КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интегративная модель досуга Джона Келли
Американский ученый Джон Келли, обобщая эти концепции, выделяет два теоретических направления в созданной им интегративной модели: - Социальная модель досуга, определяемая социальной детерминацией, изучает формы участия в нем различных социальных групп. Она анализирует совокупности объединенных досуговой деятельностью людей (статистических групп) и их поведенческие характеристики. - Экзистенциальная модель учитывает при исследовании различные социальные факторы, их влияние на стили жизни, их разнообразие, ценностные ориентации индивидов. Оба эти направления объединяет взаимосвязь досуга с культурными и институциональными факторами в социальной среде. При этом основным вопросом исследования становится следующий: способствует ли досуг развитию социальных связей или совершенствованию личности? При этом Келли подчеркивает необходимость комплексного многоуровневого, теоретического подхода и отражает его в спирали теории досуга. Досуг характеризует самосознание индивида и социальные условия всю окружающую среду. «Это свобода не от других, а для других) (Дж.Келли). И в этой среде досуг выступает как творчество. Модель вобрала и интерпретировала все сущностные черты досуга в восьми уровнях спирали, которая отражает деятельность и развитие субъектов на каждой ступени, а также реализацию функций. Ее начальной ступенью является: 1. Досуг как непосредственный опыт (Дж.Келли, Дж.Нейлингер). Основными параметрами этой характеристики являются свобода и внутренняя удовлетворенность. Исследователи подчеркивают, что ощущение свободы выбора играет здесь главную роль и предлагают многомерную шкалу для его измерения в 6 последующих переменных: - психологическая: ощущение свободы, радости, участия; - образовательная: потребность в знании и интеллектуальной деятельности; - социальная: взаимодействие с другими людьми и идентификация как результат; - релаксационная: освобождение от напряжения и стресса; - физиологическая: здоровье, самочувствие, контроль веса; - эстетическая: ответная реакция на красоту окружающего мира. Дж.Нейлингер выделяет только три характеристики такого опыта (это скорее состояние ума, чем деятельность или время): - свобода; - внутренняя мотивация; - конечная цель. Последующими ступенями будут: 2. Досуг как существование: экзистенциальная модель (Де Гразия, А.Пак, Б.Рассел): досуг - не совокупность мотивов, удовлетворений, ориентации. Досуг это действие в окружающем мире возможностей: - ощущение свободы решения, принимаемого по поводу действия в окружающем мире возможностей; - анализ этого действия требует знания определенных факторов окружающего мира (на основе практического опыта и научного знания); - действие всегда является продуктом изменяющегося мира и отражает поведенческие ожидания индивида. Досуг - это опыт с разнообразными компонентами, это решение, действие, процесс, состояние и результат со своей историей, эмоциями, интерпретацией и развитием. 3. Досуг как развитие (Д.Дюмазадье, Д.Шивере, Ю.Красильников, Т.Киселева, А.Орлов, В.Свинников). Досуговая деятельность рассматривается в качестве всего пространства социальной жизни человека. Досуговая социализация, с одной стороны, есть приобретенный опыт и познание, с другой - совершенствование этого опыта и знаний. 4. Теория социальной идентичности (Т.Веблен, Д.Дюмазадье, Э.Росс, П.Бурдье). Рассматривает не столько досуговое поведение, сколько содержание досуга, создает концепцию «стиля» досуга (ЧТО Делают люди и КАК) в контексте социальной сферы с учетом своего статуса, своей идентичности и ролей. Досуг социален по формам обучения, содержанию и последствиям. 5. Теория взаимодействия (М.Каштан, М.Сюрбер). Досуг не одномоментное действие, а процесс во времени, пространстве и социальной среде. Его измерения включают сопоставление досуговой деятельности с разными культурными ценностями и символами конкретной культуры, определяющими смысл социального взаимодействия. 6. Институциональная теория (Г. Беккер, А. Босков, Г. Батищев, А. Орлов) уделяет внимание взаимосвязи индивида и социальных институтов. Досуг рассматривается как социальный институт, детерминированный первичными социальными институтами (работа, семья). С. Паркер утверждает, что досуг является производной труда, и именно экономические отношения определяют формы и содержание досуга. Но его экономоцентрическое содержание имеет другой аспект, чем в марксизме. Дж. Келли уточняет: «изменения на работе изменяют бюджет времени и денежные ресурсы, оказывая влияние на семью. Изменение в семье оказывают влияние на досуг. И обратно - проведение досуга существенно влияет на семью и работу». 7. Политическая теория (Т.Веблен, П.Бурдье). Основывается на макротеории социальной стратификации М. Вебера: социальные страты имеют свой социальный статус и «стиль жизни», определяющийся наличием власти и определенного экономического положения. 8. Гуманистическая теория рассматривает досуговую реальность как внешнюю форму проявления творческого начала. В каждый уровень теоретической модели заложены два диалектических подхода, предполагающих развитие и совершенствование индивида.5 Исходным основанием спирали является непосредственный опыт участия в досуговой деятельности, а каждый виток спирали обусловлен возрастающим интересом индивида. Теоретические уровни представляют собой последующие ступени совершенствования в избранной форме досуга. Таким образом, досуг можно определить как реализацию в поведенческой сфере социокультурного потенциала личности. Спираль Келли не только отражает совокупность существующих концепций, но и характеризует этапы развития личности, учитывает все противоречия на этом пути и, кроме того, способна осуществить типологизацию субъектов досуговой деятельности и служить критерием её оценки. Академик Н.М. Амосов, хирург, философ и социолог, в модель воспитательных и досуговых потребностей вводит общение, самоутверждение, лидерство. Но указывает и на полярные - подчинение авторитету сильного или группе. «Ещё есть сопереживание и подражание, любознательность... Есть потребность в игре у детёнышей и у взрослых - это имитация настоящих действий, вызывающих те же чувства». Развитие личности в процессе культурно-досуговой деятельности совершается через ряд противоречий между должным и сущим: - человеческими ценностями и реальным их освоением; - нравственным идеалом и собственной жизненной ориентацией. В сфере свободного времени процесс протекает на разной социально-предметной основе: эстетической, спортивной, политической и, как правило, в кругу людей со схожими интересами, потребностями, взглядами, не связанными с общественными обязанностями и на добровольной основе, и строятся на избирательном, эмоционально насыщенном, доверительном общении. Иначе определяет досуг и рекреацию Дж. Шивере (знака равенства избегает), считая необходимым в исследованиях учитывать: - когда происходит рекреация (досуг); - почему (следует определять мотивацию); - как (соблюдено ли условие добровольности); - каким образом (формы активной деятельности); - в каком контексте (рассматривая этические спектры деятельности, учёный считает, что следует определять характер и степень добродетели). Следует признать важность и необходимость учета этих условий в качестве показателей при определении эффекта и эффективности рекреационно-досуговой деятельности.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |