КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контрреформация и «католическая реформа» в Европе
Успехи протестантизма нанесли сильный удар по позициям католической церкви, утрачивавшей прежнюю власть над христианским миром. Это заставило папство принять ряд мер, направленных на борьбу с «протестантской ересью». Церковная политика, призванная остановить распространение новых учений, получила название «Контрреформация». Ее активно поддержали государи стран, оставшихся католическими, — Испании, Франции, части германских и итальянских государств. В этих странах активизировалась инквизиция, осудившая тысячи протестантов на мучительную смерть на кострах как еретиков. Католическая церковь поощряла доносы на протестантов; имущество осужденных передавалось доносчикам. Инквизиция пристально следила за распространением «вредных» идей в университетах, была введена цензура печатных изданий. В католических странах труды протестантских теологов были занесены в «индекс запрещенных книг» и предавались публичному сожжению. Ввоз этой литературы или ее подпольное издание карались смертью. Одним из самых действенных средств в борьбе за умы верующих стал основанный в 1540 г. орден иезуитов. Его создателем и первым генералом был испанский дворянин и богослов Игнатий Лойола (1491 —1556). Он составил программу действий и духовные заповеди для членов общества Иисуса (иезуитов), главной целью которых было укрепление позиций католической церкви по всему миру, который Лойола поделил на «провинции», охватившие не только Европу, но также Азию и Америку, куда направлялись иезуитские миссионеры. Каждый регион возглавлял «провинциал», при котором действовал совет — коллегия, подчинявшаяся генералу ордена. В отличие от средневековых монахов, иезуиты жили в миру и старались не отличаться по виду от светских лиц. Они участвовали в политической и общественной жизни, чтобы оказывать на них влияние в интересах католической церкви: входили в доверие к государям, министрам, придворным фаворитам, побуждая их проводить политику, одобренную папским престолом. Иезуиты занимались «уловлением душ» среди всех слоев общества и делали это весьма тонко: чтобы привлечь к себе верующих, они открывали школы, госпиталя, приюты для сирот и престарелых. При этом иезуитские коллегии и школы отличались высочайшим уровнем образования. В XVI—XVII вв. иезуиты считались лучшими преподавателями в Европе, из среды ордена вышли многие выдающиеся историки и политические мыслители. Умение интриговать и подчинять людей своей воле сделали понятие «иезуит» символом хитрости и политической беспринципности. В их глазах цель оправдывала любые средства. Во имя дела церкви иезуиты допускали даже убийство, считавшееся смертным грехом. Они подготовили ряд покушений на протестантских государей и политических деятелей во Франции, Нидерландах, Англии и поддерживали католические заговоры в протестантских странах. В ордене царила жесткая дисциплина, не позволявшая рядовым членам рассуждать о моральной стороне их действий. Если иезуит получал приказ начальника, он должен был подчиниться безоговорочно, как если бы он был неодушевленным существом, — гласил устав общества. Многие деятели католической церкви осознавали, что проповедь протестантизма пользуется успехом благодаря тому, что делает Библию — основной авторитет для христиан — более доступной верующим, переводя ее на народные языки. Реформация несла с собой церковное просвещение: людей учили грамоте, основам веры, составляли катехизисы — краткое изложение основ веры в виде вопросов и ответов, — которые заучивались. Пасторы следили, чтобы те, кто не знает основ веры, не получали причастия. Благодаря Реформации многие христиане лучше узнали, во что именно им следовало верить. Католическая церковь с ее латинской службой и латинской Библией, недоступными пониманию большинства, проигрывала в этом отношении. Ей приходилось наверстывать упущенное. Во второй половине XVI века католические теологи — сторонники «католической реформы» — также занялись переводом Библии на национальные языки. Расширилась сеть католических школ и университетов. Наиболее дальновидные представители католической церкви были готовы принять часть критики в адрес папства и духовенства. Они не поддерживали принципа папской теократии, предлагали отказаться от утверждения о непогрешимости папы и настаивали на том, что он должен подчиняться коллективным решениям соборов. Однако консервативная часть католического духовенства сопротивлялась всяким попыткам реформ. Разногласия должен был разрешить Тридентский собор, заседавший с перерывали с 1545 по 1563 г. В ожесточенных спорах о реформах победили консерваторы: они настояли на верховенстве папы над собором, добились жесткого соблюдения духовенством всех церковных ритуалов и папских предписаний, укрепили инквизицию. Противоречия в католической церкви были преодолены, но это был триумф ее реакционной части.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |