Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформация и Контрреформация в Европе




Реформация в XVI в. — важнейший переломный этап в истории западноевропейской христианской церкви, ду­ховный переворот, в результате которого был подвергнут пересмотру ряд догматических положений, возникли новые конфессиональные течения и национальные церковные организации. Отражая кризис католицизма, Реформация в то же время позволила преодолеть его, адаптировав хрис­тианскую веру к потребностям и этическим запросам совре­менного ей общества.

Антиклерикальные настроения были распространены в самых разных его слоях на всех этапах Средневековья: с кри­тикой нравов римской курии, клира и монашества выступа­ли многочисленные «ересиархи», политические мыслители, писатели-гуманисты, представители национального духо­венства сторонники «соборного движения». Политичес­кие претензии к римско-католической церкви высказыва­ли светские правители и европейское дворянство, требовав­шие секуляризации ее имущества и земель. Бюргерство вы­ступало за «удешевление» церкви, а также за отказ от неко­торых положений ее этического учения — от осуждения бо­гатства и предпринимательской деятельности.

К началу XVI в. эти требования слились в единый по­ток и привели к осознанию необходимости глубокой реформы церковной доктрины и организации. Важнейшими предпосылками Реформации на рубеже XV—XVI веков ста­ли общий подъем образования, успехи книгопечатания, распространение новых принципов гуманистической эти­ки и ренессансной концепции человека — хозяина своей судьбы. Назревшие в обществе интеллектуальные потреб­ности привели к переосмыслению теории о «единоспасающей роли» католической церкви, а также о значении цер­ковных таинств (крещения, причащения, миропомазания, покаяния, священства, брака и елеосвящения) в индиви­дуальном спасении.

Начало европейской Реформации было положено в Гер­мании.

В XVI веке Германия, простиравшаяся от Балтийского моря до Альп, представляла собой причудливое сочетание" богатства и бедности, быстрого прогресса в промышленно­сти, банковском деле и отсталости в сельском хозяйстве.

Главную роль в немецкой экономике играла горноруд­ная промышленность. Германия стояла на первом месте по добыче серебра, из которого чеканили монету, обслуживав­шую торговые операции по всей Европе. Дорогостоящее оборудование для рудников требовало вложений больших капиталов. Горные мастера объединялись в товарищества пайщиков, но рядовые члены уже не играли в них главной роли. Она принадлежала крупным вкладчикам — купцам и ростовщикам, которые постепенно подчиняли себе гор­ные промыслы, превращая их в капиталистические пред­приятия. К числу таких разбогатевших на торговле и рос­товщичестве предпринимателей относились семейные фир­мы Фуггеров и Вельзеров, имевшие банковские конторы по всему миру и ссужавшие деньгами многих европейских монархов. Они скупили серебряные рудники в германских, австрийских, испанских и венгерских землях.

Германия славилась обилием городов, торговых и ре­месленных центров, крупнейшими из которых были Аугсбург, Кельн, Нюрнберг, Страсбург и др. Однако, в отличие от других европейских стран, они не сыграли объединяющей роли в складывании национального государства. Богатые независимые города Северной Германии, объединенные в Ганзу, вели торговлю в Балтийском регионе, а южнонемец­кие города ориентировались на Италию и Средиземноморье. Единый внутренний рынок складывался очень медленно.

Императорской власти также оказалось не под силу сплотить разобщенные территории, и Германия в XV—XVI вв. оставалась конгломератом отдельных земель: курфюршеств, герцогств, маркграфств и т.д., которыми управля­ли независимые правители — князья, постоянно соперни­чавшие между собой. Власть императора над ними была весьма условной. Хотя имперская корона закрепилась за до­мом Габсбургов, ее судьбу решали курфюрсты, имевшие право выборов императора. Многие германские земли при­надлежали церкви и управлялись независимыми духовны­ми князьями.

В то время как в крупных централизованных монархи­ях — Франции, Англии — короли по мере укрепления их власти противостояли стремлению римских пап к верховен­ству над светскими властителями и их землями, Германия продолжала отправлять в Рим большую часть своего дохо­да. Она была наводнена папскими сборщиками и монаха­ми, просившими милостыню и торговавшими священны­ми реликвиями.

Деятельность церкви вызывала в Германии XVI века всеобщее негодование: крестьяне были недовольны тяжес­тью десятины, мелкие правители и рыцарство претендова­ли на церковные земли, немецкие гуманисты осуждали продажность римской курии и лицемерие монахов. Требо­вание «скинуть со спины» праздный и порочный Рим выд­вигалось как один из важнейших политических лозунгов, наряду с идеей объединения разрозненных земель.

Не удивительно, что именно в Германии началась Ре­формация — движение за пересмотр устаревших религиоз­ных догм и реформирование церковной организации, тео­ретиком которой стал немецкий богослов Мартин Лютер (1483—1546). Он был выходцем из семьи горного мастера, получил образование в Эрфуртском университете, где на него оказали сильное влияние ученые-гуманисты. Будучи горячо верующим человеком, уверенным в своей греховно­сти, Лютер на время уходил в монастырь, но, разочаровав­шись в монашестве, вернулся в мир, став преподавателем теологии в Виттенбергском университете (Саксония).

В1517 г. в Германию прибыли посланцы папы с намере­нием распространять индульгенции — особые грамоты, вла­стью папы отпускавшие за деньги любые, даже смертные грехи. 31 октября 1517 г. Лютер прибил на дверях универ­ситетской церкви Виттенберга документ — «95 тезисов про­тив индульгенций», намереваясь лишь устроить научный диспут и доказать, что папа заблуждается, приписывая себе право отпускать грехи и распространять индульгенции. Он искренне верил в авторитет папы и надеялся убедить его ло­гическими доводами отказаться от заблуждения. Позднее Лютер признавался в своей наивности: «Я был один и лишь по неосторожности вовлечен в это дело. Я не только уступал папе во многих важных догмах, но чистосердечно обожал его, ибо кто был я тогда? Ничтожный монах»...

Однако в Риме в его «Тезисах» усмотрели вызов власти папы и подрыв его авторитета. Над Лютером нависла угро­за обвинения в ереси, тем не менее, он продолжал стоять на своем. В 1520 г. глава католической церкви издал буллу о его отлучении от церкви. Лютер сжег ее и тем самым отре­зал себе все пути к отступлению.

Вступив в открытую полемику с папой, Лютер написал несколько трактатов, в которых изложил свои взгляды на место и предназначение церкви, снискавших огромную по­пулярность. Он также воспользовался преимуществами, ко­торые давал для пропаганды печатный станок: его памфле­ты и письма распространялись большими тиражами. У виттенбергского теолога появилось множество сторонников среди немецкого бюргерства, дворянства и князей — всех, кто был недоволен римским диктатом и засильем монахов в Германии.

Главная идея Лютера состояла в том, что каждый че­ловек спасается одной лишь искренней верой в Бога и не нуждается в посредниках в виде церкви. Следовательно, священники не представляют собой особую группу людей, отличную от мирян. Каждый верующий христианин — об­разован он или нет, мужчина он или женщина — сам себе священник. Отсюда следовало, что клир нужно упразднить, распустить монашеские ордена, а имущество и земли церк­ви секуляризовать — передать государству.

Утверждая, что человек оправдывается только верой, а не соблюдением внешних обрядов, Лютер требовал следо­вать духу Евангелия, а не его букве. Он заявил, что церков­ные таинства и ритуалы не имеют того значения, которое им приписывает церковь. Из семи католических таинств он предлагал оставить только два — крещение и причащение, так как их описание содержалось в Библии, все же осталь­ные объявил позднейшими изобретениями церкви.

Единственным источником христианской веры Лютер считал Библию, отказавшись приравнять к ней «Священ­ное предание» — труды и послания римских пап, как это было принято раньше в католической церкви. Однако до сих пор латинская Библия была доступна только духовенству и верхушке образованных людей. Поэтому Лютер провоз­гласил перевод Библии на немецкий язык первоочередной задачей и сам занялся этим.

Богослужение на латыни, малопонятное пастве, но со­провождавшееся пышными обрядами, процессиями, воску­рением ладана и органной музыкой, он предложил заменить проповедью на народном языке. Внешние проявления цер­ковного культа — почитание икон, изображений святых, мощей и т.д., Лютер объявил «идолопоклонством», отвле­кающим людей от размышлений о существе веры.

Пересмотр догматов веры и предложенное Лютером переустройство церкви легли в основу программы европей­ской Реформации.

Вся Германия жадно внимала словам Лютера. Его под­держали саксонский курфюрст Фридрих и группа северогер­манских князей. Всеобщий протест против папы приобретал политический характер. Император Карл V вмешался и выз­вал Лютера на рейхстаг. Туда же прибыли посланцы папы, потребовавшие отречения Лютера от его «еретических» взглядов. В ответ он заявил: «На этом я стою и не могу ина­че!» Симпатии собравшихся разделились: император Карл встал на сторону папских послов, но многие князья поддер­жали идею разрыва с Римом и секуляризации церковных земель. Они помогли Лютеру скрыться от грозившего ему ареста в одном из замков Фридриха Саксонского, где он про­должал писать свои антипапские памфлеты и послания.

В то время как Лютер был вынужден уйти со сцены, его последователи развернули бурную деятельность. В Саксо­нии и других германских землях начали «очищать» церк­ви от «папистского хлама» — икон, скульптуры, лампад, витражей. Католическую мессу запретили, заменив пропо­ведью. В реформационную борьбу постепенно вовлекалось все германское общество: рыцарство, бюргерство, кресть­янство. Многие последователи Лютера хотели реформиро­вать не только церковь, но и политический строй Германии, ее общественные порядки. Но интересы разных групп лю­дей, вовлеченных в это движение, были очень противоре­чивыми.

Среди поклонников виттенбергского теолога было нема­ло обедневших рыцарей, мечтавших увидеть Германию не только освободившейся из-под власти Рима, но и сильной империей, где дворянству принадлежала бы ведущая роль.

Немецкие крестьяне и городские низы тоже мечтали, начав с реформы церкви, переустроить мир и сделать его более справедливым. Одним из представителей радикаль­ной реформации, развивавших идеи Лютера в этом направ­лении (чего сам Лютер не предполагал), стал священник Томас Мюнцер, призывавший не только к очищению церк­ви, но и к установлению «царства Божьего на земле», ког­да повсюду в Германии восторжествовали бы любовь к ближнему и справедливость. Дворяне перестали бы обирать крестьян, ростовщики — выманивать деньги у бедных, го­сударство — требовать непомерных налогов. Любые проявления зла, насилия, эгоизма он называл «безбожием» и об­винял в нем всех, кто творит несправедливость и живет за счет труда других, прежде всего дворянство. Простой на­род, по мнению Мюнцера, должен был править в царстве справедливости. Те дворяне, которые откажутся от своих привычек присваивать чужой труд и притеснять крестьян, будут мирно приняты в это идеальное сообщество людей, тех же, кто будет противиться установлению справедливых порядков, следовало принуждать силой, казнить и сравни­вать их замки с землей.

В Германии распространилось множество религиозных народных сект, проповедовавших сходные идеи. Они не хотели больше ждать установления царства справедливос­ти сложа руки. Всеобщее воодушевление и общественный подъем убедили их в том, что наступление «Царства Божье­го» нужно активно приближать самим, как учил Мюнцер.

Эти требования пугали Лютера. Его пути с деятелями радикальной Реформации разошлись, и это подтвердили события начавшейся в Германии Крестьянской войны.

Идея царства справедливости на земле встретила горя­чий отклик у немецкого крестьянства. В XV—XVI вв. мест­ное дворянство пошло в наступление на его права: захва­тывало общинные угодья, увеличивало поборы с крестьян, принуждало их работать на барщине. Причиной тому ста­ло распространение рыночных отношений в немецкой эко­номике. Высокий спрос городов на продовольствие и зер­но, которое Германия также поставляла на международный рынок, вызывал у дворян желание самим стать поставщи­ками этих продуктов и получать больший доход. Они ста­ли увеличивать натуральный оброк, взимаемый с крестьян (иногда он доходил до 1/2 урожая), и расширяли домениальные поля. Чтобы снова вернуть крестьян на барщину, они ограничивали их личную свободу.

Крестьянская война началась на юге Германии в 1524 г. Повсюду крестьяне формировали вооруженные отряды, жгли замки, разгоняли монастыри, а захваченное имуще­ство делили поровну. Поскольку в этом движении перепле­лись многие течения — крестьянский протест и реформационные требования, к восставшим часто присоединялись горожане и небогатые рыцари. С их помощью крестьяне вы­рабатывали свои программы. Самым популярным докумен­том у них стали «12 статей», перечислявшие основные кре­стьянские требования: возвращение захваченных дворяна­ми общинных угодий, сокращение барщины и оброка, унич­тожение личной зависимости, отмена церковной десятины.

Выступление крестьян всколыхнуло все общество. Прим­кнувшие к ним рыцари и города, недовольные слабостью гер­манской империи и разобщенностью ее земель, решили при­соединить свой голос к народному протесту и потребовать от властей политических реформ. В городе Гейльбронне, куда собрались руководители крестьянских и городских повстан­ческих отрядов, лидеры бюргерства и дворян предложили им на обсуждение «Гейльброннскую программу». Она требовала положить конец всевластию князей и превратить императо­ра в реального главу централизованной Германии. В стране следовало ввести единые органы управления, духовенство же лишить власти и собственности, которая передавалась бы дворянству. Города включили в программу требование отменить все внутренние границы между германскими землями, тамо­женные барьеры и пошлины, мешавшие развитию торговли, ввести единую монету и систему общих мер и весов. Кресть­янские требования звучали в Гейльброннской программе приглушенно: предполагалось, что они могут освободиться от тяжелых повинностей и личной зависимости за большой вы­куп, уплаченный дворянами.

Гейльброннская программа была попыткой сплотить все общество на основе национальной идеи и общегерманс­ких государственных интересов. Но разногласия в стане восставших и дальнейшее развитие событий не позволили провести ее в жизнь.

Пламенем Крестьянской войны были охвачены многие германские, а также соседние австрийские, чешские зем­ли. Однако один за другим его очаги гасли: хорошо воору­женные армии немецких князей расправлялись с разроз­ненными крестьянскими отрядами.

Долгое время оплотом крестьян оставалась Тюрингия, где повстанцы передали власть Мюнцеру. Его горячие воз­звания привлекали сюда множество крестьян и городской бедноты, собравшихся для решающей битвы с противни­ком. Однако, несмотря на их воодушевление, армия князей оказалась сильнее, и крестьяне были разгромлены. Мюнцер был схвачен и казнен.

За победами князей следовали казни и жестокие реп­рессии. К ним призывал и Лютер, напуганный размахом крестьянского движения, утверждавший, что крестьяне «отдались дьяволу» и их надо «колоть, бить и душить, как бешеных собак». К концу 1525 г. восстание было оконча­тельно подавлено. В результате положение немецкого кре­стьянства лишь ухудшилось: усиление эксплуатации и воз­вращение личной зависимости привели к тому, что немец­кое сельское хозяйство во второй половине XVI века всту­пило в полосу долгого застоя, что в свою очередь отрази­лось и на спаде экономики в целом.

Потерпели поражение и те общественные силы, кото­рые требовали прогрессивных государственных реформ — рыцарство, бюргерство. Они так и не смогли добиться объе­динения Германии, и страна осталась во власти князей.

Несмотря на то, что общественное движение в Герма­нии, пробужденное Реформацией, захлебнулось, лютеровская реформа церкви продолжалась. Преобразования были очень умеренными, так как проводились князьями, поддер­живавшими Лютера. В результате, вопреки прежним убеж­дениям виттенбергского теолога, священники и их иерар­хия не были упразднены. Но отныне князья — светские правители — возглавили церковь в своих землях, заняв ме­сто римского папы. Они немедленно начали секуляризацию церковной собственности.

Император Карл не мог не вмешаться в то, что проис­ходило в Германии. Он действовал в интересах римской церкви и в 1529 г. приказал остановить секуляризацию. Князья-сторонники Лютера заявили свой протест, и с тех пор их стали называть протестантами. Со временем термин «протестанты» распространили на всех сторонников Рефор­мации в Европе, а протестантскими считают национальные церкви, не признающие власть римского папы.

Основные положения лютеранства были обобщены в документе, который назвали «Аугсбургским вероисповеда­нием» (он был вручен императору в городе Аугсбурге). Лю­теранская церковь признавала только два таинства — кре­щения и причащения. Служба значительно упростилась, и главное место в ней занимало слово священника — пропо­ведь, а не обряды. Хотя в лютеранской церкви сохранился клир, она стала «дешевой»: отказалась от внешнего убранства, пышных облачений священников, икон, дорогой ут­вари. Тексты Священного Писания были переведены на не­мецкий язык, использовавшийся и в богослужении.

Император Карл V не смирился с тем, что в Германии кня­зья по своему усмотрению меняют веру и становятся главами независимых церквей. Он вступил в войну против лютеран вместе с теми, кто сохранял верность католицизму. Германия раскололась на два враждебных религиозных лагеря. После двух Шмалькальденских войн, которые шли с переменным успехом, в 1555 г. в Аугсбурге был заключен религиозный мир. Император был вынужден признать право князей самим решать, какой будет церковь в их государствах. Восторжество­вал принцип «чья власть, того и вера». Это окончательно зак­репило сепаратизм князей, раздробленность и похоронило надежды на объединение Германии. После Аугсбургского мира Карл отрекся от имперской короны.

Протестантскими стали в основном княжества, распо­ложенные на севере Германии, — Пруссия, Бранденбург, Саксония, Гессен, Брауншвейг, Пфальц, Вюртемберг.

В первой половине XVI века идеи Лютера широко рас­пространились в Европе. Лютеранство стало официальной религией в Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, при­балтийских землях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.