Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главные члены предложения




Предикативность- это грамматическая категория, устанавливающая общую отнесенность сообщаемого к действительности, т.е. указывающая на протекание сообщаемого в рамках времени и на отношение сообщаемого к плану достоверности. Т.о., предикативность включает в себя категории синтаксического времени и модальности.

СТРУКТУРНЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предложение представляет собой основную единицу связной речи, пригодную для общения и выражения мысли. «Это грамматически оформленная по законам данного языка целостная... единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли,» - писал В.В.Виноградов.

Специфическими признаками предложения, отличающими его от других единиц, в том числе и от словосочетания, являются предикативность и интонация сообщения, коммуникативная функция.

Предикативность является содержательным признаком предложения. В понятие предикативности включаются такие грамматические свойства предложения, которые позволяют ему представить сообщаемое либо как реально осуществимое в настоящем, прошедшем и будущем времени, либо как ирреальное, т.е. только желаемое, возможное, предполагаемое. Эти грамматические значения можно объединить общим значением отношения сообщаемого к действительности. Это общее значение отношения называется модальностью. Следовательно, предложение может содержать модальность реальную и модальность нереальную. Общее значение реальности или нереальности сообщаемого обязательно привязано к конкретному времени. Таким образом, предикативность — это комплекс грамматических категорий модальности и синтаксического времени.

Объективная модальность - отношение сообщаемого к тому или иному плану действительности: то, о чем сообщается, мыслится как реальное (в настоящем, прошедшем, будущем времени) или как ирреальное, т.е. возможное, желаемое, должное или требуемое.

Выхожу один я на дорогу,

Сквозь туман кремнистый путь блестит,

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

(Лермонтов)

Субъективная модальность - отношение говорящего к сообщаемому.

Конечно, я напишу письмо (объективная модальность — реальность сообщаемого в плане будущего - дополняется субъективной модальностью — уверенностью говорящего в реальности).

Объективная модальность характеризует содержание всего предложения, а субъективная модальность может дополнять часть сообщения. Ср.: Я, конечно, напишу письмо. Я напишу, конечно, письмо.

Основным средством выражения модально-временной соотнесенности сообщаемого с действительностью является морфологическая форма наклонения и времени глагола-сказуемого. Однако следует помнить, что морфологическое время и наклонение намного уже, чем синтаксическое время и наклонение. Ведь в синтаксисе существует множество предложений неглагольного характера: Осень. Холодно. Ночь. Сыро. Чайку бы. Нет времени, в которых наличествует синтаксическое время и синтаксическая модальность.

Синтаксические наклонения намного шире морфологических в функционально-семантическом отношении. Если в морфологии различают три наклонения: индикатив (изъявительное), императив (повелительное), конъюнктив (сослагательное), то в синтаксисе их шесть: синтаксический индикатив, сослагательное наклонение, условное, желательное, побудительное, долженствовательное.

1. Грамматическое значение синтаксического индикатива (изъявительного наклонения) - отнесенность сообщаемого к определенному временному плану: настоящего, прошедшего, будущего времени: Ничего лишнего. Тишина. Начало было моросить. Хлеба было вдоволь. Будет куда пойти. Хлопот будет прибавляться.

2. Грамматическое значение сослагательного наклонения значение возможности в неопределенном временном плане. Формы его выражения: форма сослагательного наклонения глагола-сказуемого, форма этого же наклонения связок быть, значит, частицы бы. Эти средства формируют либо часть сложного предложения, либо выделяются в определенной речевой ситуации: Дети были бы веселы. Не было бы возражений. Нашлись бы люди.

3. Условное наклонение формируется только в зависимой позиции: оно функционирует только в сложном предложении. Оно означает, что то, о чем сообщается, могло бы обусловить собою какое-либо действие, событие. Формы его выражения: формы сослагательного и повелительного наклонений глаголов-сказуемых и связок, частица бы с союзом если: Пришлось бы ехать, он бы поехал. Рассветало бы пораньше, мы бы давно были в пути.

4. Желательное наклонение употребляется в сравнительно независимой позиции, как в сложном, так и в простом предложении и означает устремленность к действительности, мыслимой во времени. Формы выражения: форма сослагательного наклонения с частицами хоть бы, если бы, когда бы, только бы, хорошо бы, вот бы, фразеологизмы не мешало бы, не худо бы; императивные формы: Вернулась бы она сегодня! Конец бы войне! Хоть бы зима поскорей! Дождик бы не пошел?

5. Побудительное наклонение обозначает волеизъявление, направленное на осуществление чего-либо. Это значение объединяет в себе ряд более частных значений, совмещающих значение повеления со значением пожелания, требования, а также сложившиеся на основе побудительности переносные значения. Волеизъявление имеет различные формы выражения, обусловливающие его различную степень - от желательности до неоспоримой категоричности: формы повелительного и сослагательного наклонения, модификаторы чтоб, да, пусть, пускай, ну-ка, инфинитив: Художник, да святится твой талант (Щипачев). И пусть оставлю я хоть малый след. Для памяти за мной идущих поколений (Рождественский).

6. Долженствовательное наклонение обозначает обязательность, вынужденность осуществления чего-либо. Это форма стилистически окрашена. Формы его выражения: императив (повелительное наклонение) глагола-сказуемого и связки быть: Кто-то напутал, а мы распутывай? Я не люблю московской жизни. Здесь живи не как хочешь - как тетки велят (Пушкин).

Таким образом, предложение - это коммуникативная синтаксическая единица, обладающая предикативностью и грамматической, смысловой и интонационной законченностью.

Предикативность заключена в структурном центре (грамматической основе предложения), который может быть представлен двумя компонентами (двусоставное предложение) либо одним компонентом (односоставное предложение). Грамматическая основа предложения формируется по основным схемам, моделям, число которых в языке конечно. Так, например, в основе предложений Девочка улыбается. Лист падает лежит отвлеченный образец (структурная схема) «именительный падеж существительного + спрягаемая форма глагола, во взаимной связи друг с другом выражающие отнесенные ко времени отношения процессуального признака (действия или состояния) и его носителя».

Формы слов, организующие предикативную основу предложе­ния как минимальный грамматический образец его построения, называются компонентами предикативной основы (структурной схемы) предложения. В предложении такие компоненты представляют собою его главные члены, предикативный центр.

Структурная схема может быть определена как отвлеченный образец, состоящий из минимума компонентов, необходимых для создания предложения. Структурная схема, структура предложения включает предикативный минимум, который необходим для того, чтобы предложение было грамматически оформленной единицей и номинативный минимум, который необходим для семантической организации предложения, без которого оно не может существовать как сообщение — коммуникативная единица.

Понимание структурного минимума предложения, выдвинутое Н.Ю.Шведовой, обращено к формальной организации предложения как предикативной единицы. Поэтому оно предполагает отвлечение от всего того, что для него не существенно. На этом основании в структурную схему не входят компоненты предложения, появившиеся в нем как реализация связи, организованной по типу «слово + форма слова», т.е. все присловные распространители, реализующие синтаксические позиции слов, формы которых образуют предложение. В соответствии с этим пониманием в структурную схему вводятся те компоненты предложения, которые образуют его предикативный минимум.

При таком подходе оказывается несущественным, что структурный минимум далеко не при всяком лексическом наполнении образует реальное предложение, способное быть названием события и коммуникативной единицей. Так, в предложениях: Грачи прилетели. Лакеи разносили гостям на подносах коктейль и сандвичи с позиции данного понимания одна и та же структурная схема «именительный падеж существительного (Nt) + согласуемая с ним спрягаемая форма глагола (Vf). Во 2-м случае заполнение только этих синтаксических позиций не дает реального предложения Лакеи разносили.

Иное понимание структурного минимума (Юрченко B.C., Ломтев Т.П., Арутюнова И.Д.) обращено не только к формальной организации предложения как предикативной единицы, но и к смысловой его организации как номинативной единицы и учитывает одновременно и собственно грамматическую и смысловую его достаточность. В этом случае структурная схема N1 Vf включает большее число компонентов. Так, с позиций этого подхода схеме N1 Vf соответствует лишь предложение Грачи прилетели, а для предложения Лакеи разносили гостям на подносах коктейль и сандвичи она должна быть дополнена субстантивным компонентом объектного значения, который в соответствии с принятой символикой можно обозначить N4 obj где N4 представляет падежную форму существительного с объектным значением. Морфологические свойства этого компонента (собственно наречие или предложно-падежная форма) для структурной схемы предложения несущественны: Лакеи разносили... чай, журналы и т.д.

Два понимания структурной схемы предложения, отражающие разное представление о структурном минимуме предложения, позволяют говорить о двух типах структурных схем — минимальных и расширенных. Расширенные схемы представляют собой минимальные схемы + входящие в них конститутивные, т.е. существенные для семантической структуры предложения, компоненты. Так, минимальная схема N1Vf входит в состав расширенных схем, построенных на ее основе. Например, в схему N1VfN4obj, по которой построены предложения Я помню чудное мгновенье. Прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей.

Структурная схема понимается не как неизменная данность. Она допускает определенное варьирование, которое сопровождается некоторыми изменениями смысла предложения или экспрессивно-стилистической окраски. Ср.: Ты помолчал (объективная констатация). Помолчал бы ты (выражение желания говорящего). Помолчи! (побуждение с экспрессией неодобрения). Помолчи ты! (побуждение с экспрессией доброжелательного совета).

В процессе образования предложения происходит выбор структурной схемы и ее наполнение лексическим материалом («реализация структурной схемы»).

Основные компоненты структурных схем:

Vf спрягаемая форма глагола (лат. verbut finitum)

Vf3s спрягаемый глагол в форме 3 л. ед. ч. (лат. singularis)

Vf35l спрягаемый глагол в форме 3 л. мн. ч. (лат. pluralis)

Inf инфинитив

N существительное (лат. nomen — имя, название)

Adj прилагательное (лат. adjectivum)

Pron местоимение (лат. pronomen)

Adv наречие (лат. adverbium)

Adv0 предикативное наречие на —о

Praed предикатив (лат. praedicatum)

Part причастие (лат. participium)

Praed part причастный предикатив

inferj междометие (лат. inferjectio)

ned отрицание (негация, лат. negatio)

сор связка (лат. сорulоо)

Предикативность, подобно грамматическим категориям морфологического уровня, существует в виде частных значений. Частные модально-временные значения выражаются определенными видоизменениями формальной организации предложения.

Понятие парадигмы предложения разработано в конце 60-х г. XX в. Парадигма в широком понимании включает в себя весьма большой круг явлений, объем и группировка которых устанавлива­ется учеными по-разному.

В узком толковании парадигма предложения - это система форм предложения, подобная системе форм слова. Это система форм предложения, выражающая категорию предикативности в целом. Поскольку синтаксическое наклонение представлено 6 видами, парадигма предложения восьмичленна (3 времени в изъявительном наклонении и 5 ирреальных наклонений): Ученик пишет. -Ученик писал. - Ученик будет писать. - Ученик писал бы. -Если бы ученик писал, то. - Лишь бы ученик писал. - Пиши, ученик. - Ученик пиши.

Не у каждого предложения может быть полный набор форм. Некоторые формальные классы предложений имеют неполные парадигмы. Так, не имеют форм долженствовательного наклонения предложения типа: Быть учителем трудно. Хочется спокойно все обдумать.

Полнота или неполнота парадигмы определяется не только характером лежащей в основе предложения структурной схемы, но и тем, какими лексемами заполнены позиции компонентов схемы, и тем, есть ли в предложении компоненты, не входящие в схему. «В конкретном предложении образованию тех или иных форм может препятствовать его семантическая структура и даже та конкретная информация (содержание), которая в нем заключена. Т.о., парадигма предложения представляет собой общий тип изменения, построенного по той или иной структурной схеме, но не обязательный вид изменений любого конкретного предложения» (РГ — 80). Некоторые структурные схемы позволяют образовать предложения, которые могут иметь лишь одну форму. Например: Не шуметь! Вот наш сад.

Рекомендуемая литература

1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. - М., 1976.

2. Белошапкова В.А. Расширенные структурные схемы простого предложения // Рус. яз. за рубежом. - 1979. - № 9.

3. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. - М., 1973.-С. 124-260.

4. Золотова Г.А. О структуре простого предложения в русском языке //Вопр. языкознания. - 1967. - № 6.

5. Ломтев Т.П. Структура предложения в современном русском языке. - М., 1979.

6. Мухин A.M. Структура предложений и их модели. - Л., 1968.

7. Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. - М., 1970.

8. Шведова Н.Н. Спорные вопросы описания структуры простого предложения // Вопр. языкознания. - 1978. - № 4.

8. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. -М., 1980 (С. 72-92).

10. Юрченко B.C. Простое предложение в современном русском языке. -Саратов, 1973.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое предложение?

2. Что понимают под формой предложения?

3. Какими грамматическими признаками характеризуется предложение?

4. Как соотносятся синтаксические и морфологические наклонения?

5. Что понимают под предикативным и номинативным минимумом предложения?

6. Раскройте понятие минимальной и расширенной структурной схемы предложения?

7. Каковы компоненты минимальных структурных схем?

8. Как соотносятся минимальные структурные схемы и двусоставность-односоставность предложения?

9. Раскройте широкое и узкое понимание парадигмы предложения.

ЗАДАНИЯ

1. Выделите предложения с двухкомпонентной схемой. Символами обозначьте оба компонента.

Выхожу один я на дорогу (Лермонтов). Звенела музыка в саду таким невыразимым горем (Ахматова). Прохладно. Все окна открыты в душистый и сумрачный сад (Никитин). Закрыл я книгу. С буквою немой расстался наконец (Огарев). Эта девочка — моя соседка. Наш дом без балконов.

2. Определите и запишите минимальную и расширенную структурные схемы предложений.

Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная (Пушкин). Важнейшим элементом любого творчества является интуиция (Лифшиц). От воды пахло свежо и печально (Паустовский). День армейского офицера известен (Пушкин), Не догнать тебе бешеной тройки (Некрасов). Душно без счастья и воли. Ночь бесконечно темна (Некрасов).

3. Определите семантику компонентов, дополняющих минимальную структурную схему до расширенной: 1) субстантивный компонент с субъектным значением; 2) субстантивный компонент с объектным значением; 3) адвербиальный компонент с локальным, темпоральным, определительным, качественно-оценочным
значением.

В старинной зале накрывали длинный стол (Пушкин). Без совести и при большом уме не проживешь (Пословица). Научные труды Любищева оценивали высоко (Гранин). Народная мудрость высказывается обыкновенно афористически (Добролюбов). В дверь тихо, но требовательно постучали (Паустовский).

4. Определите парадигму предложений. Отметьте случаи, когда предложения имеют неполную парадигму. Укажите факторы, влияющие на неполноту парадигм: семантика предложения, семантика словоформ, входящих в предикативное ядро, частицы, модальное значение предложения.

В кабинете пахло кофе (Паустовский). Жизнь должна и может быть непрестанной радостью (Я.Толстой). За долгую дорогу о чем только не поговоришь (Солоухин). Счастье будущего человечества только в знании (Чехов). Без веры в человека нельзя полюбить жизнь (В.Иванов). Вернер — человек замечательный по многим причинам (Лермонтов).

5. Приведите к данным структурным схемам примеры из художественной литературы.

N1Vf3s; N1CopN5; N1; Inf так Inf; NegInf; N1CopAdj1/5; Inf-N1

6. Охарактеризуйте простые предложения по коммуникативной целеустановке и структурным признакам.

Но разве не позволено и мне скромно, по-своему, быть влюбленным в вечное, прекрасное, животворящее, доброе сердце? (Куприн). Прочтите мне «На холмах Грузии». Только сядьте сперва (Л.Толстой). Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи (Гоголь). На улице полночь. Свеча догорает. Высокие звезды видны. Ты пишешь письмо мне, моя дорогая, в пылающий адрес войны (Уткин).

Главные члены предложения, подлежащее и сказуемое, -это предикативная основа двусоставного предложения. Прежде всего в них получают выражение основные категории предложения — модальность, время, лицо. Например, Снеговые горы закрывались серым туманом - главные члены выражают модальное значение реальности действия (форма изъявительного наклонения), прошедшее время, 3-е лицо. Главные члены предложения грамматически господ ствуют над второстепенными: Я теперь свободен от любви и от плакатов (Маяковский). Второстепенные члены предложения зависят или от одного из главных и поясняют его, образуя вместе группу подлежащего и группу сказуемого (свободен от любви и от плакатов), или распространяют предикативную основу в целом (теперь я свободен).

Подлежащее и сказуемое являются соотносительными членами предложения по содержанию и по форме: подлежащее - определяемый, сказуемое - определяющий член предложения.

В русском языке подлежащее определяется как абсолютно независимый главный член двусоставного предложения. Как структурно-семантический компонент предложения типичное подлежащее имеет следующие дифференциальные признаки:

1) входит в структурную схему предложения (является главным членом предложения);

2) выражается существительным, местоимением в форме им. п.;

3) является структурно независимым словом;

4) занимает позицию перед сказуемым;

5) обозначает предмет мысли (субъект мысли);

6) имеет категориальное значение деятеля и носителя признака;

7) обозначает «данное» (тему).

Эти свойства и составляют совокупность дифференциальных признаков понятия подлежащего.

Категориальная семантика подлежащего включает следующие основные значения:

1) значение активного деятеля (лица или предмета): Незримо по лесам поет и бродит осень (Бунин);

2) значение носителя признака (лица или предмета): Безграничны сокровища русского языка (Луговской);

3) значение лица или предмета, находящегося в каком-либо состоянии: Заводь спит (Бальмонт);

4) значение лица или предмета, бытие, отсутствие/наличие которого раскрывается в сказуемом: Жили на свете роза и жаба (Гаршин);

5) значение лица или предмета, находящегося в определенных отношениях с другими лицами или предметами: Я помню чудное мгновенье (Пушкин).

Значение деятеля подлежащее обычно имеет в предложении с глагольным сказуемым, а значение носителя признака - в предложениях с именным сказуемым.

Номинативное (именное) подлежащее является основным видом подлежащего, наиболее употребительным. Эталоном подлежащего является имя существительное в форме Им. п. (предметное значение и независимая форма): Октябрь уже наступил.

Подлежащее может быть выражено личными, вопросительными, относительными, отрицательными и неопределенными местоимениями. Мечтанью вечному в тиши так предаемся мы, поэты (Пушкин).

Имена прилагательные, причастия, количественные имена числительные в позиции подлежащего субстантивируются и называют предмет по признаку или представляют признак как определенный - как производитель или носитель признака: Все прошлое мне только снилось (Брюсов).

В роли подлежащего могут также выступать неизменяемые слова - наречия, междометия, при этом они получают предметное значение и могут иметь при себе определения: Настало и роковое «послезавтра» (Мамин-Сибиряк).

Инфинитивное подлежащее не имеет предметного значения. Оно не может обозначать деятеля: Создавать счастье - это высокий труд (Паустовский).

Подлежащее может быть выражено цельным словосочетанием, а также сочинительным сочетанием. В функции подлежащего могут выступать:

- словосочетания с количественным значением, зависимый компонент — имя существительное в форме Род. над. (или субстантивированное слово), главный компонент со значением числа, меры, совокупности, объема: Десятки мальчишек плавали около лодки (Паустовский);

- словосочетания со значением избирательности, выражаемым формой Род. над. мн. ч. зависимого имени существительного с предлогом из; главный компонент (местоимение или имя числительное) вносит в значение подл ежащего-слово сочетания оттенки количества, обобщения, неопределенности: Каждый из них по-своему убивал время (Шолохов);

- словосочетания со значением неопределенности, выражаемым главным компонентом - неопределенным местоимением; зависимым компонентом является условно согласуемое прилагательное, причастие, порядковое числительное или местоимение-прилагательное: Что-то такое ничтожное завязано в платке (Паустовский);

- -семантически неделимые метафорические словосочетания со сравнительно-оценочным значением главного имени существительного: Волны запаха сгущались над городком (Паустовский).

Сказуемое, характеризуя подлежащее, выражает два вида значений:

1) конкретное, лексическое, основное значение признака подлежащего (действие субъекта, его признак, состояние, родовое его понятие и т.д.);

2) грамматическое — отнесенность конкретизируемого предмета к действительности: как реальный или нереальный факт, отнесенный к определенному-неопределенному временному плану.

Предикативный признак (категориальное значение сказуемого) включает следующие основные значения, соответствующие основным значениям подлежащего:

1) действия активного деятеля: Кирила Петрович громко засмеялся, а гости вослед за ним захохотали (Пушкин);

2) собственно признак, свойство лица или предмета: Совсем недавно листья были бесшумны, легки и летучи (Никитин);

3) состояние лица или предмета, который может быть и не назван подлежащим: Спит земля в сиянье голубом (Лермонтов);

4) отсутствие/наличие, бытие/существование лица или предмета: Стоял ноябрь уж у двора (Пушкин);

5) реляционные отношения между лицами и предметами: Правда светлее солнца.

В зависимости от способа выражения модально-временных значений сказуемое делится на простое, составное и сложное. В структурной классификации на первый план выступает количественный состав сказуемого, характер составляющих его словоформ.

В семантической классификации сказуемое делится на глагольное и именное. Глагольное сказуемое обозначает действие и состояние, именное - признак (свойство и т.д.). Учет обоих принципов, подходов можно представить в схеме:

Простое глагольное сказуемое предполагает совмещение основного и грамматического значения в одном компоненте. Средства его реализации:

1) спрягаемая форма глагола: Я знаю Россию по песням (Прокофьев);

2) инфинитив: А царица — хохотать (Пушкин);

3) спрягаемый глагол с частицами: Пусть сильнее грянет буря! (Горький);

4) форма глагола быть не в связочном значении: У каждого есть или будет немало заветных дорог (Лебедев-Кумач);

5) сказуемое в форме будущего сложного времени является простым: Буду ждать в погоду, в непогоду.

Простое глагольное сказуемое может быть выражено междометными глаголами: толк, стук, трах, хвать, шмыг: Мы сюда всем отрядом шасть (Фадеев); фразеологизмами: Какой-то древний царь впал в страшное сомнение (Крылов); сочетанием 2-х спрягаемых или императивных глаголов, один из которых утратил лексическое значение: Пойду погулять. И новые друзья ну обниматься, ну целоваться.

Простые глагольные сказуемые, выраженные инфинитивом, междометными глаголами, называются несогласованными: Люди - пахать, а мы - руками махать. Ну, родня и дверями хлоп. Эти формы употребляются преимущественно в значении изъявительного наклонения.

Простые глагольные сказуемые, выраженные спрягаемыми формами глаголов в сочетании с частицами, сочетаниями 2-х спрягаемых глаголов, повторяющимися глаголами, определяются как простые осложненные сказуемые: Ветер так и рвал, бросаясь из стороны в сторону, как сумасшедший (Мамин-Сибиряк). Сапожник бился, бился и наконец за ум хватился (Кр.).

Составное глагольное сказуемое представляет собой сочетание инфинитива полнозначного глагола и вспомогательного глагола. Вспомогательный компонент выражает два вида значений: во-первых, наклонение, время, лицо как слагаемые предикативности; во-вторых, оценку способа действия или отношение к действию, обозначенному основным компонентом — инфинитивом. Лексическое значение вспомогательного глагола в составе сказуемого грам-матизируется, т.е. приобретает отвлеченный, оценочный характер. Различают вспомогательные компоненты:

а) фазисные: начать, продолжать, заканчивать, завершить и т.п.;

б) модальные: хотеть, мочь, стремиться, желать и т.д.;

в) эмоциональной окраски действия: любить, бояться, опасаться и т.д.

Функция вспомогательного глагола — выражение грамматического значения и оформление грамматической связи между подлежащим и сказуемым. Т.е. эта функция равна функции служебной морфемы (флексии спрягаемого глагола), но вспомогательный гла­гол вносит свое значение: Перед грозой рыба переставала клевать (Паустовский).

В отличие от фазисного модальное значение выражается не только глаголами, но и глагольными фразеологизмами, описательными оборотами и аналитическими конструкциями. Люди не в состоянии были сделать ни шагу дальше (Симонов). (Ср.: не в состоянии были... - не могли сделать).

Наряду с модальными глаголами в роли первого компонента составного глагольного сказуемого могут употребляться предикативные прилагательные (особые краткие прилагательные, употребляющиеся в роли сказуемого со значением внутреннего состоя­ния, склонности, способности к чему-либо и т.д.) рад, должен, готов, склонен, способен, властен, волен, горазд и т.д.: Готов он верить (Грибоедов). В одиночестве способен жить не всякий (Крылов).

В роли модальных компонентов могут выступать имена существительные мастер, охотник и т.д. Я не мастер рассказывать (Тургенев).

Составное именное сказуемое строится по схеме: связка + присвязочный компонент именного типа. Вследствие категориальных особенностей именной компонент является носителем только основного лексического значения, грамматическое же значение и связь с подлежащим оформляет связка. В зависимости от полноты лексического значения связки бывают:

1) отвлеченные: быть (лексически опустошенная);

2) полу отвлеченные: казаться, становиться, делаться, являться, выглядеть, смыть и т.д. (лексически ослабленные);

3) знаменательные: идти, сидеть, вернуться, проснуться и т.д. (имеющие полное лексическое значение, но окказионально употребленные в функции связки. Ср.: Он герой. Он казался героем. Он вернулся героем).

Присвязочный компонент может быть выражен любой частью речи, не способной в силу своей морфологической природы самостоятельно выразить предикативное значение, между подлежащим и присвязочным компонентом устанавливается отношение тождество. Улица моя, дома мои. Он мне сродни. Вода становилась холоднее. Парус старый, с заплатами. Грусть — это, когда пресной бывает вода. Ваше объяснение — тьфу и расте реть! Дважды два - четыре. Мы тоже не лыком шиты.

В роли именной части составного именного сказуемого употребляются:

1) имена существительные в Им., Тв., Р. пад., в косвенных падежах с предлогами: Все было как во сне (Горький). Была без радостей любовь, разлука будет без печали (Лермонтов);

2) имена прилагательные в Им. или Тв. пад., краткой форме, форме сравнительной/превосходной степени: Ветер был встречный (Л.Толстой). А счастье было так возможно, так близко! (Пушкин);

3) имена числительные/количественно-именные сочетания: Их изба была третья с краю. (Чехов). Он был, казалось, лет шести (Лермонтов);

4) местоимения: Лиза в несколько дней стала не та, какою он ее знал (Тургенев);

5) наречия: Как некстати было это воспоминание! (Чехов);

6) причастия: Червонец был запачкан и в пыли (Крылов);

7) междометие: Она теперь ай-ай-ай (Лермонтов);

8) фразеологические сочетания: В тот день она была не в духе (Горький). Он был мастер на все руки (Куприн).

Сложное или трехчленное сказуемое представляет собой осложненное простое или (чаще) составное сказуемое. Ребенок должен быть ребенком (Сухомлинский). Я тоже хочу быть вашим другом (Куприн). Ты стараешься быть порядочным для себя (Тендряков). В наши дни нельзя быть энциклопедистом (Брюсов). Шубин хотел начать работать, но глина крошилась. Ты не имеешь права продолжать настаивать на своих взглядах (Вересаев).

Вспомогательный компонент (глагол) имеет показатели 2-х и более частных значений - модальных и фазисных, а его структура дублирует структуру составного глагольного сказуемого.

Рекомендуемая литература

1. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. - М., 1988.

2. Вербин А.А. О категории подлежащего // Вопросы грамматики русского языка.-Л., 1971.

3. Кротевич Е.В. Члены предложения в современном русском языке. - Львов, 1954.

4. Лекант П.А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. -М., 1976.

5. Никитин В.М. Вопросы теории членов предложения. - Рязань, 1969.

6. Попов А.С. Подлежащее и сказуемое в структуре простого предложения современного русского языка. - Пермь, 1974.

7. Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. - М., 1970.

8. Сергеева К.А. О некоторых приемах разграничения предложений со словом быть в роли связки и в роли сказуемого // Рус. яз. в шк. - 1975. - № 2.

9. Чернов В.И. Именные предикативные конструкции в современном русском языке. - М., 1985.

10. Юрченко B.C. Типы сказуемого // Рус. яз. в шк. - 1973. - № 4.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как определяется в лингвистической литературе подлежащее? Каковы его признаки?

2. Назовите основные значения категориальной семантики подлежащего?

3. Может ли функцию подлежащего выполнять самостоятельное предложение?

4. Какие неизменяемые слова и формы и при каких условиях могут употребляться в функции подлежащего?

5. Какие словосочетания могут выполнять функцию подлежащего?

6. Что составляет лексическое и грамматическое значение сказуемого?

7. Как определяется различие между простым и составным сказуемым?

8. Каковы способы выражения простого несогласованного и простого осложненного сказуемого?

9. Из каких компонентов состоит составное именное сказуемое и какова их роль в выражении лексического и грамматического значений сказуемого?

 

10. Каковы типы связок в составном именном сказуемом?

11. Какие семантические группы глаголов используются в составном глагольном сказуемом в качестве вспомогательного сказуемого?

12. Что выражает инфинитив в составном глагольном сказуемом?

13. Каковы способы выражения именной части (присвязочного компонента) в составном именном сказуемом?

14. Какое сказуемое называется трехчленным, или сложным?

15. Чем определяются особенности координации подлежащего и сказуемого в современном русском языке?

ЗАДАНИЯ

1. Выделите подлежащие, определите способы их выражения.

Слово является основным материалом литературы (Горький). Семеро одного не ждут (Поел.). Свой своему поневоле брат (Поел.). Протяжное «Ой!» вырвалось из груди женщины... (Н.Островский). Происшедшее еще более сдружило семьи уехавших (Н.Островский). Бы - мечтает, Ли — сомневается, Же — утверждает (Ф.Кривин). Новое в жизни требует и новых названий (Сергеев-Ценский).

2. Определите, в каких предложениях подчеркнутое имя существительное является подлежащим.

Ничто человек так глубоко не прячет, как мечту (Паустовский). Второе зренье нам дает разлука (Татъяничева). Жизнь — нескончаемый экзамен (Дудинцев). Стихи, как птицы певчие, бессмертны (С.Смирнов). Вся жизнь есть мысль и труд (Гончаров). Был обыкновенный зимний день (Черкасов). Пси­хологический курьез - моя мать (Чехов). Клеймо позорит плечи, за голенищем — нож: (Цветаева).

3. Определите, в каких предложениях подлежащее представлено существительным в форме именительного падежа, а в каких словосочетанием? Что выражает существительное в форме именительного падежа в словосочетаниях?

Утром наплывали вереницы плотных белых облаков (Паустовский). Рядом с пароходом бежала стая дельфинов (Куприн). Вдали сверкали оранжевые паруса шлюпок (Вересаев). Компания охотников ночевала в мужицкой избе на свежем сене (Чехов). Хлопья снега лежали на крышах, как мохнатые цветы (Паустовский). На собрание пришла только половина гремя-чинцев (Шолохов).

4. Охарактеризуйте особенности неделимых сочетаний слов, выступающих в функции подлежащего. Укажите причины их синтаксической неделимости.

Серп месяца стал ярче и светил теперь сквозь ивы (Вересаев). Но приходил еще кто-то темный и неразличимый (Вересаев). Галерея портретов Кипренского разнообразна (Паустовский). Стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются встороны (Паустовский). Немалая площадь земли была спасена от размыва (Шолохов). Конец августа и начало сентября -самое интересное время в тайге (Арсеньев).

5. Установите, что представляет собой подлежащее, выраженное инфинитивом: слово, устойчивое сочетание слов, аналитическое сочетание инфинитива связочного глагола с именем.

Говорить речи и поучения собственным детям - задача невероятно трудная (Макаренко). Как это важно и хорошо -быть учителем (Газ.). Ехать верхом в это время — настоящее наслаждение (Мамин-Сибиряк). Ленивому добрым быть — самое простое (Горький). Быть нелюбимой и несчастной — как это интересно! (Чехов). Спросить дорогу для Андроныча было обидой (Мамин-Сибиряк).

6. Выделите простые глагольные осложненные и неосложненные сказуемые. Отметьте несогласованные (некоординированные) сказуемые. Укажите способ их выражения.

Тоскуют брошенные пашни, и вянет, вянет лебеда (Есенин). Люди пахать, а мы руками махать (Поел.). Вот уже Москва осталась позади (Тургенев). Сапожник бился, бился и наконец за ум схватился (Крылов). В эту-то Дуняшу и влюбись Аким! (Тургенев). Ну, родня и дверями хлоп (Бажов). Тут отец с матерью возьми и погордись маленько (Бажов). Сама дрожмя дрожит старуха (Лесков). Первое время эти сорок восемь дверей приводили меня в отчаяние (Паустовский). Тут я кричать, а вода в рот льется (Шолохов).

7. Найдите простое глагольное сказуемое в предложениях из газет. Охарактеризуйте его специфические признаки (двучленность).

Идея не нова, давно я с ней дружбу вожу. Это предложение все-таки не нашло поддержки. Почин соседей получил одобрение на нашем заводе. Прежде всего хлеборобы вели речь о подкормке озимых. Специалисты сделали подсчет расходов на этот проект. В уборке урожая огромную помощь деревне оказал город.

8. Выделите составные глагольные сказуемые. Какие модальные глаголы обозначают в них: возможность, желательность, намерение, готовность, обычность, эмоциональную оценку действия?

Рассудок пытался возмутиться - и не возмущался (А.Толстой). Андерсен любил придумывать свои сказки в лесах (Паустовский). Так с детства Кипренский привык мечтать (Паустовский). Другой раз я задумал отличиться в пении (Нагибин). Лещи трепыхаются, норовя выпрыгнуть из корзины (Песков).

Человек не может только чувствовать или только мыслить. Он всегда чувствует, если мыслит, всегда мыслит, если чувствует (Федин).

9. Выделите составные глагольные сказуемые и проанализируйте значение вспомогательного компонента. В каких случаях он имеет модальное, а в каких — фазисное значение?

Горы уже не в силах заслонить солнце (Федосеев). Перед грозой рыба переставала клевать (Паустовский). Собаки в любую минуту были готовы извиниться и повилять пушистым хвостом (Паустовский). Он очень спешил и был окончательно не в состоянии скрывать это (Симонов). Раза два принимался накрапывать дождь (Арсеньев). Я не имею намерения вредить вам (Пушкин).

10. Выделите составные именные сказуемые; определите смысловые оттенки, выражаемые связкой. Укажите тип связки.

Тайга лежала окутанная туманом (Марков). Стол красуется накрытый. День не просто выходной (Твардовский). Однажды выдался отличнейший для охоты вечер (Нагибин). В этих историях Андерсен представлял себя неизменно краси­вым, юным, оживленным (Паустовский). Морской залив во льду (Паустовский). Человек он сложной судьбы, характера непростого (Трифонов).

11. Сравните употребление полной и краткой форм прилагательного в составе сказуемого. Установите смысловые и грамматические отличия этих форм. Выясните, в каких текстах допускаются синонимические замены форм, в каких - нет и почему.

Молод еще над стариками смеяться (Солоухин). Народ молодой, а опыт у вас знаете какой? (Фадеев). Наверняка его долгая охотничья жизнь и без прикрас богата необычайными приключениями (Тендряков). Вот, смотри: ее отец — богатый, торгует железом, имеет несколько домов (Горький). Ты слишком мягок, мой друг, вот отчего тебе так трудно! (Горький). Несчастные эгоистичны, злы, несправедливы, жестоки и менее, чем глупцы, способны понимать друг друга (Чехов).

12. Разделите данные конструкции на две группы: а) предложения, где глагол выступает в качестве связки, б) является простым глагольным сказуемым.

А вот сам этот человек считался неудачником (Ласкин). Военачальники считаются только с реальной обстановкой (Бондарев). Впереди показался сосновый парк (В.Липатов). Заплаканное лицо ее показалось Никитину в тот миг больным (Бондарев). Голос его был ясный и выразительный (А.Толстой). За пыльной дорогой была все та же степь (А.Толстой).

13. Выделите главные члены предложения и определите их структуру и морфологическое выражение. В каких случаях грамматическое подчинение сказуемого подлежащему проявляется в уподоблении форм (числа, рода), а в каких не имеет формального выражения?

Все-таки это приятно — глупости говорить (Горький). Человек на любом месте должен оставаться человеком (Гранин). Закисшая лиственница - любимое кушанье глухаря (Мамин-Сибиряк). А взгляды его - как лучи (Ахматова). Хорошее животное лошадь (Панова). Напомнить в наши дни о старинной, милой красоте - это заслуга (Горький).

14. Определите тип сложного, трехчленного сказуемого.
Речи должны быть кратки (Фурманов). Дело обещает быть чрезвычайно интересным (Федин). Каждый из них, томясь в безделье на кухне, не мог никак решиться вернуться в комнату... (Семенов). Она несколько раз хотела начать говорить (Л.Толстой). Володя готов был хоть сейчас начать ловить (Казаков). Шаг его начинал становиться ленивее (Гоголь).

15. Выделите в двусоставных предложениях подлежащее и сказуемое. Определите тип сказуемого.

Двадцатый век - век бурного развития средств массовой информации. Одно время казалось, что радио, телевидение, кино вытеснят из жизни современного человека книги и чтение. Но этого не произошло, а значение чтения с каждым годом все возрастает. Чтение остается основным видом познавательной деятельности, основным источником информации. Постоянно растет количество выпускаемой во всем мире литературы по всем отраслям знания. В этих условиях все более значительной становится роль библиотек в жизни общества. Библиотека — это хранилище вековой мудрости человека, центр культуры. В крупнейших из них собраны древние рукописи и автографы великих писателей и ученых, книги, которые по художественному оформлению сами по себе являются произведениями искусства (Русский язык за рубежом).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.192 сек.