Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генеральная Ассамблея ООН




Генеральная Ассамблея ООН — ГА (General Assambly of the UN) является главным совещательным органом ООН и состоит из предста­вителей всех государств — членов ООН. Она уполномочена обсуждать любые вопросы в рамках Устава ООН или относящиеся к полномочи­ям и функциям любого из органов ООН и делать соответствующие ре­комендации. Решения Ассамблеи хотя и не имеют обязательной юри­дической силы для правительств стран-участниц, играют важную роль, поскольку выражают мнение мировой общественности. Генеральная Ассамблея определяет политику ООН и ее программу, утверждает бюд­жет, созывает и организует конференции, вырабатывает основные на­правления деятельности и проводит различные кампании.

Генеральная Ассамблея задумывалась как форум, на котором на­циям мира должна быть предоставлена широкая возможность «обсуж­дать любые вопросы или дела в пределах Устава». Это крупнейший и наиболее представительный, но не самый полновластный орган ООН, поскольку Ассамблея не имеет полномочий заставить провести в жизнь свои решения. Принятые Ассамблеей резолюции, в отличие от решений Совета Безопасности, не имеют обязательной силы, при этом ни одна из наций не может наложить на них вето.

Генеральная Ассамблея контролирует деятельность Экономиче­ского и социального совета, Совета по опеке, а также специальных уч­реждений; на нее возлагаются также ключевые электоральные обязан­ности. Совместно с Советом Безопасности Ассамблея избирает Гене­рального секретаря и судей Международного суда; она же принимает решения о приеме в ООН новых членов. Ассамблея избирает десять непостоянных членов. Наконец, она определяет размеры взноса каж­дого государства — члена ООН в бюджет Организации.

В соответствии с Уставом функции и полномочия Генеральной Ас­самблеи сводятся к тому, чтобы:

• рассматривать и формулировать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы в области разоружения и регулирования вооружений;

• обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, за исключением тех случаев, когда спор или си­туация находятся на рассмотрении Совета Безопасности;


46 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

• обсуждать и за тем же исключением давать рекомендации по лю­бым вопросам в пределах Устава или по вопросам, касающимся полно­мочий и функций любого органа Организации Объединенных Наций;

• проводить исследования и готовить рекомендации в целях со­действия международному политическому сотрудничеству, развития международного права, осуществления прав и основных свобод чело­века; содействовать международному сотрудничеству в экономиче­ской, социальной областях, в сфере культуры, образования и здраво­охранения;

• рекомендовать меры мирного урегулирования любой ситуации независимо от ее происхождения, которая могла бы нанести ущерб дружественным отношениям между нациями;

• получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций;

• рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединен­ных Наций и определять размеры взносов отдельных членов;

• избирать непостоянных членов Совета Безопасности, членов
Экономического и социального совета и подлежащих избранию чле­
нов Совета по опеке; совместно с Советом Безопасности участвовать в
избрании судей Международного суда и, по рекомендации Совета
Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Решения на Генеральной Ассамблее главным образом принимают­ся простым большинством голосов. Однако те из резолюций, которые в соответствии с Уставом касаются ключевых вопросов (миротворче­ские резолюции и избрание новых членов), должны приниматься большинством в две трети голосов.

Ежегодно в сентябре собирается очередная сессия Генеральной Ассамблеи, но, кроме этого, Ассамблея может собираться на специаль­ные сессии по требованию Совета Безопасности, большинства членов Организации Объединенных Наций или одного члена Организации при согласии большинства других. Чрезвычайные специальные сессии могут быть созваны в течение 24 часов с момента поступления требова­ния Совета Безопасности, одобренного любыми девятью членами Со­вета, или по требованию большинства членов Организации Объеди­ненных Наций.

В начале каждой очередной сессии Ассамблея проводит общие прения, где часто выступают главы государств и правительств. В ходе них государства-члены выражают свои мнения по широкому кругу международных вопросов.

Большинство вопросов обсуждается в ее шести главных комитетах:

Первый комитет (вопросы разоружения и международной безо­пасности);


2.1. Структура ООН. Основные органы 47

Второй комитет (экономические и финансовые вопросы);

Третий комитет (социальные, гуманитарные вопросы и вопросы культуры);

Четвертый комитет (специальные политические вопросы и во­просы деколонизации);

Пятый комитет (административные и бюджетные вопросы);

Шестой комитет (правовые вопросы).

О роли и значении ГА в развитии мирового сообщества свидетель­ствуют следующие факты.

Принятая в 1950 г. резолюция «Единство в пользу мира» значитель­но повысила роль Генеральной Ассамблеи. Эта резолюция утверждала право Ассамблеи собираться немедленно в случае чрезвычайных об­стоятельств, когда не мог действовать Совет Безопасности, и предла­гать соответствующие коллективные меры, включая использование вооруженных сил. Резолюция учредила состоявшую из 14 представите­лей различных государств Военную комиссию по перемирию для на­блюдения за развитием опасных ситуаций в любой части мира и при­звала все государства — члены ООН создать специальные контингента вооруженных сил, предназначенные для использования по требова­нию Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи. Расширив свои полномочия, Ассамблея оказалась в состоянии удержать под кон­тролем несколько кризисных ситуаций: военное вторжение Китая в Корею в 1950 г., Суэцкий кризис 1956 г. и советское вторжение в Венг­рию в том же году, Ливанский кризис 1958 г., кризис в Конго в 1960 г. Поскольку деколонизация привела к расширению политической базы Ассамблеи, вопросами безопасности стал заниматься в основном Со­вет Безопасности.

США, как правило, удавалось добиваться большинства на Гене­ральной Ассамблее при голосовании по жизненно важным вопросам. В 1960 — 1970-х гг. в связи с усилением афро-азиатско-арабского блока США стало труднее добиваться необходимого большинства, поэтому им пришлось увеличить политическое, экономическое и дипломати­ческое давление на страны третьего мира.

Решения Ассамблеи, как и решения Совета Безопасности, в из­вестной мере отражают соотношение сил, сложившееся за рамками ООН. Даже принятый на Ассамблее политический принцип «одно го­сударство т- один голос» не способен преодолеть неравенства в пред­ставлении политических, военных и экономических интересов раз­личных стран. Достижению прочного большинства часто способство­вало закулисное лоббирование, иногда принимавшее формы взяток и угроз.


48 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

На счету Генеральной Ассамблеи немало достижений, но есть и от­кровенные провалы. В 1956 г. ей удалось восстановить статус-кво на Ближнем Востоке после Суэцкого кризиса и в ходе его разрешения создать новый эффективный инструмент для сохранения мира — Чрезвычайные вооруженные силы ООН. Однако ГА не смогла пред­принять эффективных действий, чтобы остановить вторжение СССР в Венгрию в 1956 г. и в Чехословакию в 1968 г. Она не смогла оказать влияние и на ход войны во Вьетнаме; На Ближнем Востоке даже про­арабский настрой Ассамблеи после войны 1967 г. не способствовал пе­реговорам между Израилем и соседними государствами.

Однако деятельность Ассамблеи не ограничивалась ведением дис­куссий. Так, в сфере международного права под эгидой Генеральной Ассамблеи было учреждено Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В 1948 г. весомым вкладом Ассамблеи явились Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о геноциде. Гене­ральная Ассамблея приняла также три исключительно важных согла­шения по контролю над вооружением: в 1966 г. Договор о космическом пространстве, в 1968 г. Договор о нераспространении ядерного оружия и в 1971 г. Договор об использовании морского дна. В 1974 г. она стала инициатором организации Университета Организации Объединенных Наций (УООН) со штаб-квартирой в Токио и учредила его региональ­ные отделения по всему миру. Возникновение афро-азиатского-араб­ского блока, названного «Группой 77», в котором превалировали в ос­новном неприсоединившиеся страны, заставило США усомниться в целесообразности политического принципа Ассамблеи «одно государ­ство — один голос». Вопрос заключался в следующем: должна ли гло­бальная сверхдержава принимать решения органа, в котором равные с ней права имеют государства, представляющие крошечные страны подчас с неграмотным населением, неразвитой экономикой и небое­способной армией? США, которым предписывалось на 2.5% содержать бюджет ООН, все больше раздражал тот факт, что такое же право голо­са имеет и страна, взносы которой в бюджет данной организации со­ставляют менее 0,1%. Поэтому американцы стали выдвигать нефор­мальные предложения относительно введения «взвешенного голосо­вания» с учетом реальной политической силы того или иного государства. Но все эти предложения упирались в невозможность оп­ределить критерии политического веса. Поэтому был сохранен прин­цип «одно государство — один голос», несмотря на опасность того, что сверхдержавы станут игнорировать Ассамблею, действуя либо вне ра­мок ООН, либо только через Совет Безопасности.

В структуре Генеральной Ассамблеи экономическими аспектами занимаются четыре комитета, каждый из которых решает вопросы, от-


2.1. Структура ООН. Основные органы 49

носящиеся к его компетенции, и несет ответственность перед Гене­ральной Ассамблеей.

1. Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Economic
and Financial — Second Committee).

2. Комиссия ООН по праву международной торговли —
ЮНСИТРАЛ (UN Commission on International Trade Law —
INCITRAL).

3. Комиссия по международному праву — КМП (International Law Commission — ILC).

4. Комитет по инвестициям (Investment Committee).

В рамках этих комитетов подготавливаются рекомендации и выра­батываются резолюции для представления на пленарные заседания Ге­неральной Ассамблеи. Любой член ООН имеет право быть представ­ленным в каждом из комитетов. Каждый комитет избирает своего председателя. Решения принимаются большинством голосов присут­ствующих членов и голосующих.

Совет Безопасности ООН

Совет Безопасности ООН — СБ (Council of Safety of the UN) дейст­вующий политический орган ООН, накоторый, согласно Уставу ООН, возложена ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет наделен широкими полномочиями в деле мирно­го урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и вос­становления международного мира.

На основании Устава только Совет Безопасности ООН имеет право принимать решения о проведении операций с использовани­ем Вооруженных сил ООН, а равно решать вопросы, связанные с созданием и использованием Вооруженных сил ООН, в частности, такие, как определение задач и функций вооруженных сил, их соста­ва и численности, структуры командования, сроков пребывания в районах операций, а также вопросы руководства операциями и оп­ределение порядка их финансирования. Для оказания давления на государство, действия которого создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира, Совет может решить и потребовать от членов ООН применения мер, не связанных с ис­пользованием вооруженных сил, таких, например, как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены Советом недостаточными, он упол­номочен предпринимать действия, связанные с использованием

4 - 6465


50 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

воздушных, морских и сухопутных вооруженных сил. Эти действия могут включать в себя демонстрацию, блокаду, операции вооружен­ных сил членов ООН.

Совет вносит рекомендации о приеме государств в члены ООН, об исключении членов ООН, систематически нарушающих принципы Устава ООН, о приостановлении осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН, если против этого члена он предприни­мает действия превентивного или принудительного характера.

Совет делает рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН относи­тельно назначения Генерального секретаря ООН, выбирает вместе с ней членов Международного суда ООН и может принять меры для ис­полнения решения этого Суда, которое то или иное государство отка­залось выполнить. Согласно Уставу Совет может принимать помимо рекомендаций юридически обязательные решения, выполнение кото­рых обеспечивается принудительной силой всех государств — членов ООН. За все время существования ООН не было практически ни одно­го важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывающего споры и разногласия между государствами, на которые бы не обращалось внимание Совета, при­чем значительное число их стало предметом рассмотрения на заседа­ниях Совета Безопасности.

В Совет Безопасности входят пять постоянных членов — Велико­британия, Китай, Россия (де-факто наследник СССР), США и Фран­ция и десять членов, избираемых на Генеральной Ассамблее на двух­летний срок, повторное переизбрание не допускается. Непостоянные члены избираются из следующих регионов: пять из Африки и Азии, один из Восточной Европы, два из Латинской Америки и два из Запад­ной Европы, а также остальных регионов, включая Австралию и Кана­ду (табл. 2.1). Совет Безопасности организован так, чтобы он мог функционировать непрерывно, а представитель каждого из его членов должен постоянно находиться в штаб-квартире ООН. Председательст­во в Совете предоставляется каждому члену в течение одного месяца, ротация председателей происходит в соответствии с расположением их имен по английскому алфавиту.

Для принятия решений требуется не менее девяти голосов, вклю­чая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что достаточно одному или нескольким постоянным членам проголосо­вать против какого-либо решения — и оно считается отклоненным. В этом случае говорят о наложении вето постоянным членом. Воздер­жание постоянного члена не рассматривается как вето.


2.1. Структура ООН. Основные органы

Таблица 2.1. Члены Совета Безопасности в 2004 г.

 

Страна Дата истечения срока членства
Алжир 31 декабря 2005 г.  
Ангола 31 декабря 2004 г.  
Бенин 31 декабря 2005 г.  
Бразилия 31 декабря 2005 г.  
Германия 31 декабря 2004 г.  
Испания 31 декабря 2004 г.  
Китай Постоянный член  
Пакистан 31 декабря 2004 г.  
Российская Федерация Постоянный член  
Румыния 31 декабря 2005 г.  
Соединенное Королевство Великобри- Постоянный член  
тании и Северной Ирландии    
Соединенные Штаты Америки Постоянный член  
Филиппины 31 декабря 2005 т.  
Франция Постоянный член  
Чили 31 декабря 2004 г.  

Источник: http://www.un.org/russian/sc/unsc_members.htm.

Страны Большой пятерки, первыми взявшие на себя ответствен­ность за поддержание мира, потребовали определенных привилегий, включая постоянное членство в Совете Безопасности и право вето по любому существенно важному для них вопросу. Хотя Устав определяет вето как «принцип единогласия постоянных членов Совета», на прак­тике оно означает несогласие с решением. Право вето применяется при приеме новых членов ООН, при противодействии шагам, пред­ставляющим угрозу миру, по предложениям о мирном разрешении конфликтов, при обсуждении дополнений к Уставу и при выборах Ге­нерального секретаря. Более того, Большая пятерка настаивала на том, что процедурные вопросы голосования носят принципиальный харак­тер и вследствие этого подпадают под действие права вето. Тем самым уже изначально почти неограниченное применение права вето ставило под сомнение эффективность функционирования этого органа.

Впрочем, это право применялось довольно редко, так как Совет, обеспечивая консенсус, предпочитал смягчать резолюции, которым

4*


52 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

угрожало применение права вето. СССР использовал вето чаще всего в начальные годы, как правило, препятствуя принятию в ООН проза­падно ориентированных государств. США впервые применили право вето в 1970 г. и с тех пор прибегали к нему чаще всего в случае обсужде­ния тех пунктов резолюций, которые содержали критику политики Израиля в отношении прав человека или осуждение оккупации им арабских земель. По сложившимся нормам вмешательство миротвор­ческих сил ООН требует предварительного согласия тех государств, куда они должны быть направлены. Подобные операции планируются на основе уважения национальных и территориальных прав госу­дарств — членов ООН. Иногда эти ограничения препятствуют более эффективным действиям ООН, но, с другой стороны, они гарантиру­ют неущемление государственных интересов членов ООН. В 1991 г. Франция внесла на рассмотрение концепцию «гуманитарного вмеша­тельства», предполагавшего сценарий, в ходе которого, при условии принятия соответствующих решений, военные действия могут осуще­ствляться вопреки желаниям правительства. Особого одобрения эта инициатива не получила, а многие правительства выразили убежде­ние, что такого рода действия могут усилить разногласия внутри ООН.

Помимо контроля за миротворческими силами Совет Безопасно­сти дает рекомендации Генеральной Ассамблее относительно назначе­ния нового Генерального секретаря. Совет должен рассматривать так­же все предложения о приеме новых членов ООН.

Небольшой численный состав Совета Безопасности — важный фактор, способствующий оперативному проведению его заседаний и акций. Вместе с тем, когда требуется единогласное решение пяти его постоянных членов, возникают серьезные процедурные проблемы.

Когда в Совет поступает жалоба в отношении угрозы миру, он сна­чала обычно рекомендует сторонам попытаться достичь согласия мир­ными средствами. В некоторых случаях сам Совет проводит расследо­вание и оказывает посреднические услуги. Он может назначать специ­альных представителей или обращаться к Генеральному секретарю с просьбой произвести эти назначения. В полномочия Совета входит ус­тановление принципов мирного урегулирования.

Если тот или иной спор приводит к боевым действиям, Совет стремится прежде всего как можно скорее положить им конец. Во многих случаях Совет давал указания о прекращении огня, которые играли важную роль в предотвращении эскалации боевых действий. Кроме того, он направлял миротворческие силы Организации Объе­диненных Наций для содействия ослаблению напряженности в рай­онах конфликтов, разъединению войск враждующих сторон и созда-


2.1. Структура ООН. Основные органы



нию спокойной обстановки, позволяющей искать пути мирного уре­гулирования.

Совет может принимать решение о принятии принудительных мер, введении экономических санкций (например, торгового эмбарго) или осуществлении коллективных военных действий.

По рекомендации Совета Безопасности Генеральная Ассамблея может приостановить осуществление тем или иным государством его прав и привилегий как члена Организации, если в отношении него Со­вет Безопасности принял меры превентивного или принудительного характера. Государство-член, систематически нарушающее изложен­ные в Уставе принципы, может быть исключено Ассамблеей из Орга­низации Объединенных Наций по рекомендации Совета.

Государство — член Организации Объединенных Наций, которое не является членом Совета Безопасности, может принимать участие, но без права голоса, в его обсуждении в тех случаях, когда Совет находит, что затронуты интересы этой страны. Государства — члены Организации Объединенных Наций и государства, не являющиеся ее членами, при­глашаются принять участие без права голоса в проводимых Советом об­суждениях, если они являются сторонами в этом споре; условия участия государства, не являющегося членом ООН, определяются Советом.

Официально Совет Безопасности заседает регулярно, но может и срочно собираться для рассмотрения вопросов, представляющих серь­езную угрозу всеобщему миру. Генеральный секретарь, любой орган ООН или любое государство — член ООН могут потребовать созыва за­седания Совета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2176; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.