Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды умозаключений




Требования к демонстрации

Требования к тезису

 

Тезис должен нуждаться в доказательстве.

Тезис должен быть ясным и точным.

Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства. Распространённая ошибка – подмена тезиса.

 

Цель аргументации – убеждение, поэтому в ней необходимо соблюдать следующие требования:

 

Истинность аргументов должна быть доказана.

Данная истинность должна устанавливаться независимо от тезиса.

Аргументы не должны быть противоречивы.

Аргументов должно быть достаточно для вывода тезиса (два в сочинении на ЕГЭ).

Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными.

Аргументы должны доказывать заявленную точку зрения.

 

 

Тезис должен быть связан с аргументами определёнными видами умозаключений. Ошибки, связанные с нарушением правил умозаключений, носят общее название «не следует»: тезис логически не вытекает, не следует из аргументов.

 

Дедукция – переход от общих рассуждений к частным. Например:

 

Борис Васильев среди могучей когорты писателей военного поколения он – один из самых ярких, честных и любимых. Он никогда не рвался ни в какие президиумы, ни разу не был замечен в жадной толпе у трона – это к его удивительным книгам жадной толпой устремлялись читатели.

Он много писал о войне, и это не случайно. Не только потому, что сам фронтовик. Он происходит из русской офицерской семьи, его более отдаленный предок, генерал Алексеев, был одним из героев Бородинской битвы. Отчасти, наверное, и поэтому для Бориса Васильева понятие личной чести значит очень много: он физически не способен ни солгать, ни струсить, ни отступить перед подлостью. Хотя в обычной жизни на редкость деликатен, терпим в споре и по-человечески обаятелен. Можно много говорить о том, что такое русский интеллигент, а можно просто произнести два слова: «Борис Васильев».

(Л. Жуховицкий)

 

 

Индукция – переход от частных рассуждений к общим. Например:

 

Всякое талантливое произведение предполагает некую полноту самоотдачи художника. Мы не всегда это осознаем, но всегда чувствуем.

Образно говоря, художник начинается тогда, когда он дает больше, чем у него просили. Идея щедрости лежит в основе искусства… Щедрость есть высшее выражение искренности. Если наш знакомый держит в руках кулек с яблоками, и мы просим у него одно яблоко, и он его нам дает — это еще не означает, что он это делает доброжелательно. Возможно, он это делает из приличия или других соображений. Но если на просьбу дать одно яблоко он дает нам сразу два или три — искренность его желания угостить нас яблоками практически несомненна.

Итак, искусство — дело щедрых.

(Ф. Искандер)

 

 

Дефиниция, основная цель которой – подвергнуть критическому анализу связь между общим и частным, дать новое его оригинальное авторское видение, отличное от общепринятого. Например:

 

Что же чувствует человек, отдавший себя другим? Может, это стремление к подвигу, героизму, возвышению в глазах окружающих? Нет, насущная необходимость делать людям добро. Человек жертвует собой ради этого, но он счастлив: значит, жизнь прожита не напрасно.

(Ю. Мушкетик)

Вот варианты основных умозаключений в сочинениях учащихся по следующему тексту.

 

(1)Любовь к другому человеку начинается с любви к себе. (2)Правда, знакомое высказывание? (3)Многие из нас даже с ним согласны, но многие ли действительно любят себя, а не считают это чувство проявлением эгоизма?

(4)Человек, который не принимает какую-то часть себя – будь то тело, лицо, свой ум или какие-то черты характера, чаще всего ведет себя неуверенно. (5)К кому тянутся люди в компании или в рабочем коллективе? (6) К тем, кто счастлив, спокоен, внятно говорит и вообще держится открыто, доброжелательно. (7)Скорее всего, такой человек любит себя – но это не значит закрывать глаза на свои недостатки – они есть у каждого. (8)Однако любовь к себе подразумевает веру человека в то, что он может справиться со своими проблемами потому, что он красивый, сильный и умный – хозяин своей жизни, а не щепка в волнах океана.

(9) «Нелюбовь к себе» родом из детства. (10)Нелюбовь может развиться из-за того, что родители крохотного ребенка мало его целуют, хвалят, восхищаются им, и все это малыш усваивает, такая информация записывается в подсознании и остается там на всю жизнь!

(11)Следующим этапом формирования позитивного в любви к себе становится время, когда ребенок начинает активно познавать мир – рисовать на обоях, вытаскивать содержимое ящиков шкафов, ему все интересно, он хочет все попробовать сделать сам. (12)Если родители восхищаются рисунком на стене, говорят: «Какой ты талантливый! Это просто шедевр!», или хвалят малыша, как хорошо он «постирал» или «убрал» квартиру, то ребенок будет расти уверенным в своих силах, в том, что он ловкий и умелый, и что ему любое дело по плечу. (13)К любви к своему телу прибавится любовь к труду и к творчеству, а это большой задел для будущей жизни!

(14)Часто людей, которые действуют в собственных интересах, называют эгоистами. (15)Однако эгоист эгоисту рознь, разница между Разумным и Злобным эгоистом видна всем окружающим. (16)Разумный эгоист – человек, который любит себя, и которого любят другие люди, а Злобный эгоист использует окружающих людей только в своих интересах, он не имеет чувства сострадания, жалости, у него нет настоящих друзей.

(17)Вспомним эпизод из любимой всеми книги А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». (18)Из двух конфет Малыш предлагает Карлсону взять угощение первым. (19)Карлсон хватает большую, а Малыш ему говорит: «Ты же сам говорил, тот, кто берет первым, должен брать самое маленькое!». (20)«Ты бы на моем месте взял маленькую?» – спрашивает Карлсон. (21)«Конечно!» – гордо отвечает Малыш. (22)«Ну, так и не расстраивайся, она тебе и досталась», – говорит довольный Карлсон. (23)Уж точно, Карлсон любил себя, его поведение вызывает у нас улыбку, однако этот «упитанный в меру мужчина в самом расцвете сил» не вызывает у нас отвращения, мы не испытываем к нему злобы или неприятия. (24)Если бы Малыш был голоден, а сытый Карлсон забрал одно-единственное пирожное и съел бы его, мы бы возмутились, и правильно бы сделали, потому что так поступают только Злобные эгоисты. (25)Разумный эгоист всегда готов к сотрудничеству, если нужно, он идет на компромисс.

(26)Что же делать тем людям, которые чувствуют себя неуверенно?(27) Ведь мы не вольны выбирать свое детство, мы любим своих родителей, даже если они нас и не совсем правильно воспитывали… (28)Привычное поведение менять довольно трудно, но возможно!

(29)Как можно изменить себя? (30)Нужно «работать» над любовью к себе, ведь, чем больше человек убеждается, что он красивый, умный и прочее, тем более уверенно он начинает вести себя.

(31)Получить хорошую работу, расширить круг друзей – всего этого можно достичь, став уверенным в себе человеком, полюбив себя. (32)Любите себя, учитесь и действуйте, успех в жизни не заставит себя ждать!

(А. Савельевой)

 

Основные виды умозаключений (примеры из сочинений)

 

Дедукция   Индукция Дефиниция
  Уверенность в себе, в своих силах – это не врождённое качество, а умение преодолеть свои комплексы и страхи. Вспомним Пьера Безухова с его вечной неуверенностью в себе, нелюбовью к своей внешности, делавшими его несчастным. И только тогда он стал жить в гармонии с самим собой, когда в нём родилось убеждение, что он умный и красивый (ведь его полюбила Наташа Ростова!) Я и сама всегда была ведомой во всех жизненных ситуациях, потому что порой принимала чью-то уверенность за наглость, а любовь к себе – за эгоизм. Но однажды мне пришлось выступить на нашей школьной конференции с докладом на тему, которая мне была очень интересна. Как меня слушали! Я впервые испытала гордость за себя, и именно с того успешного «дебюта» возникла и успешно развивается во мне уверенность в своих возможностях…     По-моему, разумный эгоизм, самоуважение способны творить чудеса. Общеизвестна история той части жизни А. П. Чехова, которую он называл рабской. Знают многие и то, что в Эйнштейне никто в детстве не видел гения, более того, его считали тупым ребёнком. И какую же гигантскую работу над собой нужно было проделать сыну лавочника, всю жизнь по капле выдавливавшему из себя раба, и обижаемому многими еврейскому мальчику, чтобы стать не просто уверенными в себе людьми, а знаменитостями, которых знает и ценит весь мир? Это доказательство того, что путь к успеху, признанию зависит от самого человека, его умения работать над собой.   Почему-то принято считать, что именно любовь к себе рождает уверенность. Однако, на мой, взгляд, это не совсем так. Уверенность появляется тогда, когда человек не создаёт себе кумиров, осознавая, что окружающие его люди такие же, как он. Это осознание рождает внутреннюю свободу, ощущение независимости от чужих оценок, делая человека успешным…

 

 

Иногда в доказательстве возникают различные логические ошибки. Наиболее распространённой ошибкой является «подмена тезиса». Суть её заключается в том, что доказывается или опровергается не тот тезис, который был выдвинут первоначально. Ученик не замечает, как от одного тезиса переходит к другому. Например:

Я тоже думаю, что любовь к себе рождает уверенность. Я считаю, что не только радужные личные перспективы, о которых пишет автор, ждут уверенного в себе человека, но вообще только благодаря таким людям возможен прогресс.

Могло ли отечественное самолётостроение развиваться без уверенности Жуковского в подъёмную силу крыла и в собственную возможность дать жизнь этой новой отрасли техники?

И разве не убеждённость Циолковского в важности и значимости своей теории о том, что Земля – колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели, подняла человека в космос?..

Ещё одной из типичных логических ошибок в доказательстве тезиса является ошибка, которая называется «не вытекает, не следует». Она заключается в том, что между аргументами доказательства и его тезисом отсутствует логическая связь, вследствие чего аргументы не обосновывают истинности доказываемого тезиса. Ученики полагают, что если они связали свои суждения словами «таким образом», «итак», «следовательно» и т. п., то они тем самым задали логическую связь между ними, т. е. построили последовательное рассуждение. Однако часто в таких рассуждениях вместо подлинной логической связи есть просто грамматическая связь предложений. Всякая ошибка в демонстрации доказательства, связанная с нарушением логических правил, приводит к ошибке «не следует». Например:

Я разделяю точку зрения автора, и в доказательство хочу привести следующее. Во-первых, если человека любят с детства, он растёт беззаботным и счастливым, во-вторых, надо с детства приучать ребёнка к труду. Разве может человек прожить без трудовых навыков? Конечно, нет. В-третьих, он не вырастет эгоистом. Таким образом, «нужно работать» над любовью к себе: именно к такому выводу можно прийти.

Подобные ошибки в рассуждениях учащихся приводят к потере баллов по критерию 4. Поэтому вы не должны забывать о том, что ваша задача – не только доказать выдвинутый тезис, но и убедить оппонента в его истинности.

И в заключение несколько полезных советов по этой части работы (аргументация собственного мнения):

— соблюдайте фактологическую точность в приводимых примерах;

— указывайте точные даты, правильные названия произведений и их авторов, имена героев произведений, исторических лиц;

— приводите верные факты биографии, не искажайте исторические и культурные реалии;

— не допускайте этических ошибок: высокомерного или циничного отношения к автору текста;

— не проявляйте речевую агрессию, не выказывайте свою недоброжелательность, негативные эмоции: грубость, насмешку, употребление сниженной лексики.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.