Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития синтаксиса. Взгляды античных философов, стоиков, Аполлония Дискола, грамматики Пор-Рояля, языковедов 18-начала 19 века, А.А. Шахматова, Г. Пауля, Ф.Ф. Фортунатова




Место синтаксиса в теории описания языка. Разделы синтаксиса. Морфосинтаксис, семантика синтаксиса. Методы, используемые в синтаксических исследованиях. Понятие глубинного и поверхностного синтаксиса как уровней синтаксического описания.

Вопросы к экзамену

Burnout syndrome

Galina Makarova Ph.D. (Psychology) Institute for counselling (PPL)


Burnout has been defined as a process of gradual loss of emotional, cognitive, and physical energy that is reflected in symptoms of emotional exhaustion, cognitive weariness, physical fatigue, depersonalisation and reduced satisfaction in performance. It is regarded as a result of chronic stress (at the workplace) which has not been successfully dealt with. By examining diagnostic criteria and possible therapies, methods of prevention are discussed.
Key words: burnout syndrome, prevention and therapy of burnout, transaction analyses.

 

ОБЩИЙ СИНТАКСИС

4 семестр

 

Семантика синтаксиса (семантический синтаксис, или синтаксическая семантика) – направление лингвистики, сложившееся во второй половине прошлого столетия и сосредоточившее свое внимание на семантической, содержательной, стороне языковых знаков. Нельзя переоценить вклад в развитие этой области науки таких зарубежных и отечественных ученых, как Ван Валина, З. Вендлера, Ч. Филлмора, У. Фоли, Н. Хомского, У. Чейфа, Ю.Д. Апресяна, В.М. Аринштейн, Н.Д. Арутюновой, В.В. Богданова, В.В. Бурлаковой, А.И. Варшавской, А. Вежбицкой, В.Г. Гака, И.Б. Долининой, И.П. Ивановой, Г.В. Колшанского, Е.С. Кубряковой, Г.Г. Почепцова, В.С. Храковского и многих других.

 

Очень долгое время лингвистика развивалась в русле структурализма: в центре языкознания находились лишь структурные особенности языков, содержательные же категории оставались неизученными. Интерес ученых-структуралистов именно к структурным различиям, а не к различиям в содержательном плане, объясняется тем, что первые являются наиболее очевидными, “лежащими на поверхности”. Однако, как это ни странно, но успехи в развитии структурализма, преимущественно американской школы в середине прошлого столетия, побудили ученых обратиться к проблемам семантики, так как изучение “голых” структур не могло объяснить многие языковые структурные факты. По меткому замечанию Н.Д. Арутюновой, 60-е годы – годы “штурма” семантики.

 

Семантика синтаксиса сосредоточила внимание на изучении семантической, глубинной, стороны предложения и ее соответствии поверхностному уровню. Ведь именно предложения-высказывания, а не отдельные слова, служат целям общения. “Предложение же – не механическая совокупность значений отдельных слов, а качественно новая единица с присущим лишь ей набором семантических величин, среди которых имеются и такие, которые не являются прямыми производными наличного состава предложения” [Иванова, Бурлакова, Почепцов, 1981: 238]. Поэтому многие ученые, в частности Н. Хомский, указывали на то, что семантика должна быть включена в качестве обязательной части в грамматический анализ языка.

 

Изучение семантики синтаксических построений важно не только в лингвистическом плане, но и для понимания закономерностей мыслительной деятельности человека. Мышление проявляет себя в речи и как общественное сознание находит форму выражения в конкретных языках. Другими словами, формы и категории мышления отображаются в языке и речи. Основными категориями реальной действительности считаются вещи, свойства и отношения, объективно существующие, но определяемые друг через друга. Центральной категории вещи ставится в соответствие субъект (актант), а свойству и отношению – предикаты (см. определения ниже). Некоторые из смысловых отношений субъекта и предиката оказываются включенными в семантико-синтаксические описания, например, в падежную или ролевую грамматику Ч. Филлмора. Некоторые содержательные элементы структуры, называются ли они актантами, падежами или семантическими функциями, приписываются как аргументы некоторому предикату, основному средством передачи смысловых отношений. Категории, являющиеся базой содержательной стороны языка, обладают двойственной природой – мыслительной (логической) и языковой. Смысл проецируется как в семантику (содержание), так и в грамматику (форму) языковых единиц как средства своего отношения.

 

Следует отметить, что до возникновения семантического направления были попытки обращения к содержательной стороне языка, носившие несистематический, эпизодический характер. Только попытки эти едва ли можно назвать семантическим подходом, так как это был логико-ориентированный подход, который осуществлялся посредством соотношения частей суждения и элементов предложения. Представите- ли этого направления опирались на учение Аристотеля о структуре мысли, суждении, отражающем объективные связи вещей, в котором присутствуют два соотносительных понятия – логический субъект и логический предикат. Философской грамматике было положено начало еще в 1660 году “Грамматикой” Пор-Рояля, где признавалась неадекватность изучения языка на основе изучения лишь поверхностной структуры. Критика логического направления со стороны представителей психологической концепции выявила не отсутствие корреляций и зависимости между структурой мышления и грамматическим строем языка, а лишь ошибочность попыток выявить прямое и однозначное соответствие в мышлении всем языковым явлениям различных уровней, например, соответствие между предложением и суждением, между членами предложения и структурными компонентами суждения и т.п.

 

Семантика предложения в определенной степени связана со значениями слов, его составляющих. Но смысл предложения – это не просто механическая совокупность значений отдельных, составляющих его слов, а совершенно новая единица, которая имеет свои семантические характеристики и свою организацию, структуру, анализу которой посвящены работы многих лингвистов [Chomsky, 1965; Алисова, 1971; Апресян, 1973; Падучева, 1974; Чейф, 1975; Филлмор, 1981].

 

Синтаксис - это установленный набор правил, согласно которым из слов строятся правильные языковые конструкции, а семантика - соответственно, смысл, заключенный в предложении. Семантика зависит от синтаксиса, от использования специфических слов и значения контекста. Прекрасный пример того, насколько важен синтаксис для установления смысла - это знаменитое предложение «Казнить нельзя помиловать». Если смысл документа соответствует сути реального явления (процесса, события и т. д.), говорят, что этот документ ему семантически адекватен.

Определение понятия

Cемантический синтаксиc — раздел синтаксиса, изучающий отвлеченно-семантическое наполнение структурных элементов предложения. Cемантика здесь мыслится как качественно иная по отношению к лексической; начало изучению грамматической семантики синтаксических структур было положено в работах Ш.Балли, Э.Бенвениста, Т.Н. Шмелевой, Е.В. Падучевой, Г.А. Золотовой и других синтаксиситов, продолжено в трудах Г.П. Немца, И.А. Нагорного и др.

 

История становления семантического синтаксиса как раздела науки о языке. Активное развитие семантического синтаксиса связано с новым "лингвистическим поворотом" - обращением к "человеку в языке", по словам Эмиля Бенвениста. Антропологический поворот был подготовлен прежде всего работами В. Фон Гумбольдта, провозгласившего зависимость языка от человека; его идеи и положения были развиты и дополнены Э.Бенвенистом, А. Вежбицкой, Н. Хомским. С появлением "порождающей грамматики" и теории глубинных структур Ноама Хомского структурный подход перестал доминировать в лингвистике и наука круто повернула к семантике, а через нее к когниции и психологическому аспекту в языке. Современная наука придает семантике огромное значение, распространяя теорию значения на достаточно, казалось бы, далекие от семантического аспекта: на традиционный - структурный - синтаксис, морфологию, применительно к которой использовалась категория грамматического значения, фонетику (область науки фоносемантики) и т.д.

В синтаксисе область семантических исследований является закономерным продолжением разработок Фердинанда де Соссюра, разделившего язык и речь (т.е. структуру и индивидуальное ее применение), В. фон Гумбольдта о языке как "сетке", сквозь которую человек видит мир, структуралистов.

 

Синтаксические явления, семантика которых описывается в данной работе, делятся на три группы: 1) синтаксические конструкции и грамматические типы предложений (отрицательные предложения, конструкции с однородными членами и эллипсисом, конструкции с определительной связью, с числительными, конструкции с детерминантом и пр.); 2) синтаксические грамматические категории, т.е. категории, значение которых может быть описано -- полностью или частично -- через правила синонимических преобразований (залог, непредикативные формы глагола, число существительного и пр.); 3) синтаксические лексемы, т.е. лексемы, которые должны фигурировать в синтаксическом описании в качестве констант; это кванторные слова, местоимения разных видов и многие другие слова, описанием значения которых является синонимическое преобразование, например таков, один и тот же, соответственно.

 

Отдельную задачу составляет описание значения конструкций и категорий поверхностного синтаксиса -- значение падежей, служебных слов, согласовательных грамматических категорий и прочих синтаксических средств, служащих планом выражения для конструкций собственно синтаксического уровня. Описанием семантики поверхностно-синтаксического уровня должно быть установление соответствия между поверхностно-синтаксическим уровнем представления предложений и собственно синтаксическим уровнем. Эта задача остается, однако, за пределами нашего рассмотрения.

 

Собственно синтаксический уровень для краткости, а также ввиду того, что к нему относится основная масса синтаксических фактов, называется в работе просто синтаксическим. Таким образом, термин "синтаксический" используется нами в двух значениях -- в более широком и в более узком и техническом. В широком значении термин "синтаксический" противопоставляется терминам "морфологический" и "семантический", а в узком смысле "синтаксический уровень" означает то же, что "собственно синтаксический", и потому противопоставляется терминам "поверхностно-синтаксический уровень" и "уровень глубинных структур".

 

Существенная особенность данной работы по сравнению с многими другими современными семантическими исследованиями состоит в том, что инструментом семантического анализа в ней является вполне конкретный -- хотя и в значительной степени априорный -- язык глубинных структур; он строится в главе II. Этот язык является по существу некоторой разновидностью логического языка -- языка исчисления предикатов. В то же время его предложения, как правило, могут быть соотнесены по своей структуре с предложениями естественного (русского) языка.

 

В силу того, что синонимия признается главным методом семантического анализа, естественный язык сам используется, насколько это возможно, в качестве языка для описания своей собственной семантики. Идеальный язык глубинных структур мыслится поэтому как своего рода ядерный фрагмент множества синтаксических структур анализируемого языка.

СИНТАКСИС И МОРФОЛОГИЯ. Между этими уровнями языковой системы существует самая непосредственная взаимосвязь и взаимодействие.

1) Взаимосвязь синтаксиса и морфологии заключается в том, что они относятся к одному

общему уровню – грамматике. Это формальная организация языка, система абстрактных категорий, которые представляют собою единства отвлеченных грамм значений и их формальных выражений.

2) Взаимодействие морфологии и синтаксиса проявляется следующим образом: с одной стороны, морфология служит синтаксису, с другой стороны – морфология определяет синтаксический строй языка. Словоформа употребляется в составе синтаксических образований, она представляет собой компонент синтаксической единицы. Понятно, что у разных словоформ разные синтаксические возможности. Падеж имени существительного выражает связь словоформы с каким-либо словом или компонентом предложения. А падеж прилагательного (равно как и число и род) показывает зависимость его от имени существительного, уподобляясь словоформе существительного. Не всякая словоформа и не всегда релевантна для синтаксиса, для синтаксического построения. Например, число имени существительного связано не с синтаксическим употреблением, а с отражением реальной действительности: Автомобили мчались по трассе.

Морфология определяет синтаксический строй. Русский язык, как известно, имеет флективный (синтетический) строй: основное средство образования морфологических форм – флексия. Это определяет особенности синтаксических связей, синтаксических конструкций. Основные способы подчинительных связей слов с другими словами – согласование, управление и примыкание. Различие между ними определяется морфологическими особенностями зависимых слов (уподобление, выражение зависимости падежом, неизменяемость). Но в русской морфологии есть и элементы аналитизма, аналитического строя: выражение форм сослагательного наклонения (пришел бы) и некоторых форм повелительного наклонения (пусть придет), аналитические формы компаратива (более старательный). В синтаксисе также наблюдаются проявления аналитизма: составное сказуемое, синтаксически нечленимые сочетания, когда два или несколько слов образуют один член предложения (Она запела низким, красивым голосом).

В чем заключается служебная роль морфологии по отношению к синтаксису?

Словоформа употребляется в составе синтаксических образований, она представляет собой компонент синтаксической единицы. Понятно, что у разных словоформ разные синтаксические возможности. Падеж имени существительного выражает связь словоформы с каким-либо словом или компонентом предложения. А падеж прилагательного (равно как и число и род) показывает зависимость его от имени существительного, уподобляясь словоформе существительного. Иные синтаксические возможности у глагольных словоформ.

Vf (verbum finitum) – всегда сказуемое как форма предикативная (наклонение, время, лицо).

Инфинитив, как форма, отвлеченно обозначающая действие, (неопределенная форма глагола в отличие от определенных, финитных форм), может употребляться в очень разных синтаксических ролях: подлежащее, сказуемое, главный член односоставного предложения, второстепенный член предложения. Например: Ловить рыбу – его страсть (инфинитив - подлежащее), Вы должны уйти (инфинитив – компонент составного сказуемого), Я вас прошу не уходить (инфинитив – дополнение).

В связи с рассматриваемым вопросом о роли морфологических форм в синтаксисе важно сделать существенное примечание: не всякая словоформа и не всегда релевантна для синтаксиса, для синтаксического построения. Например, число имени существительного связано не с синтаксическим употреблением, а с отражением реальной действительности:

Автомобили мчались по трассе. Существительное «автомобили» выполняет синтаксическую роль главного члена – подлежащего, что выражается формой именительного падежа; форма множественного числа для структуры предложения нерелевантна, она в данном случае отражает внеязыковую действительность. Другой пример: словоформы в сложном предложении. Шумел ветер, и шел дождь. Оба компонента этого сложного предложения имеют строение N1 – Vf. Релевантны ли данные словоформы для строения сложного предложения? Сравним: Было холодно, и шел дождь, Холодно и не хочется выходить из дому. Словоформы в простых предложениях другие (Pread, Vf3s), а сложные предложения такие же – сложносочиненные предложения, главным средством формирования которых является союз «и»; также существенны и морфологические особенности слов-глаголов – вид и время, но не как таковые, а в соотношении друг с другом.

Теперь обратимся к другой стороне взаимодействия морфологии и синтаксиса: морфология определяет синтаксический строй. Как это проявляется в русском языке? Русский язык, как известно, имеет флективный (синтетический) строй: основное средство образования морфологических форм – флексия. Это определяет особенности синтаксических связей, синтаксических конструкций. Основные способы подчинительных связей слов с другими словами – согласование, управление и примыкание. Различие между ними определяется морфологическими особенностями зависимых слов (уподобление, выражение зависимости падежом, неизменяемость).

Но в русской морфологии есть и элементы аналитизма, аналитического строя: выражение форм сослагательного наклонения (пришел бы) и некоторых форм повелительного наклонения (пусть придет), аналитические формы компаратива (более старательный). В синтаксисе также наблюдаются проявления аналитизма: составное сказуемое, синтаксически нечленимые сочетания, когда два или несколько слов образуют один член предложения (Она запела низким, красивым голосом).

Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Морфология (от греч. morphe - форма и logos - слово, учение) изучает слова, их строение и изменение. Здесь наблюдается сходство с естественными науками: слова так же тщательно исследуются, как живые организмы в морфологии животных и растений. Морфология разделят все слова на части речи. /В русском языке их десять: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения, числительные, предлоги, союзы, частицы, междометия. Все эти названия являются буквальным переводом с соответствующих латинских грамматических терминов./

Синтаксис изучает структуру предложения и сочетания слов в предложении. Само слово "синтаксис" (sintaxis) греческого происхождения и означает "составление".

Термин "синтаксис" происходит от греческого syntaxis "построение, порядок". Термин имеет два значения:

1. Характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц;

2. Раздел грамматики, изучающий процессы порождения речи: сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения, а также общие свойства слов предложения как автономной единицы языка и высказывания как части текста.

Термин "синтаксис" впервые использованный стоиками (3 век до н.э.), был отнесен к наблюдениям над логическим содержанием высказываний. Однако интерес к категориям синтаксиса присутствовал уже у ранних греческих мыслителей и был обусловлен производимым ими анализом речи. В центре внимания античных философов (Протагора, Платона, Аристотеля и др., позднее - стоиков) находился "логос", понятие, нерасчлененно относимое к речи, высказыванию, предложению, суждению, законченному тексту. Первыми синтаксическими операциями были: 1) классификация высказываний по их коммуникативной цели, 2) членение предложения-суждения на основные части, 3) определение отношений между частями сложного периода. Среди высказываний различались: вопрос, ответ, поручение, просьба (Протагор, 5 в. до н.э.), утверждение, отрицание, повествование, побуждение (Аристотель), отрицательные и утвердительные предложения (аксиомы), общий и частный вопрос, повеление, заклинание, клятва, высказывание-обращение (стоики). Дальнейшему анализу подвергались только повествовательные предложения, выражающие суждения (истину или ложь). Исходя из тезиса о тождестве между мыслью и ее речевым выражением, Платон и его последователи расчленяли суждение-предложение на две части: имя (onoma) и глагол (rhema), понимаемые как языковые выражения субъекта и предиката. Стоики, введшие понятия "обозначаемого", "высказываемого" и "обозначающего", выделяли в составе высказываемого предикат (kategorema) и падеж (прямой и косвенный). Классифицируя суждения-предложения по типу предиката, они основывались на таких признаках, как переходность/непереходность, полнота/неполнота, активность/пассивность. Стоики же положили начало изучению сложного предложения и организующих его отношений (каузальных, следственных, условных, соединительных, разъединительных). Собственно синтаксическая терминология отсутствовала. Используемые понятия отражали точки пересечения логических, синтаксических и морфологических характеристик.

Перелом в принципах синтаксического анализа зафиксирован в сочинениях Аполлония Дискола (3 в.). Синтаксис Аполлония имел морфологическую основу. Его исходным пунктом было слово. Синтаксис заключался в описании связей слов и форм слов (падежей) в предложении. Этим было положено начало синтаксису частей речи. Специально системы синтаксических понятий Аполлоний Дискол не предложил. Общее движение синтаксической мысли следовало в направлении от логической к психологической, затем к формально-грамматическим концепциям, от которых повернуло к теориям коммуникативным, семантическим и прагматическим.

В ранней лингвистической традиции эпохи универсальных или философских (спекулятивных) грамматик, сложившихся под влиянием логики поздних схоластов (13-16 в.) и концепций рационализма 17 в., выразившихся, в частности, в грамматике Пор-Рояля, С. рассматривался как учение о способах выражения мысли и содержал прежде всего описание предложения и его частей (членов предложения). Категории С. в отличие от морфологических форм считались универсальными. С., как содержательная область грамматики, противопоставлялся фонетике и морфологии, изучающим сторону выражения. В русском языкознании это направление развивалось до второй половины 19 в. (Ломоносов, Л.Г.Якоб, И.И.Давыдов, К.С.Аксаков, Ф.И.Буслаев). В грамматиках синтаксические категории определялись по их способности выражать категории логики: предложение рассматривалось как языковое выражение суждения, подлежащее - субъекта, сказуемое - предиката, сложное предложение – умозаключения. Связь с мышлением входила в определение С. вплоть до начала 20 в. А.А.Шахматов называл синтаксисом ту часть грамматики, которая "рассматривает способы обнаружения мышления в слове". Эта линия развития привела к пониманию С. как раздела грамматики, в котором явления языка анализируются в направлении от значения (функции) к форме (О.Есперсен). Поскольку предметом С. считалось актуальное содержание высказывания (данность), С. иногда отождествлялся с методом синхронного анализа и противопоставлялся диахроническому подходу к языку (А.А.Потебня). Во второй половине 19 в. началась психологизация теорий С. (Штейнталь, Потебня, Пауль и др.) Психологическое направление, хотя и противопоставляло себя логическому, отличалось от него в основном заменой логической интерпретации содержания предложения и его компонентов на коммуникативно-психологическую. Предложение определялось как соединение в психике говорящего нескольких представлений, возбуждающее в сознании слушающего те же представления и то же их сочетание (Пауль). К психологическому подходу к предложению присоединялся коммуникативный. Основным достижением психологического направления считается различение психологического субъекта и предиката и грамматических членов предложения -- подл. и сказ.

В конце 19 в. в связи с пробуждением интереса к национальной специфике языков и исследование прежде всего морфологии, С. стал определяться как учение о функциях в предложении классов слов. С. частей речи был продолжением морфологии. В нем основное внимание было сосредоточено на способности слов к распространению и на структуре словосочетания, разновидностью которого считалось и предложение (Фортунатов). За пределами С. частей речи оставались все явления, характеризующие предложение как целостную единицу. Стремясь преодолеть непоследовательность в членении грамматики. Й. Рис определил С. как учение о сочетании слов, описываемых со стороны формы и содержания. Он противопоставлял С. учению о слове. Это общее направление было продолжено В.Матезиусом, определившим С. как учение о средствах и способах комбинации номинативных единиц. Интерес к сочетательным потенциям слова послужил толчком к возникновению учения о синтаксических валентностях (Л. Теньер). В этом же духе представляли предмет и задачи синтаксиса и др. лингвистической школы 1 половины 20 века.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.