КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Великая катастрофа 1554 года
В начале XVI века системы флотов, посылаемых ежегодно в Новый Свет с товарами из метрополии и обратно с сокровищами Америки, ещё не существовало. Испанцы только осваивали земли Вест-Индии и Центральной Америки и не были знакомы с особенностями плавания во враждебных водах Карибского моря. Особенности течений и ветров, сезоны ураганов, местонахождение мелей и рифов, всё это оставалось загадкой для мореходов. Удивительно, как лоцманам удавалось проводить неуклюжие каравеллы, нао и галеоны через лабиринты рифов и благополучно доставлять в Испанию. Тем не менее такое положение дел не могло продолжаться бесконечно. Усиливающаяся торговля с американским континентом и возрастающий объём морских перевозок не могли не привести к катастрофе. Уже в первом плавании Христофор Колумб потерял у берегов Испаньолы (Гаити) свой флагманский корабль «Санта Мария». В 1511 году каравелла под командованием Хиеронимо де Агиляра отправилась из Дарьена (Панама) на Санто-Доминго, чтобы перевезти 20 тысяч дукатов — пятину, предназначавшуюся для королевского двора. Приближаясь к Ямайке, эта каравелла села на мель и погибла Испанцы пересели в большую лодку без парусов и всего с несколькими вёслами, не имея ни провизии, ни питьевой воды. Через 13 дней, когда половина людей в лодке умерла, их прибило к берегу Юкатана, Майя обратили испанцев в рабов и заставили делать самую тяжёлую и грязную работу. В результате в живых осталось лишь двое — Хиеронимо де Агиляр, присоединившийся впоследствии к Кортесу, и Гонсало Гиерреро, который бежал на юг, в провинцию Четумаль, где вскоре стал военным советником при местном правителе Начан Канне, женился на его дочери и принял языческую веру индейцев. Подобные случаи были отнюдь не единичны. Пока испанский флот терял лишь отдельные суда, это мало беспокоило королевских чиновников. Однако положение дел быстро менялось. В дальнейшем количество крушений стало быстро расти. Первая крупная катастрофа произошла в 1551 году, когда корабль, возвратившийся с сокровищами Мексики, разбился о скалы на южном побережье Испании. Хотя нырялыцики подняли большую часть затонувших сокровищ, все офицеры этого корабля в наказание были посланы на галеры. В феврале 1552 года в Испании началась подготовка очередного флота для отправки в заморские американские колонии. Через полгода пятьдесят четыре судна стояли в полной готовности отплыть в Америку. Командовал этой грандиозной эскадрой капитан-генерал Бартоломео Каррано. В трюмах кораблей эскадры находились самые обычные товары для колоний — рабы, металлические изделия, такие как гвозди, ножи, топоры, кроме того, ткани, вино и даже клавесин для развлечений испанской знати Новой Испании. Согласно указаниям Каса де Контратасьон, эскадре предстояло разделиться после того, как она достигнет берегов Америки. Только 16 кораблей должны были достигнуть Веракруза — главного порта Новой Испании. Остальные — должны были идти в другие гавани, чтобы выгрузить там конкистадоров, священников и чиновников испанской администрации, вместе с необходимыми для освоения новых земель товарами. Отплыв из Испании 4 ноября, флот Каррано сразу попал в тяжёлые погодные условия. Его стали преследовать неудачи. Всё началось с того, что капитана — флагманское судно Каррано сгорело в океане. Погибло более 300 человек, и только двадцать оставшихся в живых, включая капитан-генерала, смогли перебраться на другой корабль. Подчинённые ему суда рассеялись в океане во время шторма. Восемь кораблей исчезли без следа, прежде чем достигли берегов Америки. В феврале—марте 14 судов достигли цели. Однако здесь испанцев поджидал неприятный сюрприз. Ещё в сентябре 1552 года ураган разрушил портовые сооружения Веракруза. Несмотря на всё старание чиновников, восстановить пристани в срок они не смогли. В результате обратно в 1553 году смогли отправиться только два судна. Остальные должны были ждать следующего сезона, поскольку отправление через океан в одиночку, вне флота, было строжайше запрещено предписаниями Каса де Контратасьон. Так начиналась грандиозная драма, которая нанесла первый удар благосостоянию Испании, основанному на дешевом испанском золоте. Только 9 апреля 1554 года четыре судна — «Сан Андреас», «Сан Эстебан», «Эспириту Санто» и «Санта Мария де Икиар» покинули гавань Веракруз. В официальном грузовом манифесте значилось 96 000 фунтов драгоценных металлов стоимостью около 2 миллионов песо. Плавание через Мексиканский залив проходило первоначально довольно спокойно. Согласно правилам тех времён, чтобы избежать встречных ветров, испанские суда пересекали залив не напрямик, а поднимались вначале на север, а затем уже направлялись в Гавану. Это и стало фатальным для эскадры. Через две недели плавания у берегов нынешнего Техаса корабли попали в шторм. Обычно сезон ураганов в этих широтах проходит с июня по октябрь, это уже хорошо было известно испанским лоцманам. Именно поэтому плавание и было рассчитано на то, что оно займёт период до сезона ураганов. Однако то, что корабли попали в сильнейший шторм в апреле, означает лишь то, что, скорее всего, они попали в так называемый шторм весеннего равноденствия. Как бы то ни было, итог для испанцев оказался печален. Только «Сан Андреас» смог выдержать шторм и со сломанными мачтами и обрывками парусов с трудом достичь Гаваны. Остальные корабли затонули 29 апреля 1554 года у острова Падре (штат Техас, США). Сотни людей погибли в бурных водах залива. По крайней мере, половина из трёх сотен человек, находившихся на борту погибших судов, смогли выбраться на берег. Приблизительно 30 человек, включая монаха, который оставил свои записи об этом путешествии, смогли добраться до испанского поселения в Тампе, остальные были убиты индейцами. О том, сколько ценностей оказалось на дне у острова Падре, можно судить хотя бы по тому факту, что общая стоимость грузов, перевозившихся этими кораблями, составляла более двух миллионов серебряных песо, что составляет более чем 9,8 миллиона долларов (по состоянию на 1975 год). Столь масштабные потери не могли не вызвать желания поднять хотя бы часть затонувшего груза, и уже в июле того же года на месте крушения оказалась испанская спасательная экспедиция. Именно испанцы первые приблизительно определили место крушения в районе 26° 30´ с.ш., хотя фактически место крушения находится на 26° 45´ с.ш. Ныряльщики-рабы смоги поднять приблизительно 35 801 фунт серебра, оказавшегося на дне. Оставшиеся сокровища продолжали будоражить умы кладоискателей вплоть до второй половины XX века. В 40-е годы XX века при расширении порта Мэнсфилд со дна моря были подняты первые обломки неизвестного судна. Предположительно это была «Санта Мария де Икиар». Землечерпалки подняли со дна целые груды серебряных монет XVI века. Однако в те времена это мало заинтересовало кладоискателей. Очередной виток интереса к пропавшему флоту произошёл в 1967 году, когда компания «Платоро Лимитед» объявила, что нашла остатки «Эспириту Санто» в трёх милях от порта Мэнсфилда. Власти штата Техас наложили запрет на исследование затонувшего судна и подъём ценностей. Права на любые исследования «Эспириту Санто» были переданы в Техасскую археологическую научно-исследовательскую лабораторию. Среди поднятых с места крушения «Эспириту Санто» предметов были совершенно уникальные вещи, которые не имели аналогов на антикварном рынке. Среди них было маленькое золотое распятие, золотой слиток, несколько серебряных дисков, бронзовые орудия, арбалеты и три астролябии. Последние считаются самыми ценными среди поднятых предметов, поскольку использовались в навигации ещё в XVI веке и чрезвычайно редки сегодня. В 1972—1973 годах Комитет старины штата Техас провел исследования места крушения, уточнив местонахождение «Сан Эстебана» в пяти милях от Мэнсфилда. При подготовке к исследованиям учёными было изучено более тысячи страниц подлинных документов из испанских архивов. Изучение «Сан Эстебана» стало настоящей полевой археологической лабораторией. Помимо подводных исследований были проведены раскопки на берегу, чтобы обнаружить лагерь выживших после катастрофы и спасательной экспедиции. В течение сезона 1973 года были проведены основные подводные изыскания. На поверхность было поднято более чем 12 тысяч кг различных бытовых предметов. Самой массивной и ценной находкой стала часть кормы с килем. Они позволили оценить размеры судна и более тщательно его идентифицировать. В соответствии с полученными данными оно имело длину примерно 21—30 м и водоизмещение в 170—286 тонн. Так же был поднят якорь судна, оружие, инструменты, различные металлические изделия, серебряная монета и слиток. Среди интересных и ценных находок оказалось зеркало, сделанное из полированного пирита, и лезвия из обсидиана. Таким образом, были обнаружены все три судна, входившие в злополучный Серебряный флот 1554 года. Однако история на этом не заканчивается, поскольку большая часть серебра и по сей день находится на дне моря.
«Санта Мария де лос Ремедиос» Безопасное использование тихоокеанских прибрежных маршрутов имело большое значение для Испании. Огромные богатства, добывавшиеся на копях в Перу, отправлялись затем в порты Арики и Кальяо. Оттуда сокровища перевозились морским путём в Панаму, через которую эти ценности и попадали в Карибское море. В дальнейшем хорошо вооружённый Флот Материка должен был доставлять их в Гавану и далее в Кадис. В отличие от Карибского моря, где галеоны были хорошо вооружены и следовали крупными караванами для защиты от пиратов, испанские корабли в Тихом океане были практически беззащитны и потому не раз становились жертвами морских разбойников. Не меньшую опасность представляли и подводные рифы и мели на побережье Чили, Перу, Эквадора и Колумбии. Одной из таких жертв стал галеон «Санта Мария де лос Ремедиос». Он отплыл в 1590 году из Кальяо в сторону Панамы в качестве капитаны эскадры из 4-х кораблей. На борту этих кораблей располагался один из самых ценных грузов, когда-либо перевозившихся из Нового Света В грузовом манифесте значилось 12 тонн золота и 174 тонны серебра, 176 сундуков серебряной посуды и 7 сундуков золотой церковной посуды, 313 «коробок подарков», содержание которых остаётся тайной. В качестве пассажиров на борту располагались 46 торговцев, которые, по предположениям, везли не менее миллиона дукатов, поскольку направлялись на ежегодную ярмарку и планировали сделать большие закупки. Учитывая контрабанду, которая составляла до 50% от официальной части груза, можно с уверенностью сказать, что это судно несло груз стоимостью около 1 миллиарда долларов в современном эквиваленте. Согласно архивным данным, армада покинула Перу в середине апреля и в начале мая остановилась в порту в заливе Манта, чтобы пополнить свои запасы и переждать вероятную опасность со стороны пиратов, появление которых испанцы опасались гораздо больше, чем штормов. Капитана, как наиболее ценный корабль, стояла ближе всего к берегу, что самым роковым образом сказалось на её судьбе. 4 мая сильнейший шторм пронёсся над заливом. Три корабля сопровождения успели сняться с якоря и выйти в море, чтобы продолжить свой путь, и ожидали только появления «Санта Марии». Однако, оказавшись в самой глубине бухты, галеон был отрезан от остальной эскадры. Испанцы не успели сняться с якоря, а сильнейший встречный ветер и штормовые волны сделали это совершенно невозможным. Единственным выходом было остаться в бухте и постараться удержаться на якорях. Якорные канаты не смогли удержать тяжелогружёный галеон. Сорвавшись с якорей, «Санта Мария» напоролась на скалы у самого берега. На палубе началась паника. Моряки и пассажиры начали прыгать в самую большую из шлюпок и вскоре настолько перегрузили её, что она пошла на дно. Две другие шлюпки, спущенные на воду, были немедленно перевёрнуты волнами. В результате только 23 человека смогли спасти свои жизни и выбраться на берег. Остальные корабли эскадры, не подозревая о катастрофе, отплыли далее в сторону Панамы, полагая, что капитана догонит их в пути. Только через три месяца после прибытия в порт власти узнали о трагической судьбе флагмана. Они немедленно попытались организовать спасательную операцию, однако сильные ветры и течения не позволили достичь залива Манта до сентября. За это время «Санта Мария» была окончательно разбита волнами. Индейцы-ныряльщики смогли извлечь не более 1% от затонувших сокровищ. Спустя три года король послал другую экспедицию, поскольку груз галеона был слишком ценным, чтобы о нём можно было просто забыть, но она обнаружила ещё меньше, поскольку к тому времени пески окончательно занесли остатки судна на дне. Сгрузив такие большие ценности на один корабль, испанцы сами поплатились за свою жадность. С тех пор любые попытки добраться до затонувшего груза заканчивались провалом.
Гибель «Сан Августина» В конце XVI века испанцы уже создали эффективно функционировавший торговый маршрут между испанскими владениями на Филиппинах и Мексикой, с большой выгодой для себя обменивали американское серебро на предметы роскоши из Китая. Однако нападение английского пирата Френсиса Дрейка на тихоокеанские владения испанской короны заставили власти задуматься об их более детальном изучении. Было принято решение исследовать калифорнийское побережье для поиска гаваней, в которых могли бы укрыться манильские галеоны от нападений пиратов и штормовой погоды. Для выполнения этой миссии Филипп II выбрал Себастьяно Родригеса Цермено. Он зарекомендовал себя отличным навигатором и превосходным лидером по время плавания через Тихий океан в Манилу на корабле «Сан Педро». Однако возвратиться на этом галеоне обратно оказалось невозможно из-за его крайней изношенности. Потрепанный штормами, он имел сильную течь, корпус был изъеден морскими червями и сильно оброс кораллами. О плавании на таком судне не могло быть и речи. Тогда Цермено арендовал другое, более крепкое и новое — «Сан Августин», на котором и предстояло исполнить волю короля. Это был достаточно крупный корабль длиной 80 и шириной 23 фута. Своими габаритами он примерно соответствовал «Золотой Лани» Дрейка «Сан Августин» оставил Манилу 5 июля 1595 года. Он был загружен шёлком, фарфором и золотом Корабль взял курс на северо-восток, пока не достиг 35° с.ш., где западные ветры направили его в Акапулько. Судно находилось в плачевном состоянии из-за сильных штормов по пути. Перегруженный галеон глубоко сидел в воде. Экипаж был вынужден проводить каждые два часа из трёх за помпами, откачивая поступающую воду. Команда проявляла волнение и требовала от капитана, чтобы он немедленно направился в Акапулько, вместо того чтобы, как было предписано, заниматься описанием побережья и составлением карт. Галеон достиг побережья Америки в районе мыса Мендоцино и направился на юг вдоль берега, пока не показался высокий горный хребет, выступавший далеко в море (ныне он называется Пойнт Рейс). Недалеко имелся удобный залив с речкой, что позволяло запастись пресной водой (сейчас это залив Дрейка, поскольку несколькими годами ранее в этом месте нашёл приют знаменитый английский пират). Цермено вопреки желанию большинства членов команды приказал встать на якорь у входа в бухту. 7 ноября 1595 года он торжественно объявил окрестные земли владениями испанского короля. После этого большая часть команды высадилась на берег и разбила лагерь. В течение трёх недель они отдыхали на берегу, вступив в связь с очень дружественным индейским племенем, обменивая безделушки на продукты питания. В конце ноября разразилась буря. Поскольку бухта не укрывала судно от южного ветра, «Сан Августин» был сорван с якорей и выброшен на песчаную отмель, получив множество пробоин в корпусе. Двое членов экипажа утонули. Остальные со страхом наблюдали, как штормовые волны разбивают тонущий корпус корабля. Когда буря утихла, Цермено сумел спасти кое-какие запасы и часть шёлка, однако в целом положение испанцев оказалось весьма незавидным. Они находились на диком берегу, без средств к существованию и надежды на спасение. Капитан оказался перед тремя выходами из ситуации: поселиться на месте крушения среди индейцев и ждать, пока другой корабль не появится на горизонте и спасёт их или пройти 1500 миль по побережью, пока не достигнут испанских поселений, или попытаться послать в Акапулько шлюпку с надеждой, что она доплывёт до порта. Цермено выбрал третий путь. 76 человек и собака погрузились в большую лодку и, хотя она была переполнена, отплыли с места крушения. Ей дали гордое название «Сан Бонавентура». Шёлк, который испанцы забрали с разбитого галеона, давал возможность торговать в пути, обменивая его на продукты питания у прибрежных племён. Остальные сокровища «Сан Августина» пришлось оставить на месте крушения. В январе 1596 года, после семинедельного морского путешествия, Цермено и его люди достигли поселения Навидад в Мексике. Плавание прошло достаточно успешно, хотя испанцы испытывали сильный голод, поскольку единственным средством пропитания служили коренья и плоды, собранные на берегу. Даже собаку, спасенную с корабля, пришлось убить и съесть, чтобы поддержать свои силы. Никто из испанских моряков не погиб в пути, хотя все были сильно истощены. По-видимому, испанцы впоследствии не пытались, как они обычно делали, спасти затонувший груз галеона, а то, что не поглотило море, стало добычей местных индейцев. В 1941 и 1952 годах археологи из университета Калифорнии вскрыли индейские могилы, в которых обнаружили железные пруты и более 50 гвоздей, характерных для испанских галеонов. Они также обнаружили 125 черепков восточного фарфора. После того как «Сан Августин» был выброшен на отмель, вероятнее всего, часть груза была с него снята, но так как испанцы не имели возможности забрать весь груз, он остался на судне, которое с течением времени ушло под воду. Ценность погибшего галеона, таким образом, огромна. Это привлекло внимание известного подводного исследователя Роберта Маркса, который в конце 80-х годов XX века начал поиски места крушения. Одновременно проявила интерес к нему и Национальная служба парков США, поскольку район предполагаемой гибели судна находится в пределах одного из природных парков Калифорнии. После нескольких лет безуспешных работ Маркс уступил право на подводные работы Службе парков и более не возвращался к этому проекту. В результате 15-летних поисков достоверное место гибели «Сан Августина» так и не было обнаружено. Полуостров Пойнт Рейс до сих пор представляет собой опасность для мореплавания. С момента гибели «Сан Августина» в этом районе затонуло около 50 кораблей, что существенно осложняет задачу подводных исследователей.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |