Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кто больше




Чаевые - это плата за особую атмосферу внимания и заботы, которую создает, например, хороший официант. Он порхает вокруг вас незаметно, аккуратно следит за сменой блюд и умеет договориться с поваром, чтобы вам подали заказ быстрее, если знает, что вы спешите. Чаевые дают возможность официанту (или любому другому работнику сферы обслуживания) проявить свою индивидуальность, наладить личный контакт с клиентом и тем самым удовлетворить извечную потребность этого самого клиента в эксклюзиве.

Скупой платит дважды

В начале XX века в США разгорелся экономический скандал: одна из партий потребовала запрета чаевых. Члены партии, которых поддерживала самая авторитетная газета страны Times, убеждали общественность и правительство в том, что один американец платит другому чаевые, чтобы продемонстрировать свое превосходство (из манифеста экономиста Уильяма Р. Скотта «The Itching Palm»). То есть поступает низко и недостойно. Акция в защиту официантов и горничных (которые, кстати, ничего не имели против чаевых, но им слова не давали) с успехом прошла в 6 штатах, где давать чаевые запретили законом. К слову, сегодня в Штатах в общей сложности дают «на чай» порядка $25 млрд в год (по данным журнала New Yorker). А экономисты ведущих университетов страны сходятся во мнении, что чаевые (особенно высокие) - признак сильной и здоровой экономики.

Неудивительно, что многие «подсаживаются»: ходят в один ресторан к «своему» официанту, выбирают определенную гостиницу, потому что там «чудо-метрдотель», вызывают одного и того же таксиста, потому что только он знает, какую радиостанцию вы слушаете, какие запахи любите и где нужно припарковаться, чтобы вам удобнее было купить шоколадку в офис. То есть чаевые с экономической точки зрения это своего рода подарок (в американских исследованиях так и пишут - «a gift»). Такое необязательное денежное вознаграждение (большинство оставляет чаевые по инерции, а не за конкретную услугу), вроде бонусов и премий (ведь вы тоже вроде бы должны хорошо работать и за зарплату, без дополнительных поощрений, но с ними, согласитесь, работается куда лучше), система расчетов, которая культивирует индивидуальный подход к клиенту, особое отношение. Деньги и мотивация взаимозависимы и работают друг на друга, качество обслуживания неуклонно растет, а это и есть тот самый положительный экономический эффект.

Не положено!

Американцы оставляют чаевые даже в «Макдоналдсе», но, как правило, в подобных заведениях (с элементами самообслуживания) давать чаевые не принято. Также вы имеете право сохранить «мелочь» при себе, если:

- в меню написано «tips included» (в англоговорящих странах), «servis compris» (во франкоговорящих), «trinkgeld inberifen» (в германоязычных) - это значит, что чаевые уже включены в счет. Обычно это 10-15% от суммы. Не заплатить их вы не можете - в лучшем случае вас проводят ледяным взглядом, в худшем вызовут полицию;

- вам не понравилось обслуживание: например, официант увидел вас за столиком, но никак не среагировал - не подал меню и не принял заказ вовремя, - слушал невнимательно, что-то перепутал и не поспешил исправить ошибку, принес основные блюда, но забыл про соусы и напитки, забрал наполовину съеденный салат или, наоборот, не принес остальное, пока вы не сгрызли последний кусочек закуски, вам приходилось напоминать ему о том, что нужно менять пепельницу и уносить грязную посуду... Или горничная забыла стереть пыль с прикроватного столика, или бармен разбавил свежевыжатый сок обычным (но вас-то не проведешь!)... Всего этого достаточно, чтобы отказать в чаевых.

Чаевые, как правило, не попадают целиком в одни руки - их делят между собой официант, бармен, администратор зала и иногда повар. Конкретно официанту достается от силы 10% от оставленной вами суммы. Если, допустим, вам пришлось долго ждать столик или вам пересолили блюдо, но официант при этом был учтив и любезен и смотрел на вас влюбленными глазами, вы можете подойти к администратору ресторана и договориться, что оставляете чаевые только официанту - в такой ситуации их дают в руки. Если вы решили наградить бармена за сногсшибательный (в прямом смысле слова) коктейль, необязательно оставлять деньги, вы можете заказать ему выпивку за свой счет - в британских пабах, например, это самый распространенный вид «барменских» чаевых.

Кому чаевые?

Чаевые получают:

  • официант;
  • бармен;
  • сомелье;
  • гардеробщик (по доллару за каждую вещь - и можете быть за нее спокойны. Это обычная практика за границей, которая у нас, увы, ограничивается надписью «Гардероб ответственности не несет»);
  • носильщик на вокзале;
  • таксист (в Европе, а также, например, в Пскове, таксисты предъявляют кассовый чек - округлите сумму, это и будут чаевые);
  • гид (обычно в экскурсионных автобусах рядом с водительским креслом находится так называемый «tip box» - ящик, корзинка или тарелка, куда можно положить чаевые после экскурсии, гид и водитель разделят их поровну);
  • проводник в поезде (достал вам штопор, иголку с ниткой, плед для вашей собачки, договорился о доставке из вагона-ресторана... Кстати, чай и кофе в фирменных поездах входят в стоимость билета, так что, если проводник вам их продал, свои чаевые он уже получил.);
  • портье;
  • горничная (хорошая горничная - это фея: прилетела, наколдовала порядок, а вы ее так и не увидели. Если вручить чаевые лично не получилось, оставьте их на кровати или на столике - прижмите купюру стаканом, так она поймет, что деньги предназначены ей. Во многих гостиницах в номерах оставляют специальные конверты для чаевых.);
  • диджей, музыканты;
  • крупье (по 1-2 жетона за каждый выигрыш);
  • танцовщица;
  • а также любой сотрудник службы сервиса (стилист, массажист, косметолог...), который проявил к вам должное участие и помог в трудной ситуации.

Умение давать чаевые - так, чтобы это не выглядело как взятка и в то же время выражало вашу благодарность, - наука сложная. Писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд заклеймил одного из своих героев:

«Он не знал, как войти в гостиную. И не знал, сколько оставлять на чай». А вот Джон Голсуорси утверждал, что надо уметь не давать слугам чаевых, но делать это так, чтобы они еще перед вами извинялись.

Увы, универсальных правил не существует: в России 10% - приличные чаевые, в США за такое провожают с позором. Иногда правила расчета чаевых разнятся даже внутри одной страны.

На водку или на чай?

Выражение «на чай» появилось в России в середине XIX века, заменив собой устаревшее «на водку». Чаевые тогда назывались «начайные».

Английское «tip», по одной версии, аббревиатура «to insure promptness», что значит «обеспечить быстроту» (передавалось вместе с монеткой трактирщику, чтобы ускорить заказ). Оксфордский словарь дает другое толкование: слово «tip» пришло из воровского сленга и значило «передавать от одного другому». По другим сведениям, слово пришло из иврита. Понятие «chiyuv» означало «поощрение покупателя» - если, к примеру, покупатель брал 3 кг яблок, один сверху ему давали бесплатно в качестве «chiyuv».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.