Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВИНИТИ. 2 страница




240. А будет те люди, чей лес, похотят тот лес росчищати, и им росчищаючи тот лес, бортному деревъю никоторыя порухи не учинити. А будет кто лес росчи­щаючи, чюжое бортное дерево со пчелами, или безо пчол обсечет, или огнем обож­жет, или будет кто чюжое бортное дерево у себя на поле на пашне сохою подпа­шет, и тем бортным деревьям поруху учинит, и в том на них будут челобитьчики, и с суда сыщется про то допряма, и на них велеть за то бортное деревье доправити указная цена и отдать исцом.

241. А будет кто свой лес весь росчистит и роспашет, а в том его лесу будут чюжие озера и сенные покосы, и ему в те чюжия озера и в сенныя покосы по тому же не вступатися никоторыми делы, и тех людей, чьи те озера, или сенныя покосы, от тех озер и от сенных покосов не отбивать, и дорога им к тем угодьям дать. А тем людем, чьи те угодья будут, ходя к тем своим угодьям, пашни, и сенных покосов не топтати и никоторых убытков не чинити.

242. А будет кто в своем лесу чюжия озера выловит, или сенныя покосы поко­сит насильством, и в том на него будут челобитчики, и с суда про то сыщется доп­ряма, и на нем велети исцу убытки доправити по сыску.

243. У которых вотчинников и у помещиков по писцовым книгам будут борт­ные их ухожъи на их на поместных и на вотчинных землях, или у них по писцовым же книгам будут поверстные леса в их межах и в гранях, и тем вотчинником и по­мещиком те свои бортные ухожъи и поверстные леса в своих межах и гранях, кото-рыя межи и грани написаны будут в писцовых книгах, вольно росчищати в пашню и в сенныя покосы, и села и деревни ставити.

244. А будет кто на ком учнет искати вотчины, или двора, или лавки, или мел­ницы, или иного чего вотчинного, или поместнаго строения, и ответчик засудяся с ысцом, и не дождався по судному делу указу, то, чего на нем истец искал, кому продаст, или заложит, а по суду и по сыску доведется его в том обвинити, и у того, кому он что продаст, взяти и отдати исцу, а тому, кто у него то купил, указати на нем по купчей и по закладной цене назадь деньги. А будет в таком иску доведется по суду и по сыску ответчика оправити, а исца обвинити, и у купца того, что ему от­ветчик продаст, или заложит, не отъимати.

245. А будет кто кому дав на себя в заемных деньгах кабалу, или в вотчинном очищенье, или в ыном в каком деле нибудь какую крепость, да умрет, а после его в животах его останутся жена его и дети, или иныя кто его роду, а как он жив был и у него по тем кабалам в заемных деньгах и по записям в вотчинном очищенье с ысцы суд был, а судныя дела по смерть его не вершены, а по тем судным делам до-велося было его обвинити: и исцом по тем делам велеть иски их правити того умершаго на жене и на детях, или на иных роду его, кто после его в животах его останет­ся, и кому даны будут вотчины его. А будет по тем заемным кабалам и по всяким крепостям у того умершаго, как он жив был, с и(ы)сцы и суда не было, а похотят исцы по тем крепостям исков своих искати того умершаго на жене и на детех, или на иных роду его, кому животы его и вотчины достанутся, и им в тех его исках того умершаго на жену и на детей и на иных роду его суд дати, и по суду и по сыску указ ему учи-нити, до чего доведется.

246. А которыя люди учнут у кого займовати в кабалы денег, или иного чего нибудь, или кто кому учнет давати на себя записи, или иные какия нибудь крепо­сти в больших делех, и им заемныя кабалы и всякия крепости велеть писати на себя, и в послусех писатися на Москве и в городех площадным подьячим, а писати послухов в крепостях на Москве и в городех, и больших делех человек по пяти и по шти, а не в больших делех человека по два и по три, а меньши дву человек в послу­сех ни в каких крепостях не писати, а давати такие заемные кабалы и всякия крепо­сти на себя за своими руками. А которыя грамоте не умеют, и им велеть в свое место к тем кабалам и ко всяким крепостям прикладывати руки отцем своим ду­ховным, или братиям своим родным, или дядьям, или племянником, или кому они в том верят. А мимо площадных подьячих и без послухов никому ни на кого крепо­стей не писати. А будет кто у кого заняв денег, или иного чего, заемную память на­пишет на себя сам своею рукою, или ту память велит на себя написати человеку своему, а сам к той памяти руку приложит, и таким заемным памятем верити, и суд по них давати.

247. А будет кому нибудь случится у кого заняти денег рублев пять, или шесть, или десять, или хлеба, или иного чего нибудь против тоя цены в селе, или в деревне, или кто какое угодье в наем отдаст против тоя же цены, а грамоте он умеет, и крепость на себя сам напишет, или кому велит написати, а сам руку приложит, хотя и бес послухов, и таким крепостям потому же верити, и суд по них давати.

248. А которые люди в селех и в деревнях грамоте не умеют, и им в таких не в больших делех велети на себя такия крепости писати иных сел земским, или цер­ковным дьячком, или кому нибудь, и к тем крепостям велети в свое место прикла­дывати руки отцем своим духовным, или кому в том они верят сторонним людем.

249. А которые люди такия крепости учнут на кого имати, и им таких крепо­стей в своих вотчинах и поместьях попом своим и дьячком и людем писати не веле­ти. А будет у кого такия крепости объявятся, и таким крепостям не верити потому, что писали те крепости их же сел попы и дьячки.

250. А вотчинныя и дворовыя купчия, и закладныя, и даныя, и иныя всякия крепости в больших делех всяких чинов людем велети на Москве и в городех писа­ти, и в послусех писатися на площади площадным подьячим, а в селех и деревнях и по подворьям таких крепостей в больших делех, опричь зговорных свадебных за­писей и духовных и заемных памятей, никому не писати.

251. А будет кто, умысля воровски, и стакався с площадными подьячими, на­пишет на кого в большом долгу заемную кабалу, или иную какую крепость в боль­шом деле за очи, и написав ту крепость зазовет его к себе, или к иному к кому на двор, и велит ему к той крепости руку приложит, или ему велит написать в чем ни­будь заемную кабалу своею рукою неволею, и тому, над кем такое дело учинит, яв-ляти окольным людем, и в приказех судьям, а в городех воеводам, и приказных лю­дем подавати явки, после того, как над ним такое дело учинится, того же дни, и бита челом на тех людей, которыя над ним такое дело учинят, об очной ставке и о сыску вскоре, дни в три, или в четыре и большое в неделю. Да будет кто о таком деле на кого учнет бита челом, и судьям и воеводам и всяким приказным людем по тому челобитью, сыскивая тех людей, на кого такое челобитье будет, роспрашивата и с челобитчики ставити с очей на очи, и сыскивати всякими сыски накрепко, а будет дойдет до пытки, и тех людей пытать, до кого дойдет.

Да будет сыщется, кто на кого возмет какую крепость нарядным делом, по не­воле, и таким людем, кто такия крепости учнет имати по неволе, чинити жестокое наказание, бити их кнутом нещадно при многих людех, чтобы им и иным таким впередь неповадно было так воровати. Да на них же велеть тем людем, на которых они такие воровские крепости зделают, правити бесчестье, да их же за ту вину са-жати в тюрму на полгода. А площадным подьячим, которые такие крепости учнут писати воровством за очи, чинити казнь, отсечь рука. А кто в такие крепости учнет воровством же в послусех писатися, и тем чинити жестокое наказание, бити кну­том по торгом, и сажати их в тюрму, на сколько государь укажет.

252. А будет кто кому дав за себя какую крепость учнет на того, кому он ту крепость даст, являти и бити челом государю и сказывати, что на него та крепость взята поневоле, и учнет он в том слатися на сторонних людей по стачке, а писана та крепость на площади, и в послусех у тоя крепости писалися площадные подья­чие, и его рука у той крепости есть, а тот, кому он ту крепость на себя даст, и пло­щадные подьячие на очной ставке с ним учнут говорити, что та крепость прямая, а не нарядная, а те люди, на которых тот челобитчик пошлется с ними по стачке, уч­нут ту крепость называти нарядною же, а после того сыщется допряма, что та кре­пость прямая, а не нарядная, а лживят ее для того, чтобы по ней исцова иску не платити, и тому челобитчику за такое его ложное челобитье, и тем людем, которые учнут по нем говорити ложно, с ним по стачке, учинити жестокое наказание, веле­ти их бита кнутом нещадно при многих людех, чтобы им и иным таким впередь не­повадно было так делати, да на них же велети тому, на кого они такое дело напрас­но затеют, доправити бесчестие, да иск его по крепости сполна, да его же вкинута в тюрьму на полгода.

253. А будет кто кому дав на себя какую крепость нибудь, и учнут ту крепость на суде лживити, а та крепость за его рукою и писана та крепость на площади, и в послусех в той крепости написаны площадные подьячие, а до суда на ту крепость челобитья его и явок не бывало, и таким ответчиком не верить, и велети на них по таким крепостям исцовы иски править и отдавати исцом.

254. А кто по заемной кабале учнет на ком искати заемных денег, или иного чего, а заимщик в ответе скажет, что он по той кабале заемные денги, или иное что нибудь исцу платил, а на кабале того платежу будет неподписано, и отписи в том платеже не положит, или и положит, да руки исцовы у той отписи не будет, и им в том не верити, и по заемным кабалам денги и иные долги велети на них правити, и отдавати исцом, против заемных кабал сполна.

255. А правити заемные денги по кабалам и по духовным на заимщиках ис­цом истину, а росту на те заемныя денги не правити потому, что по правилом свя­тых апостол и святых отец росту на заемныя денги имати не велено.

256. А давати по заемным кабалам суд в пятьнатцать лет, а сверх пятанатцати t лет по кабалам суда не давать.

257. А будет которыя заемная кабала и старое пятанатцати лет будет, а уплата по ней была, а в котором году та уплата была, и то на той кабале подписано имян-но, и по той кабале в достальных в заемных деньгах и сверх пятинатцати лет суд да­вать, с того году, как был платежъ за пятнатцать же лет.

258. А кто на ком учнет заемных денег искать по выданым кабалам, а кабалы из лет не вышли, и на кабалах будет подписано, что им те кабалы выданы за долг, или на те кабалы даны им даные, и по тем выданым кабалам исцом на заимщиках заемные денги велеть править без росту же. А будет та кабала, которую в суде ис­тец положит, не подписана, и даные на ту кабалу у него, на чье имя та кабала писа­на, нет, и по той кабале суда не давать.

259. А кто кабалу полживит, и в том обличен будет, что кабалу лживил не де­лом, и за то долг взяти на нем исцу вдвое. А будет тот заимщик, на суде кабалу лжи-вя, и не сходя с суда в том повинитца, что он тое кабалу лживил напрасно, и на нем долг взяти по кабале в однорядь за то, что он вину свою сам объявил.

260. А будет кто чем должен будет руским всяких чинов людем и чюжезем-цем, и исцы руские люди и чюжеземцы того своего долгу учнут на нем искать су­дом, и тот должник, не хотя чюжеземцу долгу его заплатить, учнет отыматса от него тем, что он опричь того чюжеземца должен многим руским людем, и на та­ком должнике велеть долговые денги напередь править чюжеземцу, а руским лю­дем велеть на нем долг их правити после. Также будет на ком доведетца взяти что в государеву казну, а в тоже время на него учнут бита челом исцы о долгах, и на нем напередь взяти государево, а дожником указати ему платити долги после.

261. А которые дворяне и дети боярские и всяких чинов люди в ысцовых в ка-балных и бескабалных искех по судным делам будут обвинены, и им или людем их стоять на правеже во сте рублех месяц. А которые люди будут обвинены больши, или меньши ста рублев, и тем стоять против того же по росчету. А которые люди уч­нут бити челом о переводе, и им деньги перевесть и на другой месяц, а больши им того в ысцовых искех сроку не давать, чтобы в том исцом лишние волокиты не было.

262. А которые люди учнут на правеже отстаиватца, окупитца им будет чем, и у них велеть после указнаго месяца ценить дворы и животы, и отдавать в ысцов иск, или исцов иск велеть за них править в поместьях их и в вотчинах на людех их и на крестьянех.

263. А будет кому исцова иску заплатить будет нечем, а вотчина у него пуста, и тое вотчину оценя отдать исцу в платежь. А будет тое пустые вотчины истец взя­ти не похочет, и тое вотчину продать сторонним людем, кто ее купить похочет, и деньги отдать в платежь исцу. А будет та вотчина родовая, или выслуженая, а похо-тят ее взяти вотчичи за тое цену, чем ее оценят, и та вотчина за тое цену отдати вот­чинам, и деньги взяв за тое вотчину, отдать в платежь исцу. А что за тое вотчину у кого денег взято будет сверх исцова иску, и те лишние деньги отдать тому, чья та вотчина будет продана. А будет за тое вотчину по продаже взято будет денег мень­ши исцова иску: и те деньги, чего в ысцов иск не дойдет, править на том, кто теми деньгами будет должен.

264. А будет кому служилым всяких чинов людем, опричь меньших чинов, с правежу окупитися будет нечем, и на них на самих и на людех их долговые деньги после указнаго месяца править безо всякия пощады, а головою исцом их не отда­вать, опричь тех детей боярских, которые ходят в приставех.

265. А будет стрелцом заемных денег по кабалам или исцовых исков платить будет нечем, и их исцом и в ысцовых искех головою не выдавать, а платить за них исцом из государева денежнаго жалованья на год по четыре рубли. А покаместа они от долгов своих свободятся, и им служити с одного хлебнаго жалованья.

266. А казаков, и пушкарей, и затиныциков, и иных меньших чинов служи­лых и тяглых всяких людей, которым с правежу окупитися будет нечем, после указ­ного месеца выдавати исцом головою до искупу. А работати им, мужескому полу за пять рублев по году, а женскому полу за полътретья рубли по году. А кому они выданы будут, и по тех взяти порка з записью, что их не убити ни изъувечити. А как те выданые люди урочныя лета отработают, и их поставити в приказе.

267. А будет такие выданые люди от кого збежат, и тем людем, от кого они збежат, о том явити в том приказе, ис которого приказу ему кто кому будет выдан.

268. А будет кто на кого учнет бити челом, что выданого человека убил до смерти, и про то сыскати, а сыщется про то допряма, и за то смертное убойство, что государь укажет.

269. А которые тяглые люди разных сотен и слобод, и в городех торговые и всякие посадские люди учнут стояти на правеже в ысцовых искех от беломесцов по зае мным кабалам и по судным делам, а окупитися им будет нечем, а дворы лавки у них есть, и те их дворы и лавки продавати в окуп исцова иску тяглым же людем, а беломесцом тех их дворов и лавок в ыск не отдавати и не продавати.

270. А которых людей з грабежным поличным приведут в приказ, и по полич­ному исцом давати на тех приводных людей суд, а с суда чего доведется.

271. А которых приводных людей дадут держати приставом до указу, а при­ставы тех приводных людей упустят, а исцы на тех приставов учнут бити челом го­сударю о указе, что они тех приводных людей отпустили, и приставов давати на по­руки з записьми, и велети им тех приводных людей сыскивати, и в сыску давати указныя сроки, что им тех приводных людей сыскав поставити в приказе. А будет в указныя сроки тех приводных людей приставы не сыщут, и ис-цовы иски правити на тех приставех и на их порутчиках, а в колодничье побеге тех приставов не пы­тать. А будет на тех приставех и на их порутчиках доправити исцова иску нечего, и тех приставов отдавати исцом головою до искупу, а по тех исцах взяли поручныя записи в том, что им над ними никакова дурна не учинити и не изувечити.

272. А будет кто мастеровой человек возмет у кого узорочныя товары, камень алмаз, или яхонт или изумруд, или лал, или иной какой камень для олмаженья, или гранита, или печати резати, и небрежением тот камень розломит, или какую ни­будь поруху учинит, и в том на него будут челобитчики, и на нем за тот камень взя­ти цену, чем сторонния люди оценят.

273. А будет кто у кого возмет к которому нибудь времени на ссуду платье, или платье же возмет делати портной мастер, и то платье мышми истравит, или чем испортит, и в том на него будут челобитчики, и за то изъеденое платье исцом взяти на них цену, а платье им отдати.

274. А будет кто у кого возьмет ад аем лошадь, или иное что, да испортит, и в том на него будут челобитчики, и с суда сыщется про то допряма, что он то наем­ное испортил, и исцом велеть на нем за то наемное взяти цену по оценке сторон­них людей, а то, что он испортит, отдати ему.

275. А будет кто у кого наймется стеречь двора, или лавки, или чего нибудь, и в том по себе даст поруки, а после того за его сторожею что будет покрадено, и в том на него будут челобитчики, и сыщется про то допряма, что покрадено за его сторожею, и то покраденое велеть на том стороже и на порутчиках доправити. А будет ему и порутчиком его того покраденаго заплати™ будет нечем, и их исцу за иск отдати головою до искупу.

276. А будет кто учнет с кем торговати сложася, и один из них товарыщь по­едет куды з деньгами или с товары для торговли в отъезд, и на дороге его воры ра­зобьют, и товары и деньги поемлют у него без остатку, а товарыщь его тех това­ров и денег своей половины учнет на нем искати судом и с суда будет сыщется про то допряма, что его розбойники розбили и товары и деньги поймали без ос­татка, и товарыщу его тех товаров и денег на нем править не велеть потому, что ему такое разграбление учинится по невольному случаю. А будет сыщется, роз­бойники на него приезжали, а животов ничего не взяли, и тот иск на виноватом доправить и отдати исцу.

277. А будет кто учнет у себя на дворе ставити хоромы блиско межи соседа своего, и ему тех своих хором на меже соседа своего не ставити, а будет кто на меже хоромы поставит и в том на него будет челобитье, и тому хоромы велеть с межи отнесть.

278. Также и печи и поварни на дворе к стене соседа своего никому не делати. А будет кто на дворе у себя зделает печь или поварню и к стене соседа своего, и в том на него от соседа его будет челобитье, и у него ту печь и поварню от стены со­седа его отломать, чтобы соседу его от тоя его поварни и печи никакова дурна не учинилося.

279. А будет у кого на дворе будут хоромы высокия, а у соседа его блиско тех высоких хором будут хоромы поземныя, и ему из своих высоких хором на те нис-кия хоромы соседа своего воды не лить и сору не метать, и иныя ни ко-торыя тес­ноту тому своему соседу не делать. А будет он на те соседни ниския хоромы учнет воду лить, или сор метать, или иную какую пакость чинить, а с суда сыщется про то допряма, и ему те свои высокия хоромы от тех соседних хором велеть отнесть, а будет он тех своих хором от соседних хором не отнесет, и тесноту тому своему сосе­ду учнет делать по прежнему, и у него те хоромы велеть отломати, чтобы впредь со­седу его от него никакова насильства не было.

280. А будет кто с кем побраняся назовет кого выблядком, и тот кого он назо­вет выблядком, учнет на него государю бити челом о бесчестье, и с суда сыщется про того челобитчика допряма, что он не выблядок, и ему на том, кто его назовет выблядком, велеть по сыску доправити бесчестье вдвое безо всякия пощады. А бу­дет про того челобитчика в сыску скажут, что он прямой выблядок, прижит он у наложницы до законыя жены, или и при законной жене, или после законной жены, и таким выблядком в бесчестьях отказывати, и к законным детям того, кто его у наложницы приживет, не причитать, и поместей и вотчин того, кто его безза­конно прижил, ему не давати. А будет тот, кто того выблядка у наложницы при­жил, на той наложнице и женится, и ему того выблядка в законныя дети не причи-тати же, и поместий его и вотчин тому его выблядку не давати потому, что он того выблядка прижил у наложницы своей беззаконно до женитвы.

281. А будет кто на кого пустит собаку нарочным делом, и та его собака того, на кого ея пустит, изъест, или платье издерет, и в том на него будут челобитчики, и с суда сыщется про то допряма, и на нем велети исцу доправити бесчестье и увечье и убытки вдвое. А будет про то сыскати будет нечим, и им в том с суда дати вера, крестное целование.

282. А будет кто у кого собаку убьет нарочным делом, и на нем по сыску ве­леть за ту собаку, доправя указную цену, отдати исцу.

283. А будет кто собаку убьет ручным боем не из ружья, бороняся от себя, и ему за ту собаку цены не платить, и в вину ему того не ставити.

284. А будет у кого собака на люди мечется, или животина корова, или бык, или козел, или боран людей или животину бьет, а он такия собаки на привези дер-жати и животины беречь не учнет, и его небрежением от той его собаки или от жи­вотины кому какое дурно, или убытки учинятся, и в том на него будут челобитчи­ки, и сыщется про то допряма, и на нем те все убытки велеть доправя отдати исцу. А о том приказати ему накрепко, чтобы он впередь ту собаку держал на привези, а животину в запоре, чтобы от той его животины впередь никому никакова дурна не­было. А будет он ту свою собаку на привези и животины в запоре держати не уч­нет, и от той его собаки или от животины кому какое дурно учинится, и в том на него будут челобитчики, и на нем велеть тому челобитчиком иски их правити по их скаскам бес суда, и ту животину взяв у него отдати челобитчиком.

285. А будет кто на ком учнет искати свиней, или кобыл, и коров, или овец, или иныя какия животины, или пчел с приплодом на прошлые годы, лет на пять и больши или менши, и по суду и по сыску в том своем иску истец будет прав, и ему за свиньи и за кобылы, и за коровы, и овцы, или за иную какую животину, и за пче­лы править то, чем у него кто завладеет, а в приплоде отказать, для чего он того все­го на нем не искал в том году, как у него кто чем завладел.

286. А кто на ком учнет искать сенных покосов десятинами, и тех сенных по­косов дошцетца, и ему на ответчике за десятину сенных покосов велеть править по десяти алтын.

287. А кто на ком учнет искать кошенаго сена покопенно, волоковых копен, и доищетца, и ему на ответчике кошенаго сена велеть править за копну по алтыну.

Глава XI. СУД О КРЕСТЬЯНЕХ А В НЕЙ 34 СТАТЬИ

1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриар­хом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными и за комнатными людьми, и за столь­ники и за стряпчими и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за го­родовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной в и(ы)ные приказы после московского пожару прошлого 134-го году, то беглые кре­стьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.

2. Такъже будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбе­жав из-за них, живут в государевых в дворцовых селех, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в и(ы)ных в каких нибудь в служилых людех в Замосковных и в Украинных городех, или за патриархом, или за митрополиты, или за архиепископы и епископы, или за монастыри, или за бояры, и за околничими и за думными и за комнатными людь­ми, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жил-цы, и за городовыми дворяны и детми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после мос­ковского пожару прошлому 34-го году, будет те их беглыя крестьяне, или тех из беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне, или их дети, по новым дачам написаны за кем в от-делных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет.

3. А кому доведутся беглыя крестьяне и бобыли по суду и по сыску отдатьГй тех крестьян отдавати з женами и з детми и со всеми их животы, и с хлебом стоя­чим и с молоченым. А владенья за тех крестьян на прошлыя годы до сего нынеш-няго уложения не указывати. И которые крестьяне будучи в бегах дочери свои дев­ки, или сестры, или племянницы выдали замуж за крестьян тех вотчинников и по­мещиков, за кем они жили, или на сторону в и(ы)ное село или в деревню, и того в вину не ставити и по тем девкам мужей их прежним вотчинником и помещиком не отдавать, потому что о том по нынешней государев указ государевы заповеди не было, что ни кому за себя крестьян не приимати, а указы были беглым крестьяном урочныя годы, да и потому, что после писцов во многия годы вотчины и поместья за многими вотчинники и помещики переменилися.

4. А кому беглые крестьяне и бобыли будут отданы, и у тех людей, в тех их кре­стьянех и в бобылях и в их животах государевых дворцовых сел и черных волостей приказным людем и вотчинником и помещиком имати отписи за их руками впредь для спору. А отписи велети писать на Москве и в городех площадным по­дьячим, а в селех и в деревнях, где площадных подьячих не будет, велеть такие от­писи писати иных сел земским или церковным дьячком, и давати такие отписи за своими руками. А которые люди грамоте не умеют, и тем велеть к тем отписям в свое место руки прикладывать отцем своим духовным, или кому они верят, сторон­ним людем, а своим попом и дьячком и людем никому таких отписей писать не ве­леть, для того чтоб в таких отписях ни у кого, ни с кем впередь спору не было.

5. А у которых вотчинников и помещиков в писцовых книгах написаны кре­стьянские и бобыльские пустые дворы, или места дворовые, а про крестьян и бобы­лей тех дворов в писцовых книгах написано, что те крестьяне и бобыли бежали из-за них в прошлых годех до тех писцовых книг, а челобитья их по се время о тех крестьянех ни на кого не бывало, и по тем пустым дворам и по дворовым пустым местам в тех крестьянех и бобылях суда не давать для того, что они во многие годы о тех своих крестьянех ни на кого государю не бивали челом.

6. А из-за кого беглые крестьяне и бобыли по суду, и по сыску и по писцовым книгам будут отданы исцом, или бес суда кто отдаст по уложенью, и тех крестьян по челобитью тех людей, за кем они в бегах жили, записывать в Поместном прика­зе за теми людми, кому они будут отданы. И из-за кого они будут взяты, и с тех по­мещиков и с вотчинников государевых поборов никаких по переписным книгам за них не имать, а имать государевы всякие поборы с тех вотчинников и помещиков, за кем они по отдаче учнут жить во крестьянех.

7. А у которых вотчинников по суду и по сыску и по писцовым книгам кресть­яне взяты будут и отданы исцом ис купленых их вотчин, а купили они те вотчины у вотчинников с теми крестьяны после писцов, и в купчих те крестьяне у них напи­саны, и тем вотчинником, вместо тех отдаточных крестьян, взята на продавцах та­ких же крестьян со всеми животы и с хлебом стоячим и с молоченым, из и(ы)ных их вотчин.

8. А у которых вотчинников и помещиков в прошлых годех о беглых крестья­нех и о бобылях суд был, и с суда кому в таких беглых крестьянех, до сего государе­ва указу, отказано прежним указом блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии указными леты, и велено тем беглым крестьяном и бобылям жить за теми людьми, за которыми они указные лета зажили, или у которых помещиков и у вотчинников о беглых же крестьянех и бобылях в прошлых годех до сего государева указу была полюбовная зделка, и по полюбовной зделке кто кому своих крестьян поступился, и записьми укрепилися, или челобитные мировые подали, и тем всем делам быть по тому, как те дела вер­шены до сего государева указу, а вновь тех дел не всчинать и не переговаривать.

9. А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных книгах про­шлых 154-го и 155-го годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали, или впредь учнут бегати: и тех бег­лых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюд никому чюжих крестьян не приимать, и за собою не держать.

10. А будет кто с сего государева уложенья учнут беглых крестьян, и бобылей, и их детей и братью и племянников приимать и за собою держать, а вотчинники и помещики тех своих беглых крестьян за ним сыщут, и им тех их беглых крестьян и бобылей, по суду и по сыску, и по переписным книгам отдавать з женами и з деть­ми, и со всеми их животы и с хлебом стоячим и с молоченным и з земляным без урочных же лет. А сколько они за кем с сего государева уложенья в бегах поживут, и на тех, за кем учнут жити, за государевы подати и за помещиковы доходы взяти за всякого крестьянина по десяти рублев за год, и отдавати исцом, чьи те крестья­не и бобыли.

11. А будет кто на кого учнет государю бита челом о беглых же крестьянех и бобылях, а в писцовых книгах тех крестьян и отцов их за исцом и за ответчиком не-написано, а написаны те крестьяне за исцом или за ответчиком в переписных кни­гах прошлых 154-го и 155-го годов, и тех крестьян и бобылей отдавати по перепис­ным книгам тому, за кем они в переписных книгах написаны.

12. А будет у кого с сего же государева указу из вотчины или ис поместья збе-жит крестьянъская дочь девка, и збежав выйдет замуж за чьего кабалнаго челове­ка, или за крестьянина, или кто у кого с сего государева указу крестьянскую дочь девку подговорит, и подговоря выдаст за своего кабальнаго человека, или за кре­стьянина или за бобыля, и тот, из за кого она збежит, учнет об ней бити челом госу­дарю, и по суду и по сыску сыщется про то допряма, что та девка збежала, или под­говорена, и ее тому, из за кого она выбежит, отдати и с мужем ея и з детьми, кото­рых она детей с тем мужем приживет, а животов мужа ее с нею не отдавати.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.