Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История рекинга на островах Флорида-Кейс




Пираты

Говоря об испанских галеонах, нельзя не упомянуть о такой важной части этой истории, как пиратство, которое являлось одной из самых больших опасностей для испанского мореплавания в XVI—XVIII веках.

Нападения на испанские корабли и поселения в это время стали обычным делом. Местные ополчения, собиравшиеся в случае появления пиратов, не могли им противостоять, что ещё больше поощряло морских разбойников на новые рейды. Слухи о немыслимых богатствах, доставляемых морем, подстегнули бурное развитие пиратского промысла. Уже Колумб, возвращаясь из своего третьего плавания, был вынужден укрыться на Мадейре, завидев на горизонте французское судно. Достоверно известно, что в 1522 году корсары французского адмирала Жана Анго захватили на траверзе мыса Сан-Винсент три каравеллы, шедшие из Америки в Севилью.

На следующий год капитан Жан Флери, имевший под своим началом девять кораблей из эскадры Анго, взял в плен ещё три каравеллы. Кроме экзотических животных, которых везли в подарок к испанскому двору, французам достались огромные сокровища из хранилищ правителя ацтеков Монтесумы. Среди золотых и серебряных блюд корсары получили огромной величины изумруд в форме пирамиды, основание которого было величиной с ладонь. Во многом, именно это заставило испанского короля издать указ о пересечении океана только в составе торговых конвоев, под охраной военных кораблей.

Не удовольствовавшись только нападениями на испанские корабли, пираты уже в XVI веке стали нападать на колониальные города. В июле 1555 года французский пират Жак Сор захватил Гавану, а через два месяца то же сделал другой пират — Гийом Мерми. Следующей жертвой стал Сантьяго, который подвергся разграблению в 1558 году.

В 1573 году Френсис Дрейк перехватил на Панамском перешейке караван и захватил 80 тысяч песо. Эта авантюра только подогрела его стремление к наживе, поэтому он задумал нанести удар там, где испанцы менее всего ожидали — со стороны Тихого океана.

В 1577 году он собрал эскадру из пяти кораблей, и, хотя после свирепого шторма в его распоряжении осталась лишь «Золотая лань», он смог захватить гавани Вальпараисо, Кальяо, Акапулько, Санту, Трухильо и Манту. Помимо всего прочего, он взял на абордаж галеон «Какафуэго», на котором оказалось золото и серебро на огромную по тем временам сумму — 363 тысячи песо. Только серебра Дрейк привёз 32 488 фунтов и 12 ¾ унции, что соответствует 14 625 кг.

Революция в Нидерландах также крайне отрицательно сказалась на морских перевозках Испании. Мало того, что Испания лишилась помощи искусных кораблестроителей и мореплавателей, каковыми являлись в то время голландцы, они также присоединились к грабежу колоний.

В 1628 году флот адмирала Пита Хейна, финансируемый голландской Вест-Индийской компанией, захватил в бухте Матансас на Кубе Серебряный флот из пятидесяти кораблей. Половина из них была сожжена, а вторая половина была включена в состав молодого голландского флота. Только золота и серебра, шелков и других товаров голландцы захватили не менее чем на 4,5 миллиона песо. Филипп IV перенёс после этого нервное потрясение и 5 дней не появлялся на людях. В 1634 году голландцы захватили Кюрасао, создав базу для дальнейших нападений на испанцев в самом сердце их колониальной империи.

В 1629—1632 годах испанцы включили в состав флота военные корабли, и они на постоянной основе остались в Карибском море. Это мало помогало. Среди прочих трофеев пиратов оказался захваченный в 1635 году Пьером Леграном 54-пушечный флагманский корабль, который по какой-то причине, отстал от флота, В этом не было бы ничего особенного, если бы не одно обстоятельство — Легран командовал 4-пушечным люгером, с командой всего из 28 человек, а, значит, силы нападавших были в десятки раз меньше, чем у испанцев.

Первая неудача постигла голландцев в 1639 году, когда они не смогли захватить испанский флот. Во многом это произошло благодаря появлению фрегатов, которые были вдвое меньше галеона, однако несли то же количество орудий. Эти нововведения не смогли сдержать усиливающийся напор на испанские колонии Англии, Франции, Голландии, особенно учитывая слабеющую роль Испании в европейских делах.

В 1657 году в бухте Санта-Крус-де-Тенерифе английский флот под командованием Роберта Блэйка уничтожил Серебряный флот, что стало настоящей катастрофой для испанских финансов.

В 1668 году Генри Морган с отрядом из 400 пиратов захватил Портобелло — мощную крепость, считавшуюся неприступной, а в 1669 году — Маракаибо и Гибралтар.

Самой крупной операцией пиратов стал рейд на Панаму в 1671 году объединённых англо-французских сил из 1200 человек. Им удалось разгромить втрое больший по численности испанский гарнизон и, захватив город, разграбить до последнего песо.

В 1683 году французские буканьеры атаковали Веракруз и получили 800 тысяч песо в серебре и других ценностях. В 1697 году — Картахену, и население выплатило им 8 миллионов песо, чтобы они оставили город.

Силы Испании были ещё более ослаблены уменьшением добычи серебра в Америке. Его производство в Потоси достигло максимума в 1600 году и составило 9 миллионов песо. После этого в течение ста лет производство неуклонно снижалось. К 1700 году во всех испанских колониях добывали 11 миллионов песо в отличие от 16 миллионов столетием ранее. В то же время экспорт серебра из Азии достиг 4,5 миллиона песо и продолжал уменьшаться.

Война за испанское наследство нанесла невосполнимый удар её колониальной империи. Англо-голландский флот господствовал в Карибском море и на торговых путях через Атлантику, что не могло не сказаться на эффективности перевозки ценностей. Последствия разгрома Испании в этой войне ещё долго сказывались на перевозках золота и серебра через океан.

В начале XVIII века классический морской разбой в Карибском море практически исчез. Однако это совсем не означало, что испанские галеоны могли безопасно доставлять свой груз в метрополию. На смену флибустьерам, пришли королевские каперы. Как оказалось, обеспечивать пополнение бюджета своей страны за счёт испанских галеонов весьма прибыльное дело, и английский военный флот не упускал случая воспользоваться очередным европейским конфликтом в своих интересах.

В 1739 году британский флот под командованием адмирала Эдварда Вернона захватил Портобелло и атаковал Картахену. В 1748 году англичане напали на флот с сокровищами возле Кубы, взяли на абордаж и утопили несколько кораблей. Один из кораблей был взорван командой, рассеяв вокруг 10 миллионов песо.

Это настолько повлияло на испанских чиновников, что они стали искать более безопасные морские пути, стремясь обезопасить ценнейший груз от посягательств враждебных держав. Но и это слабо помогало.

В 1761 году флот из Мексики доставил в Испанию 16 миллионов песо. Однако её вступление в Семилетнюю войну в 1762 году оказалось катастрофой. Сильнейший флот в мире — английский захватил в том же году Гавану и Манилу, перерезав торговые пути испанской колониальной империи.

В 1763 году испанцы попытались укрепить свою обороноспособность за счёт формирования постоянных гарнизонов в колониях, которые пришли на смену добровольно созывавшейся милиции. Производство серебра за это время увеличилось с 12 миллионов в 1770-е годы до почти 30 миллионов песо в 1780-х. Испания также попыталась восстановить систему конвоев для перевозки сокровищ в 1760-е годы, но неудачно.

Последний успех испанцев заключался в возвращении в 1783 году Флориды и Менорки после окончания Американской революции и Войны за независимость в Северной Америке.

Испанские власти стали поощрять развитие торговли и предпринимательства в колониях, чтобы ликвидировать их иждивенчество. В Тихом океане манильская торговля была передана в руки частной компании в 1785 году. В 1790 году была закрыта Каса де Контратасьон, и с ней закончилась история Серебряного флота. Хотя перевозки золота и серебра не прекратились, они перестали быть столь организованными. Правила, выработанные в течение несколько столетий, были отменены. Это отнюдь не уменьшило количество нападений пиратов и кораблекрушений, но развязало руки купцам и предпринимателям, которые с новой силой кинулись осваивать драгоценные залежи Америки, приближая конец испанской колониальной эпохи в Новом Свете.

 

В истории перевозок золота и серебра на испанских галеонах особое значение имеет район Флоридского пролива и островов Флорида-Кейс. Именно в этом наиболее опасном для мореплавания районе погибло наибольшее в Карибском море количество галеонов (см. Приложение I). Огромные сокровища, усеявшие дно в этом регионе, создали особую индустрию, получившую название рекинг (wreck — затонувшее судно) — грабёж затонувших кораблей.

Достаточно бегло взглянуть на список погибших в этом районе кораблей, чтобы понять, почему именно здесь зародилась профессиональная охота за золотом погибших галеонов.

В 1536 году 250-тонный галеон «Ла Мадалена» под командованием Кристобаля Родригеса, направляясь из Веракруза в Испанию, был выброшен на Флоридские мели во время шторма. Из 300 человек, находившихся на борту, только 16 пережили крушение, доплыв до берега на маленькой лодке. Груз галеона состоял из 1,25 миллиона песо в монетах и слитках, 170 ящиков серебряных изделий, 1150 фунтов золота, К этому перечню следует добавить также ценности, принадлежавшие пассажирам, которые, судя по всему, были немалыми.

Через шесть месяцев после крушения из Гаваны было выслано спасательное судно, однако найти обломки галеона испанские моряки не смогли. Впоследствии рыбаки подняли со дна два орудия, а в середине XVIII века в сети попал сундук с тремя тысячами реалов.

В 1571 году два галеона — 300-тонный «Сан Игнасио» и 340-тонный «Санта Мария де ла Лимпия Консепсьон» — погибли во время шторма на флоридских отмелях. На борту этих судов находилось 2,5 миллиона песо, не считая прочих грузов.

В 1589 году 350-тонный галеон «Санта Каталина» под командованием Доминго Ианеса Омеа и 400-тонный «Иисус Мария» капитана Франциско Сальваго, а также одно неизвестное нао погибли в Багамском проливе во время шторма. Они были частью большого каравана из 100 судов, который отплыл из Гаваны 9 сентября и попал в шторм у берегов Флориды.

27 июля 1591 года испанский флот из 79 судов покинул Гавану. В ходе штормов испанцы потеряли 29 судов — большинство на флоридских отмелях.

В 1600 году здесь погиб 200-тонный галеон под командованием капитана Диего Родригеса Гарручо. Он следовал из Мексики с ценным грузом — 700 тысяч песо и 250 сундуков восточных товаров. В результате катастрофы только семь матросов и юнга смогли спастись. Испанские спасатели обнаружили место крушения в 1602 году и подняли три бронзовых орудия. Добраться до главного груза они не смогли, поскольку обломки затянуло песком Экспедиция 1603 года также оказалась безрезультатной.

2 июня 1611 года галеон «Санта Анна-Мария дель Юнкал» затонул у Кабо-де-Апалачи. На борту судна находилось несколько миллионов песо в слитках и монетах. Галеон был частью флота Новой Испании под командованием маркиза де Кадерейты. Попытки испанцев спасти груз оказались бесполезными, поскольку обломки были сильно разбиты штормом.

В 1683 году 700-тонный галеон «Сантисима Консепсьон», известный также как «Эль Гранде», под командованием адмирала Ортиса Аросемены отплыл из Портобелло в Испанию. На его борту находилось более 500 человек. Судно потерпело крушение у Сан-Августина, на побережье Флориды, но только четыре человека спаслись во время шторма. На дно ушло 1,8 миллиона песо в серебре и 1500 фунтов золота, 77 сундуков жемчуга, 49 сундуков изумрудов, 217 сундуков восточных товаров и других ценностей...

Первые рекеры, как называли тех, кто охотился за сокровищами погибших кораблей, появились на флоридских островах в начале XVII века. Ими оказались индейцы, которых испанцы использовали как ныряльщиков при подъёме ценностей с затонувших галеонов. Они умели подолгу находиться под водой и нырять на большие глубины. Чем больше галеонов гибло в районах опасных рифов, тем больше требовалось индейцев. Затем к ним присоединились негры-рабы и испанцы.

До наших дней в ряде мест остались следы больших лагерей испанских спасательных экспедиций. Некоторые из них в своё время, были окружены укреплениями и снабжены орудиями для защиты от пиратов, которые, в свою очередь, были не против пограбить эти лагеря, где скапливалось довольно большое количество серебра и золота. Примером тому может служить нападение английского пирата Генри Дженнингса в 1716 году на испанских спасателей, искавших сокровища Серебряного флота 1715 года.

Значительную часть рекеров в этот период времени составляли багамцы, которые переплывали пролив для охоты на черепах. Поднимая со дна различные предметы, рекеры везли их в Нассау, где эти товары продавались на аукционе. С течением времени многие багамцы перебрались в Ки-Уэст, чтобы быть ближе к месту своего промысла.

Со второй половины XVIII века количество кораблей, ежедневно проходивших Флоридский пролив, увеличивалось. Многие из них находили свою гибель в этих водах и уносили на дно свои ценности. Постепенно рекинг стал особым видом весьма прибыльного бизнеса, Рекеры перестали ограничиваться поиском затонувших галеонов. Они стали специально устраивать катастрофы кораблей, чтобы поживиться их грузами. Так, в отчёте от 7 октября 1790 года о крушении двух кораблей у берегов Джорджии говорилось о том, что рекеры-багамцы поджигают суда после того, как они разграбят их, чтобы они не могли служить маяками, которые уведут другие корабли от опасности. В других случаях в отчетах капитанов говорилось, что рекеры гасили навигационные огни или перемещали их, чтобы корабли налетали на рифы и тонули, хотя реальных доказательств этого не было.

Кораблекрушения происходили вдоль всех островов Флорида-Кейс, однако большинство случалось в районе Карисофт-Кейс и Тавернир-Кейс, где и расположилась основная масса рекеров.

Когда в 1822 году Флорида получила статус американской территории, множество американцев бросились заниматься выгодным бизнесом, связанным с подъёмом затонувших грузов. Это привело к острой конкуренции со стороны старых рекеров-багамцев. Иной раз даже происходили открытые столкновения, а отсутствие определённых законов на этот счёт только подхлёстывало рост беззакония. Результатом этого стало издание в 1825 году Конгрессом Акта о затонувших кораблях, который запретил багамцам заниматься рекингом в американских водах. Однако вместе с тем американские рекеры должны были предоставлять сведения о своём бизнесе, регистрировать свои корабли и получать лицензии на свою деятельность.

Только в период с 1823 по 1824 год, согласно газетам Пенсаколы, доходы от рекинга возросли с 389 до 14 108 долларов и продолжали расти. Бизнесмен Джон Симонтон сообщал, что в Ки-Уэсте с декабря 1824 года до декабря 1825 года, было продано предметов, поднятых с погибших кораблей, на 293 353 доллара.

Среди рекеров этого периода времени выделилось несколько выдающихся личностей, таких как Джекоб Хаусман, Бен Бейкер, Джоном Гейджер, Джон Лоу.

Джекоб Хаусман, обосновавшийся на Индиан-Кейс, стал известен благодаря судебному делу, связанному с судном «Вигилант», которое затонуло возле Марафона. Хаусмана признали виновным в сговоре с совладельцем судна с целью намеренного затопления судна и завладения его грузом, поскольку в момент гибели на борту находилось 32 тысячи долларов в золотых и серебряных монетах. После крушения стало известно, что Хаусман разделил добычу с совладельцем судна.

Рекинг стал приходить в упадок после установки на флоридском побережье в середине XIX века сети маяков. Последняя лицензия рекера была выдана в 1921 году, после чего этот вид бизнеса навсегда исчез, уступив место профессиональным спасательным компаниям, занимавшимся целенаправленным поиском сокровищ отдельных испанских галеонов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.134 сек.