Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВИНИТИ. 1 страница




185. А будет кто, в каком деле ни будь, приставит к недорослю, или ко вдове, или к девке, и отвечати им за себя не умети, а родимцов у них на Москве нет, а ска­жут они, что есть у них родимцы, кому за них отвечати, и тем их родимцом отсро­чено, а людей у них и крестьян таких нет, кому за них отвечати, и учнут они бити челом государю, чтобы за них отвечати родимцом их на отсрочной срок, и таким недорослям, и вдовам, и девкам в ысцовых искех срок давати против их челобитья, и давати их на поруки з записми в том, что им тех, кому за них отвечати, ко указно­му сроку ко ответу поставити безо всякого переводу. А не поставят они в свое место ответчиков на указной срок, и их тем обвинити.

186. А кто, забыв божий страх и государево крестное целование, похочет сво­им вымыслом, или по чьему наученью кого испродать напрасно, приставит к кому во многом поклепном иску, в бою и в грабеже, и не ходя на суд возмет с того, к кому он приставит что не большое и того дела отступится, для того, что он приста­вил поклепав напрасно, а сыщется про то его воровство допряма, и на таких ворах за такое поклепное дело взяти на государя пени пять рублев, а взятое, что он у кого возмет, велети на нем доправити вдвое, и отдати тому, у кого он возмет, да ему же учинити жестокое наказание, велети его у приказу при многих людех бити кнутом нещадно и посадити в тюрму, насколько государь укажет, чтобы от таких воров ни­кому напрасных продаж не было.

187. А будет тот вор, в таком поклепном деле объявится вдругоряд, и на нем за такое другое дело взяти на государя заповеди десять рублев, да убытки того, с кого он что поклепав возмет, вдвое же, да ему же учинити наказание, велети его у приказу бити кнутом же на козле, и от приказу послати его в тюрму насколько го­сударь укажет, и до тюрмы велеть его бити кнутом же нещадно.

188. А будет тот вор в таком поклепном деле объявится в третьие, и на нем за такое его воровство взяти на государя заповеди дватцать рублев, да убытки того, с кого он что поклепав возмет, вдвое же. Да ему же учинити наказание, бив у прика­зу кнутом на козле, послати в торг по рядом, чтобы про то ведали всякие люди, за что ему такое наказание учинено, и бив его кнутом по торгом, вкинута в тюрму на­сколько государь укажет, и впредь ему ни на кого ни в каких искех приставных па­мятей не подъписывати и суда не давати.

189. А которые люди всяких чинов учнут бита челом на кого в заемных ден-гах, или в поклажеях, или в какой нибудь ссуде, а в тех долгех и в поклажеях и в ссу­де на то кабал и заемных памятей и иных никаких крепостей на тех людей, на кото­рых они учнут бити челом в челобитье своем и в приставных памятех не напишут, и им на тех людей суда и зазывных грамот в таких искех не давати и приставов не посылати.

190. А которые служилые люди будут на государеве службе в полкех, а полки по государеву указу будут в городех, и учнут бити чатом ратныя люди на кого в по­клажеях тех городов, где они будут на государеве службе, и тем людем в поклажеях на тех людей, на кого они учнут бити челом, суд давати и бес письма для того, что служилые всяких чинов люди бывают на государевых службах в городех, и запасы свои и служилую и всякую рухлядь кладут на дворех у тех людей, у кого они стоят, и бывают ратным людем на государевых службах посылки скорые и они в те поры вся­кую свою рухлядь и запасы оставливают после себя у тех людей, где они стоят. Да бу­дет по суду и по сыску, на которых городовых людех доведется поклажей ратных лю­дей взяти, и на них то поклажее по суду и по сыску доправя отдати исцом. А будет сыскати нечем, и в том исцу с ответчиком учинити вера, крестное целование.

191. А будет кто служилые люди в таких поклажеях учнут к кому приставлива-ти поклепав напрасно, а сыщется про то допряма, и тем служилым людем, кто учнет клепати напрасно, по сыску чинити жестокое наказание, бити кнутом не щадно.

192. А опричь службы на Москве и в городех в поклажеях никому ни на кого бес письма суда не давати, чтобы в том никому ни от кого в поклепных искех на­прасные продажи не было.

193. А которые всяких чинов люди учнут всякия свои дела отдавати делати мастеровым людем, а мастеровые люди только в тех делах учнут запиратися, и в том на них будут челобитчики, и на тех людей челобитчиком давати суд и с суда указ чинити, до чего доведется.

194. А будет кто кому что заложит в долгу, или на збереженье даст, и тому за­кладу или поклажее у того, кому будет заложено, или на збереженье дано, учинит­ся гибель от пожару, или тати покрадут, да и его животы с тем поклажеем втепоры пропадут же, и тому, у кого такое поклажее будет, и с(ь) его животы пропадет, яв-ляти околным людем, и в приказех о том подавати писменыя явки, что у него тому поклажею гибель учинилася не его хитростию. А будет тот, чье то поклажее, учнет на него бити челом, что то его поклажее у того, у кого он положил, было вместе с его животы, а пропало одно его поклажее, а того животы целы, и им в том дати суд, а по суду и по сыску межь ими указ учинити до чего доведется.

195. А будет кто у кого положит свои животы на збережение за своею печа­тью и за замком, и тот у кого поставлено те чюжие животы отомкнет, и роспечата-ет, и пересмотрит бес того, чьи те животы, и тот чьи те животы учнет на него бити челом и что ис тех его животов что пропало, а сыщется про то допряма, что те его животы отомкнуты, и роспечатаны, и пересматриваны без него, и по сыску то по­клажее, чего против исцова челобитья в лицах не будет, доправити на том, у кого они были поставлены за замком и за печатью. А будет межь ими в тех животах ка­кой спор учинится, и им в том учинити вера, крестное целованье.

196. А будет кто кому в долгу в деньгах, или в ыном в чем нибудь заложит что до сроку, и кабалу закладную на тот свой заклад даст, а в кабале напишет, будет он того своего закладу на срок не выкупит, и на тот его заклад та закладная кабала и купчая. И дав он такую кабалу, того своего закладу на срок не выкупит, и ему впредь до того своего закладу дела нет, а владети тем его закладом тому, кому он заложит, и волно тому такой заклад продать, и заложить, и в приданые дать.

197. А будет кто кому заложит в долгу до сроку лошадь, или иную какую живо­тину, и та лошадь или иная какая животина у того, кому она будет заложена, до сро­ку умрет собою, а не от надсады работныя, и не з голоду, и не убита, и тому, у кого тот заклад был, взяти на заимщике своего долгу половина, а другия половины не имать. А будет заимщик учнет на него бити челом, что он над закладом его учинил хитрость, и им в том дати суд, и с суда учинити межь ими указ до чего доведется.

198. А будет кто приедет к кому нибудь на двор насильством, скопом и заго­вором, умысля воровски, и учинит над тем, к кому он приедет или над его женою, или над детьми, или над людьми смертное убойство, а сыщется про то допряма, и того, кто такое смертное убойство учинит, самого казнити смертью же, а товары-щев его всех бити кнутом и сослати, куды государь укажет.

199. А будет они над тем, к кому они приедут, смертнаго убийства не учинят, только его чем обесчестят, или и убытки какия учинят, и на них тому, кого они обесчестят, и убытки учинят, велеть бесчестье и убытки доправити вдвое, да им же за тот их воровской приезд учинити жестокое наказание, бити кнутом. А будет кто ис тех воровских приезжих людей в те поры кого ранит, а сыщется про то допряма, и того, которой ранит, у одного отсечь рука, а товарыщей его, которые с ним при­езжали, бити кнутом и дати на поруки, что им впредь так не воровать. А за бесче­стье и за увечье взяти на них на всех по тому же вдвое.

200. А будет тот, к кому они таким умышлением приедут, бороняся от себя, и дом свой обороняя, кого из них убьет до смерти и привезет тех побитых к судьям, и сыщется про то допряма, что он то убийство учинил поневоле, от себя бороняся, и ему того в вину не ставить. А кого он убьет, и ему то убийство учинится от себя, не приежжай на чюжей дом насильством.

201. А будет кто сам кого задерет, и учинится межь ими бой, и на том бою того, кто напередь задерет, кто ранит, и он на того, кто его ранит, учнет бити челом в увечье, а тот, на кого он учнет бити челом, в том не запрется, и скажет, что он его ранил, от себя бороняся, а сыщется про то допряма, что тот бой почался от того че­лобитчика от самого, и ответчика в том бою не винити, и за увечье на нем ранено­му ничего не указывати, потому, что тот раненой сам неправ.

202. А будет кто на кого похвалится каким лихим делом, что он хочет дом его, или гумно с хлебом зжечь, или иной какой убыток учинити, и тому, на кого таким делом кто похвалится, являти околным людем, а в приказех подавати писменыя явки, и бита челом о сыску. А тот, на кого те явки будут даны, в такой похвальбе за­прется, а мимо его сыщется про то допряма, что он таким делом похвалялся, и его дати на крепкия поруки, что ему таких лихих дел не зделати. А будет он в том по себе поруки не зберет, и его вкинуть в тюрму до тех мест, покамест он в том по себе поруки зберет. Да будет он в том поруки по себе зберет, а у того, на кого он похва­лился, сожгут двор, или гумно, или иныя какия убытки ему починят неведомыя ка­кия люди, и в том воровстве пытати того, кто на того человека, кому такие убытки учинятся, лихими делы похвалялся. Да будет он с пытки повинится, что такое дело учинилося от него, и тому, над кем он такое дело учинит, велеть убытки все допра­вити на нем, а чего будет на нем доправити будет не мощно, и то велеть доправити на порутчиках его. А будет он куды збежит, и в лицах его не будет, и пытати в та­ком воровстве будет некого, и тому, над кем такое дело учинится, велеть убытки его все доправити того беглеца на порутчиках же. А только тот, кто лихими делы похвалялся, в лицах будет, и с пытки на себя в том воровстве говорити не учнет, и он от того дела свободен. А что он в том деле пытан будет, и то ему учинитца от себя потому, на что было ему похвалятца лихими делы.

203. А будет кто кому чем должен по кабалам, или по записям, или по иным каким крепостям, а заплатить будет ему того долгу вскоре не мощно, потому что он в убожество впал и изволением божиим от огненаго запаления, или животы его какими мерами потонули, или его розбойники, или тати, или иные какие лихие, или воинския люди разорили, и животы его розграбили, и таким должником во всяких долгех давати сроку по разсмотрень ю на год и н а_два или на три, а больщи трех лет в таких долгех сроку не давати. И в тех долгех имати псГних поручные за­писи в том, что им те долги тем людем, кому они должны, заплатить на указные сроки, безо всякого переводу, и никуды не збежать, и не изменить, ни в которые в ыные государьства не отъехать, а порутчиков по нем в том велеть в поручную за­пись писать людей добрых, которым бы в том мощно было верить, и по тем поруч­ным записям велеть тем должником долги платить тем людем, кому они чем долж­ны, на указные сроки, безо всякого переводу, без росту. А будет которой должник на указной срок того долгу не заплатит, и в лицах его не будет, и тот долг взяти на его попутчиках, и отдать тому, кому тот должник чем должен, без росту же. А бу­дет которой должник, дав по себе поруку в том, что ему не изменить, да изменит, отъедет в ыное государьство, и та его изменничья вина и долг на порутчиках же его. А будет тот должник до указнаго сроку умрет, а в поручной записи будет напи­сано, что ему тот долг заплатить на срок, а не заплатит того долгу на срок, и тот долг по кабале или по записи заплатить порутчиком его. И после умершаго заим-щика тот долг платить жене его и детем. А будет чего на жене и на детех взять бу­дет нечего, и тот досталной долг взять на порутчиках его, кто будет в лицах.

204. А будет по таких должниках в таких долгах никто не ручается, а окупити-ся им нечем, и их за такия долги отдавати исцом до искупу, опричь дворян и детей боярских. А на правеже дворян и детей боярских бити до тех мест, покамест с должники розделается.

205. А будет по ком порутчики ручаются до сроку в статье, а после того тот, по ком ручалися в статье, умрет до сроку, и до порутчиков его по такой поручной записи дела нет потому, что они ручалися по нем в статье, а не в долгах.

206. А будет кто у кого возмет денег в займы, или чего нибудь для торговли, и тот долг истеряет своим безумием, пропьет, или проворует каким нибудь обычаем, а сыщется про то допряма, а окупитися ему будет нечем, и его отдати исцу головою до искупу же.

207. А будет кто кому учинит какое насильство, или бой или раны, или какие нибудь убытки и обиды, и будут на него в том челобитчики, и с суда про то его на­сильство сыщется допряма, а он в том в ыску не розделався умрет, а после его оста­нутся вотчины или животы, а в тех его вотчинах и животах будут жена и дети, и ис­цом велеть иск их доправити того умершаго на жене и на детех.

208. А будет кто помещик, или вотчинник, или люди их и крестьяне загонят к себе из своего хлеба, или с некошеных лугов чьи лошади, или иную какую животи­ну: и ему про то явя сторонним людем, послати к тому, чья та животина, чтобы он, пришед с сторонними людьми, досмотрил потравленого его хлеба, или лугов. Да будет тот человек, чья та животина, пришед к нему с сторонними людьми, потрав­леного его хлеба, или лугов досмотрит, и тот его потравленой хлеб или траву ему за­платит, и ему ту животину, которую он ис того своего хлеба, или с лугов загонит, отдать тому, чья та животина, все вцеле. А будет тот, чья та животина, на досмотр потравленого хлеба или лугов не пойдет, и ему животину его держати у себя, а на него в потравленом хлебе и в лугах бити челом государю и искати судом. Да будет с суда про то сыщется допряма, что его хлеб или луги потравлены тою животиною, которую животину он к себе загнал, и на том, чья та животина, велети ему тот по­травленой его хлеб и луги, сметя по сыску, доправити сполна; да ему же велеть на том, чья та животина, доправити той животины прокорм сметя же, да на том же виноватом велети за его насильство доправити с суднаго дела государевы пошли­ны вдвое.

209. А будет кто чюжую животину загнав к себе на двор или своего хлеба, или с лугов учнет держати в запоре, и держав в запоре голодом уморит, и в том будут на него челобитчики и с суда про то сыщется допряма, и за ту животину, которую он уморит, велеть на нем доправити цену по указной цене, и отдати исцу. А будет у исца та лошадь, или ину какую животину напередь того кто торговал, и давал денег болыии того, а сыщется про то допряма же, и ему за ту умершую лошадь, или за иную животину велеть на том, кто ея уморит, доправити ту цену, что купцы давали.

210. А будет кто чье стадо конское или иные животины с своея, или с чюжия земли взгонит к себе на двор насильством безвинно, и в том на него будут челобит­чики, и по суду и по сыску сыщется про то допряма, что он то стадо загнал к себе на двор напрасно, и ему то конское стадо, или иные животины велеть отдати исцу все в целе. А будет он которую животину уморит голодом, или убьет, и на нем за ту животину велеть доправити указную цену вдвое, и отдати исцу против того же, как о том писано выше сего. Да на нем же велеть за его насильство доправити с судна­го дача государевы пошлины вдвое.

211. А будет кто похочет чюжею землею завладети насильством, и для того ту чюжую землю хлебом посеет, и учнет ту землю называти своею землею и в том на него будут челобитчики, и с суда про то сыщется допряма, что он ту чюжую землю хлебом посеял насильством для того, чтобы ему тою землею завладети, и тот весь хлеб, сколько на той земле будет посеяно, отдати тому, чья земля. А будет он тот хлеб за челобитьем на той чюжой земле погноит, или животиною потравит, или по­жав к себе свезет, и на нем велети тот хлеб за насильство сметя доправити вдвое, и доправя отдать исцу, да на нем же велети за то его насильство доправити с суднаго дела государевы пошлины вдвое.

212. А будет кто посеет хлеб на своей земле, а иной учнет у него в тот его хлеб и в землю въступатися напрасно, и с суда про то сыщется допряма, и на таком исце за ложное челобитье велеть с судного.дела государевы пошлины доправити по тому же въдвое.

213. А будет кто у кого и насильством землю хлебом посеет, и ему земли иска­ти судом, а собою не управливатися, и хлеба с поля без указу не свозити, и животи­ною не толочити и не травити.

214. А будет у кого нибудь в вотчинных или в поместных угодьях будут бобро­вые гоны, а с ыными вотчинами и с поместными угодьи те бобровые гоны будут смежны, и тех смежных угодей помещиком и вотчинником ис тех бобровых гонов бобров отгонять не велети ни которыми делы. А будет те смежные помещики, или вотчинники сами, или люди и крестьяне их ис чьих угодей бобры чем отпужают, или бобры насильством побьют, или покрадут, и в том на них будут челобитчики, и с суда сыщется про то допряма, и на них велети исцом за те бобры доправити ден-ги по указной цене. А будет бобры ис чьего угодья выдут в ыное чье угодье, и учнут водится в новом месте, а старое гнездо покинут: и тем бобровым угодьям владети тому, в чьем угодье учнут они внове водится, а прежняго угодья помещику или вот­чиннику до того нового бобрового гнезда дела нет.

215. А будет кто в чьем угодье насильством хмель пощиплет, и хмелник высе­чет, а с суда сыщется про то допряма, и на нем исцу велеть иск доправити по сыску против исковой челобитной.

216. А кто зделает в своем угодье птичью приваду, и у той привады птиц при­кормит, а иной кто по недружбе ту птичью приваду испортит, и птиц от той привады отгонит, или у той привады учнет птицы ловити насильством, или учнет стреля-ти, а тот, чья та привада, учнет на него бити челом государю, и с суда сыщется про то его насильство допряма, и на нем велети исцов иск доправити по сыску, и отда-ти исцу.

217. А будет кто такую птичью чюжую приваду испортит, измажет дехтем, или чесноком, или иным чем нибудь, и тем птиц от тоя привады отгонит, или кто тетеривиной шатер, или куропотную сетку украдет, и в том на него будут челобит­чики, и с суда про то сыщется допряма, и на нем за то доправить исцу за шатер те­теривиной три рубли, а за куропотную сеть рубль. А за то, что он ту птичью прива­ду испортит, учинить ему наказанье, бить батоги нещадно, чтобы ему и иным та­ким неповадно было впредь так делать.

218. А будет кто в чюжом же угодье испортит бортное дерево, корень подсе­чет или подожжет, или каким нибудь обычаем какую поруху учинит нарочно, и в том на него будут челобитчики, и сыщется про то допряма, что он такое дело учи­нил, и за насильство на нем по суду и по сыску доправить за бортное дерево со пче­лами три рубли, а безо пчел, в котором дереве напереть того пчелы были, полътора рубли, в котором дереве борть была зделана, а пчел не бывало, и за то дватцеть пять алтын, за кряжь невыделаной по двенатцати алтын по три денги, сколько их ни ис­портит.

219. А будет кто у кого пчелы выдерет, а бортей не испортит, и на нем за вся­кие пчелы доправити по полутора рубли. А будет кто у кого в дому, или во пчельни­ке, или в лесу покрадет ульи со пчелами, и сыщется про то допряма, и на нем до­правити за всякой улей по три рубли, да ему же за то учинити жестокое наказанье, бити кнутом. А будет кто в чьем лесу умыслом подсечет дуплястое дерево со пчела­ми и мед из того дерева выдерет, и на нем за то доправити шесть рублев, и отдати исцу.

220. А будет кто помещик, или вотчинник в чьем угодье насильством посечет лес, и в том на него будут челобитчики, и с суда сыщется про то допряма, что он та­кое насилство учинил, и на нем велети исцу за посеченой лес доправити денги по указной цене.

221. А будет кто у кого в саду с яблоней яблоки ощиплет насильством, или но­чью покрадет, и в том на него будут челобитчики, и с суда сыщется про то допря­ма, и на нем взяти исцу убытки по его скаске. А будет кто у кого в саду какое дере­во ссечет насильством или украдет, а с суда про то сыщется допряма, и на нем за всякое дерево доправити по три рубли.

222. А будет кто у кого в огороде какой овощ насильством пограбит или по­крадет, а сыщется про то допряма, и на нем за такой овощ велети исцу доправити денги, сметя по овощю, да ему же за насильство или за кражу учинити наказанье смотря по делу.

223. А будет кто по недружбе учнет в чьем лесу на станех огонь класти, и от того в том лесу учинится пожар, или в чьем лесу пожар учинится от конских, или иные животины от пастухов небереженьем, и таким пожаром учинят поруху борт­ному деревью и пчелам, и зверь и птицы ис того лесу тем пожаром отгонят, и в том на них будут челобитчики, и с суда сыщется про то допряма, что такой пожар от кого учинится нарошным делом, или Пастуховым набережением, и на тех людех за такое пожарное разорение взяти пеня, что государь укажет, а исцу велети на них доправити убытки по сыску. А будет от кого такое дело учинится без хитрости, и на нем пени и исцова иску не имати.

224. А будет кто учнет на нивах своих жечь солому, или на лугах траву, и в то время огонь разгорится, и пожжет чюжие нивы или огороды, и в том на него будут челобитчики, и про то сыскати. Да будет по сыску объявится, что он учинил хитро-82

стию, пустил огонь по ветру, и чюжие нивы или огорода не отнял своею леностию, а отняти было мощно, и на нем исцам убытки их велеть доправити по сыску.

225. А будет по сыску такое пожжение учинится без хитрости, что свои нивы или траву зажег в тихое время, а после того огонь разжегся от ветру, а ветр пришол бурею, или вихром вскоре, и за такое пожжение на ответчиках исцовых исков не правити потому, что такое запаление учинится изволением божиим, а не ответчи-ковым умышлением.

226. А будет у кого загорится двор ненарошным делом, и от того и иных лю­дей дворы погорят, и на том, чей двор наперед загорится, никому ничего не прави­ти потому, что дому его запаление учинилося не по его умышлению.

227. А будет кто у кого учнет стояти на дворе из найму, а в договоре у него бу­дет, что ему того двора не зажечь, и от огня беречь, а после того тому двору учинит­ся запаление его небереженьем, и тот двор згорит, и на нем за тот двор тому, у кого он тот двор наймет, взяти цену, чего тот двор стоил.

228. А будет кто некия ради вражды, или разграбления зажжет у кого двор, и после того он будет изымай, и сыщется про то допряма, что пожар он учинил на­рочным делом, и такова зажигалщика казнити зжечь.

229. А будет кто к кому нибудь приставит в деревенской в какой нибудь оби­де, а учинили де те обиду люди, или крестьяне того, к кому приставит в беглых лю­дях и крестьянех, и тот к кому в таком деле кто приставит, учнет бити челом, что люди его и крестьяне такую обиду учинили ли, и беглые люди и крестьяне в поме­стье его или в вотчине есть ли, про то ему неведомо, и чтобы ему в том деле дати сроку до тех мест, покаместа он про то дело проведает. И таким челобитчиком в та­ких делех для проведывания давати поверстной срок по указу, и давати их на пору­ки з записми в том, что им про ту обиду проведывати, и на тот срок стати к суду. А будет он на тот срок к суду не станет, и его тем не винити, а велети его сыскивати порутчиком его, и в том по тех порутчиках взяти поручная запись, что им его к от­вету поставили вскоре. А покамест они того ответчика сыщут, и исцу велети на них взяти проести и волокиты по гривне на день. А будет те порутчики учнут бити челом государю по того ответчика о грамоте, или о приставе: и им по того ответчика дати государева грамота, или пристава с по­верстным же сроком, а покамест они его поставят, и на них велети правити проес­ти и волокиты по гривне же на день. А будет те порутчики того ответчика на тот срок, которой в государеве грамоте будет написан, не поставят, и учнут бити челом государю о другом поверстном сроке, и им и другой поверстной срок дати, а исцу велети на них доправити проести и волокиты до тех мест, как они того ответчика поставят, по гривне же на день. А будет те порутчики того ответчика и на другой поверстной срок не поставят, и того ответчика в ысцове иску обвинить без суда, и велети исцов иск доправити на порутчиках его и отдати исцу.

230. А промеж сел и деревень вотчинником и помещиком велети городьба го-родити пополам. А будет чьею городьбою в поле войдет какая животина, и от той животины хлебу учинится потрава и толока, и тот потравленой и вытолоченой хлеб велети платити исцом тому, чьею городьбою в поле животина войдет. А у кого У помещиков, или у вотчинников будут отхожие луги, а к тем лугам придет чья па­шенная земля, и в тех местех меж лугов и пашни городьба городити тому, чья будет пашня. А будет тою его городьбою выдет на те луги его, или иного кого животина, и тот луг та животина вытолочит, и тое толоку платити тому, чья будет городьба.

231. А будет кто нибудь на государеве или на вотчинникове или на помещи-кове земле писцовую межу испортит и столбы вымечет, или грани высечет, или ямы заровняет, или землю перепашет, а по суду и по сыску про то сыщется допря­ма, и тех людей на спорных межах бити кнутьем нещадно, и бив кнутом, вкинута в тюрму на неделю, а исцу велети на нем взяти за всякую грань по пяти рублев, и велети межи и грани зделати и ямы выкопати попрежнему. А будет такое дело учи­нят крестьяне меж себя в одной волости, или в селе, и им за то по тому же учинити наказание, бити их кнутьем же, а межу и грань велеть зделати попрежнему.

232. А будет про такое дело сыскати будет нечем, и в том учинити вера, крест­ное целование. И будет в том деле крест поцелует истец, и ему велети на ответчике за всякую грань доправити по пяти рублев, а наказания ему не чинити, а грани и всякия признаки учинити попрежнему.

233. А будет кто у кого насильством отымет землю или межи или грани пере­делает, а сыщется про то допряма, и у того, кто так учинит, та чюжая земля взяв от-дати тому, у кого отнял, да на нем же доправити владенье по государеву указу, а за насильство учинити наказание, что государь укажет.

234. А будет где межи и грани заросли, и доведется их подновити, и о том уч-нет том, чьи те межи и грани, бити челом государю, и потому его челобитью к тем зарослым межам и гранем послати дворянина добра, и велети те межи и грани под­новити с старожильцы и со окольними людьми при обеих помещиках и при вот­чинниках, меж чьими землями те межи и грани учинены, и велети те межи и грани написати в книге. А старых признак на тех межах портить не велети, чтобы впредь о том у помещиков и у вотчинников никакова спору не было.

235. А будет государевых дворцовых сел и черных волостей у крестьян земля будет смежна с патриаршими или с митрополичи, и с орхиепископли и епископли, и с монастырскими, или с поместными, и с вотчинными землями, и в таких смеж­ных землях учинится спор, и про такия спорныя земли сыскивати писцовыми и до­зорными и отделными книгами, и всякими крепостьми и старожилцы и окольны­ми всякими людьми, на которых учнут слатися дворцовых сел и черных волостей крестьяне и вотчинники и помещики, и по сыску в таких спорных землях указ чи­нити, розводити те спорные земли с старожилцы по старым межам и граням...

236. А будет в таких спорных землях зачем указ учинити будет не мощно, и на таких спорных землях исцу с ответчиком учинити вера, образное хожение, а со об­разом велети итти тому, кому в суде дано будет на душю.

237. А будет на которых спорных землях будут старожилцы с обе стороны, и учинится у тех старожилцов промеж собою спор, одне старожилцы станут правити исца, а другие старожилцы станут правити ответчика, и на той спорной земле исцу с ответчиком дати жеребей, кому из них и против которым старожилцовы скаски спорная земля с образом отвести, да кому вымется жеребей и тому та спорная зем­ля с образом и отвести.

238. А будет кто помещик, или вотчинник похочет у себя в поместье или в вотчине на реке плотину зделати, и мелницу устроити вново, а береги оба тое реки будут его, а выше тое плотины у иных помещиков и у вотчинников на той же реке старых мелниц и пашенных земель и сенных покосов блиско берегов тое мелницы не будет, или и будет, да от тое новыя запрудные воды тем верхним мелницам и пашням и сенным покосом никакия порухи не будет, и ему та мелница вново строита вольно.

А будет на той же реке выше того у кого у иного устроены мелницы изстари, или блиско берегов тое реки подошли чьи пашенныя земли, или сенныя покосы, а от тое его новозапрудной воды тем прежним мелницам и пашням и сенным поко­сам будет поруха, и ему на той реке вново плотины не делати, и мелницы не строи-ти. А будет он на том месте мельницу устроит насильством, и запрудною водою чьи верхние мелницы, или пашни, или сенные покосы потопит, и от того его на-сильства учинятся кому какие убытки, и в том на него будут челобитчики и с суда сыщется про то допряма, и ему велети воду опустити, чтобы верхним мелницам и пашням, и сенным покосам порухи не было. А что он кому тою новою мельницей учинит каких убытков, и те убытки по сыску велети на нем доправити, и отдати ис-84

цом сполна. А будет от тоя мелницы плотину приведет к чюжему берегу, и будут на него о том челобитчики же, и ему велети тое плотину от чюжаго берегу отрыти, и впредь ему плотины к чюжему берегу делати не велети.

239. А будет у кого бортныя ухожъи, или рыбные ловли, озера, или сенные по­косы в государеве, или в помещикове, или в вотчинникове лесу, и тем людем теми своими бортными ухожъи, и озеры, и сенными покосы владети по старым межам, и сенных покосов за межею вново на чюжей земле не прибавливати. А будет те ста­рые сенные покосы лесом заросли, и им те сенные покосы росчищати в своих ме­жах, а за межами отнюд на чюжей земле лесу не росчищати, и сенных покосов не прибавливати. А будет в том лесу бортное его дерево повалится со пчелами, или безо пчел, и похочет он ис того дерева пчелы или улей безо пчел высечи, и ему те пчелы с ульем из лесу вывести вольно, а верховья и коренья оставити в лесу тому, чей тот лес, а бревен никаких, ни дров ис того чюжаго лесу не возити ни которыми делы, и в тот чюжой лес не вступатся, и своим лесом не называти. Такоже и тем лю­дем, чей тот лес, чюжим бортным ухожъем, и рыбными ловлями, и сенными поко­сами, насильством не владети, и в те угодья не вступатся никоторыми делы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.