Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформация в Швейцарии. Кальвинизм




Начавшись в Германии, Реформация вскоре охватила Нидерланды, Англию, Скандинавию, Францию, Швейца­рию. Не во всех странах реформа церкви проводилась по лютеранскому образцу. Появились новые теоретики Рефор­мации и ее самостоятельные течения.

Если Лютеру не удалось преобразовать иерархическую систему германской церкви, то это смогли сделать рефор­маторы в Швейцарии. Экономическое и политическое по­ложение Швейцарии во многом напоминало состояние Гер­мании накануне Реформации. Она также состояла из не­скольких независимых и слабо связанных межу собой зе­мель — кантонов. Лесные кантоны были преимуществен­но сельскохозяйственными и отсталыми. В городских же успешно развивались ремесло, торговля, банковское дело. Повсюду кантонами управляла олигархическая верхушка из дворян и городского патрициата. Она наживалась на по­ставке швейцарских солдат-наемников иностранным госу­дарям. Из-за нехватки работы наемничество стало своеоб­разным промыслом швейцарцев, но власти получали от «торговли кровью» своих соотечественников больше, чем сами солдаты. Сильные позиции в Швейцарии имела като­лическая церковь.

Произвол местной олигархии вызывал недовольство швейцарского бюргерства. Оно мечтало об объединении страны под сильной центральной властью, о запрете наем­ничества, обуздании аппетитов церкви и секуляризации ее земель.

События в соседней Германии сильно повлияли на швейцарские кантоны. В Берне, Базеле, Санкт-Галлене и других землях и городах началась Реформация. Страна рас­кололась на католиков и протестантов.

Одним из центров не только швейцарской, но и евро­пейской Реформации стал большой и процветающий город Женева. Местное бюргерство было настроено в пользу цер­ковной реформы и принимало у себя лютеранских пропо­ведников, эмигрантов из католических кантонов и других стран. Среди них оказался француз Жан Кальвин (1509— 1564) — один из виднейших теоретиков Реформации.

Кальвин, получивший прекрасное гуманистическое образование, был талантливым юристом и одаренным ли­тератором, разделявшим идеи Лютера. Он написал теоло­гический трактат «Наставление в христианской вере», по­ложивший начало самостоятельному направлению в про­тестантизме.

Поскольку во Франции сторонники реформы подвер­гались гонениям, он перебрался в Женеву, где вскоре под­чинил своему влиянию городской магистрат и стал вводить там новый порядок. Кальвин был аскетом — противником удовольствий, праздников, веселья. Он хотел, чтобы люди проводили больше времени, размышляя над Священным Писанием, обсуждая его в кругу семьи или соседей. Скромные темные одежды, пение псалмов вместо шумных карнава­лов, процессий, театральных зрелищ и упорная работа — вот что предписывал горожанам магистрат по указанию Кальвина. Некогда яркая и веселая Женева оделась в чер­но-коричневые цвета и погрузилась в уныние. Это одобря­ли далеко не все, и во время очередных выборов Кальвина выдворили из города, обвинив в том, что он насаждал чрез­мерно строгие порядки, не терпел возражений и был слиш­ком властен, как настоящий «протестантский папа». Но скоро его сторонники вновь одержали верх, и Кальвин с три­умфом возвратился в Женеву.

В своих теоретических взглядах Кальвин исходил из того, что в мире властвует абсолютное божественное пред­определение. Судьба каждого человека определена заранее: едва родившись, он уже обречен на вечное проклятие или предопределен к спасению. Никакими усилиями, добрыми делами или правильными поступками он не может изме­нить то, что ему предначертано. Почему же столь пессими­стическое учение и проповедь аскетизма приобрели столько сторонников среди бюргерства — активной, предприимчи­вой и уверенной в себе части общества?

Кальвин учил, что еще в своей земной жизни человек способен узнать, избран он или обречен. Показателем был успех в его мирском занятии. Кем бы он ни был — скром­ным слугой, подмастерьем, ремесленником или богатым купцом, он должен стремиться к наивысшему успеху в сво­ем звании или профессии. Удача в делах, успех и были зна­ком того, что человек предназначен к спасению. Это побуж­дало к упорному труду и послушанию. Беднякам, людям низкого звания, слугам следовало быть скромными и тер­пеливыми, чтобы ими были довольны их хозяева. Масте­рам, предпринимателям, купцам — преумножать свой ка­питал (но, как учил Кальвин, не ради самого богатства, а чтобы узнать свою судьбу).

Кальвинизм провозгласил новую этику, сочетавшую набожность, самоограничение и бережливость с активным предпринимательством и оправданием богатства. Она как нельзя лучше отвечала склонностям бюргерства и предпри­нимателей эпохи раннего капитализма.

Организация кальвинистской церкви сильно отлича­лась как от католической, так и от лютеранской. Ее основу составляла община верующих, которые сами избирали сво­их старшин — пресвитеров. Они руководили жизнью общи­ны, строго следили за соблюдением моральных заповедей и нравственностью ее членов.

Особых священников, возведенных в сан, в кальвинист­ской церкви не было. Проповедников-пасторов избирали из наиболее образованных и подготовленных вести службу. Пресвитеры и пасторы составляли консисторию — орган, руководивший духовными и светскими делами общины. Для решения теоретических вопросов веры собирались съезды кальвинистских пасторов — конгрегации. Независимость общин от какой-либо верховной власти, принцип выборнос­ти делали кальвинистскую церковь более демократичной, чем католическая или лютеранская. Однако из-за постоян­ного вмешательства руководства в частную жизнь верующих говорить о духовной свободе членов общин не приходилось. Кроме того, при жизни самого Кальвина он пользовался не­пререкаемым авторитетом среди своих последователей; ма­лейшие отступления от официальной точки зрения, выска­занной им, карались с такой же непримиримостью, с какой католическая церковь боролась с еретиками.

Идеи Кальвина имели большой успех в основном среди городского населения Европы: они получили распростра­нение в Нидерландах, на юге Франции, в Англии, Шотлан­дии, в ряде германских княжеств. Позднее эмигранты, спа­савшиеся от преследований властей и католической церк­ви, перенесли их и в Америку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.