Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные противоречия и необходимость реформирования системы ООН




Организации в области метеорологии

Всемирная метеорологическая организацияВМО (World Meteorological Organization — WMO) созданав 1878 г. С 1951 г. ВМО яв­ляется специализированным учреждением ООН. В настоящее время в ВМО входят 185 государств-членов.

Главные органы ВМО:

1) Всемирный метеорологический конгресс;

2) Исполнительный комитет;

3) Секретариат во главе с генеральным секретарем.

Имеются также технические комиссии. В организации существуют региональные ассоциации, занимающиеся решением вопросов, ка­сающихся конкретных географических районов. Местопребывание ВМО — Женева (Швейцария).

Цели ВМО:

• облегчение международного сотрудничества для создания метео­рологических, гидрологических и других наблюдений;

• стимулирование быстрого обмена метеорологической информа­цией;

• стандартизация метеорологических наблюдений и однородная публикация наблюдений и статистических вычислений;

• поощрение исследований и обучение в метеорологии.

Основные направления деятельности: сбор, обработка и распро­странение оперативной информации о фактическом прогнозируемом состоянии природной среды, исследования глобальной циркуляции ат-


2.4. Международные противоречия и необходимость реформирования системы ООН 97

мосферы, Мирового океана, климата планеты (наблюдение за озоном, увеличением концентрации парниковых газов) и его изменении, пре­дупреждение правительств государств о надвигающихся изменениях погоды. ВМО стимулирует международное сотрудничество в оценке водных ресурсов и разработки гидрологических сетей и служб, вклю­чая сбор данных и обработку,-гидрологический прогноз, предупрежде­ния и поставку гидрологических данных. Основная деятельность ВМО проходит в рамках научно-технических программ, результаты которых с большей эффективностью используются в национальных интересах. Например, связанные с погодой сельскохозяйственные потери в неко­торых странах могут приближаться к 20% ежегодного объема произво­димой продукции. Однако, если сделать метеорологическое уведомле­ние, то можно избежать существенных потерь. В засушливых областях, подобно пустыне Сахара в Африке, ВМО противодействует опустыни­ванию1.

Организация Объединенных Наций, будучи старейшей из между­народных организаций (учитывая более чем вековой возраст ряда ее специализированных агентств), является одновременно самой широ­кой и наиболее представительной из них.

Между тем радикальные перемены, и усиление противоречий в сфере международных отношений, наблюдаемые в последнее время, выдвинули на первый план необходимость реформирования ООН.

Эти перемены включают:

• процессы глобализации и фрагментации, к последним следует отнести тенденции усиления индивидуальных, а не коллективных дви­жущих сил, способствующих мозаичному разрастанию «кодексов» и «правил», связанных с многочисленными «микросмыслами», «малы­ми идеологиями», которые пришли на смену «большим идеологиям»;

• растущее неравенство между богатыми и бедными (как между го­сударствами, так и внутри отдельных обществ);

• усугубляющиеся религиозные, этнические и культурные проб­лемы;

• изменения в природе конфликтов и появление концепций, кото­рые более широко трактуют безопасность и развитие;

• уход от прежней жесткости в понятии государственного сувере­нитета, кризис национальной государственности;

• преобладание силовой логики;

http://www.wmo.ch.

7 - 6465


98 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

• переворот в использовании компьютеров и систем связи, дейст­вующих в режиме «реального времени»1.

Эти изменения привели к полной трансформации международной системы, которая во все меньшей степени носит межгосударственный и во все большей — транснациональный характер.

Глобальная ориентация ТНК, ТНБ и других ведущих макроэконо­мических субъектов закономерно уменьшает для них значение нацио­нальных экономик, центр тяжести их предпринимательской стратегии перемещается с национального на наднациональный уровень. В по­следнее время возникла и все больше популяризируется в условиях глобализации идея «вместо устаревшей ООН создать Организацию Объединенных Корпораций, так как ТНК правят миром»2.

Идеи реформирования ООН нашли отражение и в концепции «от­крытого общества» Джорджа Сороса, который предлагает преодоление бюрократических противоречий, составляющих суть настоящего кри­зиса ООН, путем реорганизации системы управления в данной орга­низации. При этом контролирующие функции могут быть переданы назначенным должностным лицам, подотчетным Генеральному сек­ретарю или Совету директоров, или, как это было в Бреттон-Вудских институтах, — тому, кто предоставляет средства.

«Сегодня Генеральная Ассамблея представляет собой говорильню. Она могла бы превратиться в законодательный орган, разрабатываю­щий законы для нашего мирового сообщества. Ассамблея суверенных государств, возможно, плохо подходит для осуществления исполни­тельских функций, но она превосходно удовлетворяет требованиям, предъявляемым к международному законодательному органу... Потре­буется четко определить, что считать квалифицированным большин­ством. Возможен Тройной критерий, а именно — две трети стран, две трети населения и две трети бюджета ООН. Страны, которые не при­держиваются обязательства соглашаться с решением квалифициро­ванного большинства, подлежали бы исключению из коалиции откры­того общества»3. Таким путем предлагается «создать совокупность международных правовых норм без того, чтобы был нарушен принцип национального суверенитета». Без ответа при этом Сорос оставляет во-

1 Новоселофф, А. Как вдохнуть новую жизнь в ООН? (Основные цели — предвиде­
ние и предотвращение конфликтов) // Мировая экономика и международные отноше­
ния. 2001. № П. С. 17-28.

2 Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет
под дудку таланта: [пер. с англ.] / Стокгольмская школа экономики в С.-Петербурге.
СПб., 2000. 271 с.

3 Сорос, Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности:
[пер. с англ.]. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 254.


2.4. Международные противоречия и необходимость реформирования системы ООН 99

прос: что такое ООН в условиях «открытого общества» — дискримина­ция меньшинства в интересах «квалифицированного» большинства? ■ Саммит тысячелетия (проходивший с 6 по 11 сентября 2000 г.) и Сессия Генеральной Ассамблеи тысячелетия дали государствам-чле­нам очередную возможность подумать о перспективах системы ООН. Участникам этих встреч нужно было переосмыслить будущее ООН, ее несоответствие окружающему миру и стоящим перед нею задачам.

Названные международные перемены вызывают напряженность, которую трудно регулировать. Они составляют ключевые вызовы, с ко­торыми приходится иметь дело в начале XXI в. Кроме того, они выносят на поверхность разнообразие сил и действующих лиц, вовлеченных в международные дела и связанные с этим структурные проблемы. Суще­ствует напряжение между транснациональным и межгосударственным уровнями; между суверенитетом и вмешательством; между противоре­чащими друг другу интересами; между медлительностью государств и быстрой реакцией других действующих лиц и структур; между силой и властью, с одной стороны, и справедливостью и равенством — с другой; между всеобщностью и индивидуализмом или сепаратизмом; между ин­тервенцией, нейтралитетом и нейтральностью. Именно в данном кон­тексте напряжений и адаптации ставится под вопрос полезность ООН.

К основным проблемам деятельности ООН последнего десятиле­тия следует отнести:

• ослабление лидирующей роли ООН в поддержании мира и без­опасности;

• вопрос о расширении представительства в Совете Безопасности, обеспечение транспарентности его работы;

• финансовые проблемы Организации;

• необходимость обновления средств управления;

• проблему совершенствования кадрового потенциала.
Достижение устойчивого мира и безопасности для всех стран и

народов остается столь же важной целью ООН, как и в момент ее соз­дания. Это показали, например, кризисные ситуации в Афганистане, Бурунди, Демократической Республике Конго, Восточном Тиморе, Эфиопии, Косово, Ираке и др. После окончания «холодной войны» произошел переход от межгосударственных конфликтов к внутриго­сударственным. Если в прошлом основу конфликтов составляли идеологические разногласия двух систем (капитализма и социализ­ма), то теперь причинами этих конфликтов являются этническая и религиозная нетерпимость, незаконный оборот оружия, драгоцен­ных камней и наркотиков. Учреждения ООН стремятся устранить не столько последствия конфликтов, сколько Их причины. Главными средствами ООН становятся ориентация на сбалансированный под-

7*


100 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

ход и сотрудничество в предотвращении новых конфликтов и гонки вооружений, установление мира в регионах, привлечение сотрудни­ков ООН к содействию в проведении в различных странах честных выборов. Растущее число вооруженных конфликтов и стихийных ■ бедствий, от которых страдают миллионы мирных людей, в особен­ности дети, требует расширения и увеличения гуманитарной помощи странам и регионам мира.

Вопрос о расширении представительства в Совете Безопасности вызван, с одной стороны, недостатком представительности в отноше­нии развивающихся стран, неравномерным распределением мест в Совете Безопасности между региональными группами, а также «при­вилегированным» положением постоянных членов Совбеза. С другой стороны, как отмечается в новой концепции внешней политики РФ, усиливается тенденция к созданию однополярной структуры мира при доминировании США, а при решении принципиальных вопросов международной безопасности ставка делается на западные институты, на ослабление роли ООН. США также желают реформировать Совет Безопасности в целях еще большего увеличения в нем своего влияния, в случае же провала этих планов — сведения на нет роли СБ. ■

По вопросу о реформе СБ все государства можно разделить на че­тыре группы — развивающиеся, средние, кандидаты в постоянные члены и сами постоянные члены, между которыми существуют опре­деленные различия.

Страны Юга, составляющие большинство в Организации, не хотят мириться с реформой, односторонне выгодной Северу, их требования большего участия в делах ООН основаны на том, что Организация дей­ствует, в основном, в развивающихся странах, которые, таким образом, должны иметь возможность сами решать свою судьбу. Но у этих стран отсутствуют материальные средства для поддержки функционирования ООН, что заставляет их соглашаться на решение финансового вопроса путем повышения ооновского статуса второй и третьей экономических держав мира — Японии и Германии. На звание постоянных членов СБ претендуют также представители региональных групп развивающегося мира (Индия, Пакистан,, Индонезия в Азии, ЮАР, Египет и Нигерия в. Африке и Бразилия, Аргентина и Мексика в Латинской Америке). Еще более осложняет ситуацию соперничество между кандидатами на посто­янные места. Речь идет о конфликте между ядерными державами — Ин­дией и Пакистаном: Индия уже заявила о полноправном постоянном членстве, пытаясь достичь равного статуса с Китаем, Пакистан пока ог­раничивается резкой критикой амбиций Индии.

В то же время средние страны регионального значения (Италия, Испания, Малайзия, Турция, некоторые скандинавские и латиноаме-


2.4. Международные противоречия и необходимость реформирования системы ООН 101

риканские), объединенные в так называемый кофейный клуб, добива­ются получения в нем «полупостоянного» членства.

Все чаще представители администрации США высказываются об обновлении Совета Безопасности на основе «теории гуманитарной интервенции», которая явно противоречит международному праву, но активно внедряется в общественное сознание стран Запада, провозгла­шая возможность военного вмешательства в дела суверенных стран без санкции СБ, что дает возможность Вашингтону, опираясь на свою во­енную силу, свести на нет право вето других постоянных членов, не от­казываясь от своего. «Гуманитарная интервенция», осуществленная НАТО в Косово и вооруженными силами США и Великобритании в Ираке, как мы видели, шла вразрез священному принципу ООН на­ционального суверенитета.

В этих условиях следует признать наличие угрозы формирования однополюсного миропорядка, которая состоит в том, что это будет система имперского типа, основанная на диктате сильнейшего ж по­давляющая всех его конкурентов. Эта, чреватая конфронтацией мо­дель не приемлема в современном мире, насыщенном запасами ядер­ного оружия, но находит своих защитников даже в самой ООН. В ряде выступлений нынешнего Генерального секретаря ООН К. Аннана оп­равдывается теория и практика «гуманитарной интервенции»1.

Финансовые проблемы Организации исходят из того, что ООН не является независимым или автономным лицом международных отно­шений подобно государству: фактически наднациональность, на кото­рую она претендует и которую ей представляют, остается чисто теорети­ческой. Организация Объединенных Наций — это не мировое прави­тельство, а лишь система сотрудничества между государствами. Это межправительственная организация, способность которой к принятию решений зависит от государств-членов. Отсюда следует, что у нее нет ка­ких-либо собственных финансовых ресурсов, бюджет ООН состоит из вкладов государств-членов. Финансовая реформа позволит изменить соотношение вкладов отдельных государств и увеличить бюджет ООН.

С 1995 г. бюджет ООН регулярно сокращается. США противятся всякому его увеличению. Подобная практика противоречит тому, что иногда проведение реформ требует специального финансирования.

В сравнении с бюджетом крупной страны бюджет ООН до смеш­ного мал (чуть более 9 млрд долл., включая общий бюджет, бюджет для поддержания мира и бюджет на экономические и социальные цели). Бюджет на поддержание мира составляет 1,1% военного бюд-

\ Шлыков, К. Какой быть ООН в XXI веке: проблема реформирования Совета Безопасности // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 5. С. 103-107.


102 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

жета США, что равно расходам за два дня операции «Буря в пустыне». Общий бюджет ООН равен примерно 4% ежегодного бюджета такого города, как Нью-Йорк. Ныне вклад США в общий бюджет ООН об­ходится каждому американцу в 1,2 долл. в год, а в бюджет на поддер­жание мира — приблизительно в 7 долл. Однако более убедительны цифры затрат ооновской системы на экономические и социальные цели, это равно 8.8 центам, потраченным каждым жителем нашей планеты, хотя в то же время государства тратят около 767 млрд долл. в год на вооружения, что равняется 134 долл. на каждого жителя Зем­ли1. Неуплата вкладов в бюджет ООН — это политическая, а не фи­нансовая проблема.

Стремясь к обновлению системы управления и рационализации деятельности ООН, государства-члены хотели бы и лучшей координа­ции, и большей согласованности в совместных действиях. Во времена финансовых осложнений и бюджетных ограничений государства же­лали бы, чтобы ООН добивалась большего меньшими средствами. Это означает ликвидацию дублирования действий, «слияние» некоторых фондов и программ, которые излишни сами по себе или в связи с суще­ствованием специализированных учреждений. Так, Мировая продо­вольственная программа и Межправительственный фонд сельскохо­зяйственного развития соперничают с ФАО; Комиссия по устойчиво­му развитию конкурирует с Программой ООН по защите окружающей среды; ЮНИСЕФ, Всемирный банк и ПРООН конкурируют с ЮНЕСКО в сфере образования.

В целях проведения последовательной стратегии развития, обеспе­чивающей более надежную координацию между различными организа­циями, высказываются идеи вдохнуть новую жизнь в Экономический и социальный совет, преобразовав его в Совет экономической безопасно­сти. Этот Совет может заниматься вопросами развития и облегчить со­трудничество, а также координацию действий международных органи­заций и государств, ассоциаций, региональных объединений и др., обес­печивая тем самым большую эффективность от реализации проектов.

Действенный механизм координации призван гармонизировать функции всех составляющих ооновской системы с целью недопуще­ния принятия взаимно противоречивых курсов и программ, как это имело место в прошлом. Например, политика структурного регулиро­вания и «шоковой терапии», навязываемая МВФ и Всемирным бан­ком, долгое время не принимала в расчет предложения в области соци­альной политики, исходившие от МОТ, ЮНИСЕФ, ФАО, ЮНЕСКО.

1 Новоселофф, А. Как вдохнуть новую жизнь в ООН? (Основные цели — предвиде­ние и предотвращение конфликтов) // Мировая экономика и международные отноше­ния. 2001. №11. С. 23.


2.4. Международные противоречия и необходимость реформирования системы ООН 103

Подобная координация должна иметь место на трех различных уров­нях: между государствами, между государствами и специализирован­ными учреждениями ООН, а также внутри государств, между их раз­личными правительственными органами.

Наиболее важная цель ООН — ликвидация нищеты в мире. Хотя в последнее десятилетие и был достигнут заметный прогресс в решении проблемы нищеты — особенно в Азии — тем не менее, половине насе­ления мира по-прежнему приходится думать над тем, как прожить ме­нее чем на 2 долл. вдень. Примерно 1,2 млрд человек вынуждены суще­ствовать менее чем на 1 долл. в день. Поставлена задача добиться к 2015 г. уменьшения численности населения этой категории.

Важное значение имеет проблема урбанизации населения. Пред­полагается, что к. 2020 г. численность городского населения в мире уве­личится с 2,5 до 5 млрд человек и, в основном, за счет развивающихся стран. Поэтому весьма актуальной является задача улучшения условий жизни 100 млн обитателей трущоб в развивающихся странах.

Более чем в 100 странах предприняты инициативы по усилению роли женщин в экономике, их руководящей роли и участия в миро­творческой деятельности, а также по ликвидации насилия в отноше­нии женщин.

Помимо названных, учреждениями ООН предпринимаются и пла­нируются в дальнейшем меры по борьбе с преступностью, СПИДом, по решению экологических проблем. Важной задачей ООН является повышение эффективности использования коммуникаций, в частно­сти, сети Интернет в направлении создания такой технологии, которая позволила бы ООН мгновенно передавать графические и голосовые сообщения практически в любую точку мира.

Существует масса возможностей, позволяющих придать ООН, ее системе и действиям больший авторитет, убедительность и эффектив­ность. Это чрезвычайно важно для улучшения условий жизни на пла­нете. Чтобы противостоять отсутствию политического мужества и воли (иногда отражающего отсутствие доброй воли со стороны государств), в центрах и организациях, занимающихся перспективными исследова­ниями, нужно тщательно изучать способы предотвращения кризисов и контроля состояния нашего общества. Реформирование системы ООН на деле должно охватывать более широкий круг тем: оно касается и вы­работки нового взгляда на способы эволюции или изменения функ­ционирования демократии (в направлении предоставления более ши­роких возможностей участия для всех), осознания общности судьбы всей планеты. Главная гарантия недопущения деформации мирового порядка — усиление консолидирующей роли ООН в мире.


Глава 3. Международные финансовые организации

и их роль в регулировании международных

валютно-финансовых отношений




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.