прочно вошли в структуру системы МЭО как важный элемент, без которого функционирование мирового хозяйства практически невозможно, особенно в условиях глобализации экономики, требующей новых форм регулирования и согласования мирохозяйственных связей. Роль международных экономических организаций как элемента структуры системы МЭО будет, очевидно, возрастать.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |