КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организации в области сельского хозяйства 2 страница
2.3. Специализированные учреждения ООН 73 Впервые вопрос о различных специализированных экономических, социальных и других организациях и их участии в экономическом и социальном международном сотрудничестве в системе ООН был поднят в 1944 г. на конференции в Думбартон-Оксе (США) при обсуждении характера будущей международной организации. Было решено, что в целях создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, Организация будет содействовать разрешению международных экономических, социальных и других гуманитарных проблем и поощрять уважение человеческих прав и основных свобод. В связи с этим предусматривалось, что межправительственные организации, осуществляющие международное сотрудничество в специальных областях, будут поставлены в связь с будущей организацией посредством соответствующих соглашений. На конференции в Сан-Франциско (США) в 1945 г. вопрос о специализированных организациях рассматривался в специальном комитете, в результате работы которого были выработаны положения, содержащие следующие аспекты: • характерные черты международных организаций, названных • порядок установления их связи с ООН и принципы координации взаимоотношений ООН с этими организациями, • инициативная роль ООН в деле создания новых специализированных учреждений. Таким образом, появилось новое понятие — специализированные учреждения ООН. Специализированным учреждениям присущи четыре основных правовых признака: 1) межправительственный характер учредительных актов; 2) широкая международная ответственность в рамках их компетенции; 3) осуществление деятельности в специальных областях, предусмотренных положениями Устава ООН; 4) связь с Организацией Объединенных Наций. Последний из названных признаков является специфическим, выделяющим специализированные учреждения ООН в особую группу международных организаций. Специализированные учреждения ООН — постоянно действующие международные организации, непрерывность их деятельности обеспечивается целой системой органов. В учредительных актах этих организаций не оговорен срок окончания их деятельности и не предусмотрена процедура их ликвидации. 74 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН Специализированные учреждения ООН — это органы координации деятельности государств в специальных областях. В основе их построения лежит принцип суверенного равенства государств. Главная ответственность в деле координации деятельности специализированных учреждений ООН принадлежит Генеральной Ассамблее и Экономическому и социальному совету. Генеральная Ассамблея организует исследования, дает рекомендации, рассматривает и утверждает любые финансовые и бюджетные соглашения со специализированными учреждениями, проверяет их административные бюджеты. В резолюциях каждой сессии Генеральной Ассамблеи определенное внимание уделяется специализированным учреждениям ООН. Экономический и социальный совет практически координирует деятельность специализированных учреждений ООН. Он является органом, который вступает в соглашения со специализированными учреждениями, чтобы связать их с ООН. С целью повышения эффективности координации Совет получает от учреждений регулярные доклады об их деятельности и доклады с сообщением о мерах, предпринятых ими в исполнение рекомендаций Совета и Генеральной Ассамблеи (п. 1 ст. 64). Доклад Экономического и социального совета, предоставляемый им ежегодно Генеральной Ассамблее, содержит специальный раздел «Вопросы координации взаимоотношений со специализированными учреждениями». Положения Устава ООН, определяющие взаимоотношения ООН со специализированными учреждениями, свидетельствуют о том, что отношения эти строятся исключительно на началах рекомендаций. Характер связи специализированных учреждений ООН отличается от связи ООН с другими международными организациями. Только специализированные учреждения имеют такие тесные контакты с ООН. Таким образом, специализированные учреждения ООН обладают следующими чертами: межправительственным характером, широкой международной ответственностью, связью с ООН и юридической самостоятельностью. В настоящее время существует 18 специализированных учреждений ООН. Некоторые из этих организаций преобразовались из существовавших ранее международных административных союзов, другие — из международных специализированных организаций, созданных или в период, или после Второй мировой войны по инициативе ООН и отдельных заинтересованных государств. Группировка по сферам деятельности специализированных учреждений ООН представлена в табл. 2.2. 2.3. Специализированные учреждения ООН Таблица 2.2. Специализированные учреждения ООН
76 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН Окончание табл. 2.2
Организации социального характера Международная организация труда — МОТ (International Labour Organization — ILO) создана в 1919 г. согласно Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций. Соглашение об установлении связи между МОТ и ООН было утверждено 14 декабря 1946 г., и организация стала первым специализированным учреждением, связанным с ООН. Члены МОТ — 171 страна. Главными органами МОТ являются: 1) Генеральная конференция; 2) Административный совет; 3) Международное бюро труда. Местопребывание МОТ —Женева. Генеральная конференция труда проводит ежегодно свои сессии в Женеве. Каждое государство-участник направляет для участия в конференции делегацию, состоящую из двух представителей правительства, одного представителя трудящихся и одного представителя работодателей. В период между сессиями Генеральной конференции работой МОТ руководит Административный совет, состоящий из 28 представителей правительств,.14 представителей трудящихся и 14 представителей работодателей. Целью МОТ является обеспечение во всем мире социальной справедливости для трудящихся, а также поощрение и защита прав человека и основных свобод, сотрудничество государств по социальным и трудовым проблемам (занятость, условия труда, охрана труда, заработная плата, пенсии, отпуска, отдельные группы трудящихся — женщины, 2.3. Специализированные учреждения ООН подростки, мигранты). Основным видом деятельности МОТ является разработка проектов конвенций и рекомендаций по этим вопросам. Устав МОТ исходит из двух принципов — всеобщности (универсальности) и трехстороннего представительства. Первый означает прежде всего возможность вступления в МОТ для всех государств на условиях, предусмотренных уставом обязательств. Этот принцип обязывает членов МОТ способствовать улучшению труда и жизни трудящихся во всех странах, предоставлять им равное право пользоваться теми преимуществами, которые вытекают из членства в организации. Если принцип всеобщности характерен для большинства организаций, то принцип трехстороннего представительства присущ только МОТ. Сущность его состоит в том, что каждый член МОТ представлен в организации членами правительства, трудящимися и предпринимателями, причем каждая группа представителей может занимать самостоятельную позицию при решении проблем труда. Основные направления деятельности МОТ включают разработку международных стандартов (в форме конвенций и рекомендаций) в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, службы найма рабочей силы и рабочая инспекция. Конвенции налагают на государства-члены, которые их ратифицировали, обязательства по претворению их положений в жизнь, в то время как рекомендации устанавливают ориентиры для национальной политики, законодательства и практики. Со времени основания МОТ было принято 172 конвенции и 181 рекомендация. В последнее время были приняты такие важные акты, как конвенции о безопасном использовании химических веществ на производстве, о защите интересов трудящихся в случае банкротства работодателя, о предупреждении крупных аварий на производстве. При МОТ действует Международный институт социально-трудовых исследований и Международный центр по подготовке кадров. На протяжении столетия в промышленно развитых странах отмечалось явное сокращение числа серьезных травм, не в последнюю очередь из-за реального прогресса в деле создания более безопасных и здоровых условий труда. Важную роль играет Программа МОТ «За безопасный труд»1. Ее цель состоит в том, чтобы содействовать осознанию во всем мире масштабов и последствий несчастных случаев, травм и заболеваний в связи с трудовой деятельностью, достижению цели обеспечения базовой безопасности всем трудящимся в соответствии с http://www.ilo.org. 78, Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН международными трудовыми нормами, укреплению возможности государств-членов и промышленных отраслей вырабатывать и проводить в жизнь эффективные программы и политику профилактики и защиты. Становление современной системы трудовых отношений и соответствующего законодательства России осуществлялось при широком использовании норм, разработанных МОТ. Специалисты МОТ оказывали также помощь в проведении обзора рынка труда, совершенствовании статистики труда, в разработке нового российского классификатора профессий, в обновлении статистики трудовых затрат, формировании современных служб занятости. В рамках Международного центра МОТ по подготовке кадров осуществляется обучение представителей частного сектора экономики России по следующим направлениям: современное управление предприятиями, содействие развитию малых предприятий, развитие предпринимательских навыков. Также МОТ оказывает содействие в создании в России независимых и социально ответственных предпринимательских организаций, в трансформации деятельности профсоюзов применительно к условиям рыночной экономики и проводит для них соответствующие мероприятия. Всемирная организация здравоохранения — ВОЗ (World Health Organization — WHO) была создана в 1946 г. ВОЗ является специализированным учреждением ООН с 1948 г. ВОЗ объединяет почти все страны — члены ООН. В нее входят 192 государства1 Главными органами ВОЗ являются: 1) Всемирная ассамблея здравоохранения; 2) Исполнительный комитет; 3) Секретариат. Сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения собираются ежегодно. Местопребывание ВОЗ — Женева. Цель ВОЗ — содействие международному сотрудничеству для достижения всеми народами мира высшего уровня здоровья, ибо здоровье народов — основной фактор в достижении мира и безопасности. Деятельность ВОЗ направлена на борьбу с особо опасными болезнями и разработку международных санитарных правил. Всемирная организация здравоохранения координирует осуществление программ, нацеленных на решение проблем охраны здоровья и максимальное укрепление здоровья всего населения Земли. ВОЗ осуществляет сбор глобальной статистической информации о рождаемости, заболеваемости, смертности. Всемирная организа- http://www.who/int/governance/en. 2.3. Специализированные учреждения ООН ция здравоохранения вносит свой вклад в общую координацию гуманитарной деятельности, информируя всех партнеров о факторах, оказывающих определяющее влияние на выживание и здоровье в чрезвычайных ситуациях, и предпринимает усилия по осуществлению скоординированных мероприятий в области общественного здравоохранения для всех пострадавших слоев населения, включая вынужденных переселенцев. Приоритетным направлением деятельности является оценка потребностей, проведение иммунизации, улучшение питания, предоставление медикаментов, борьба с инфекционными и неинфекционными болезнями, репродуктивное и психическое здоровье. ВОЗ оказывает также содействие межучережденческой деятельности, направленной на борьбу с ВИЧ/СПИДом в чрезвычайных ситуациях, оказание помощи престарелым в чрезвычайных ситуациях гуманитарного характера и охрану здоровья сотрудников гуманитарных учреждений. Присутствие ВОЗ и наличие у него оперативного потенциала в регионах обеспечивает оптимальный эффект с точки зрения скоординированных усилий по организации общественного здравоохранения, обобщения опыта и обеспечения подотчетности сектора здравоохранения. С этой целью ВОЗ предоставляет в распоряжение всех партнеров, чьи усилия в секторе здравоохранения или связанных с ним секторах могут способствовать достижению общей цели уменьшения смертности и страданий, которых можно было избежать, технические рекомендации, оперативные сводки и результаты эпидемиологического контроля по конкретным странам. В Северной и Южной Америке и Карибском бассейне благодаря усилиям, которые предпринимались на протяжении последних 25 лет под руководством ВОЗ, большинство стран добились в сфере стихийных бедствий значительного прогресса. Они составили страновые карты районов, в которых существует опасность стихийных бедствий, и усовершенствовали и расширили сети сейсмического контроля и системы раннего предупреждения. Глобальный охват иммунизацией (от основных детских болезней: кори, полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка и туберкулеза) составляет 74%, хотя во многих странах Африки к югу от Сахары, а также в странах, охваченных конфликтами, этот уровень гораздо ниже 50%. Ключевую роль в повышении уровня охвата играют национальные дни иммунизации, организуемые ВОЗ. В 2000 г. в рамках интенсивного проведения национальных дней иммунизации в 82 странах было вакцинировано рекордное,число детей в возрасте до пяти лет: 550 миллионов человек. Например, в Индии за три дня было вакцинировано 152 миллиона детей, а в 17 странах Западной и Центральной 80 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН Африки было иммунизировано 76 миллионов детей1. В Африке под руководством ВОЗ, Всемирного банка и ПРООН осуществляется инициатива «Борьба с малярией», в рамках которой особое значение придается партнерству в деле, профилактики и искоренения малярии со всеми заинтересованными сторонами, включая правительства стран, в которых распространено это заболевание, правительства стран-доноров, частный сектор и гражданское общество. Участие России в деятельности ВОЗ обеспечивает нашей стране уникальную возможность широкого использования большого научного, организационно-методологического, учебного, нормотворческого, кадрового и, частично, финансового потенциала этой международной организации. Большое практическое значение для здравоохранения России имеет ее участие в Международной программе по медицинским последствиям чернобыльской аварии, в Глобальной программе по борьбе со СПИДом, Расширенной программе иммунизации, в программе ВОЗ по гигиене окружающей среды, в программе действий по основным лекарственным средствам, в программе ВОЗ по охране здоровья и планирования семьи. Деятельность финансовых организаций будет рассмотрена в гл. 3. Продовольственная и сельскохозяйственная организации ООН — ФАО (Food and Agriculture Organization — FAO) была создана в 1945 г. для глобальной борьбы с голодом. В составе ФАО 174 государства-члена и одна международная организация — Европейский союз2. С 1946 г. ФАО — специализированное учреждение ООН. Главными органами являются: 1) Конференция; 2) Совет; 3) Секретариат. Местонахождение ФАО — Рим. По подсчетам ФАО, в 90-е гг. XX столетия около 800 млн жителей Земли серьезно недоедали. В 2000 г. население 32 страны мира нуждалось в срочной продовольственной помощи3. Согласно Уставу целями ФАО являются: • улучшение питания и повышение жизненного уровня народов; • повышение продуктивности сельского хозяйства; ' http://www.uno.org. 2 http://www.fao.org. 3 См.: The state of food and agriculture 2000. Rome, 2000. 2.3. Специализированные учреждения ООН 81 • улучшение системы распределения продовольствия и продукции сельского хозяйства; • повышение благосостояния и улучшение условий жизни сельского населения; • развитие рыболовства и лесного хозяйства. ФАО финансируется в основном за счет четырех источников: взносов государств-членов, Программы развития (ПРООН), средств Всемирного банка, а также из финансируемого государствами — членами Опекунского фонда. Примерами реальной поддержки развития национального сельского хозяйства со стороны ФАО являются распространение новых высокоурожайных сортов культур в нуждающихся странах, передача им достижений в области биотехнологии, разработка и помощь в осуществлении проектов расширения производства продовольствия, строительство объектов инфраструктуры в сельской местности и т.д. Объемы официально зарегистрированной ФАО продовольственной помощи в мире в конце XX в. составляли свыше 12 млрд долл. Основными странами-донорами выступали Япония, Германия, США'. Россия не входит в число членов ФАО, но участвует в ее деятельности в качестве наблюдателя. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР) был создан в 1977 г. Целью фонда является мобилизация финансовых ресурсов и предоставление их на льготных условиях развивающимся странам или межправительственным организациям — членам фонда. Местопребывание МФСР — Рим. Главные органы: 1) Совет управления; 2) Исполнительный орган. Основным направлением деятельности МФСР является сокращение сельской бедности, голода и недоедания. В настоящее- время 1,2 млрд человек живут в критической бедности. В то же самое время, приблизительно 900 млн (75% от 1,2 млрд) живут в сельских районах. МФСР разрабатывает проекты национальных и международных усилий по сокращению бедности и улучшению качества жизни. МФСР способствует увеличению доступа женщин к среднему образованию. МФСР концентрирует свои инвестиции, исследования, усилия и знания управления в реализуемых проектах. МФСР мобилизует ресурсы для программ, которые улучшают сельскую бедность и улучшают питание. ' Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет/под ред. И. С. Королева. М.: Экономиста, 2003. С. 316. 6 - 6465 82 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН МФСР предоставляет займы развивающимися странам с низким доходом на благоприятных условиях, подлежащих выплате в течение 40 лет, включая льготный период десять лет, и платы за услугу 0,75% в год. Начиная со своего возникновения и до 2002 г., МФСР финансировал 633 проекта в 115 странах, которым предоставил займов на сумму 7,7 млрд долл., и дотаций на сумму 35,4 млн долл.1 МФСР имеет три источника финансирования: взносы от членов, инвестиционный доход, поступления со стороны финансовых организаций.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |