Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С умственно-отсталыми детьми




 

Основная цель службы специальной психологической помощи в системе специального (коррекционного) образования – выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально – психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся и воспитанников.

Для того чтобы результат работы с умственно отсталым подростком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка. В противном случае эффект коррекционной работы будет нестойким.

Содержание коррекционной работы с детьми и подростками, отстающими в развитии, охватывает широкий спектр всего того, что необходимо для социальной адаптации. При этом приходится учитывать возможности умственно отсталого индивида и соответствие им предлагаемых нагрузок. Очень важно как можно раньше начать коррекционное воспитание и обучение умственно отсталого ребенка, определить продолжительность этой работы, время ее завершения и выхода индивида с нарушениями развития в самостоятельную жизнь.

Анализируя клинико-психопатологические и характерологические особенности этих детей, Д.Н. Исаевым (2003) было выделено 8 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу [22].

Рассмотрим подробнее основные направления работы.

1. Дифференциальная психологическая диагностика, направленная на выявление психологической структуры нарушения, определения сохранных зон развития является неотъемлемой частью лечебно-восстановительной работы с умственно отсталыми детьми и подростками.

2. Оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития. Строгий режим, чередование учебы, труда и отдыха должны быть главным условием лечебно-педагогических мер.

3. Разработка индивидуальной психологической коррекционной программы, согласованной с учебным процессом, психологической структурой развития.

4. Формирование и реализация индивидуальной коррекционной программы, встроенной в целостный процесс психолого-педагогической коррекции развития ребенка с особыми образовательными потребностями; совместная с педагогом работа по развитию когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы, коррекция поведенческих проблем.

5. Оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания для ребенка с особыми образовательными потребностями, рекомендации в отношении учебной нагрузки с учетом индивидуальных особенностей.

6. Консультирование и оказание помощи педагогу в организации и развитии взаимодействия между учениками в учебном процессе и за его пределами. Одно из первых мест в коррекции развития занимает именно выработка навыков общения, установления взаимоотношений в группах сверстников и с взрослыми людьми.

7. Обеспечение психологической поддержки семье, направленное на формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с проблемами в обучении, улучшение эмоционального контакта с ним. Невозможно достигнуть значительного успеха в лечебном и коррекционном процессе и достичь максимума возможного развития без правильного и понимающего отношения к нему семьи.

8. Обеспечение социально-психологических предпосылок эффективной интеграции детей и подростков в образовательную социокультурную среду. Воспитание детей с нарушениями развития направлено на компенсацию. Как писал Л.С. Выготский: «Социальная полноценность есть конечная целевая точка воспитания, так как все процессы сверхкомпенсации направлены на завоевание социальной позиции» [11].

Хочется еще раз отметить, что работа с умственно отсталыми лицами должна носить комплексный системный характер, использовать компенсаторные возможности каждого индивида с отставанием в развитии. Основными задачами являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых лиц, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.

Глава 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Задержка психического развития проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) не соответствуют возрасту. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности, хотя у них имеются элементы абстрактно-логического мышления в отличие от детей с умственной отсталостью, которым свойственен только конкретно-образный уровень мыслительных процессов. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мышления, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование. Особенно выраженные нарушения отмечаются в эмоционально-волевой сфере. Что проявляется в преобладании игровых интересов, инфантильности, отсутствие мотивов к обучению. Все вышесказанное свидетельствует о том, что, этим детям необходим особый подход.

Специфика коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития. Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения должна осуществляться на основе принципов коррекционной педагогики, она предполагает со стороны специалистов глубокое понимание основных причин и особенностей отклонений в психической деятельности ребенка, умение определять условия для его интеллектуального развития и обеспечивать создание личностно-развивающей среды, позволяющей реализовать познавательные резервы обучающихся [2, 4, 61, 67, 73].

В целях достижения положительных результатов учителю необходимо строить индивидуально-коррекционную работу с детьми, с учетом того, что весь процесс обучения должен иметь общую коррекционную направленность, обеспечивая при этом, соответствующий учебный план, одновременно включая увеличенное число часов на трудные разделы программы и индивидуальные коррекционные занятия по восполнению пробелов в знаниях. Вместе с тем, в учебном процессе:

– целесообразно использование опор, позволяющих приучать к аналитической обработке информации, к логической последовательности, к рациональным способам деятельности;

– осуществлять создание микропроблемной ситуации, вместе с учащимися вести поиск нового задания, помогающего решить эту ситуацию; такая работа стимулирует познавательную активность и самостоятельность мышления, помогает активизировать инертные мыслительные процессы;

– проводить оречевление умственных действий (цели, плана, способа, результат деятельности или комментирование);

Для детей с ослабленным вниманием, памятью можно предложить следующие методические рекомендации учителю:

– микроалгометрическая организация деятельности учащихся на уроке, что может проявляться в необходимости выслушать устное задание еще раз;

– при признаках истощения внимания необходима смена деятельности на более легкую;

– использование разнообразных видов занятий, игровых моментов;

– применение красочного наглядного дидактического материала, вместо инструкций, требующих переключения внимания на последовательную постановку одноцелевых заданий;

– организация самопланирования и самопроверки;

Учитывая, что речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей, необходимо построить работу по восполнению пробелов в речевом развитии по трем основным направлениям:

– коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи;

– уточнение, обогащение и активизация словаря;

– коррекция грамматического строя речи.

В рекомендациях учителю по коррекционной работе устной речи можно отметить следующее:

– постоянно следить за качеством произношений звуков детьми, требовать от них утрированного, четкого произношения корригирующих звуков;

– фиксировать внимание на артикуляционных ощущениях при произношении;

– формировать навыки звукового анализа;

– фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, предупреждать неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, упражнять в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах;

– использовать алгоритмы составления связного высказывания;

– к ответам детей следует относиться бережно, каждого выслушивать до конца.

У детей с ЗПР также наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы в виде: нарушения произвольной регуляции движений, недостаточной координированности и четкости непроизвольных движений, трудностей переключения и автоматизации; страдает у детей моторика кистей и пальцев рук. В связи с этим, учителю необходимо проводить специальный курс «Моторика», во время урока, а также на занятиях группы продленного дня следует рекомендовать:

– упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений;

– упражнения на развитие динамической координации движений;

– упражнения на развитие ритмической организации движений, переключаемость;

– упражнения с предметами;

– графическая работа.

Дети с пониженной обучаемостью характеризуются слабой осознанностью своего мыслительного процесса, умственной пассивностью, неустойчивостью ума. Осознание для них выступает особой задачей и в этом случае требуется помощь в освоении программного материала: более развернутое объяснение с опорой на наглядность, выполнение большего количества упражнений с очень медленно, постепенно повышающейся трудностью, многократный возврат к уже изученному. В практике эффективным является применение тетради с печатной основой по математике, русскому языку, «Игровой словарик», где идет отработка, тренинг материала; используются приемы, которые содействуют формированию учебной деятельности и коррекции ее недостатков.

Совершенствование технологии обучения предполагает насыщение учебного процесса и учебной среды эмоциональными стимуляторами – игрой, соревнованием, иллюстрациями, образностью изложения, положительными эмоциями уверенности, успеха. Целесообразно преподнесение учебного материала небольшими дозами, использование дополнительных способов облегчения трудных заданий, оценивание всех этапов в усвоении изучаемых тем.

Учитывая ослабленность мотивационной сферы учителю необходимо проводить работу по формированию: активной позиции школьника, его положительного отношения, познавательного интереса. В этих целях рекомендуется:

– заботиться о создании общей доброжелательной атмосферы на уроке, снижением тревожности детей;

– создавать ситуацию успеха в учебной деятельности;

– шире опираться на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР, включая интеллектуальные игры с правилами;

– целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, возбуждать интеллектуальные эмоции – удивления, новизны, сомнения, достижения, формировать внутренний оптимистический настрой у детей.

Успех коррекционного обучения во многом определяется также и тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя и родителей. Необходимо отметить роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий, что предполагает соблюдение следующих принципов:

а) единство требований к ребенку;

б) контроль за выполнением заданий;

в) помощь в оформлении тетрадей ребенка, игр, дидактического материала;

г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в школе, в классе.

В целом, коррекция недостатков развития детей предполагает объединение усилий школы и семьи, где консультации являются одной из форм этой совместной работы. В организации и проведении консультаций учитель ставит своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры, а главное – он целенаправленно стремится вызвать у родителей интерес к собственному ребенку, помочь в формировании адекватного подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребенка нормализации его учебной деятельности.

В условиях специально организованного обучения дети с задержками в психическом развитии способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания, умения и навыки, которые нормально развивающиеся сверстники набирают самостоятельно.

Глава 4. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ

Ранний детский аутизм является медицинским диагнозом, коррекционная работа с ребенком должна проводиться комплексно группой специалистов: врачом, психологом, педагогами при тесном взаимодействии с родителями. Причем, главная задача коррекции – помочь ребенку адаптироваться в обществе.

Чтобы более успешно проводить психолого-педагогическую работу необходима ранняя диагностика и выявление данного синдрома до поступления ребенка в школу, так как «центр тяжести» всех проявлений аутизма (РДА) падает на дошкольный период. Медикаментозная терапия способствует снятию тревоги, страхов, психомоторного возбуждения, подъему общего и психического тонуса, делает такого ребенка более доступным для обучения и воспитания Специальная подготовка к школе для него еще более необходима, чем для здорового. Даже при желании этого ребенка идти в школу само приспособление его к реальным условиям школы (независимо от ее типа), выработка новых форм поведения проходят очень тяжело [12, 29]. Аутичные дети устают от долгого сосредоточения на уроках, не знают, куда себя деть на переменах, страдают от преследования одноклассников. В связи с этим, аутичный ребенок должен идти в школу подготовленным, а школа должна создать условия и для таких детей [18, 19, 35].

 

 

4.1. Начальный этап коррекционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта

Синдром РДА ставит аутичных детей совершенно в особый ряд. Специалисты, начинающие работать с аутичным ребенком, сталкиваются с множеством трудностей: во-первых, с таким ребенком нелегко найти контакт; во-вторых, в случаях раннего детского аутизма признанные эффективными приемы обучения часто оказываются неподходящими. Можно утверждать, что работа с аутичным ребенком требует совершенно особого подхода: построение коррекционных занятий с ним, особенно в самом начале работы, отличается от занятий с детьми, имеющими другие нарушения развития.

Перед тем как начинать работу с ребенком, следует запомнить ряд важных положений:

– на этапе налаживания контакта с ребенком не рекомендуется настаивать на проведении конкретных игр, выполнении определенных заданий. Будьте более чутки к реакциям ребенка, действуйте в зависимости от ситуации, его желаний и настроения. Часто он сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна. Иногда, особенно на начальных этапах работы, стоит принять такое предложение ребенка (не забывая, конечно, о целях работы).

– все, что происходит на занятии, должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации.

– не забывайте, что поведение ребенка во время занятия может быть самым разным. Если он вышел из состояния равновесия, следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный конкретный момент и постараться помочь ему выйти из состояния дискомфорта.

Нужно быть готовым к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у разных детей с диагнозом аутизм может быть различной: на что один отреагировал вполне дружелюбно, у другого может вызвать резко отрицательную реакцию. Мало того, один и тот же ребенок может вести себя совершенно по-разному в сходных положениях. Здесь можно посоветовать не бояться пробовать. В случае, если ребенок принял предложенное, постараться развивать ситуацию, если же возникла реакция отторжения, следует остановить игру. Безусловно, это потребует от педагога или психолога гибкости, позволяющей действовать в зависимости от развития событий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.