Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

УПРАЖНЕНИЯ. Цель: проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем ви­деть хорошее в другом и говорить об этом




Упражнение 1. "КОМПЛИМЕНТ"

Цель: проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем ви­деть хорошее в другом и говорить об этом. Задание: все участники занятия садятся в большой круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и он хочет сказать об этом, то есть сделать комплимент.

Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего. Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагода­рить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сде­лать свой комплимент; и так далее по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.

возможны варианты:

а) комплимент по поводу внешнего вида партнера слева;

б) комплимент придумывается в соответствии с жанрами, предложен­ными выше.

Анализ: организатор занятий следит не только за ходом игры, но и за соот­ветствием высказываний жанру комплимента, корректностью поведения и манерой установления контакта. Когда все участники тренинга выпол­няют задание, необходимо все эти аспекты проанализировать, обсудив достижения и недостатки.

По итогам упражнения можно подготовить "Памятку" по искусству говорения и выслушивания комплиментов.

 

Упражнение2. "ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ"

Цель: стимулировать потребность узнавать и удовлетворять нужды других (с ориентацией на обратную положительную отдачу).

Задание: попросить каждого участника составить пару с другим, предло­жить им в течение одной минуты на каждого участника хвалить партнера. Для подготовки можно дать время (1-3 мин.). Затем каждый делает комплименты своему партнеру по паре.

 

Упражнение 3. "ПОДЧЕРКИВАНИЕ ОБЩНОСТИ"

Упражнение проводится в кругу с мячом. Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч.

При этом он начинает свою фразу словами: "Я думаю, нас с тобой объе­диняет..." и называет это качество, например: "Мы с тобой одинаково об­щительны"; "Я думаю, нас объединяет такая характеристика, как уважение к другим людям"; "И ты и я очень жизнелюбивые люди" и т. п.

Тот, кто получает мяч, отвечает: "Я согласен", если он согласен, или "Я подумаю", если не согласен. Даже если человек не согласен, что у него есть это качество, все равно то, что сообщает ему партнер, несет в себе определенную полезную информацию о том, как мы выглядим в глазах других людей.

Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

Вариант для самостоятельной работы.

Поиск сходства - это один из способов научиться лучше понимать дру­гого человека. Можно попробовать самостоятельно находить сходство (общность) с человеком, которого вы узнали всего несколько дней или даже полчаса тому назад.

Более жесткий тренинг может состоять в том, что необходимо попробо­вать найти не одно и даже не три, а скажем, 20 качеств, являющихся общи­ми для вас с этим человеком.

 

Упражнение 4. "ПОДЧЕРКИВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ"

Цель: Участникам предлагается выявить в других людях качества, вызывающие восхищение, уважение или симпатию.

Задание: Упражнение выполняется в кругу с мячом или письменно. Парт­нером в этом тренинге становится тот участник занятия, с кем меньше всего знакомы, что усложняет задачу. Первый, кто начинает, обращаясь к своему коллеге, говорит: «N», мне в тебе нравится..." и называет то личностное качество, которое он отметил. Например: "У меня вызывает уважение твоя независимость"; "Мне очень нравится в тебе объектив­ность, способность не давать оценок"; "Интонация твоего голоса заво­раживает". «N», в свою очередь, должен назвать те чувства, которые возникли у него в ответ на эти слова.

Примечание: поскольку большинство участников, реагируя на слова, говорят чаще всего, что им приятно или неприятно, то необходимо ус­ложнить задачу до осознания чувств, например говоря о положительных эмоциональных состояниях, необходимо их конкретизировать: мне ра­достно, я получил удовольствие, испытал восторг, почувствовал себя счастливым, появилась надежда, уверенность в себе, я торжествовал, меня охватила гордость, мне хорошо и т. п.

Таким образом, участники учатся понимать свои чувства и передавать их с помощью вербализации, происходит понимание и чувств партнера. После того как чувство или эмоция вербализованы, упражнение продол­жает кто-либо другой из участников. И так до тех пор, пока каждый не выскажется. Самостоятельная работа:

Попробуйте в течение дня не менее 2-5 раз подчеркнуть значимость тех людей, с которыми вы учитесь, общаетесь - то есть психологиче­ски корректно оценивайте существенность их вклада в общее дело, отмечай­те удачные идеи, предложения, выражайте им уважение, симпатию и т. д. Ис­креннее признание достоинств другого человека не только поможет снять напряжение в отношениях, но и разовьет способность к безусловному при­нятию других людей.

 

Упражнение 5. Скажите другими словами (дайте мак­симальное количество вариантов) следующие предло­жения:

• извините меня;

• я с вами не согласен;

• я все равно сделаю по-своему;

• мне не нравится ваш костюм;

• ты просто дура;

• у нее кошмарный муж;

• вы ничего не понимаете в этом вопросе;

• ты меня совершенно не понимаешь;

• не лезь не в свое дело;

• это мое личное дело.

 

Упражнение 6.. Что вы скажете для того, чтобы разря­дить обстановку в такой ситуации:

• жена приходит домой и застает вас собирающим черепки ее любимой вазы, которую вы только что раз­били; она бросается на вас с упреками;

• сосед звонит к вам в дверь, возмущенный тем, что ваш сын разбил мячом окно его квартиры на пер­вом этаже;

• сосед возмущен тем, что вы поставили автомо­биль на его место во дворе;

• теща устроила скандал, потому что в выходные дни вы все время чем-то заняты и не находите времени поработать на даче;

• любимая девушка (юноша) обиделась (обидел­ся), потому что кто-то сказал, что вас вчера видели с другой (другим) на пляже.

Упражнение 7. Расскажите (1—2 минуты) историю из вашей или чьей-то чужой жизни:

а) самую смешную, б) самую грустную, в) самую трогательную, г) самую банальную, д) ту, о которой вы больше всего сожалеете, е) самую глупую.

 

Упражнение 8. Прочтите текст и подумайте, что в нем остается актуальным и в настоящее время. Есть ли у вас вредные привычки, раздражающие собеседников и ок­ружающих? Как вы боретесь с ними и каковы ваши успехи в этой борьбе?

1. «Для первого бала принято одевать молодую девуш­ку в легкий, простой белый костюм с маргариткой или розовым бутоном в волосах и голубым или розовым по­ясом из ленты. Драгоценностей никаких, кроме разве нитки жемчуга. Прическа должна быть простая, без взби­тых локонов и в особенности без фальшивых волос. Кор­саж не должен быть слишком декольте... Молодая де­вушка, являющаяся на первый бал в розовом платье, отделанном цветами и лентами, с золотыми колье и брас­летами, произвела бы крайне неприятное впечатление.

Для дневных визитов надевают короткий темный костюм, верхнюю одежду в талию и шляпку-капот. Для домашних приемов предпочтителен костюм серого (gris-perie) или другого подходящего модного цвета.

...Первый выезд в свет молодого человека, только что покинувшего школьную скамью, также обставлен известными формальностями. Прежде всего, являясь в первый раз на бал, он должен с крайней тщательностью позаботиться о своем костюме, будь то фрак или мун­дир: сапоги, перчатки, шляпа, галстук, прическа — все должно быть безукоризненно. Каковы бы ни были нрав­ственные и умственные качества юноши, он должен забыть о них и помнить о том, что на балу он только танцор и любезный кавалер. Поэтому он должен ста­раться быть как можно внимательнее к хозяевам дома и к своим дамам, с которыми он танцует. Уменье ловко лавировать между длинными трэнами, не наступая на них и не обрывая их, обличает принадлежность юноши к изящному обществу; его услужливость к дамам моло­дым и старым, красивым и безобразным, бедным и бо­гатым свидетельствует о его превосходном воспитании и утонченности чувств.

2. «...Порочные люди весьма редко отличаются хоро­шими манерами.

Хорошие манеры заразительны; они воспринима­ются невольно; человек неловкий и неуклюжий, но в душе порядочный, даже при малой дозе наблюдатель­ности скоро покидает свои дурные привычки, враща­ясь в обществе порядочных людей.

Поэтому манеры человека суть мерило того обще­ственного круга, в котором он живет.

Хорошие манеры сообщают изящество и благо­родство.

Женщина с хорошими манерами пользуется все­общим уважением и одинаково приятна мужчинам и женщинам.

Хорошие манеры приобретаются прежде всего на­блюдением за собою; это входит в привычку, остающу­юся на всю жизнь; затем они укрепляются посещения­ми благовоспитанных людей с благородным образом мыслей. Дурные, низкие мысли немедленно отражают­ся на манерах: небрежность и распущенность обличают дурные привычки.

Дурной манерой считается напевать на улице или в комнате, так же как стучать пальцами по столу и во­обще производить какой бы то ни было шум.

Шептанье, подавленный или слишком громкий смех также не приняты в хорошем обществе.

Ни женщина, ни мужчина не должны сидеть, по­ложив ногу на ногу. Пожилая женщина может дозво­лить себе несколько большую свободу в манерах, кото­рые, однако, должны оставаться вполне сдержанными.

В разговоре не следует позволять себе брать в руки и вертеть все, что попадется. Таким способом не только отвлекается внимание собеседника, но рискуешь раз­досадовать его. Ничто не может быть неприятнее для хозяйки гостя, машинально мнущего дорогую бахрому мебели и вертящего в руках ценную безделушку. Мы знаем семью, где перед приходом гостей с такими при­вычками убирают подальше все вещицы, подвергаю­щиеся опасности, а к сюртукам мужчин особенно креп­ко пришивают пуговицы, которые наверное будет от­рывать посетитель в пылу разговора.

Поэтому с раннего возраста должно внушать де­тям, чтобы они наблюдали за собою, избегая дурных манер и привычек».

(Жизнь в свете, дома и при дворе. — СПб.: СП «Интербук», Ассоциация «Экомак», 1890, факсимильное из­дание)

 

Упражнение 9. Используя этикетные формулы речи составьте диалоги:

─ А просит написать рецепт приготовления блинчиков, Б – отказывает,

─ А приглашает Б в консерваторию, Б соглашается, но предлагает сходить туда в другой день,

─ А опаздывает на официальную встречу в посольстве и звонит Б, чтобы предупредить об этом, Б сообщает, что А уже не ждут,

─ А предлагает заключить контракт на поставку лаптей в Африку, Б отклоняет предложение,

─ А хвалит Б за высокие успехи в работе, Б благодарит,

Упражнение 10.

Выполняется в парах. Один пишет несколько «гадостей» а другой должен сказать их вежливо, но не потеряв смысла высказывания.

 

Упражнение 11.

Вы должны по кругу говорить друг другу комплименты. Старайтесь, чтобы комплимент не был односложным, используйте поговорки и образные сравнения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.