Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организации в области сельского хозяйства 1 страница




Специализированные учреждения ООН

Экономические учреждения системы ООН и направления их деятельности

Как отмечалось выше, круг вопросов, решаемых организациями системы ООН, очень широк, но в последнее время на первый план вы­ходят проблемы и вопросы не политического, а экономического ха­рактера. К числу таких проблем относятся:

• глобальные экономические проблемы современности;

• оказание помощи на цели развития;

• оказание содействия в экономическом развитии наименее раз­витым развивающимся странам и странам с переходной экономикой;

• вопросы природоохранной деятельности и защиты окружающей среды;

• вопросы оказания гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуа­циях.

Глобальные экономические проблемы охватывают сферы макро­экономики, народонаселения, статистики, науки и техники, государ­ственного управления и финансов1. Проведенные в 90-е г. XX в. фору­мы ООН по различным аспектам глобального развития поставили пе­ред мировым сообществом приоритетные задачи в достижении устойчивого развития, в том числе в отношении его экономических, природоохранных и социальных направлений.

Помощь ООН на цели развития (оперативная деятельность ООН) направлена на мобилизацию ресурсов доноров для осуществления по

1 Герчикова, И. Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М.: Изд-во АО «Кон-салтбанкир», 2000. С. 51.


2.2. Экономические учреждения системы ООН и направления их деятельности 61

линии фондов и программ конкретных проектов на страновом и регио­нальном уровнях. В последнее время происходит определенная пере­ориентация этой деятельности с учетом требований устойчивого и со­циально ориентированного развития. По линии фондов и программ ООН (ЭКОСОС) общий ежегодный объем предоставляемой безвоз­мездной помощи составляет порядка 4—5 млрд долл. Она преимущест­венно направлена на поддержку беднейших стран. Продолжает расши­ряться содействие со стороны этих фондов и программ России, стра­нам Центральной Европы, СНГ и Балтии.

Особое внимание в экономической работе ООН уделяется отдель­ным наиболее бедным группам стран и регионам — Африке, наименее развитым странам (группа из 48 стран, преимущественно африкан­ских, с наиболее низкими доходами на душу населения), малым ост­ровным государствам. В последние годы ведется работа ООН по оказа­нию содействия странам с переходной экономикой в целях интеграции в мировое хозяйство и внедрения рыночных институтов.

Важную область работы ООН представляет природоохранная деятельность. Комиссия ООН по устойчивому развитию (как полити­ческий орган для координации общесистемных усилий на этом на­правлении) и Программа ООН об окружающей среде (ЮНЕП) как ведущее учреждение по природоохранной проблематике) обеспечи­вают комплексный подход в наблюдении за окружающей средой, в разработке экологических нормативов и стандартов, в обеспечении соответствующих режимов в отдельных секторах (охрана глобального климата, борьба с опустыниванием, загрязнением атмосферы, морей, океанов, безопасное обращение с отходами, сохранение биоразнооб­разия, устойчивое лесопользование и т.д.). Ресурсное обеспечение глобальной природоохранной деятельности осуществляется за счет средств Глобального экологического фонда, фонда ЮНЕП, целевых фондов в рамках отдельных конвенций и донорских поступлений. В решениях спецсессии ГА ООН по окружающей среде и развитию (23—27 июня 1997 г.) в число приоритетных направлений будущей деятельности ООН включены вопросы устойчивого энергопользова­ния, транспорта, обеспечения пресной водой, рационального лесо­пользования, внедрения странами ресурсосберегающих моделей по­требления и производства.

Вопросы оказания гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуа­циях в последние годы выдвинулись на передний план в работе ООН. Помимо традиционного реагирования на стихийные бедствия, Орга­низация во все большей степени вовлечена в работу по погашению комплексных гуманитарных кризисов, вызванных конфликтами на политической, этнической и иной почве. Объем потребностей постра-


62 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

давшего населения в результате чрезвычайных ситуаций такого рода постоянно растет и в ежегодном измерении составляет 3—4 млрд долл. Деятельность ООН на экономическом направлении охватывает также прогнозно-аналитическую и информационную работу по со- -стоянию и перспективам развития глобальной экономики, региональ­ных и страновых ситуаций; оказание экспертно-консультационных услуг; содействие в разработке норм и стандартов; реализацию кон­кретных программ и проектов; предоставление помощи в случае чрез­вычайных и кризисных ситуаций.

Экономический и социальный совет (ЭКОСОС)

Согласно Уставу ООН основным органом, координирующим ра­боту крупнейшей организации и ее специализированных учреждений и органов в экономической и социальной областях, является Эконо­мический и социальный совет — ЭКОСОС (Economic and Social Counsil - ECOSOS).

ЭКОСОС имеет шесть функциональных комиссий:

• Статистическую комиссию (Statistical Commission);

• Комиссию по науке и технологии в целях развития (Commission on Sience and Technology for Development);

• Комиссию по содействию развитию (Commission on Sustainable Development — CSD);

• Комиссию для социального развития (Commission for Social
Development — CSD);

• Комиссию по транснациональным корпорациям (Commission on Transnational Corporations);

• Комиссию по наркотическим средствам (Commission on Narcotic Drugs - CND).

К числу вспомогательных органов относятся 5 региональных ко­миссий:

• Экономическая комиссия для Африки (со штаб-квартирой в Ад­дис-Абебе) — ЭКА (Economic Commission for Africa — ECA);

• Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океа­на — ЭСКАТО (Бангкок) (Economic and Social Commission for Asia and the Pacific-ESCAP);

• Европейская экономическая комиссия (Женева) — ЕЭК (Economic Commission for Europe — ЕСЕ);

• Экономическая комиссия для Западной Азии —ЭСКЗА (Багдад) (Economic and Social Commission for Western Asia — ESCWA);

• Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна — ЭКЛАК (Сантьяго) (Economic Commission for Latin America and the Caribbean — ECLAC).


2.2. Экономические учреждения системы ООН и направления их деятельности 63

Помимо названных органов ЭКОСОС координирует деятель­ность в области развития с такими учреждениями, как Программа развития ООН (ПРООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Конфе­ренция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Фонд ООН по на­родонаселению (ЮНФПА) и Мировая продовольственная програм­ма (МПП), а также со специализированными организациями, таки­ми, как Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Всемирная организация здравоохра­нения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по промышленно­му развитию (ЮНИДО), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Практическими средствами достижения целей ООН являются раз­личные программы — от технического сотрудничества до проведения обзоров, исследований и созыва международных конференций, от со­ставления комплексных планов развития до специальных проектов в торговле, промышленности и сельском хозяйстве1.

ЭКОСОС в последние годы берет на себя ведущую роль в ключе­вых стратегических областях. В ходе проведения в 1999 г. этапа заседа­ний высокого уровня был издан «Манифест по проблемам нищеты», который во многом стал предвестником целей развития на пороге ты­сячелетия, одобренных Саммитом тысячелетия Организации Объеди­ненных Наций в Нью-Йорке. В декларации министров, принятой на этапе заседания высокого уровня в 2000 г., предлагались конкретные меры по сокращению «цифровой пропасти», что непосредственно привело к созданию в 2001 г. Целевой группы по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ).

В 1998 г. ЭКОСОС установил традицию ежегодного проведения в апреле вне рамок основных сессий совещания с министрами финан­сов, возглавляющими ключевые комитеты Бреттон-Вудских учрежде­ний — Всемирного банка и Международного валютного фонда. Благо­даря этим консультациям начало осуществляться межведомственное сотрудничество, которое обеспечило возможность успешного прове­дения Международной конференции по финансированию развития, состоявшейся в марте 2002 г. в Монтеррее (Мексика). На этой конфе­ренции ЭКОСОС была отведена основная роль в деятельности по от­слеживанию и оценке хода осуществления положений Монтеррейско-го консенсуса.

1 Халевинская, £. Д. Международные экономические организации: учеб. пособие. Ч. 1. М.: Изд-во МГУК, 1999. С. 51.


64 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

Важное значение в системе ООН занимает Конференция ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development — UNCTAD). Она является программой ООН и соз­дана согласно резолюции Генеральной Ассамблеи в" 1964 г. в качестве специального постоянного органа ООН. Первая сессия конференции состоялась в Женеве в 1964 г. В дальнейшем сессии ЮНКТАД прово­дились каждые четыре года.

Структура организации деятельности ЮНКТАД в системе ООН представлена на рис. 2.1.

Генеральная Ассамблея ООН

Экономический

и социальный совет ООН

(ЭКОСОС)

Конференция ООН

по торговле и развитию

(ЮНКТАД)

Совет по торговле и развитию

 

Комиссия по тор­говле товарами и услугами и по сырьевым товарам Комиссия по ин­вестициям, техно­логиям и смежным финансовым вопросам Комиссия по пред­принимательству, упрощению деловой практики и развитию Комиссия по науке и технике в целях развития

Рис. 2.1. Межправительственная структура организации деятельности ЮНКТАД

Цели:

• содействие развитию международной торговли в целях ускоре­ния экономического роста, в особенности в развивающихся странах;

• установление принципов политики, касающихся международ­ной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;


2.2. Экономические учреждения системы ООН и направления их деятельности 65

• рассмотрение и содействие организации деятельности других уч­реждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;

• принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;

• согласование политики правительств и региональных экономи­ческих группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

Функции:

регулирование торговых и экономических отношений между го­
сударствами;

• разработка мер по регулированию международной торговли
сырьевыми товарами;

• разработка мер и средств торговой политики и экономического сотрудничества;

• содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами;

• согласование политики правительств и региональных экономи­ческих группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем;

• регулирование ограничительной деловой практики;

• ведение аналитической работы по широкому кругу проблем: гло­бализация и развитие, инвестиции, развитие предприятий и техноло­гий, международная торговля товарами и услугами, развитие инфра­структуры в сфере услуг;

• содействие координации деятельности в рамках ООН;

■ сотрудничество с международными экономическими' организа­циями (ВТО, Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО).

С созданием ВТО все чаще стали появляться мнения о том, что ЮНКТАД исчерпала свой ресурс и больше не нужна. Но в последнее время достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мирово­му сообществу, так как эта организация вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются преимущественно чисто торговые вопросы1.

Программа развития ООН (ПРООН)

Программа развития ООН (United Nations Development Programme — UNDP) учреждена в 1965 г. в целях объединения в одну программу Расширенной программы технической помощи ООН и

1 Международные экономические отношения: учебник / под ред. И. П. Фамин-ского. М.: Юрисгъ, 2001. С. 337.

5 - 6465


66 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

Специального фонда. Она представляет собой самую крупную органи­зацию системы ООН, финансирующую многоотраслевую экономиче­скую и техническую помощь.

Цели:

• оказание помощи развивающимся странам в их усилиях по уско­рению экономического и социального развития путем оказания им систематической помощи, связанной с их национальными планами развития;

• содействие развивающимся странам в достижении более высо­кого уровня экономического и социального благосостояния населения этих стран.

Деятельность ПРООН в области технического содействия вклю­чает:

• предоставление консультационных и экспертных услуг, органи­зацию семинаров и обучение национальных специалистов за рубежом;

• новаторские и эффективные пути реформирования своей опера­тивной деятельности в области социально-экономического развития, а также пути выполнения решений глобальных форумов по проблемам окружающей среды и развития (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), народона­селения и развития (Каир, 1994 г.), социального развития (Копенгаген, 1995 г.), положения женщин (Пекин, 1995 г.), населенных пунктов (Стамбул, 1996 г.);

• укрепление собственного потенциала в центре и на местах путем повышения эффективности деятельности института резидентов-коор­динаторов ООН в странах, а также усиления сотрудничества с другими организациями;

• сосредоточение усилий на ключевых аспектах «устойчивого че­ловеческого развития» (искоренение бедности, восстановление окру­жающей среды, обеспечение занятости, оказание помощи женщинам и социально уязвимым группам населения, находящимся в неблаго­приятных условиях);

 

• подготовка национальных управленческих кадров, реализация политики и реформ государственного сектора в сфере управления эко­номикой, включая создание благоприятных условий для частного сек­тора, особенно в странах переходного периода;

• оказание помощи в чрезвычайных ситуациях и переход к долго­срочному развитию.

Помощь ПРООН оказывается только правительствам или через их посредство. ПРООН является основной организацией системы ООН по оказанию технического содействия развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Ежегодные ресурсы ПРООН формируются на основе добровольных взносов в пятилетнем цикле


2.2. Экономические учреждения системы ООН и направления их деятельности 67

(1992—1996 гг.) и составляли ежегодно приблизительно 1 млрд долл. США. Основными донорами Программы из группы промышленно развитых стран являются: США (199,5 млн долл.), Япония (98,1 млн долл.), Нидерланды (97,4 млн долл.), Дания (92,8 млн долл.), Швеция (79,2 млн долл.), Германия (61,5 млн долл.) и Норвегия (75,2 млн долл.). Из числа развивающихся стран крупнейшими вкладчиками стали: Индия (5,1 млн долл.), Китай (2,8 млн долл.), Саудовская Ара­вия (2,0 млн долл.) и Таиланд (1,9 млн долл.)1

Техническое содействие по линии ПРООН финансируется, как правило, из следующих источников:

• из центрального бюджета Программы начиная с 1997 г., (первый год программного цикла): больше половины всех ресурсов составляют страновые программные ресурсы, которые делятся между странами в соответствии с принятой шкалой, учитывающей показатели подуше­вого дохода ВНП, а также особенности политико-экономической си­туации в конкретных странах; межстрановые (региональные, межре­гиональные и глобальные) программы; программы ПРООН, финанси­руемые ею через специализированные учреждения ООН; программная деятельность по линии развития технического сотрудничества между развивающимися странами (ТСРС);

• из многосторонних целевых фондов, управляемых ПРООН со­вместно с другими международными организациями: Глобальный экологический фонд (ГЭФ); Многосторонний фонд монреальского протокола; «Потенциал XXI» по реализации договоренностей в рамках программы «Повестка дня для XXI века»; Фонд развития ООН для женщин; Фонд ООН капитального развития; Фонд борьбы с ВИЧ/СПИД.

Новым направлением общей финансовой политики ПРООН в по­следние годы явилась разработка стратегии по мобилизации финансо­вых средств третьих сторон в целях осуществления проектов и про­грамм в области развития. Необходимость разработки такой стратегии была вызвана, с одной стороны, острым дефицитом «основных ресур­сов» стран-«доноров», а с другой — необходимостью повысить эффек­тивность и ответственность за использование этих средств странами-«акцептантами». В качестве выхода из сложившейся ситуации руково­дством Программы на основании весьма успешного опыта работы Ре­гионального бюро для стран Латинской Америки и Карибского бас­сейна ПРООН в этом регионе был разработан ряд мероприятий, на­правленных на изыскание, привлечение и максимально эффективное

1 http://www.un.org.

5*


68 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

использование дополнительных средств к выделяемым странам ресур­сам на программную деятельность.

Среди источников дополнительных ресурсов на цели развития ос­новными являются:

• бюджетные средства самого государства-получателя, направляе­мые им на решение приоритетных для него социально-экономических задач, максимальную эффективность использования которых обеспе­чивает ПРООН, обладающая богатым опытом и значительными меж­дународными ресурсами в области развития, способная к тому же пре­доставить требуемые услуги на наиболее конкурентоспособных усло­виях;

• уже выделенные на многосторонней или двусторонней основе «неработающие» заемные средства на цели развития, эффективность использования которых либо снижается, либо вовсе сводится к нулю отсутствием у страны-получателя опыта работы с ними, а порой, и не­поворотливостью местных бюрократических структур;

• обеспечение использования возможностей финансирования на­циональных программ развития через целевые международные про­граммы и фонды, исполнителем которых является ПРООН (Глобаль­ный экологический фонд, Фонд развития ООН для женщин, Фонд ООН капитального развития и др.);

• поиск новых донорских или заемных средств на двусторонней или многосторонней основе под осуществление проектов ПРООН. Участие в этом процессе ПРООН, обладающей богатым опытом веде­ния подобных переговоров, значительно повышает шансы правитель­ства на получение таких средств на наиболее выгодных условиях;

• государственные и частные инвестиции в проекты ПРООН,
имеющие важное социально-экономическое значение и способные в
будущем приносить.прибыль.

Кроме перечисленных, в зависимости от специфики и реалий страны, не исключается использование и других источников, выявле­ние которых может стать возможным по мере развития сотрудничества с ПРООН. Важным элементом стратегии ПРООН по мобилизации до­полнительных ресурсов является опора на концепцию совместного распределения расходов по осуществлению проектов и национальное исполнение проектов. Оба этих момента позволяют полнее задейство­вать как экономический, так и людской национальный потенциал для решения задач в области развития.

Руководящим органом Программы является Исполнительный со­вет — ИС (Executive Board), состоящий из представителей 36 госу­дарств, которые избираются сроком на три года в ходе организацион­ных сессий Экономического и социального совета. Решения ИС при-


2.2. Экономические учреждения системы ООН и направления их деятельности 69

нимаются на основе консенсуса. В течение года проводятся одна ежегодная и три регулярных сессии, которые рассматривают и утверж­дают отчеты Администратора, а также такие вопросы, как бюджет и на­правления 'программы деятельности. Главным должностным лицом ПРООН является Администратор, который назначается Генеральным секретарем ООН после соответствующих консультаций с членами ИС. Его назначение сроком на четыре года утверждается Генеральной Ас­самблеей. Исполнительный совет представляет доклады ЭКОСОС и через его посредство Генеральной Ассамблее. Совет рассматривает и утверждает проекты и программы, распределяет средства, разрабаты­вает общие руководящие принципы и директивы для ПРООН в целом и для регулярных программ технического сотрудничества. Деятель­ность Программы охватывает в настоящее время более 150 стран, в ко­торых осуществляется свыше 6500 проектов.

В сентябре 2000 г. на Саммите тысячелетия Организации Объеди­ненных Наций руководители различных стран мира пообещали к 2015 г. сократить вдвое численность людей, живущих в условиях нищеты1.

Основные задачи экономических организаций системы ООН, по­ставленные в Декларации тысячелетия ООН2, предполагают:

• сократить вдвое долю населения, имеющего доход менее 1 долла­ра в день;

• сократить вдвое долю населения, страдающего от голода;

• обеспечить, чтобы у всех мальчиков и девочек была возможность получать в полном объеме начальное школьное образование;

• ликвидировать, желательно к 2005 г., неравенство между полами в сфере начального и среднего образования, а не позднее, чем к 2015 г., — на всех уровнях образования;

• сократить на две трети смертность среди детей в возрасте до 5 лет;

• снизить на три четверти коэффициент материнской смертности;

• остановить распространение ВИЧ/СПИДа и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости;

• включить принципы устойчивого развития в страновые стратегии и программы и обратить вспять процесс утраты природных ресурсов;

• сократить вдвое долю людей, не имеющих постоянного доступа к чистой питьевой воде;

• к 2020 г. обеспечить существенное улучшение жизни как мини­мум 100 миллионов обитателей трущоб;

• продолжить создание открытой, регулируемой, предсказуемой и недискриминационной торговой и финансовой системы. Здесь преду-

http://www.undp.ru. http://www.unic.ru.


70 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

сматривается приверженность целям в области благого управления, развития и борьбы с нищетой, как на национальном, так и на междуна­родном уровнях;

• удовлетворять особые потребности наименее развитых стран, в том числе освобождение экспортных товаров из наименее развитых стран от тарифов и квот; осуществлять расширенную программу об­легчения долгового бремени бедных стран с крупной задолженностью и списание официального двустороннего долга; оказание большей поддержки странам, взявшим курс на уменьшение нищеты;

• удовлетворять особые потребности стран, не имеющих выхода к морю, и малых островных развивающихся государств;

• комплексным образом решить проблемы задолженности разви­вающихся стран с помощью национальных и международных мер, что­бы уровень задолженности был приемлемым в долгосрочном плане;

• в сотрудничестве с развивающимися странами разрабатывать и осуществлять стратегии, позволяющие молодым людям найти достой­ную и продуктивную работу;

• в сотрудничестве с частным сектором принимать меры к тому, чтобы все могли пользоваться благами новых технологий, особенно информационно-коммуникационных.

ПРООН играет ведущую роль в усилиях по достижению этих задач, оказывая развивающимся странам консультативные услуги и создавая национальные, региональные и глобальные коалиции во имя преобра­зований. ПРООН поддерживает партнерские связи с правительства­ми, специализированными учреждениями Организации Объединен­ных Наций, организациями гражданского общества и учреждениями частного сектора с целью выполнения программ в области экономиче­ского и социального развития. ПРООН располагает специализирован­ными экспертными знаниями в области демократического правления, осуществления стратегий в интересах бедных групп населения, в об­ластях1 энергетики и окружающей среды, миростроительства и смягче­ния последствий стихийных бедствий, борьбы с ВИЧ/СПИДом и ин­формационно-коммуникационных технологий. ПРООН также пре­доставляет широкие консультативные услуги по вопросам борьбы с нищетой.

Программа развития Организации Объединенных Наций сотруд­ничает с Россией с 1993 г., когда было подписано соответствующее Соглашение с Правительством Российской Федерации. В 1997 г. в России открылось Постоянное представительство ПРООН. В общей сложности в стране осуществлены или находятся на стадии реализа­ции 53 различных проекта в более трети субъектов РФ в следующих областях:


2.2. Экономические учреждения системы ООН и направления их деятельности 71

• совершенствование системы государственного управления;

• охрана окружающей среды и энергоэффективность;

• устойчивое социально-экономическое развитие.

На эти цели привлечено порядка 15 млн долл. донорских средств1. Важно, что помощь ПРООН носит неполитизированный, безвозмезд­ный характер, ее цели и параметры определяются Правительством России. При этом Программа стремится ориентироваться на нацио­нальное исполнение проектов, предусматривающее использование в первую очередь российских специалистов.

Среди важных проектов в сфере развития российского информа­ционно-технологического сектора можно отметить проект «Повыше­ние конкурентоспособности российских малых и средних инноваци­онных предприятий», начатый в августе 2002 г. в рамках ПРООН. Стоимость проекта — 1 100 000 долл. США2. Основные задачи проекта:

• разработка пакета необходимой документации по сертификации системы качества российских компаний в соответствии со стандарта­ми ISO-9000 или SEI SW-CMM;

• установление различных партнерских связей и разработка мер по поддержке работы Международного инкубатора технологий, основан­ного в Москве;

• создание базы данных малых и средних инновационных пред­приятий Российской Федерации и ее дальнейшее расширение путем внесения информации о предприятиях СНГ и других стран мира;

• создание механизмов проведения регулярных консультаций ме­жду российскими и иностранными экспертами в области инновацион­ных предприятий;

• разработка специальных программ обучения менеджеров малых и средних инновационных предприятий.

В рамках проекта по внедрению современных стандартов управле­ния качеством в компаниях — разработчиках программного обеспече­ния, которую осуществляют Министерство промышленности, науки и технологий РФ, ПРООН и ЮНИДО, в течение ближайших несколь­ких лет будет проводиться сертификация ряда российских фирм по стандартам СММ.

По инициативе ПРООН и ЮНИДО Ассоциация Russoft провела исследование, в результате которого ею был подготовлен список фирм, рекомендованных для прохождения сертификации в первую очередь.

Деятельность ПРООН в России осуществляется на базе специаль­ной Страновой программы. Она фокусируется на трех приоритетных

http://www.undp.ru. Там же.


72 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

областях: содействие социально-экономическому развитию страны; улучшение экологической ситуации; укрепление демократических ин­ститутов и механизмов госуправления.

В результате по состоянию на середину 2002 г. в нашей стране уже реализовано или находятся в стадии реализации около пятидесяти проектов ПРООН общей стоимостью более 130 млн долл. В настоящее время завершается разработка новых основных направлений сотруд­ничества между Россией и ПРООН.

Таким образом, экономические организации системы ООН оказы­вают значительное влияние на направление и характер многих эконо­мических и социальных преобразований, происходящих в мире. Дея­тельность экономических организаций направлена на создание добро­желательной, благоприятной глобальной экономической среды. В течение нескольких десятилетий экономические организации систе­мы ООН делают акцент на социальные аспекты развития для того, что­бы задача улучшения жизни всех людей оставалась главной целью всех усилий в области развития.

Кроме того, экономические организации системы ООН являются главным лицом в области оказания помощи долгосрочного содейст­вия, включая поставки продовольствия, оборудования для временного жилья и медикаментов, а также материально-техническое обеспе­чение.

Для осуществления международного сотрудничества в экономиче­ских, социальных и гуманитарных областях Устав ООН предусматри­вает создание широкого и разветвленного механизма, включающего наряду с органами ООН целый ряд международных организаций по специальным вопросам, в число которых входят также специализиро­ванные учреждения ООН.

Специализированные учреждения ООН — это крупнейшие междуна­родные организации по экономическим, социальным и гуманитарным вопросам, созданные на основе международного договора и имеющие связь с ООН, устанавливаемую посредством уставов и международных соглашений.

Специализированные учреждения ООН объединяют и направляют деятельность суверенных государств в специальных областях, и в этом заключается их большая и незаменимая роль. Эти учреждения, кроме оказания экономической и технической помощи, обеспечивают осу­ществление информационной функции, которая так необходима во всех сферах сотрудничества между государствами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.