КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международные противоречия и необходимость реформирования системы ООН
Организации в области метеорологии Всемирная метеорологическая организация — ВМО (World Meteorological Organization — WMO) созданав 1878 г. С 1951 г. ВМО является специализированным учреждением ООН. В настоящее время в ВМО входят 185 государств-членов. Главные органы ВМО: 1) Всемирный метеорологический конгресс; 2) Исполнительный комитет; 3) Секретариат во главе с генеральным секретарем. Имеются также технические комиссии. В организации существуют региональные ассоциации, занимающиеся решением вопросов, касающихся конкретных географических районов. Местопребывание ВМО — Женева (Швейцария). Цели ВМО: • облегчение международного сотрудничества для создания метеорологических, гидрологических и других наблюдений; • стимулирование быстрого обмена метеорологической информацией; • стандартизация метеорологических наблюдений и однородная публикация наблюдений и статистических вычислений; • поощрение исследований и обучение в метеорологии. Основные направления деятельности: сбор, обработка и распространение оперативной информации о фактическом прогнозируемом состоянии природной среды, исследования глобальной циркуляции ат- 2.4. Международные противоречия и необходимость реформирования системы ООН 97 мосферы, Мирового океана, климата планеты (наблюдение за озоном, увеличением концентрации парниковых газов) и его изменении, предупреждение правительств государств о надвигающихся изменениях погоды. ВМО стимулирует международное сотрудничество в оценке водных ресурсов и разработки гидрологических сетей и служб, включая сбор данных и обработку,-гидрологический прогноз, предупреждения и поставку гидрологических данных. Основная деятельность ВМО проходит в рамках научно-технических программ, результаты которых с большей эффективностью используются в национальных интересах. Например, связанные с погодой сельскохозяйственные потери в некоторых странах могут приближаться к 20% ежегодного объема производимой продукции. Однако, если сделать метеорологическое уведомление, то можно избежать существенных потерь. В засушливых областях, подобно пустыне Сахара в Африке, ВМО противодействует опустыниванию1. Организация Объединенных Наций, будучи старейшей из международных организаций (учитывая более чем вековой возраст ряда ее специализированных агентств), является одновременно самой широкой и наиболее представительной из них. Между тем радикальные перемены, и усиление противоречий в сфере международных отношений, наблюдаемые в последнее время, выдвинули на первый план необходимость реформирования ООН. Эти перемены включают: • процессы глобализации и фрагментации, к последним следует отнести тенденции усиления индивидуальных, а не коллективных движущих сил, способствующих мозаичному разрастанию «кодексов» и «правил», связанных с многочисленными «микросмыслами», «малыми идеологиями», которые пришли на смену «большим идеологиям»; • растущее неравенство между богатыми и бедными (как между государствами, так и внутри отдельных обществ); • усугубляющиеся религиозные, этнические и культурные проблемы; • изменения в природе конфликтов и появление концепций, которые более широко трактуют безопасность и развитие; • уход от прежней жесткости в понятии государственного суверенитета, кризис национальной государственности; • преобладание силовой логики; http://www.wmo.ch. 7 - 6465 98 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН • переворот в использовании компьютеров и систем связи, действующих в режиме «реального времени»1. Эти изменения привели к полной трансформации международной системы, которая во все меньшей степени носит межгосударственный и во все большей — транснациональный характер. Глобальная ориентация ТНК, ТНБ и других ведущих макроэкономических субъектов закономерно уменьшает для них значение национальных экономик, центр тяжести их предпринимательской стратегии перемещается с национального на наднациональный уровень. В последнее время возникла и все больше популяризируется в условиях глобализации идея «вместо устаревшей ООН создать Организацию Объединенных Корпораций, так как ТНК правят миром»2. Идеи реформирования ООН нашли отражение и в концепции «открытого общества» Джорджа Сороса, который предлагает преодоление бюрократических противоречий, составляющих суть настоящего кризиса ООН, путем реорганизации системы управления в данной организации. При этом контролирующие функции могут быть переданы назначенным должностным лицам, подотчетным Генеральному секретарю или Совету директоров, или, как это было в Бреттон-Вудских институтах, — тому, кто предоставляет средства. «Сегодня Генеральная Ассамблея представляет собой говорильню. Она могла бы превратиться в законодательный орган, разрабатывающий законы для нашего мирового сообщества. Ассамблея суверенных государств, возможно, плохо подходит для осуществления исполнительских функций, но она превосходно удовлетворяет требованиям, предъявляемым к международному законодательному органу... Потребуется четко определить, что считать квалифицированным большинством. Возможен Тройной критерий, а именно — две трети стран, две трети населения и две трети бюджета ООН. Страны, которые не придерживаются обязательства соглашаться с решением квалифицированного большинства, подлежали бы исключению из коалиции открытого общества»3. Таким путем предлагается «создать совокупность международных правовых норм без того, чтобы был нарушен принцип национального суверенитета». Без ответа при этом Сорос оставляет во- 1 Новоселофф, А. Как вдохнуть новую жизнь в ООН? (Основные цели — предвиде 2 Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет 3 Сорос, Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности: 2.4. Международные противоречия и необходимость реформирования системы ООН 99 прос: что такое ООН в условиях «открытого общества» — дискриминация меньшинства в интересах «квалифицированного» большинства? ■ Саммит тысячелетия (проходивший с 6 по 11 сентября 2000 г.) и Сессия Генеральной Ассамблеи тысячелетия дали государствам-членам очередную возможность подумать о перспективах системы ООН. Участникам этих встреч нужно было переосмыслить будущее ООН, ее несоответствие окружающему миру и стоящим перед нею задачам. Названные международные перемены вызывают напряженность, которую трудно регулировать. Они составляют ключевые вызовы, с которыми приходится иметь дело в начале XXI в. Кроме того, они выносят на поверхность разнообразие сил и действующих лиц, вовлеченных в международные дела и связанные с этим структурные проблемы. Существует напряжение между транснациональным и межгосударственным уровнями; между суверенитетом и вмешательством; между противоречащими друг другу интересами; между медлительностью государств и быстрой реакцией других действующих лиц и структур; между силой и властью, с одной стороны, и справедливостью и равенством — с другой; между всеобщностью и индивидуализмом или сепаратизмом; между интервенцией, нейтралитетом и нейтральностью. Именно в данном контексте напряжений и адаптации ставится под вопрос полезность ООН. К основным проблемам деятельности ООН последнего десятилетия следует отнести: • ослабление лидирующей роли ООН в поддержании мира и безопасности; • вопрос о расширении представительства в Совете Безопасности, обеспечение транспарентности его работы; • финансовые проблемы Организации; • необходимость обновления средств управления; • проблему совершенствования кадрового потенциала. народов остается столь же важной целью ООН, как и в момент ее создания. Это показали, например, кризисные ситуации в Афганистане, Бурунди, Демократической Республике Конго, Восточном Тиморе, Эфиопии, Косово, Ираке и др. После окончания «холодной войны» произошел переход от межгосударственных конфликтов к внутригосударственным. Если в прошлом основу конфликтов составляли идеологические разногласия двух систем (капитализма и социализма), то теперь причинами этих конфликтов являются этническая и религиозная нетерпимость, незаконный оборот оружия, драгоценных камней и наркотиков. Учреждения ООН стремятся устранить не столько последствия конфликтов, сколько Их причины. Главными средствами ООН становятся ориентация на сбалансированный под- 7* 100 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН ход и сотрудничество в предотвращении новых конфликтов и гонки вооружений, установление мира в регионах, привлечение сотрудников ООН к содействию в проведении в различных странах честных выборов. Растущее число вооруженных конфликтов и стихийных ■ бедствий, от которых страдают миллионы мирных людей, в особенности дети, требует расширения и увеличения гуманитарной помощи странам и регионам мира. Вопрос о расширении представительства в Совете Безопасности вызван, с одной стороны, недостатком представительности в отношении развивающихся стран, неравномерным распределением мест в Совете Безопасности между региональными группами, а также «привилегированным» положением постоянных членов Совбеза. С другой стороны, как отмечается в новой концепции внешней политики РФ, усиливается тенденция к созданию однополярной структуры мира при доминировании США, а при решении принципиальных вопросов международной безопасности ставка делается на западные институты, на ослабление роли ООН. США также желают реформировать Совет Безопасности в целях еще большего увеличения в нем своего влияния, в случае же провала этих планов — сведения на нет роли СБ. ■ По вопросу о реформе СБ все государства можно разделить на четыре группы — развивающиеся, средние, кандидаты в постоянные члены и сами постоянные члены, между которыми существуют определенные различия. Страны Юга, составляющие большинство в Организации, не хотят мириться с реформой, односторонне выгодной Северу, их требования большего участия в делах ООН основаны на том, что Организация действует, в основном, в развивающихся странах, которые, таким образом, должны иметь возможность сами решать свою судьбу. Но у этих стран отсутствуют материальные средства для поддержки функционирования ООН, что заставляет их соглашаться на решение финансового вопроса путем повышения ооновского статуса второй и третьей экономических держав мира — Японии и Германии. На звание постоянных членов СБ претендуют также представители региональных групп развивающегося мира (Индия, Пакистан,, Индонезия в Азии, ЮАР, Египет и Нигерия в. Африке и Бразилия, Аргентина и Мексика в Латинской Америке). Еще более осложняет ситуацию соперничество между кандидатами на постоянные места. Речь идет о конфликте между ядерными державами — Индией и Пакистаном: Индия уже заявила о полноправном постоянном членстве, пытаясь достичь равного статуса с Китаем, Пакистан пока ограничивается резкой критикой амбиций Индии. В то же время средние страны регионального значения (Италия, Испания, Малайзия, Турция, некоторые скандинавские и латиноаме- 2.4. Международные противоречия и необходимость реформирования системы ООН 101 риканские), объединенные в так называемый кофейный клуб, добиваются получения в нем «полупостоянного» членства. Все чаще представители администрации США высказываются об обновлении Совета Безопасности на основе «теории гуманитарной интервенции», которая явно противоречит международному праву, но активно внедряется в общественное сознание стран Запада, провозглашая возможность военного вмешательства в дела суверенных стран без санкции СБ, что дает возможность Вашингтону, опираясь на свою военную силу, свести на нет право вето других постоянных членов, не отказываясь от своего. «Гуманитарная интервенция», осуществленная НАТО в Косово и вооруженными силами США и Великобритании в Ираке, как мы видели, шла вразрез священному принципу ООН национального суверенитета. В этих условиях следует признать наличие угрозы формирования однополюсного миропорядка, которая состоит в том, что это будет система имперского типа, основанная на диктате сильнейшего ж подавляющая всех его конкурентов. Эта, чреватая конфронтацией модель не приемлема в современном мире, насыщенном запасами ядерного оружия, но находит своих защитников даже в самой ООН. В ряде выступлений нынешнего Генерального секретаря ООН К. Аннана оправдывается теория и практика «гуманитарной интервенции»1. Финансовые проблемы Организации исходят из того, что ООН не является независимым или автономным лицом международных отношений подобно государству: фактически наднациональность, на которую она претендует и которую ей представляют, остается чисто теоретической. Организация Объединенных Наций — это не мировое правительство, а лишь система сотрудничества между государствами. Это межправительственная организация, способность которой к принятию решений зависит от государств-членов. Отсюда следует, что у нее нет каких-либо собственных финансовых ресурсов, бюджет ООН состоит из вкладов государств-членов. Финансовая реформа позволит изменить соотношение вкладов отдельных государств и увеличить бюджет ООН. С 1995 г. бюджет ООН регулярно сокращается. США противятся всякому его увеличению. Подобная практика противоречит тому, что иногда проведение реформ требует специального финансирования. В сравнении с бюджетом крупной страны бюджет ООН до смешного мал (чуть более 9 млрд долл., включая общий бюджет, бюджет для поддержания мира и бюджет на экономические и социальные цели). Бюджет на поддержание мира составляет 1,1% военного бюд- \ Шлыков, К. Какой быть ООН в XXI веке: проблема реформирования Совета Безопасности // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 5. С. 103-107. 102 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН жета США, что равно расходам за два дня операции «Буря в пустыне». Общий бюджет ООН равен примерно 4% ежегодного бюджета такого города, как Нью-Йорк. Ныне вклад США в общий бюджет ООН обходится каждому американцу в 1,2 долл. в год, а в бюджет на поддержание мира — приблизительно в 7 долл. Однако более убедительны цифры затрат ооновской системы на экономические и социальные цели, это равно 8.8 центам, потраченным каждым жителем нашей планеты, хотя в то же время государства тратят около 767 млрд долл. в год на вооружения, что равняется 134 долл. на каждого жителя Земли1. Неуплата вкладов в бюджет ООН — это политическая, а не финансовая проблема. Стремясь к обновлению системы управления и рационализации деятельности ООН, государства-члены хотели бы и лучшей координации, и большей согласованности в совместных действиях. Во времена финансовых осложнений и бюджетных ограничений государства желали бы, чтобы ООН добивалась большего меньшими средствами. Это означает ликвидацию дублирования действий, «слияние» некоторых фондов и программ, которые излишни сами по себе или в связи с существованием специализированных учреждений. Так, Мировая продовольственная программа и Межправительственный фонд сельскохозяйственного развития соперничают с ФАО; Комиссия по устойчивому развитию конкурирует с Программой ООН по защите окружающей среды; ЮНИСЕФ, Всемирный банк и ПРООН конкурируют с ЮНЕСКО в сфере образования. В целях проведения последовательной стратегии развития, обеспечивающей более надежную координацию между различными организациями, высказываются идеи вдохнуть новую жизнь в Экономический и социальный совет, преобразовав его в Совет экономической безопасности. Этот Совет может заниматься вопросами развития и облегчить сотрудничество, а также координацию действий международных организаций и государств, ассоциаций, региональных объединений и др., обеспечивая тем самым большую эффективность от реализации проектов. Действенный механизм координации призван гармонизировать функции всех составляющих ооновской системы с целью недопущения принятия взаимно противоречивых курсов и программ, как это имело место в прошлом. Например, политика структурного регулирования и «шоковой терапии», навязываемая МВФ и Всемирным банком, долгое время не принимала в расчет предложения в области социальной политики, исходившие от МОТ, ЮНИСЕФ, ФАО, ЮНЕСКО. 1 Новоселофф, А. Как вдохнуть новую жизнь в ООН? (Основные цели — предвидение и предотвращение конфликтов) // Мировая экономика и международные отношения. 2001. №11. С. 23. 2.4. Международные противоречия и необходимость реформирования системы ООН 103 Подобная координация должна иметь место на трех различных уровнях: между государствами, между государствами и специализированными учреждениями ООН, а также внутри государств, между их различными правительственными органами. Наиболее важная цель ООН — ликвидация нищеты в мире. Хотя в последнее десятилетие и был достигнут заметный прогресс в решении проблемы нищеты — особенно в Азии — тем не менее, половине населения мира по-прежнему приходится думать над тем, как прожить менее чем на 2 долл. вдень. Примерно 1,2 млрд человек вынуждены существовать менее чем на 1 долл. в день. Поставлена задача добиться к 2015 г. уменьшения численности населения этой категории. Важное значение имеет проблема урбанизации населения. Предполагается, что к. 2020 г. численность городского населения в мире увеличится с 2,5 до 5 млрд человек и, в основном, за счет развивающихся стран. Поэтому весьма актуальной является задача улучшения условий жизни 100 млн обитателей трущоб в развивающихся странах. Более чем в 100 странах предприняты инициативы по усилению роли женщин в экономике, их руководящей роли и участия в миротворческой деятельности, а также по ликвидации насилия в отношении женщин. Помимо названных, учреждениями ООН предпринимаются и планируются в дальнейшем меры по борьбе с преступностью, СПИДом, по решению экологических проблем. Важной задачей ООН является повышение эффективности использования коммуникаций, в частности, сети Интернет в направлении создания такой технологии, которая позволила бы ООН мгновенно передавать графические и голосовые сообщения практически в любую точку мира. Существует масса возможностей, позволяющих придать ООН, ее системе и действиям больший авторитет, убедительность и эффективность. Это чрезвычайно важно для улучшения условий жизни на планете. Чтобы противостоять отсутствию политического мужества и воли (иногда отражающего отсутствие доброй воли со стороны государств), в центрах и организациях, занимающихся перспективными исследованиями, нужно тщательно изучать способы предотвращения кризисов и контроля состояния нашего общества. Реформирование системы ООН на деле должно охватывать более широкий круг тем: оно касается и выработки нового взгляда на способы эволюции или изменения функционирования демократии (в направлении предоставления более широких возможностей участия для всех), осознания общности судьбы всей планеты. Главная гарантия недопущения деформации мирового порядка — усиление консолидирующей роли ООН в мире. Глава 3. Международные финансовые организации и их роль в регулировании международных валютно-финансовых отношений
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |