Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы становления и развития международных экономических организаций




Международные экономические организации — это институт много­стороннего межгосударственного сотрудничества и инструмент урегу­лирования международных экономических отношений между страна­ми, имеющий согласованные цели, компетенцию, постоянные орга­ны. В рамках международных экономических организаций проходят интенсивные переговоры по общеэкономическим и специальным во­просам, изыскиваются пути решения спорных вопросов и противоре­чий, устанавливаются и развиваются отношения между странами-уча­стницами. Международная экономическая организация играет отно­сительно самостоятельную роль, вступая в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время представляя все участвующие в ней государства в своих решениях, в заключаемых ею международных договорах и соглашениях с другими государствами или международными организациями. Международная экономиче­ская организация признается субъектом международного права. Как субъект межгосударственных отношений, а следовательно, и междуна­родного права международная экономическая организация призвана играть конструктивную роль в развитии и упрочении международной законности, в укреплении взаимопонимания, в развитии взаимовы­годных экономических отношений между государствами, в решении спорных экономических вопросов.

Члены международных экономических организаций не теряют своей самостоятельной роли в системе МЭО, но в то же время способ­ны прямо и опосредованно оказывать существенное воздействие на систему МЭО. Роль и место различных международных экономиче­ских организаций в системе и структуре МЭО неоднозначны. Меха­низмы, с помощью которых осуществляется координация и регулиро­вание экономического поведения членов международных экономиче­ских организаций, играют реальную позитивную роль. Она может состоять в простом информационном обмене, имеющем оперативный характер, в разработке общего «видения» тех или иных международных


1.2. Этапы становления и развития международных экономических организаций 19

экономических, социально-политических событий и их унифициро­ванной интерпретации. В согласовании отдельных элементов внешне­экономической политики и стратегии на мировой арене,- наконец, в совместной разработке и осуществлении конкретных экономических акций. Механизмы регулирования работают «на входе» системы МЭО и являются каналами постоянного воздействия на нее со стороны уча­стников данной организации, инструментами устранения или снятия остроты возникших экономических противоречий, местом разработки общей экономической политики.

Как показывает мировая практика, развитие объективных тенден­ций усиления взаимозависимости всех явлений, в том числе и эконо­мических, в современных международных экономических отношени­ях способствует формированию международных экономических орга­низаций. Будучи порождением таких объективных закономерностей развития, как международное разделение труда, интернационализация мирохозяйственных и иных связей государств, международные орга­низации, с одной стороны, оказывают влияние на проявление этих за­кономерностей, создавая более или менее благоприятные условия для их реализации, в результате происходит снятие или ослабление меж-страновых экономических противоречий. С другой стороны, возник­новение международных экономических отношений приводит к опре­деленной автономизации, вычленению из мировых экономических отношений группы государств-членов. Это накладывает определен­ный отпечаток на внешнеэкономическое и политическое поведение стран-участниц по отношению к другим государствам мира и на про­водимый экономический и политический курс по отношению друг к другу и способно не только воспроизводить противоречия на новом уровне, но и создавать свои собственные узлы противоречий.

Международные организации являются более или менее автоном­ной структурой в МЭО. Они действуют и развиваются, подчиняясь своим собственным закономерностям. К их числу, в частности, следу­ет отнести необходимость соответствия структуры и принципов созда­ния и деятельности международных организаций общепризнанным принципам и нормам международного права1, целесообразность функционирования именно в той области международных отноше­ний, рамки которой определены уставом данной организации.

Возникнув, международная экономическая организация приобре­тает определенную инерционность и начинает оказывать обратное воздействие на проводимую политику стран-участниц. Это придает

1 См.: Морозов, Г. И. Международные организации, некоторые вопросы теории. М: Международное право, 1981.

2*


20 Глава 1. Роль международных экономических организаций

определенный консерватизм той роли, которую играют международ­ные экономические организации. Атак как внешнеполитический курс государств всегда более динамичен,, чем курс международных эконо­мических организаций, то возможно возникновение противоречий как в системе международных экономических отношений, так и в структуре отношений самих участников организации. Страны могут наталкиваться на препятствия со стороны международных экономиче­ских организаций по различным причинам субъективного характера, что также порождает противоречия. Именно эти обстоятельства в не­которых случаях делают «коллективную» экономическую политику малоэффективной и порождают потребность в реформировании сло­жившихся международных организаций.

Хроника возникновения международных экономических органи­заций свидетельствует, что попытки регулирования мирохозяйствен­ных проблем на многосторонней основе предпринимались уже на ран­них стадиях становления мирового рыночного хозяйства. Этому спо­собствовала потребность в общих правилах в области международной торговли, судоходства, валютно-кредитных отношений и т.д. Регули­рование осуществлялось с помощью межгосударственных многосто­ронних соглашений, которые со временем приобрели организацион­ные и правовые формы и стали охватывать все большее количество го­сударств. Наряду с многосторонними соглашениями в конце XIX в. возникают первые международные экономические организации. Рас­ширение международной торговли и образование мирового рынка су­щественно ускорило этот процесс.

Однако активизация процесса создания международных организа­ций началась во второй половине 40-х гг. XX в. После Второй мировой войны сложилась ныне функционирующая система международных экономических организаций, отличающихся друг от друга и по фор­мам и целям, и по кругу решаемых задач. Их создание было обусловле­но объективными процессами, протекающими в производительных силах, а также изменениями в соотношении сил на мировой арене и внутри развитых стран. Происходила своеобразная эволюция форм и методов разработки совместной экономической стратегии многосто­роннего регулирования мирохозяйственных связей. Специалисты вы­деляют в этом процессе следующие этапы.1

Первый этап начался с конца Второй мировой войны и длился в 50-е гг. Это период подавляющего экономического и политического лидерства США в мировом хозяйстве. По инициативе и под эгидой

1 См.: Халевинская, Е. Д. Международные экономические организации. Ч. 1. М., 1999. С. 10-14.


1.2. Этапы становления и развития международных экономических организаций 21

США создается широкая сеть международных организаций, автоном­ных от конкретных государств и правительств, с передачей им части полномочий по управлению отдельными аспектами политической и экономической жизни. Среди них — Организация Объединенных На­ций (ООН) с ее разветвленной системой институтов, Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и раз­вития (МБРР) и Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). В это время был создан специальный орган, определявший развитие внешнеэкономических связей с СССР и другими социали­стическими странами, — координационный комитет НАТО по эконо­мическим вопросам (КОКОМ) и др.

Масштаб и интенсивность процесса перемещения полномочий с государственного на межгосударственный уровень постоянно нараста­ли: с середины прошлого века до настоящего времени возникло около 3 тыс. межправительственных организаций (МПО), регулирующих са­мые различные сферы экономики, политики, экологии, культуры. Их дополняют почти 20 тыс. разнообразных неправительственных между­народных организаций (МНПО), из которых примерно 2 тыс. имеют статус наблюдателя при ООН'.

Сформированная в середине 40-х — конце 50-х гг. система между­народных экономических организаций в целом соответствовала зада­чам, стоявшим перед ведущими странами с развитой рыночной эконо­микой, и обладала рядом характерных черт:

• включала только индустриально развитые страны, что отражало интересы США использовать созданные ими институты в качестве орудия поддержки своего господства в мировом хозяйстве;

• регулирование сводилось в основном к либерализации торговли, снижению таможенных тарифов и к свободному продвижению капи­талов.

Второй этап охватывал 60-е гг. Он отличался эволюцией форм многостороннего регулирования мирохозяйственных связей и отра­жал существенные перемены в общей расстановке сил между капита­листическими, социалистическими и появившимися на мировой аре­не развивающимися странами и изменения в расстановке сил внутри системы развитых индустриальных стран. Отмеченные обстоятельства ставили новые задачи перед системой международных экономических организаций. Развитым странам необходимо было решать не только осложнившиеся внутренние национально-экономические проблемы,

1 См.: Мазурова, Е. К. Роль межународных организаций в регулировании глобаль­ных экономических процессов // Вестник МГУ. 2002. № 4. С. 36.


22 Глава 1. Роль международных экономических организаций

но и согласовывать экономическую политику друг с другом, а также с социалистическими и развивающимися странами. Это нашло отраже­ние в модификации форм многостороннего регулирования.

В связи с вступлением в МВФ, МБРР и ГАТТ большого числа осво­бодившихся стран и ряда социалистических государств они утрачива­ют однородность своего состава. Ведущие индустриальные страны ста­ли занимать лишь около '/4 численности состава. Изменение количест­венной расстановки сил не означало качественно новой обстановки внутри них. Ведущие позиции все также занимали промышленно раз­витые государства, но прежней абсолютной свободы действий они уже не имели. При принятии решений арифметическое большинство голо­сов уже не принадлежало развитым странам.

На базе Организации европейского экономического сотрудниче­ства (ОЕЭС)1 в 1961 г. образовалась новая Организация экономическо­го сотрудничества и развития (ОЭСР). В ее состав вошли развитые за­падноевропейские страны, а также США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и т.д. — всего 24 государства. Определяя задачи новой организации, руководители ведущих индустриальных стран попыта­лись сконцентрировать ее деятельность на проблеме темпов экономи­ческого роста экономики индустриальных стран, на регулировании международной торговли и валютно-кредитных отношений, выработ­ке единой экономической стратегии в отношении развивающихся и социалистических стран.

Таким образом, ОЭСР становится в тот период одним из основных международных институтов, призванных координировать и разраба­тывать единую экономическую политику развитых стран с рыночной экономикой.

Особенностью второго этапа явилась неспособность развитых стран подчинять своим интересам, направлять развитие стран в нуж­ное им русло. Освободившиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки были допущены в ранее созданные международные органи­зации, с их присутствием также созданы новые организации в составе ООН, ЮНКТАД и ЮНИДО, основной задачей которых стало регули­рование взаимоотношений развитых стран с развивающимися.

Начало третьего этапа развития системы международных экономических организаций приходится на 70-е гг. В политическом плане это период разрядки напряженности между Востоком и Запа­дом, окончательного распада колониальной системы, изменения в со­отношении сил между США и Западной Европой. Это период стреми­тельного развития торгово-экономического сотрудничества Восток —

ОЕЭС была создана в 1948 г.


1.2. Этапы становления и развития международных экономических организаций 23

Запад, возрастающего воздействия НТП на все сферы экономической и социальной жизни, а также мирового экономического кризиса и уси­ления взаимосвязи и обострения противоречий между развитыми ин­дустриальными и развивающимися странами. Государства Азии, Аф­рики и Латинской Америки в эти годы развернули борьбу за установле­ние нового международного экономического порядка.

К началу 80-х гг. вновь претерпевает серьезные изменения расста­новка сил между развитыми индустриальными странами. Формируют­ся три «центра силы»: США, ЕЭС и Япония. США практически утра­чивают позиции абсолютного лидера в экономике. Укрепление пози­ций ФРГ и Японии стимулирует пересмотр их взаимоотношений с США. ОЭСР, членами которой являются эти страны, превратилась в клубок противоречий, охвативших не только взаимоотношения трех «центров силы», но также разногласия внутри ЕЭС, между ЕЭС и дру­гими европейскими странами. Стало ясно, что организация с таким широким составом членов не может устранить возникшие противоре­чия. Согласование экономической политики в рамках ОЭСР стало трудным делом. Международные организации (МВФ, МБРР, ГАТТ, ЮНИДО, ЇОНКТАД, каждая из которых занималась достаточно огра­ниченным кругом вопросов) в силу расширения состава участников столкнулись с теми же проблемами, которые встали перед ведущими индустриальными странами. Невозможность согласования и коорди­нирования экономической политики ведущих индустриальных госу­дарств в рамках ОЭСР привело к созданию в 1975 г. нового междуна­родного форума — совещания стран «Большой семерки».

Для координации экономической политики стали проводиться ежегодные встречи на высшем уровне представителей стран «Большой семерки»: США, Канады, Японии, ФРГ, Англии, Франции и Италии.

«Большой семерке» предшествовало создание на совещании руко­водителей американских корпораций и ученых-экономистов в Нью-Йорке в 1973 г. так называемой трехсторонней комиссии представите­лей частного капитала для «установления разумного согласия и под­держивания демократии в западно-либеральном смысле этого слова».

К началу 80-х гг. уже существовала достаточно сложная система меж­дународных экономических организаций многостороннего регулирова­ния мирохозяйственных связей. По своей структуре она напоминает пи­рамиду, основанием которой служит весьма широкий круг международ­ных экономических организаций системы ООН, занимающихся различными проблемами, затрагивающими интересы практически всех участников мирового хозяйства. Над ними Возвышаются организации, в которые входят только промышленно развитые страны (ОЭСР и др.).


24 Глава 1. Роль імеждународньїх экономических организаций

Венчает пирамиду «Большая семерка» (теперь уже «восьмерка»), имею­щая при себе неофициального консультанта — Трехстороннюю комиссию.

Эволюция всей системы международных экономических органи­заций продолжается. Это продиктовано как экономическими, так и политическими причинами.

Взрывной рост международных экономических связей, как уже отме­чалось, сдвиги, происходящие в сферах производства, коммуникаций, торговли, зарубежного инвестирования и финансов, привели к невидан­ной прежде степени вовлеченности стран в мирохозяйственные связи. Мировая экономика превратилась в целостный глобальный организм, спаянный уже не просто международным разделением труда, но и гигант­скими, по своим масштабам, порой всемирными производственно-сбы­товыми структурами, глобальной финансовой системой и информацион­ной сетью, которым необходимы адекватные формы управления.

Глобализация, продолжающаяся и в начале XXI в., является объек­тивной тенденцией развития. Она создает условия для более эффек­тивного перераспределения и использования в мировом масштабе производственно-технологических, финансовых и интеллектуальных ресурсов, открывает возможности для ускорения экономического рос­та, помогает менее развитым странам в определенной мере подтяги­ваться к экономическим лидерам.

Однако глобализация, как и любой другой социально-экономиче­ский процесс, не может происходить только по восходящей линии, без кризисов и потрясений. Практика показывает, что многие сложные про­блемы, порожденные ею, могут быть решены только на межгосударст­венном или наднациональном уровнях. Регулирование глобальных эко­номических процессов силами международных экономических органи­заций представляет собой сегодня одно из звеньев усложняющегося мно­гоярусного механизма управления мирохозяйственными связями стран.

Ученые и политики единодушны в высокой оценке регулирующей роли международных экономических организаций. Так, известные на Западе исследователи международных организаций Ф. Джекоб, А. Атертон и А. Уоленстайн справедливо отмечали, что «стимулом для развития всех видов международных организаций является признание того факта, что государства не могут сами решать кардинальные во­просы и что традиционные формы дипломатии не в состоянии выра­ботать эффективные приемы совместных действий нескольких или многих государств. Поэтому международные организации — наиболее действенные орудия достижения всеобщего мира и прогресса»1.

' Jacob, P., Ahterton, A. The Dynamics of International Organization. Illinois, 1965. P. 10-11.


1.3. Классификация международных экономических организаций 25

Индийский юрист В. Уигерера, оценивая в своей работе деятель­ность Организации Объединенных Наций, отмечает, что ООН являет­ся мирбвым форумом, где представители всех рас и наций земного шара могут регулярно собираться и обсуждать вопросы, представляю­щие общий интерес, и что «один этот факт должен оправдать сущест­вование ООН»1.

На рубеже веков глобальные экономические процессы становятся доминирующими, оттесняя на обочину национальные экономики, растворяя их в гигантском хозяйственном механизме планетарных масштабов. Международные экономические процессы перерастают из межнациональных, регулировавшихся в одностороннем, двусторон­нем или многостороннем порядке национальными государствами, во вненациональные, т.е. глобальные, почти или совсем не поддающиеся государственному регулированию.

Таким образом, международные организации прочно вошли в структуру системы МЭО как важный элемент, без которого функцио­нирование мирового хозяйства практически невозможно, особенно в условиях глобализации экономики, требующей новых форм регулиро­вания и согласования мирохозяйственных связей.

Роль международных экономических организаций как элемента структуры системы МЭО будет, очевидно, возрастать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.