Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А в ней 22 статьи 3 страница




124. А пошлин в государеву казну по судным делам имати у бояр, и у околни-чих, и у думных людей, и у стольников, и у стряпчих, и у дворян московских, и у дьяков, и у жильцов, к у голов стрелецких, и у дворян, и у детей боярских городо­вых, и у иноземцев, и у гостей, и у дворовых людей всех чинов, и у подьячих, и гос­тиные, и суконные, и черных сотен, и слобод, посацких людей, и у кадашевцов, и у барашей, и у садовников, и у казаков, и у пушкарей, и у затинщиков, и у ямщиков, и у всяких служилых людей, опричь стрельцов, и государевых дворцовых сел, и с помещиковых и с вотчинниковых християн и бобылей, с рубля по гривне, да с суда пересуду по шти алтын по четыре денги, да праваго десятка четыре денги. А со лживых кабал, и з записей, и за насильство против того пошлины имати вдвое, а за какое насильство те пошлины имати вдвое, и то писано ниже сего по статьям.

125. А что пожалованы с судных дел пошлинами шатерничьи и дворовые люди, и им те пошлины имати по наказом по прежнему, а достальныя пошлины имати в государеву казну.

126. Ас стрельцов с московских и с городовых по судным делам государевых пошлин, и пересуду, и праваго десятка с их стрелецких исков з двунатцати рублев не имати. А будет кто сторонней человек учнет искати на стрельце на сто рублев, а 66

по суду в том иску стрелец будет виноват, и с того иску со ста рублев пошлин не имати же. А которые стрельцы учнут искати на стороннем человеке больши дву­натцати рублев, или сторонней человек учнет на стрельце искати больши ста руб­лев, а стрелец в том иску будет виноват, и с того иску, что больши того указу будет, имати пошлины с рубля по гривне, да с суда пересуду по шти алтын по четыре деньги, да праваго десятка по четыре денги. А которой истец сторонней человек в своем иску во сте рублех по суду будет виноват, или у крестнаго целования дове-дуться взята пошлины на сторонних людех, а стрелец с тем сторонним человеком помириться, и те пошлины и пересуд и правой десяток сымет на себя для того, что на нем с того иску со ста рублев пошлин по государеву указу имати не велено, и те пошлины по указу взяти на том стрельце по тому, что он те пошлины сымет на себя с сторонняго человека воровством. А стрелецким детем и братье и племянни­ком, которые живут с ними в их дворех не в розделе, о пошлинах тот же указ, что и стрелцом.

127. А на которых людех по судным делам доведутся взяти государевы по­шлины и пересуд и правой десяток, и те судные пошлины имати на них в государе­ву казну сполна, а им тех судных пошлин не отдавати, и челобитных в таких суд­ных пошлинах никому не подписывати.

128. А для государевых судных пошлин и для записки судных дел во всех при-казех быти записным книгам за дьячими руками. А судные дела в те книги записы-вати подьячим того же часу, как суд отъидет, чтобы про то было ведомо, в котором числе кто на ком чего искал, и сколько с того дела доведется взяти государевых по­шлин.

129. А будет которой подьячей суднаго дела в книгу не запишет для того, что бы про то было не ведомо сколко с того дела доведется взяти государевых пошлин, и чтобы ему теми пошлинами самому покорыстоватися, и сыщется про то допря-ма, или кто на него то впрям доведет, и тому подьячему за то учинити наказание, велети его у приказу при многих людех бити кнутом, а пошлины с того суднаго дела велети доправити на том, с кого те пошлины взяти доведутся. А будет тот же подьячей в таком воровстве объявится в другие, и его за то велети бити кнутом по торгом, и ис подьячих его отставити, и сослати в украинныя городы в службу, в ка­кую пригодится.

130. А будет которой воевода или приказной человек, или губной староста в городех засудя суд, в каком деле не буди, и того суднаго дела за чем не вершит, и пришлет то судное дело к вершению к Москве, а поручных записей по исце и по ответчике с тем делом не пришлет, а истец или ответчик приедет к Москве один, и станет бити челом государю того суднаго дела о вершении, и по исцову или по от-ветчикову челобитью то судное дело будет вершено и доведетца с того дела на ком взяти государевы пошлины и исцов иск, а взяти тех пошлин и исцова иску будет не на ком, потому что того, на ком те пошлины и иск взяти доведетца, на Москве не будет и поручной записи по нем не прислано, и о том писати к судье, кто то судное дело в городе судил и к Москве прислал, и велети ему по исце и по ответчике по­ручные записи прислати к Москве. Да будет тот судья, кто то дело судил, поручные записи по исце и по ответчике по государеве грамоте к Москве пришлет, и на том судье с того числа, как истец или ответчик на Москве стал, и ставку свою записал, да по то число, как он пришлет поручные записи к Москве, доправить исцу или от­ветчику, кто по тому делу прав будет, проести и волокиты по гривне на день.

131. А будет тот судья поручных записей по исце и по ответчике не пришлет, а отпишет, что у него после суда в том деле по исце и по ответчике поручных запи­сей не взято, или отпишет, что у него в том судном деле по исце и по ответчике по­ручных записей нет, и тот иск, и судные пошлины и правому проесть по указу до­править на судье.

132. А которой ответчик умрет после того, как он в ысцове иску обвинен, а с ысцом он до смерти своей не розделался, и за таких умерших ответчиков велеть ис-цов иск править на жене его и на детех, или на братье, кто после его во дворе и в животах его останетца.

133. А будет кто поместной, и вотчинной имянной и прожиточный человек всякаго чину учнет похвалятца на кого смертным убивством, и тот, на кого он по-хвалитца, учнет государю бити челом, чтобы государь велел ему на того, кто на него похвалитца, дати опасную грамоту з болшею заповедью, а заповеди велел бы государь во опасную грамоту написати на того, кто на него похвалитца, пять ты-сящь или шесть или седмь тысящь рублев и болши, и тому дать такая опасная гра­мота. Да будет за такою грамотою и за заповедью тот, на кого та грамота будет дана, того, кто на него бил челом, сам убьет, или по его наученью кто иной его убь­ет, и того убитого жене и детем и роду и племяни его на того убойца дати суд, а с суда сыскать. Да будет сыщетца про то допряма, что того, кому дана опасная гра­мота, убил тот сам, на кого дана опасная грамота, или по его наученью кто иной то смертное убивство учинит, и того убойца самого, и кого он на такое убойственное дело научил, самих казнити смертью же, безо всякого милосердия. Да из его же животов и с поместья и с вотчины взять заповедь против опасной грамоты сполна, и половина тоя заповеди взяти в государеву казну, а другую половину отдать убито­го жене и детем и роду его, кто на того убойца учнет государю бити челом. А будет тот, на кого дана опасная грамота з заповедью, того, кто на него бил челом, ранит, а не до смерти убьет: и на нем тому, кого он ранит, взять бесчестье смотря по чело­веку, да убытки его по сыску, да заповедь против опасные грамоты сполна, и тое заповеди половина взяти в государеву казну, а другая половина отдать челобитчи­ку. А будет у того убойца животов его с заповедь не будет, и у него в тое заповедь взяти животы его и вотчины, сколько у него чего есть, и ис того взятово половину взяти на государя же, а другую половину отдати челобитчику, а чего за тем в запо­ведь не дойдет, и то на нем править, и такие заповеди ему не отдавать, и бить его на правеже безо всякие пощады не для того, что на нем те достальные деньги взять, для того, чтоб на то смотря, иным неповадно было так воровать. А будет кто в убойственном деле, взяв на кого опасную грамоту с заповедью, сам так учинит, и ему тот же указ, чего б довелся тот, на кого он бил челом.

134. А будет после заповедной грамоты люди обоих, исца и ответчика, где в торгу, или на дороге, или на корчме съехавъся без ведома бояр своих, учинят задор и межь собою смертное убивство, или они межь себя ково ранят, и в том обе сторо­ны, истец и ответчик, от заповедных вин свободны, а искати им того бою и увечья людей своих судом, а с суда учинити им указ, до чего доведется.

135. А будет кто беспоместной и безвотчинной или иноземец кормовой, или кто ни буди, похвалится на кого смертным убивством в очи, или за очи, и тот, на кого он похвалиться, учнет на него государю бити челом, и на него дати суд, а с суда сыскати. Да будет в сыску обыскные люди скажут до челобитчике, и по тому сыску того, кто на кого похвалится убийством, вкинута в тюрму на три месяцы. А как он в тюрме те урочныя месяцы отсидит, и на него тому, на кого он похвалял­ся, взяти запись за его рукою в том, что ему над тем, на кого он похвалялся, впредь никакова дурна не учинити. А будет он, в том дав на себя запись, сворует, того на кого он похвалялся убиет до смерти, и его самого казнити смертию же. А будет кто на кого в похвальбе смертнаго убойства учнет государю бити челом, а сыскати про то неким, и им в том дати суд, а с суда учинити указ, до чего доведется.

136. А будет кто на ком учнет искати бою и грабежу, и ответчик в бою не за­прется, и про грабежь скажет, что не грабил, и на нем велети исцу за увечье и за безчестие доправити против окладу вдвое, а в пене его, что государь укажет. А в грабеже указ им учинити по судному делу, до чего доведется. А будет тот ответчик в грабеже не запрется, а про бой во ответе скажет, что он не бивал, и на нем велети грабежь доправити против исковой челобитной и отдати исцу. А в пене тому ответ­чику, что государь укажет. А в бою указ учинити по суду же, до чего доведется. Да и во иных делех будет кто ответчик на суде против чьей исковой челобитной учнет винитися не во всем иску, и на них велети правити то одно, в чем они учнут вини-тися, а в чем винитися не учнут, и в том указ чинити по суду же, до чего доведется.

137. А приставныя памяти исцом подавати за своими руками, и как дьяк ту память подъпишет, и ту память записати в книгу того же числа, в котором числе память будет подписана. А записав в книгу, отдати ту память приставу, а ему по той памяти сыскав ответчика дати на поруки, и к суду ответчику срочити безволо-китно. А котораго ответчика в городе пристав не сыщет, и приставу по того ответ­чика итти к его двору, и по приставной памяти дати его на поруку к суду потому же безволокитно.

138. А будет которой ответчик учнет у пристава укрыватися, и во дворе у себя не учнет сказыватися, и приставу, взяв с собою товарыщей, стеречь у двора его день и два и три. Да как тот ответчик сам, или человек его, или дворник з двора сойдет, и того ответчика, или человека его, или дворника, приставу взяв, привести в приказ, и сказати про него судьям, судьям его по тому же велети дати на поруки к суду.

139. А будет пристав по приставной памяти ответчика, или его людей пойма­ет у ворот его, или где на улице, и станет по нем просити поруки к суду, или пове­дет его в город, и тот ответчик, или человек его у пристава отобьются, и приставу в том месте, где они у него отобьются, являти на них окольним людем, и имена окольним людем записав, подати в приказе судьям за своею рукою. А судьям веле­ти теми окольними людьми сыскати. Да будет окольныя люди в сыску скажут, что они то видели, как тот ответчик и люди его у пристава отбилися, и судьям по того ответчика послати подьячего от места доброго, да с ним того же пристава, кто по него ходил, и велети им, не доходя его двора, взяти с собою понятых, тутошних сто­ронних людей, сколько человек пригоже, и с теми понятыми велети им итти к нему на двор, и на дворе ему приставную память вычесть, и выговорити ему, что он то учинил негораздо, от пристава отбилъся, и по приставной памяти поруки по себе не дал; а выговоря ему, велети его по приставной памяти приставу дати к суду на поруки, а бес поруки его не отпускати. Да будет он поруки по себе не даст и в го­род не пойдет, и в свое место не пошлет, учинится приставу силен, и отбивъся от пристава, с Москвы събежит в вотчину или в поместье, и у него взяти з двора лю­дей его или дворника, и велети их дати на поруку, что им того своего боярина по-ставити в приказе на срок, и в том им дати поверстной срок по указу. Да будет те люди по себе поруки съберут, и им велети быти до сроку за поруками. Да будет тот их боярин для их в приказе обьявится, и на него исцу дати суд по челобитной, а что он государева указу не послушал, поруки не дал, и отбивъся у пристава, с Москвы бегал, и за то ему учинити наказание, вкинута на неделю в тюрму, да на нем же ве­лети исцу доправити проести и волокиты с того числа, которое в приставной памя­ти написано, неделю спустя, да по то число, как он на Москве обьявится, по грив­не на день.

140. А будет по тех людех, которые после его взяты будут в приказ з двора его, поруки не будет, и тех его людей держати в приказе до тех мест, как он сам обья­вится. А будет он не обьявится долгое время, хотя тем исца своего изволочити, а истец учнет бити челом, чтобы по него в поместье его или в вотчину послати при­става. И по него в поместье его или в вотчину послати пристава, и велети его при­ставу привести ко ответу к Москве с собою вместе за поруками, а как пристав к Москве его привезет, и ему за ослушание учинити наказание, что государь укажет, а исцу на него дати суд, и по суду указ учинити, до чего доведется, да на нем исцу него приставная память подписана, неделю спустя, да по то число, как его приве­зут к Москве, да на нем же велети доправити неделыцику езд по указу.

141. А будет тот ответчик у пристава и в деревне ухорониться, или учиниться силен, и приставу в его место привести с собою человека, или его християнина за поруками же. А будет у кого людей и християн нет и взяти ему с собою будет не кого, и приставу о том в приказе подати доезд свой за своею рукою. А судьям по той доездной памяти по того ослушника послати в другие иного пристава, а к вое­воде в тот город, где тот ослушник живет, послати государева грамота, чтобы вое­вода на того ослушника приставу дал стрельцов и пушкарей и затинщиков, сколь­ко человек пригоже, чтобы приставу было с кем такова ослушника изымати. Да как пристав того ослушника изымав, к Москве приведет, и тому ослушнику за его ослушание учинити наказание, бити батоги, да на нем же доправити исцу проесть и волокиты по указу и неделыциков езд без суда, и отдати исцу; а в и(ы)ску на него исцу дати суд, и по суду указ учинити, до чего доведеться. А будет такой непослуш­ник учинит такъже и в третьие у пристава ухорониться, или учиниться приставу силен, а опосле того он сыщеться, и на нем исцов иск и проесть и волокита по ука­зу, а приставу езд доправити без суда, и отдати исцу, да его же бити батоги, и вки­нута на месец в тюрму.

142. А будет по которого ответчика по исцову челобитью послан будет при­став с наказною памятию, в которой город или в уезд, или кого ответчика велят су­дьи сыскати на Москве по приставной памяти, и поставити к суду, или для какова ни буди дела, или к кому пристав, или сын боярской послан будет с государевыми грамотами, о каком деле ни буди, и тот, по кого послан будет пристав с наказною и с приставною памятию, или тот, к кому пристав послан будет с государевыми гра­мотами, учнет того пристава, или сына боярского бити сам, или велит кому его бити мимо себя людям своим или християном, или кому ни буди, или у него наказ­ную и приставную память, или государевы грамоты отоимет и изъдерет, и тем он приказных людей, от которых тот пристав послан будет, обезчестит, а сыщется про то допряма, и такова непослушника за государеву грамоту бити кнутом, и посади-ти в тюрму на три месецы, а неделыцику велеть на нем доправити безчестие и уве-чие против окладу въдвое.

А будет с тем неделыциком будут в понятых сторонния люди, и тот, по кого тот неделыцик послан будет, и сторонних людей учнет бити и безчестити, и на нем по тому же велети приставу и сторонним людем доправити безчестие, да убытки их въдвое по сыску, что у кого взято будет.

А кто неделыцика или понятых побиет досмерти, а сыщется про то допряма, и того убойца самого казнити смертию же, а кабальныя долги побитых взяти с поме­стья его и с вотчин и с животов.

А будет приставу или понятым учинится какое безчестие, или бой от людей и от християн того, по кого тот пристав и понятые посланы будут, а самого его втепо-ры не будет, а пристав или понятые в том учнут на него бити челом на самого, а не на людей, ни на християн его, а он учнет сказывати, что он про то ничего не веда­ет, и им в том дати суд. Да будет по суду и по сыску про то дело сыщется допряма, что его люди и християне того пристава и понятых били, и тем его людем и хри­стияном за то учинити наказание, бити кнутом, да на них же доправити битым приставу и понятым убытки их въдвое по сыску.

143. А будет пристав или понятые на тех людей, по кого они посланы будут, такое дело, что их били и безчестили, или скажут, что они учинилися силны, зате­ют напрасно, и сыщется про то допряма, что им те люди, на кого они учнут бити челом, никакова безчестия не учинивали, и за такое затейное ложное челобитье пристава и понятых бити кнутом, да на понятых же за то взяти в государеву казну пени по два рубли на человеке, чтобы на то смотря иным неповадно было ни на кого напрасно бити челом и затевати.

144. А хоженого неделыцику в городе имати десять денег. А будет неделщик послан будет по общую ссылку, и ему хоженого взяти с ысца десять денег, а с от­ветчика десять денег же, а болши того неделыциком хоженого не имати ни кото­рыми делы, и от поруки им посулов и поминков не имати и к суду ставити исцов и ответчиков безо всякия поноровки.

145. А на службе в полках приставом имати хоженого по приставной памяти по две денги. А будет на службе же пристав, по чьему челобитью по кого послан бу­дет в уезд, и ему езду имати на челобитчике на пять верст по две денги же.

146. А будет которой неделщик, норовя кому по посулом, или по дружбе, ис­цов с ответчики к суду вскоре ставити не учнет, или сверх указу возмет лишнее хо­женое, и в том на него будут челобитчики, и сыщется про то допряма, и тому не­делыцику за то учинити наказание, бити батоги нещадно, а лишнее хоженое веле­ти на нем доправити, и отдати челобитчику. А будет он так сворует вдругие или в третьие, и его бити кнутом и из неделыциков выкинуть.

147. А бити неделыциком во всех приказех за крепкими поруками, а поруки велети по них збирати в том что им будучи у государева дела в неделыциках ника­ким воровством не промышляти, и челобитчиком продажи и убытков ни в чем не чинити, и колодников ис приказу и от себя з дворов без указу не отпускати, и ника­ких дел на скуп никому не отдавати.

148. А езду неделыциком имати на сто верст по полтине, а где будет верст больши, или менши того, и на те версты езду имати против того же по розчету. А будет послан будет неделыцик по общую правду, и ему езду имати половину с ысца, а другую с ответчика. А как судное дело вершится, и кто по тому делу вино­ват, и того езду другая половина взяв на виноватом, отдати правому. А ездити не­делыциком с наказными памятьми и с приставными, и на поруки давати самим и товарищам их, кто кому верит, а людей своих с наказными памятьми не посылати. А от поруки им самим и товарищам их поклонного не имати ничего. А в котором городе неделыцик живет, и ему в тот город с наказными памятьми не ездити и в свое место товарищев своих не посылати. А сколько у которого неделыцика будет товарищев кому с кем в заговоре делати, и то дияком записывати в книги, чтобы неделыцики своих заговорщиков не отпиралися. А будет кто неделыцик, или его товарищи учинят кому какие убытки, а сыщется про то допряма, и то взяти на всех заговорщиках и отдати челобитчику, да того же, кто такое дело учинит, бити кну­том по торгом и вкинути в тюрму, на сколко государь укажет, а без заговорщиков неделыциком недель не делати.

149. А будет кто учнет бити челом государю о управе в обидных делех на бояр и на околничих и на столников и на дворян московских и на их людей, а они в то время будут в городех по воеводствам, и на тех воевод, которыя будут в городех оп-ричь Астрахани, и Сибири, и Терка и опричь тех, которые будут на государеве службе в полкех, или в послех, или в посланникех, или в гонъцех, или кто послан будет куды ни буди для какова государева скорого дела, и для тоя скорые посылки государь пожалует его, велит ему отсрочить во всяких росправных делех, всяких чинов людем суд давати на Москве безсрочно, чтобы в таких делех никому волоки­ты не было. А отвечати за них велети братиям и детем и племянником, или людем их, которые после их будут на Москве, или друзьям их, кому они в том верят, а службою тем воеводам в таких делех не отговариватися по тому, что им та служба неполковая.

А будет кто в таких же росправных делех учнет государю бити челом на Моск­ве же на воевод и на всяких приказных и служилых людей, которыя будут в Астра-хане и в Сибире и на Терке или которыя воеводы и всякия служилыя люди будут на государеве службе в полкех на Украине или в ыных местех, и на тех воевод и всяких приказных и служилых людей в таких делах тем челобитчиком суд давати втепоры, как тем воеводам и служилым людем государева служба минется.

А будет меж служилыми людми какая обида учинится в полкех, и их в таких делех судити, и росправа межи ими чинити полковым воеводам или судиям, кото­рым судиям полковыя воеводы прикажут. А будет кто на кого учнет бити челом в полкех в обидных делех, которыя межи ими учинилися напередь государевы служ­бы в поместьях их, или в вотчинах, или инде где ни буди, а не в полъкех: и в таких делех в полкех никому ни на кого суда не давати, а судити их в таких делех на указ-ныя сроки втепоры, как им государева служба минется по тому, что межи ими те обиды учинилися до государевы службы не в полкех.

150. А которые воеводы и дияки и всякия приказные люди, будучи у государе­вых дел в городех, учнут городским и уездным всяких чинов людем чинити прода­жи и убытки, и в том на них будут челобитчики, и сыщется про их продажи и про насилство допряма, и на тех воеводах по сыску взятое правити тем людем, кого они чем изобидят, да на них же имати на государя пеню, что государь укажет, смотря по делу.

151. А будет кто столники и стряпчие и дворяне московския и жилцы с суда ысцовых искех будут обвинены, и правити на них исцовы иски указаны, и правеж-ныя выписи на них даны, и поручныя записи по них взяты, а они на правежь лю­дей своих присылати не учнут для того, что им для службы будет отсрочено, а на службу они не поедут, а пошлют в свое место на службу детей своих, или братью, или племянников, или людей даточных, а сами учнут жити на Москве и в деревнях, и на тех, которые на службе не будут, исцовы иски велеть правити безсрочно.

152. А будет кто, и городовые дворяне, и дети боярские на государеве службе сами не будут, а пошлют на государеву службу в свое место детей своих, или бра­тью и племянников, или даточных людей, а сами учнут жить на Москве за своими делами и в деревнях, и на них исцовы иски, в которых они будут обвинены по тому же правити безсрочно.

153. А несудимых грамот в городы никому не давать для того, что от несуди-мых грамот в городех всяким людем чинятся продажи и обиды и убытки великие. А будет кому такие несудимые грамоты в городы даны в прошлых годех, и такие несудимые грамоты отставить, и у кого такие грамоты объявятся, и у тех людей те грамоты взять, и присылать к государю к Москве в те приказы, ис которых прика­зов те грамоты тем людем даваны.

154. А будет которой истец в ыску своем с суда обвинен, а ответчик его в том иску оправлен, или которой ответчик в чьем иску крестным целованием отойдет, или кто в своем иску с кем помирютца до суда, а после того на тех же людех учнет он того же своего иску вдругоряд искать, и ему в том иску суда не давать, да ему же за такое дело учинить наказанье, бить батоги, чтобы ему и иным таким, на то смот­ря, неповадно было так делать. А ответчику велеть на нем доправить проести и во­локиты с того числа, как по приставной памяти взята по нем поручная запись, по гривне на день.

155. А которые люди ручаютца по ком к суду или с суда, а тот человек, по ком ручаютца, в поруке их выдаст, и исцов иск и пошлины доправят за него на порут-чиках, и тем порутчиком то все, что на них будет доправлено, взяти на том, по ком они ручаютца, да им же на нем велеть доправить проесть и волокиты по три рубли на месец, да убытки их по суду и по сыску. А править исцовы иски на порутчиках, которые порутчики будут в лицах.

156. А которые городовые всяких чинов люди по государевым зазывным гра­мотам в ысцовых искех в свое место пришлют к Москве к ответу детей своих, или братью, или племянников, или людей, а сами к Москве не поедут, и учнут жити по домом, а по судным делам доведется про них в тех местех, где они учнут жить, быти обыску, и как про них учнут обыскивать, и их вте поры ис тех городов, где они живут, высылати в ыные городы, где у них поместья и вотчины есть, или к Мо­скве, и сыскивать без них. А которые люди за них были в суде, и тем втепоры, как учнут сыскивать, быти на Москве, а с Москвы без указу не съежжать никуды, а съе­дет, и его тем обвинити.

157. А будет за кого учнут искати или отвечати дети и братия, и племянники, и друзья, и люди, и тем людем, кто будет в суде, с Москвы до вершенья суднаго дела не съежжати, а будет по судному делу быти обыску, и втепоры и тем людем, которых самих в суде не было, в те городы, где быти обыску, не съезжати же. А бу­дет те люди, которых самих в суде не было, похотят куды ехати с Москвы в свои вотчины и в поместья в уезды иных городов, а не тех, где обыску быти, и им в те свои поместья и вотчины ехать волно, только бы в тех городех и в уездех не были, где быти обыску.

158. А будет кто учнет искати на ком нибудь иску на пятьдесят рублев, а с суда в том иску учнет слатися на стольников, и на стряпчих, и на дворян москов­ских, и на городовых дворян, и детей боярских, и на голов стрелецких, и на гостей, и на дьяков, и на жилцов, и на дворовых людей, и на сотников стрелецких, и на по­дьячих по имяном на десять человек, а ответьчик в том иску на тех людей слатися не учнет, или на тех людей ответчик учнет слатися, а истец слатися не учнет, и тому отводу не верити, тех людей, которые будут в ссылках, допрашивати по государеву крестному целованию и вершити дело по скаске тех людей, на кого в том будет ссылка.

159. А будет кто с суда истец или ответчик учнет слатися гостиныя и суконныя, и черных сотен и слобод на посадских людей, и на стрелцов, и на казаков, и иных чи­нов на служилых людей, и на ямщиков, и на монастырских служек, и на крестьян в дватцати рублех на десять человек и тех людей по тому же допрашивати, и вершити дело по скаске тех людей, на кого будет ссылка, а отводу не верити же.

160. А будет кто в таких искех на таких людей, которыя писаны выше сего, пошлется из виноватых, а те люди по допросу скажут не против его ссылки, или и против его ссылки, да не все во одну речь, хотя един не по нем скажет, или они ска­жут, что про то дело ничего не ведают, и его тем обвинити по тому, что он на тех людей сам слался из воли, а они сказали не против его ссылки.

161. А которыя исцы всяких чинов люди учнут с суда слатися в повалной обыск на многих людей безимянно, а ответчики повалной обыск учнут отводити, или ответчики с суда учнут слатися в повалной обыск, а исцы повалной обыск уч­нут отводити, и повалного обыску не отставливати, и посылати сыскивати повал-ным обыском всяких чинов многими людьми безотводно, архимариты и игумены и старцы, по иноческому обещанию, а протопопы и попы и дияконы, по священст­ву, а дворяны и детьми боярскими и всякими служилыми и посадскими людьми, и дворцовых сел, и черных волостей старосты, и целовалники, и крестьяны, и вот-чинниковыми и помещиковыми прикащики и старосты, и целовалники, и крестья­ны, и всяких чинов русскими людьми по государеву цареву и великого князя Алек­сея Михайловича всея Русии крестному целованию, а князи, и мурзы, и татары, и чювашею, и черемисою, и вотяки и всякими ясачными людьми по их вере по шер-ти. И обыскивати тех всяких чинов людьми с лица на лицо роспрашивая всякого человека порознь, и обыскные речи сыщиком велеть писать при себе, а заочно обысков и обыскных людей в обыск писать не велеть, и имати у них речи у русских людей за их и за отцов их духовных руками, а у Литвы и у Немец за их же руками, или кому они в свое место к тем обыскам велят руки приложить, а у князей и у мурз и у татар, которые татарской грамоте умеют, обыски имати за руками же, а которые грамоте не умеют, и у тех и у ясачных людей имати обыски за их знамяны. А велети обыскные речи писати обыскным людем самим. А у дворян и у детей боярских обыскные речи имать особные, а с людми бы и со крестьяны своими дво­ряне и дети боярьские в одне обыскные речи не писалися. А которых людей кто учнет на суде из повалнаго обыску отводить, и тем отводным людем на суде подаст имянную роспись, а напишет в росписи род и племя, и друзей многих людей, и то­му отводу не верить, обыскивать всеми. А про то сыщиком сказывати обыскным людем имянно, чтобы они сказывали во обыску прямо вправду, никого не бояся, и никому не норовя никоторыми делы.

А будет они обыскные люди во обыску скажут не по правде, и им за то быти от государя в великой опале и в казни. Да и сыщиком о том приказывать накрепко, и в наказные памяти писать им с великим подкреплением, чтобы они обыскивали вправду, по государеву крестному целованию, другу не дружили, а недругу не мсти­ли, и того бы смотрили и берегли накрепко, чтобы обыскные люди семьями стакав-ся во обыскех не лгали. А которые люди учнут семьями во обыскех лгати, а им обы-щиком про то учинится ведомо, или которые люди учнут ослушатца, обыскных ре­чей давать не учнут, и они бы сыщики о том писали к государю, кто имяны обыскные люди семьями во обыскех учнут сказывати не вправду, и кто обыскных речей давать не учнет, и присылали бы они сыщики тем людем к государю имян-ные росписи за своими руками.

А будет они сыщики учнут сыскивати не по правде для своей корысти, или они учнут в сыску другу дружити, недругу мстити, или которые люди учнут в обы­скех лгати семьями, а иные обыскных речей давати не учнут, а они обы-щики о том к государю писати не учнут, норовя исцу или ответчику, а государю про то ведомо будет мимо их, и им сыщиком за то от государя быти в великой опале и в казни. Да будет в обыскех обыскные люди учнут говорити разныя речи, одне скажут по исце, а другие по ответчике, и с которую сторону в обыскех обыскных людей будет боль-ши, и по тому обыску того и оправити, по ком обыскных людей скажет больши.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.