Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предикативные сочетания Непредикативные сочетания




Предложение

Словосочетания сочинительный ряд слов сочетания yт. уточняют

 

 

Противопоставление предикативных и непредикативных сочетаний основывается прежде всего на различии выполняемых ими функций. Предикативные сочетания выполняют функцию конструирования ядра предложения и служат для передачи предикативных отношений, которые определяются как грамматическое значение предложения. Непредикативные сочетания выполняют функцию распространения предложения. Холодный ветер срывает листья с деревьев. Далеко впереди встали из-за пологих холмов белые верхи зданий.

Предикативные сочетания имеют модально-временное значение, у остальных сочетаний слов этого признака нет, нет его и у словосочетаний. Между тем непредикативные сочетания могут трансформироваться в предикативные. Входили робко облака На небо зимнее, ночное (Тютчев). Холодный втер. Ветер холодный.

Как любая языковая единица, словосочетание имеет граммати­ческое значение и форму его выражения.

Значение словосочетания - это синтаксические отношения между компонентами, между главным и зависимым словом, рассмотренные в отвлечении от конкретного лексического наполнения компонентов. Писать матери, дарить ребенку (объект-адресат); писать пером, копать лопатой (объект-орудие); радоваться весне, наслаждаться музыкой (объект - эмоциональное отношение).

Форма (структура) его - это форма компонентов, в основном же она опирается на систему форм главного компонента: Ср.: учиться на филфаке, учусь на филфаке, учимся на филфаке, учились на филфаке, учившийся на филфаке, учась на филфаке; писать письмо, пишу письмо, пишем письмо, писали письмо, пишущий письмо; ветка березы, ветки березы, ветке березы и т.д.

Принципы классификации словосочетаний различны, но ведущие, основные - следующие: 1) по количеству компонентов; 2) по значению, т.е. по отношению между компонентами; 3) по виду синтаксической связи между компонентами; 4) по форме, т.е. по способу выражения компонента, особенно главного.

Словосочетания разнообразны по своему строению. В зависимости от степени спаянности компонентов словосочетания могут быть свободные, несвободные/синтаксически неразложимые, фразеологические.

В свободных словосочетаниях слова (формы слова) сохраняют свои лексические значения, свободно сочетаются друг с другом в потоке речи, каждый компонент свободного словосочетания является самостоятельным членом предложения: Работать в саду, ожидать ответа, быстро отреагировать, сырая погода. Дом родителей стоял у рощи (дом родителей, родных, отца, матери; стоял у леса, у реки).

В несвободных словосочетаниях наблюдается большая связанность одного компонента с другим. Это обычно лексически и синтаксически нечленимые конструкции, в которых для раскрытия смысла одного (зависимого) компонента требуется наличие еще какого-либо слова. Такие словосочетания по своей семантике и функции особенно близки слову. При функционировании в предложении несвободные словосочетания не расчленяются и выступают в позиции одного члена предложения: мужчина лет сорока, лето пятьдесят третьего, стая птиц, чашка кофе, стакан молока, пять столов, считаться союзником, начать строить, мастер готовить.

Синтаксически несвободные словосочетания - это словосочетания, лексически связанные и нечленимые в данном контексте. Среди синтаксически несвободных (связанных) словосочетаний наиболее употребительны количественно -именные словосочетания: три пальмы, много песен, сотни дорог. Особую группу цельных словосочетаний с общим значением избирательности образуют сочетания числительных (местоимений) и существительных с предлогом из: один из древнейших городов, каждый из нас, кто-то из студентов и сочетания с общим значением совместности (сочетания существительных или местоимений с предлогом с): березки с кленами, мы с друзьями и т.д.

Фразеологические сочетания не являются словосочетаниями в строгом терминологическом значении. Если свободные и синтаксически несвободные словосочетания образуются по языковым схемам, то фразеологические единицы — это устойчивые сочетания слов, которые память хранит в готовом виде: бить баклуши, попасть впросак, ничтоже сумняшеся, вверх дном, спустя рукава и т.п. Фразеологизмы по своему значению соответствуют слову и часто могут быть заменены одним словом. Словосочетания обычно заменить одним словом нельзя. Лишь некоторые синтаксически несвободные словосочетания приравниваются по значению к одному слову: девушка с голубыми глазами - голубоглазая девушка, девушка высокого роста - высокорослая девушка. Однако в другом контексте такое сочетание слов может быть свободно: Девушка пленяла всех голубыми глазами.

В зависимости от количества компонентов словосочетания делятся на простые и сложные. Простые словосочетания, как правило, двухкомпонентны, хотя и могут иметь в структуре более двух слов: самый человечный человек, будут учиться дальше, пусть уезжает завтра, внимательный к людям, будет надеяться на лучшее, человек низкого роста, более четкое определение, работать спустя рукава, сидеть сложа руки, проявлять интерес к делу.

Сложные словосочетания также имеют бинарное членение, но они состоят более чем из двух компонентов. Комбинации сочетаний таких компонентов различны:

а) простое словосочетание + зависимая словоформа: часто применяемый в клинике, весьма решительный в действиях;

б) стержневое слово + словосочетание: старик с седой бородой, вкусное на вид яблоко, дерзкая на язык девчонка;

в) стержневое слово + две словоформы, не образующие словосочетания: завернуть книгу в бумагу, дать игрушку ребенку, положить книги на полку, открыть дверь гостю, всегда готовый к бою.

Синтаксические отношения отражают реальные связи и отношения. Несмотря на все многообразие этих отношений, типы словосочетаний сводятся к следующим: а) атрибутивные (определительные); б) объектные; в) субъектные; г) обстоятельственные; д) комплетивные (восполняющие).

1. Атрибутивные (определительные) отношения возникают при семантико-грамматическом взаимодействии имен существительных с определяющими их частями речи (отношения между предметом и его признаком в качестве возможной определительной характеристики предмета): лесной массив, полезная работа, героический поступок, каждый из студентов, шуба из белки, его сестра, летящая стрела, мой друг, выполненное задание, сданный экзамен, бушующее море, ветер навстречу, третий дом, первый космонавт.

2. Объектные отношения возникают при семантико-грамматическом взаимодействии глаголов (и их форм) с именами существительными, местоимениями, числительными и т.д. (отношение между действием и возможным объектом в плане прямого/косвенного влияния на объект): достойным похвалы, любить природу, надеть пальто, строить дом, заботиться о товарище, доверить другу, думать о будущем, приветливый со всеми, закутаться в шаль, писать на бумаге, увидеть двоих, иметь много забот, пригласить его.

3. Субъектные отношения (между деятелем и совершаемым им действием/состоянием, в котором он находится) возникают в словосочетаниях, в которых зависимая форма обозначает субъект действия, деятеля (существительное или любая субстантивированная часть речи). Субъектные отношения опираются и на лексико-грамматическую природу главного слова — глагола. Ср.: приехал отец — приезд отца, разбудила мама — разбуженный мамой, ветер разбросал - разбросанный ветром, посадил отец - посаженный отцом.

4. Обстоятельственные отношения (отношения между действием и возможными обстоятельствами его совершения в плане реальных связей между данными категориями) включают широкий диапазон значений, возникающих в словосочетаниях обычно глагольного типа, т.к. обстоятельства сопутствуют процессам или действиям: гулять в лесу, слишком ярко, вернуться утром, уйти поздно, приехать через месяц, упасть навзничь, смотреть внимательно, идти полем, жить в деревне, гулять в роще, принести показать и т.д.

5.. Комплетивные (восполняющие) отношения возникают в синтаксически связанных словосочетаниях, когда стержневое слово нуждается в смысловом добавлении: отличаться выносливостью, сделаться заметным, три рубля, слыть чудаком, уйма дел, стакан воды, вид спорта, продолжать работать, становиться красным.

В словосочетании возможны три вида связи: согласование, примыкание, управление. Почти каждый вид связи может оформлять структуру различных в семантическом отношении словосочетаний:

1) управление: гулять по лесу (обет.), книга отца (атрибут.), отзывчивый к людям (объект.), приезд брата (суб.), пять книг (комплетив.);

2) согласование: черный треугольник (атрибут.), пятью книгами (комплетив.);

3) примыкание: Гродно ночью (атрибут.), поручить нарисовать (объект.), начинать говорить (комплетив.), сделать назло (обет.).

Особенно богаты возможности управления.

По способу выражения главного компонента словосочетания делятся на глагольные, именные, наречные.

Глагольные словосочетания предполагают в качестве зависимого компонента почти все знаменательные части речи, кроме прилагательного, которое не сочетается с глаголом (глагольное словосочетание имеет наиболее разветвленную систему разновидностей). Характер подчиненных слов и их отношение к главному определяют в глагольном словосочетании его семантико-синтаксическую специфику: принимать гостей, сделать до вечера, приготовить для праздника, говорить шепотом, начинает понимать, поручили проверить, ждать решения, спросить у брата, бежать подпрыгивая, просить приехать, ходить быстро, поселиться рядом, ехать скорее, жертвовать собою.

Именные словосочетания делятся на субстантивные, адъективные, местоименные, нумеральные (с числительным в качестве главного слова).

Субстантивные - это словосочетания с существительным, которому подчиняются по способу согласования прилагательные, причастия, а по способу управления — существительные: крыльцо дома, отрывок из сочинения, дорога к дому; дружеская встреча, мое призвание, добрый человек, щедрое сердце; котлеты по-киевски, показания свидетеля; стремление уехать, бумага в клетку; встревоженная мать, желание помочь; первый день.

Адъективные — зависимыми компонентами при прилагательных могут быть предложные и беспредложные формы существительных, наречия, инфинитив: полный смущения, свободный от предрассудков; старше сестры, слаще меда, влажный от росы, гордый победой, важный для нас, интересный всем; по-осеннему хмурый, красивый снаружи, чересчур быстрый, пустой внутри; достоин получить, способен оценить, готовы сражаться, способный дерзить.

Нумеральные: числительное + существительное; числительное + наречие: первый от окна; третий справа, шестой слева.

Местоименные: не имеют широкого распространения и огра­ничены двумя моделями: неопределенное местоимение + прилагательное; местоимение + существительное/местоимение в Род. пад. с предлогом из: кто-то незнакомый, кто-то из друзей, любой из нас.

Наречные: достаточно употребительные словосочетания, в которых к наречию примыкают наречия: совершенно невпопад, по-детски радостно. Сравнительная степень наречий управляет родительным падежом существительных: мрачнее тучи, ответственнее других. Это словосочетания, построенные по моделям: а) наречие + сущ. (с предлогом и без): смешно до слез, быстрее ветра; б) наречие + наречие: очень нужно, чрезвычайно важно.

Не всегда легко разграничить словосочетания и по этому признаку. К какому структурному типу словосочетаний можно отнести, например, сочетания с причастием в качестве главного компонента: выкопанный студентами, любящий детей, пришедший вовремя?

Здесь и проявляется различие между словом и формой в синтаксисе. Причастие сохраняет способность управлять, а это уже глагольный признак.

Рекомендуемая литература

1. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка (Глава 1. «Изменения в системе словосочетаний и синтаксических связей»). - М., 1990.

2. Кочинева O.K. Синтаксически неразложимые сочетания // Рус. яз. в шк. -1970.- №4.

3. Кротевич Е.В. Словосочетание как строительный материал предложения. Львов, 1956.

4. Прокопович Н.Н. Словосочетание в современном русском литературном языке. - М., 1966.

5. Словосочетание и структура текста. - Л., 1978.

6. Соседко М.А. О разграничении простых и сложных словосочетаний // Русский язык. - Вып. 9. - Ставрополь, 1976.

7. Сухотин В.П. Проблема словосочетания в современном русском языке //Вопросы синтаксиса современного русского языка. - М., 1950.

8. Тулина Т.А. Функциональная типология словосочетаний. - Киев - Одесса, 1976.

9. Фоменко Ю.В. Типы синтаксически неразложимых словосочетаний в русском языке // Рус. яз. в шк. - 1981. - № 1.

10. Шведова Н.Ю. Активные процессы в современном русском синтаксисе: Словосочетание. - М., 1966.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем различие между широким и узким пониманием словосочетания?

2. Чем отличается словосочетание в узком смысле от других сочетаний слов в предложении?

3. Чем различаются свободные и несвободные словосочетания?

4. Какие виды несвободных словосочетаний вы знаете? Приведите примеры.

5. Каковы отличия словосочетания от аналитической формы слова?

6. Как дифференцируются словосочетания по характеру выражаемых ими отношений?

7. Приведите примеры типов словосочетаний по строению и грамматической природе главного компонента.

8. Что понимают под парадигмой (системой форм изменения) словосочетания?

9. Назовите количественно-структурные типы словосочетаний. Приведите примеры.

10. Какие синтаксические отношения выражаются в словосочетаниях со связью управление, примыкание, согласование. Приведите примеры.

ЗАДАНИЯ

1. Определите, являются ли данные соединения слов словосочетаниями в узком и широком смысле. Обоснуйте ваше решение.

Пахнет ландышем; очень тихий; мать и отец; идти с братом; самый важный; далеко от леса; пусть читает; около дома; газета «Труд»; дом, разрушенный войной; ребенок болен; девочка и мальчик; вышел, улыбаясь.

2. В синтаксически синонимичных словосочетаниях определите главные компоненты, способ связи и характер смысловых отношений между компонентами.

Игры детей - детские игры; отпуск на месяц - месячный отпуск; школа в селе - сельская школа; приехать лечиться -приехать на лечение; рабочее место — место для работы; работать увлеченно — работать с увлечением.

3. Определите главное (подчиняющее) слово в следующих словосочетаниях. Выделите именные, глагольные и наречные словосочетания.

Верный друг, верный другу, десять книг, книга о героях, пятый от поворота, кто-то из детей, жалеть себя, жарко от солнца, жаль раненых.

4. Составьте словосочетания, в которых данные ниже слова выступали бы как подчиняющее и подчиненное слово. Определите тип словосочетания по морфологической природе главного слова и по характеру смысловых отношений.

Красный, далеко, чтение, гулять, три, первый, мысль, дом, пыл, пылкость.

Образец: верный друг, верный долгу.

5. Разграничьте простые и сложные словосочетания.
Интересная книга о студентах, человек высокого роста,

известный в городе артист, жить на широкую ногу, прочитать десять книг, дать отпор интервентам, работать спустя рукава, самая привлекательная девушка, решение местного комитета, настойчиво просить о помощи, пусть говорит громко.

6. Определите тип каждого словосочетания по характеру смысловых отношений между компонентами.

Дружески помочь, чувство любви, способность мечтать, любить музыку, туфли из кожи, зеленеющее поле, быстро бегать, подарить другу, приехать в среду, гулять в саду, наша молодежь, привычка к кофе, пойти за ягодами, по детским голосам, сообщение ученого.

7. Укажите свободные и несвободные словосочетания. В чем их различие? Объясните возможные случаи двоякого толкования.

Взять в руки, взять в руку; идти на поклон, идти прямиком; опережая время, опережать соперника; открыть глаза, открыть интересное, открыть тайну; поднять руку, поднять руки; тянуть за язык, тянуть невод; уйти в лес, уйти в себя; хранить драгоценности, хранить память.

8. Определите тип словосочетаний по грамматическому значению и форме главного компонента. Укажите исходную форму словосочетания.

Богатая идеями, двое беглых, жаль пропавшего, изнывая от безделья, навзрыд плакала, неумное зазнайство; около трех орудий, окопы под речкой, очень разумно, по паре арбузов, равнение на старших, раскатистое вперед, собираясь прыгнуть, степь зимой, устал от ссор.

9. Распределите словосочетания по группам в соответствии со смысловыми отношениями (грамматическим значением). Укажите типы связи в данных словосочетаниях.

Сказать в оправдание, приказ наступать, послать за доктором, идти переулком, сделать по глупости, работать для победы, по-осеннему серый, рубашка наизнанку, пятый за столом, посмотреть из любопытства, усталый после работы, хмурое утро, поворот налево, сделать в насмешку, спотыкаться о порог.

10. Составить схемы связи слов в предложениях.
Образец: Низкое солнце ослепительно било в глаза.

Серебряные кусты дикой малины... дрожали над пропастью (Катаев). В глубокий, просторный колодец двора отвесно падали солнечные лучи (Паустовский). На камень панелей тяжко падают с крыши капли воды, звонко бьет подкова о булыжник мостовой (Горький). Тени от домов лежали на дороге черными квадратами (Горький). С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток (Шолохов).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 12630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.