КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. В индустриально развитых странах у людей сегодня больше, чем когда-либо, остается времени после работы
План лекции
В индустриально развитых странах у людей сегодня больше, чем когда-либо, остается времени после работы, что отмечается исследователями досуга во многих странах. Между тем характер проведения свободного времени и система организации досуга в различных странах отличаются друг от друга. Несомненно, что изучение различных концепций представляет неоспоримый исследовательский и практический интерес. Попытаемся определить основополагающие аспекты организации досуга в рамках англо-американской концепции.
Понятие «досуг» нередко используется как антипод понятия «работа», «трудовая деятельность». Этимологически слово «досуг», на английском liсеrе, означает позволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское 1оisir (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре. Здесь приведены следующие значения: 1) свобода делать нечто специфическое или подразумеваемое; 2) возможности, открывающиеся вне сферы профессиональной деятельности; 3) возможность распоряжаться временем по своему усмотрению; 4) дискуссия, общение. /Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2) - С.288./ Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь. /Дробинская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983. - С.7-8./ Конкретные исторические условия придают особую специфику в понимание досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для древних греков - другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения - третье, для нынешних россиян - четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть времени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые свободно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели. Греки считали работу (скульптора или художника) функцией досуга, поскольку творчески работать мог только свободный гражданин, но не раб, а современная цивилизация понимает досуг как отсутствие работы. Это свидетельствует о диаметральности расстановки культурных акцентов двумя цивилизациями. В Афинах досуг был первичен, а труд - вторичен. Достаточно глубоко проблему досуга рассмотрел Аристотель «Вся человеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятие и досуг, а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того прекрасное. Досуг неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства, и т.п. Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми, упражнениями, забавами, вызывающими ощущение приятности и удовлетворения, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей - в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии». /Аристотель. Никомахова этика. Политика / Аристотель. Соч. В 4тт. Т.4. - М., 1981. -С.163-164. / Отсутствие досуга Аристотель связывал с свободой. Он рассматривал вопросы досуга, касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низших слоев общества - землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности. Римляне отошли от идеальных представлений о досуге, свойственных грекам. В латинском языке досуг описывается через понятие «оtium», а бизнес - через понятие «negotium». Римляне еще больше закрепили свойственное грекам негативное представление за трудом, а позитивное - за досугом. Однако на первое место у римлян, отличавшихся экономичностью, чистотой быта, усердием в работе, прилежанием, был поставлен труд, а не досуг. Досуг стал рассматриваться как время, свободное от работы. Средневековые христиане, продолжая римскую традицию, еще более сузили понятие досуга. С одной стороны, они подчеркивали божественный характер созерцания, с другой стороны - придавали вторичное значение досугу, а первичное труду. Св. Бенедикт провозгласил, что праздность - враг духа. Монахи и миссионеры, в поте лица, осваивавшие новые земли, создававшие монастырское хозяйство, пахавшие землю наравне с крестьянами, считали труд добродетелью, а лень - грехом. Таким образом, средневековые христиане, вслед за римлянами сделали второй шаг в сторону от древнегреческого понимания досуга. /Кэндо Т. Цит.Соч. - С. 289./ Противоречие «работа - досуг», заложенное Аристотелем, было продолжено марксистским признанием приоритета материального продукта и производства над другими видами и результатами труда, а затем было фетишизировано и часто неосознанно воспринято социологами и культурологами других школ. Определяющая роль труда как антропогенетического фактора бесспорна, но и сам труд как деятельность взаимосвязан с такими факторами социализации, как культура, религия, образование и демократия. Не меньшую роль в жизни общества играют знания как результат духовной деятельности; мораль как инструмент нравственной самоорганизации индивида и общества; услуги как результат специфического вида деятельности. Какие бы виды деятельности мы не выделяли - трудовую, высшую нервную, творческую, образовательную, потребительскую или досугово-рекреационную - классификация не поддается ранжированию и носит условный характер. Все сферы жизнедеятельности человека равнозначны. Усилия по созданию и совершенствованию науки, искусства, танца, пения, поэзии, театра, прикладного творчества, искусства-общения, присущие «праздному классу» Т. Вебленом за труд не признавались, не признавалось и право на досуг. Современные ученые считают, что труд не может служить признаком, отличающим рабочее время от свободного ни в историческом прошлом, ни в настоящем. Предметы домашнего обихода зачастую носили художественно-прикладной характер, а песни, игры на посиделках и в обрядах составили основу фольклора. Искусство танца, музицирования на светских раутах и балах приближалось к профессиональному уровню. А в настоящее время, когда возрастает число свободных профессий, рабочее и свободное время практически сливаются. Кроме того, многие формы культурно-досуговой деятельности и хобби неотъемлемы от творческого труда. Поэтому признание приоритета материального продукта над другими видами результатов труда носит исторически преходящую форму оценки. Разделение труда в классовом обществе отделило воспитание, образование и досуг от сферы труда. Это позволило развиваться науке, технике, искусству, классические образцы которого стали общечеловеческим достоянием. Долгое время как зарубежные, так и отечественные специалисты тесно связывали и чуть ли не отождествляли свободное время с досугом. До сих пор среди исследователей не выработана единая концепция и содержательные границы социального и свободного времени общества и личности. 3. Определение понятий «досуг», «свободное время», «рекреация». Условно исследовательские подходы можно разделить на три группы. Представители первой (в основном, экономисты) рассматривают свободное время как часть нерабочего времени, связанного преимущественно с расширенным воспроизводством рабочей силы в эпоху НТР, поэтому в определениях они исходили из потребностей производства и роли свободного времени в повышении культурно-технического уровня. А он является важнейшим фактором повышения производительности труда. Вторая группа (этнографы, психологи и педагоги) акцентируют внимание на всестороннем развитии человека. А свободное время сводят к нерабочему и предназначают его для отдыха и физического развития трудящихся: - этнография учитывает свободное время при рассмотрении характеристики людей и традиций; - психология изучает субъективное отношение людей к свободному времени; - педагогика связывает с ним вопросы воспитания. Таким образом, содержательные характеристики отражают экономические, специальные, физические и социально-психологические характеристики. Третью группу представляют философы. Гегель характеризовал естественно-возрастной процесс и последовательность его состояний с предпочитаемыми формами досуга. Интерпретация гегелевской концепции А.Шопенгауэром оказалась пессимистическим признанием власти возраста над духовным состоянием и деятельностью человека. В диалектической концепции К. Маркса свободное время предстает как сфера свободной деятельности, «не определяемой подобно труду под давлением той внешней цели... осуществление которой является естественной необходимостью или социальной обязанностью». К признакам рабочего времени Маркс относил также технологическую и юридическую их регламентацию. Маркс определил досуг как «последовательный процесс восстановления человеческих сил и их развитие», а свободное время как время, «представляющее собой досуг, так и время для более возвышенной деятельности...». Как видно из этимологии, ни в обыденном употреблении, ни в науке нет единого определения понятия «досуг». Стенли Паркер считает, что трудно найти объективный подход к понятию и все определения досуга делит на три группы: к первой он относит все время за исключением затрат на сон, работу, еду и физиологические потребности; вторая рассматривает досуг как деятельность на основе свободного выбора; третья объединяет две первые и формулирует досуг как деятельность на основе свободного выбора. Многие, в том числе российские, социологи разграничивают досуг свободное время. Так, Де-Гразия отмечает, что досуг полностью не реализуется, а остается идеалом. Дюмазадье считает, что досуг - это определенные занятия, которые индивид осуществляет по своей воле - отдых, развлечение, совершенствование знаний, повышение своей квалификации, участие в общее венной жизни - после того, как он выполнит свои профессиональные общественные обязанности. А. Маркузе, напротив, идеалом считает свободное время, а досуг, по его мнению, не свободен, поскольку он администрируется бизнесом и политикой. /Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика досуга. - М., 2005. - с. 63./ Свободное время и досуг выступают формой жизнедеятельности конкретного социального субъекта: общества, социальной группы, личности. Сущность, структура и функции досуга имеют сквозной характер, т.е. присущи всем социальным субъектам. Различие выражается в опережении или отставании характеристик свободного времени субъекта от потребностей общества. Оно может быть сдвинутым от более «возвышенной деятельности» и связанной с ней функцией развития в сторону потребительского отношения и развлекательности. Из этих определений вытекают два методологических принципа: I. В основе понятийного смысла термина «досуг» лежит понятие «свободного времени» как пространства досуга. II. Введение уровней досуга - от развлечения до игры «творческих сил». Обычно используют понятие «отдых», «досуг», «рекреация» как синонимы. Имеет смысл уточнить область их применение и смысловые границы. Отдых - вполне самостоятельная сфера человеческого бытия. Дельная доля отдыха - самая объемная в бюджете времени человека. В обыденном смысле понятие «отдых» применяется в двух значениях: как состояние покоя (процесс отдыха) и как свободное от работы время, необходимое для восстановления сил. «Отдых» - характеристика социально-биологического бытия и поэтому целесообразно отнести его к категории рекреации. Во многих концепциях зарубежных ученых понятия «свободного времени», «досуга» и «рекреации» практически сливаются. Наше обыденное понятие «отдых» не всегда понимается как рекреация. Рекреация - это специфический вид биологической социальной и физической активности, сопровождающийся переживанием рекреационного эффекта. Рекреация как феномен представляет разные предметные сферы: отдых, досуг, свободное время, игра. Атрибутами рекреации являются время и деятельность (проявление социальной активности по отношению к окружающему миру и к самому себе). Рекреацию рассматривают и как досуг, выделяя основным признаком свободу выбора видов деятельности, в том числе и труд. В ее основе лежит мотивация поддержания жизни, сопровождающаяся удовольствием и радостью, отсутствием дискомфорта, возможностью использовать свой потенциал и реализовать способности. «Рекреация» (лат. - восстановление) было введено в обиход и медицинскую и научную литературу римлянами. Рекреация - «отдых от службы, учения, праздники, каникулы»/ Толковый словарь живого великорусского языка. В.И. Даль/ Под функциями рекреационно-досуговой деятельности понимается; ролевой комплекс, через который проявляется рекреационная активность. Функции рекреационно-досуговой деятельности проявляются в энергетической, биологической и социальной сферах, они тесно переплетены и взаимосвязаны. Побудительными факторами рекреации являются биологический и социальный. Этим объясняется высокая корреляция между качеством отдыха, здоровьем человека и его активностью в труде и рекреации. А.С. Орлов подчеркивает, что социальная рекреация обладает возможностью компенсировать человеку недоданные ему природой или недоразвитые способности человека, некоторые биологические задатки посредством выработанной человеческой культуры». Спектр функциональных возможностей рекреации широк и реализуется не только через сферу культуры, но и природы. Рекреация может быть достигнута в ходе досуговой деятельности, но она гораздо шире и происходит независимо от времени и от работы. Рекреация - это самопроизвольная и доставляющая радость деятельность; способ обогащения времени на работе, досуговой деятельности, а в условиях стресса принимающая функцию восстановления сил. Следует отметить не только совпадение функций досуга и рекреации, их понятийную двойственность, но и парадоксы досуга: отрезок свободного времени и, одновременно, период отдыха и желаемой деятельности человека. ВЫВОД: Применяя понятие о досуге, рекреации и свободном времени нужно учитывать, что досуг может быть рекреацией, когда он посвящен восстановлению физического и психического нормального состояния (релаксацией), и что релаксация, со своей стороны, может быть досугом, когда (если) происходит в свободное время и направлена на саморазвитие личности.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |