КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы взаимодействия РФ и ее субъектов
Рассмотрение этих вопросов темы позволяет полнее понять механизм функционирования нашей Федерации и взаимного влияния внутри ее. Один аспект вопроса — влияние субъектов на федеральные дела: субъекты имеют своих представителей в Совете Федерации, в Государственном совете РФ, активно участвуют в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ, могут предлагать кандидатуры в Конституционный Суд РФ; они могут отстаивать свои интересы в Правительстве РФ; просить Президента РФ использовать согласительные процедуры, чтобы урегулировать споры с центром и другими субъектами (ст. 85 Конституции); вносить законопроекты в Государственную Думу (ст. 104); инициировать пересмотр Конституции РФ и внесение в нее поправок (ст. 134), обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ (ст. 125); субъекты имеют официальные представительства на федеральном уровне (согласно Указу Президента от 22 августа 1991 г. «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» (п. 5) учреждены представительства республик при Президенте РСФСР (Ведомости. 1991. №34. Ст. 1146); представительства других субъектов предусмотрены Указом Президента от 2 апреля 1992 г. «О представительствах администраций краев и областей при Правительстве Российской Федерации» // Ведомости. 1992. №15. Ст. 826). Другой аспект ~ влияние Федерации на дела в субъектах. Для этого используются: — федеральный бюджет; — принятие федеральных законов, в том числе по предметам совместного ведения (тем самым устанавливаются пределы осуществления соответствующих полномочий субъектами); — установление Федерацией общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 77 — как уже было сказано, соответствующий Федеральный закон принят в 1999 г.) и единой судебной системы РФ (ч. 3 ст. 118 — принят Федеральный конституционный закон 1996 г. о судебной системе Российской Федерации); — включение в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ — в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения (ч. 2 ст. 77); — создание территориальных органов, входящих в системы федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 78); — обеспечение Президентом РФ и Правительством РФ осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ); — назначение официальных представителей Президента РФ: сначала это были представители в субъектах РФ, далее — в субъектах и в отдельных регионах, сейчас это полномочные представители Президента РФ в федеральных округах и федеральные инспектора (главные федеральные инспектора) в субъектах РФ. В ряде случаев законодательство говорит о средствах сотрудничества и взаимного влияния. Например, ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ предусматривают возможность взаимной передачи осуществления части своих полномочий органами исполнительной власти соответственно Российской Федерации и субъектов РФ. Конституция (ст. 125) предусматривает, что при наличии разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органами власти субъектов РФ согласительные процедуры использует Президент Российской Федерации. По спорам о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ последние могут обратиться в Конституционный Суд РФ. В последнее время обсуждается и проблема усиления конституционно-правовой ответственности субъектов Российской Федерации (некоторые ученые называют ее «федеративной ответственностью»). Разрабатываются проекты федерального закона о федеральном вмешательстве, т. е. о системе мер и санкций, которые может применять Российская Федерация к субъектам при нарушении Конституции РФ и федеральных законов, реальных угрозах жизни и безопасности населения и т.п. (приостановление и отмена правовых актов субъектов, роспуск органа законодательной власти субъекта, отрешение от должности главы субъекта, введение прямого федерального (президентского) правления на территории субъекта и т.д.). Студенты могут высказать по этой проблеме свои суждения и предложения. Рассмотрение данного вопроса темы предполагает обращение к вопросу о роли федеральных округов. Они были созданы Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. (в ред. Указов от 21 июня 2000 г., 9 сентября 2000 г., 30 января 2001 г., 6 апреля 2004 г., 5 октября 2004 г., 21 марта 2005 г.) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (СЗ РФ. 2000. №20. Ст. 2112; №38. Ст. 3781; 2001. №6. Ст. 551; 2004. № 15. Ст. 1395; №41. Ст. 4021; 2005. № 13. Ст. 1135). Территория страны поделена на семь федеральных округов, назначены полномочные представители Президента в каждом федеральном округе, а в субъекты РФ — подчиненные ему федеральные инспектора (главные федеральные инспектора). На уровне федеральных округов создаются подразделения многих федеральных государственных органов (например, заместители Генерального прокурора РФ, главные управления МВД РФ по соответствующему федеральному округу, органы Министерства юстиции и др.). Учреждение федеральных округов, роль полномочных представителей Президента, создание подразделений федеральных органов на уровне округов — все это повод для разговора на семинаре о перспективах российского федерализма.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Общая характеристика органов государственной власти субъектов РФ и виды этих органов. Органы законодательной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ. Конституционные, уставные суды субъектов РФ. Общая характеристика органов государственной власти субъектов РФ и виды этих органов. Надо иметь в виду (это уже отмечалось ранее), что у субъектов РФ есть своя система органов государственной власти. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) эта система устанавливается субъектами самостоятельно — однако в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Как уже говорилось, такой закон имеется — это Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г., в ред. Федеральных законов от 29 июля 2000 г., 8 февраля 2001 г., 7 мая 2002 г., 24 июля 2002 г., И декабря 2002 г., 4 июля 2003 г., 19 июня 2004 г., И декабря 2004 г., 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 31 декабря 2005 г., 3 июня 2006 г., 12 июля 2006 г. // СЗ РФ. 1999. №42. Ст. 5005; 2000. №31. Ст. 3205; 2001. №7. Ст. 608; 2002. № 19. Ст. 1792; №30. Ст. 3024; №50. Ст. 4930; 2003. №27 (ч. 2). Ст. 2709; 2004. №25. Ст. 2484; №50. Ст. 4950; 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 17; № 1 (ч. 1). Ст. 25; №30 (ч. 1). Ст. 3104); 2006. №1. Ст. 10, 13; №23. Ст. 2380; №29. Ст. 3124. Кроме того, по месту преподавания студентам желательно Воспользоваться конституциями, уставами субъектов РФ. В ряде субъектов РФ приняты законы об органах государственной власти субъектов РФ, они тоже полезны при изучении темы. Обратим внимание на ряд актов Конституционного Суда РФ, Также важных для изучения органов государственной власти субъектов РФ: постановление от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края (СЗ РФ, 1996. №4. Ст. 409); постановление от 1 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава — Основного Закона Читинской области (СЗ РФ. 1996. №7. Ст. 700); постановление от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» (СЗ РФ. 1997. №5. Ст. 708); постановление от 15 января 1998 г. по делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 г. «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» (СЗ РФ. 1998. №4. Ст. 532); постановление от 7 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (СЗ РФ. 2000. №25. Ст. 2728); определение от 27 июня 2000 г. по запросу группы депутатов! Государственной Думы о проверке соответствия Конституции! Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Татарстан (СЗ РФ. 2000. №29. Ст. 3117); постановление от 9 июля 2002 г. по делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 108 Конституции Республики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и части третьей статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) «О выборах Президента Республики Саха (Якутия)» (СЗ РФ. 2002. №28. Ст. 2909); постановление от 21 декабря 2005 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представи-тельньгх) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан (СЗ РФ. 2006. №3. Ст. 336). Следует исходить из того, что составными частями системы органов государственной власти субъектов РФ являются их законодательные (представительные) органы государственной власти и исполнительные органы государственной власти. Что касается судебных органов, согласно ст. 118 Конституции РФ они входят в единую судебную систему Российской Федерации. Это означает, что действующие в субъектах РФ суды общей юрисдикции и арбитражные суды не являются органами власти субъектов. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» допускает существование в качестве судов субъектов РФ их конституционных (уставных) судов и мировых судей. Правда, основой деятельности мировых судей является соответствующий федеральный закон, да и финансируется она из федерального бюджета. Реально судами субъектов РФ являются конституционные (уставные) суды, да и то существующие далеко не во всех субъектах РФ. Органы законодательной власти субъектов РФ.Обращаясь к этому вопросу темы, студенты учитывают то, что субъекты РФ обязательно создают свои законодательные (представительные) органы государственной власти. Реестр их названий довольно широк — законодательные собрания, думы, государственные собрания, государственные советы, советы депутатов и др. В своем большинстве это однопалатные органы. В некоторых субъектах РФ органы законодательной власти до недавнего времени являлись двухпалатными, депутаты одной палаты избирались по территориальным избирательным округам, другой — по административно-территориальным избирательным округам. Сейчас почти все субъекты перешли к однопалатной системе, и двухпалатные представительные органы являются исключением из общего подхода. Выдвижение кандидатов в депутаты производится как населением, так и избирательными объединениями, блоками. Федеральный закон 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрел, что на выборах органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ надо использовать пропорциональную избирательную систем и не менее половины депутатов избирать по спискам, это повело к усилению роли политических партий на региональных выборах. Можно наблюдать переплетение различных форм организации представительньгх учреждений в субъектах РФ: существуют представительные органы, работающие полностью на так называемой профессиональной постоянной основе т. е. когда все депутаты уходят с других должностей и работают лишь в представительном органе, получая за это зарплату; — есть в субъектах РФ и такая практика, когда не все, а лишь часть депутатов переходит в представительное учреждение для работы на постоянной основе, остальные остаются на местах своей постоянной работы и периодически от нее освобождаются для выполнения депутатских функций; — наконец, в некоторых субъектах РФ только руководящие лица законодательного органа работают на освобожденной основе, все остальные выполняют свои функции на неосвобожденной основе и лишь периодически, хотя и регулярно покидают основное место работы для работы в представительном органе. Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ, как это очевидно из названия, выполняют функции их парламентов, включая представительство населения, принятие законов, участие в руководстве делами субъекта РФ, утверждение его бюджета, осуществление функций контроля в отношении исполнительных органов, оказание содействия представительным органам местного самоуправления. Все эти функции надо охарактеризовать на семинаре более подробно. Рассматривая организацию работы законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, надо исходить из того, что он проводит заседания, создает комитеты и комиссии, использует запросы, организует парламентские слушания и применяет иные формы деятельности, сходные с формами деятельности Государственной Думы. Следует иметь в виду, что законодательство допускает различные способы досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа, в том числе в порядке самороспуска, а также по решению высшего должностного лица субъекта РФ и Президента РФ — об этом желательно подробнее поговорить на семинаре. Органы исполнительной власти субъектов РФ.Обсуждая этот вопрос, студенты должны иметь в виду, что в некоторых субъектах РФ, особенно республиках в составе РФ, до последнего времени копировалась федеральная модель, т. е. здесь президент или глава республики зачастую выполнял функции главы государства, а исполнительную власть возглавляло правительство республики во главе с председателем правительства. Во многих случаях глава субъекта являлся и главой исполнительной власти. Названный выше Федеральный закон 1999 г. установил, что в субъекте РФ есть высшее должностное лицо субъекта и высший исполнительный орган государственной власти субъекта. Высшее должностное лицо должно возглавлять указанный орган. В основном субъекты РФ привели свое законодательство в соответствие с названным Федеральным законом, однако в отдельных республиках сохранились как президент (глава) республики, так и председатель правительства. Высшее должностное лицо субъекта РФ на основании Федерального закона 1999 г. в изначальной редакции получало полномочия в результате выборов населением. Однако в декабре 2004 г. введен новый порядок: кандидатуру на этот пост предлагает Президент РФ, а решение о наделении полномочиями высшего должностного лица принимает законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. Высший орган исполнительной власти субъекта (правительство, администрация) формируется высшим должностным лицом субъекта РФ, при назначении должностных лиц Законом предусматривается возможность участия органа законодательной власти (т. е. дача согласия на назначение). Характеризуя содержание деятельности высшего должностного лица и органов исполнительной власти субъектов, студенты исходят из того, что она связана с управлением экономическим развитием субъекта, его собственностью, социальным и культурным строительством, обеспечением общественного порядка и прав граждан. Высшее должностное лицо представляет субъект РФ внутри и за пределами субъекта, в том числе в отношениях с федеральными органами государственной власти и органами власти иных субъектов РФ. В федеративном государстве актуальной проблемой является разграничение полномочий между исполнительной властью федерации и субъектов. Эта проблема существует и в Российской Федерации. Во многих сферах функции исполнительной власти осуществляют федеральные органы, причем централизация управления сейчас усиливается. В связи с этим важной задачей является обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ. В ее решении участвуют полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе, федеральный инспектор в соответствующем субъекте РФ и глава исполнительной власти субъекта РФ. На семинаре следует подробнее остановиться на формах воздействия Президента РФ на деятельность высшего должностного лица субъекта РФ, в том числе и охарактеризовать применяемые Резидентом меры конституционно-правовой ответственности данного лица, включая отрешение его от должности. Конституционные, уставные суды субъектов РФ при подготовке этого вопроса следует иметь в виду, что в последние годы ряд субъектов РФ создал свои конституционные, уставные суды (однако далеко не все это сделали). На семинаре нужно рассмотреть общие правила формирования и компетенцию этих судов. Законы об этих судах студенты могут найти в книгах: Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации. Сравнительное исследование законодательства и судебной практики. Нормативные акты / Отв. ред М.А. Митюков. М., 1999; Кряжков В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). М., 1999.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 9923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |