Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие памяти в дошкольном возрасте. Бурное развитие получает словесная память




Бурное развитие получает словесная память.

Развитие памяти в раннем детстве

Сначала у малыша развивается двигательная, эмоциональ­ная и образная память, а к концу года складываются предпо­сылки для развития словесной памяти.

В раннем детстве, когда ребенок учится ходить, расширяет­ся его взаимодействие с окружающим миром. Для него стано­вится доступным большее количество предметов. В связи с этим начинается новый этап в развитии памяти малыша. Он при­ступает к овладению предметными действиями в соответст­вии с назначением и функцией объектов, в зависимости от культурно-гигиенических навыков и основных движений. Движения ребенка становятся более точными, легкими, ко­ординированными, что обеспечивает малышу автономию от взрослого, расширение сферы самостоятельности. В этот пе­риод образ памяти уже более гибок и подвижен. У ребенка формируются представления об объектах, удаленности, размере, направленности движения, выполняемых действиях, событиях. Малыш узнает предмет вне связи с ситуацией, в которую он включен, идентифицирует его по важным признакам. Так, по предложению взрослого малыш пока­зывает часы независимо от их пространственного располо­жения.

В начале второго года жизни ребенка память выделяется из процесса восприятия, зарождается способность воспроиз­водить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток меж­ду запоминанием и узнаванием (на втором году жизни ребе­нок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5-2 мес, а на третьем - объекты, которые воспринимал год назад). Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая памя­ть: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую струк­туру слова, а на его значение. На третьем году жизни он пони­мает каждое отдельное слово, входящее в произнесенную взрослым фразу. Постепенно ребенок переходит от пассивной речи к активной. Этот период обусловлен ростом словаря, усвоением грамматики родного языка, развитием понимания и произношения. Расширение словаря, накопление опыта деятельности и действий приводит к тому, что малыш начина­ет понимать некоторые нравственные нормы и правила поведения: «Что можно, а что нельзя?», «Как надо и как не надо делать?»

Подчеркнем особенности памяти в раннем детстве:

- обогащается содержание представлений;

- возрастает объем и прочность сохранения материала;

- появляется новый процесс памяти - воспроизведение;

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах - восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознан­ным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Так, ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие призна­ки предмета, не замечая другие, нередко более важные. Поэ­тому представления, которые составляют основное содержа­ние памяти дошкольника, нередко отрывочны. Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. Малыш «перескакивает» с одного признака предмета или компонен­та ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второ­степенное, а существенное забывает. Развитие мышления при­водит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим фор­мам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает системати­зацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобре­тают «картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представ­ления.

На протяжении дошкольного возраста, как показала А.А.Люблинская, наблюдается переход:

- от единичных представлений, полученных в процессе вос­приятия одного конкретного предмета, к оперированию обоб­щенными образами;

- от «нелогичного», эмоционально нейтрального, часто смутного, расплывчатого образа, к котором нет основных час­тей, а есть только случайные, несущественные детали в непра­вильной их взаимосвязи, к образу, четко дифференцированно­му, логически осмысленному, вызывающему определенное от­ношение к нему ребенка;

- от нерасчлененного, слитного статического образа к ди­намическому отображению, используемому старшими дошколь­никами в разной деятельности;

- от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, вклю­чающих выразительные, динамические образы, то есть отра­жающие предметы в многообразии связей.

Последнее изменение касается самого процесса. У малень­ких детей образ создается на основе практического действия, а затем оформляется в речи. У старших дошкольников образ возникает на основе мыслительного анализа и синтеза.)

У дошкольника значительно изменяется содержание двига­тельной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Например, ребенок танцует и размахивает платочком. Движения осуществляются на основе сфор­мированного в памяти зрительно-двигательного образа. Поэ­тому роль образца взрослого по мере освоения движения или действия уменьшается, так как ребенок сравнивает их выполне­ние с собственными идеальными представлениями. Такое срав­нение значительно расширяет его двигательные возможности. Он уже не только правильно двигается, но может одновремен­но решать другие задачи. Например, в подвижной игре дошколь­ник выполняет соответствующие основные действия, а также следит за выполнением правил сверстниками и сам их соблюда­ет. Именно поэтому малышу становятся доступны игры с эле­ментами спорта, эстафеты, игры-аттракционы.

Совершенствование действий с предметами, их автомати­зация и выполнение с опорой на идеальный образец - образ памяти - позволяют малышу приобщиться к таким сложным видам трудовой деятельности, как труд в природе и ручной. Ребенок качественно выполняет орудийные действия, которые основаны на тонкой дифференцировке движений, специализи­рованной мелкой моторике, - вышивает, шьет и т.д.

Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизве­дении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изло­жение собственного опыта становится логичным, последова­тельным.

На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависи­мость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, пре­рывистость действия, движение, контраст и пр. Именно поэто­му малыши долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспи­тателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобре­тает элементы произвольности. Раньше запоминание материа­ла происходило попутно с выполнением какой-либо деятель­ности: малыш играл и запомнил игрушку, слушал сказку и за­помнил ее, рисовал и запомнил названия цветов спектра. В стар­шем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспро­изведения и контролировать его ход. Возникновение произволь­ной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регули­рующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и уме­ния подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем за­поминание, становится произвольным. Дошкольник, испыты­вая трудности в восстановлении требуемого материала, прихо­дит к мысли, что в прошлом плохо запомнил.

Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоми­нания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специ­альном обучении и контроле со стороны взрослого дошколь­нику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Тако­выми могут быть смысловое соотнесение и смысловая группиров­ка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным.

Впервые действие самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5 годам. Дети 5-6 лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал. С возрастом меняется стремление к полному и точному воспроизведению. Если в 4 года дети вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными из­менениями, то 5-6-летние дошкольники исправляют текстуаль­ные неточности.

Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку.

Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступа­ет появление личных воспоминаний. В них отражаются сущест­венные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, вза­имоотношения со взрослыми и сверстниками. Так, малыш может долго помнить нанесенную ему обиду, подарок ко дню рождения или то, как он вместе с дедушкой собирал прошлым летом в лесу землянику.

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

- преобладает непроизвольная образная память;

- память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

- словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребен­ка;

- складываются элементы произвольной памяти как способ­ности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрос­лого, а потом и самого ребенка;

- формируются предпосылки для превращения процесса за­поминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.