Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории и типы ладовой системы. Их генезис




Основные категории и типы лада складываются под воздействи­ем общего развития музыкального сознания (что, в свою очередь, является частью общего процесса поступательного развития челове­ческого сознания вследствие практической общественной деятельно­сти человека по освоению и преобразованию мира). Непременное условие лада — упорядочивающее «согласие» звуков (своего рода функциональная константа лада) при прогрессирующем (в целом) ко­личественном увеличении объема звукового материала и расширении охватываемых им границ. Категории лада — это разного рода типы и виды устоев и неустоев, а также связанные с ними значения ладовых элементов. На рубежных, критических пунктах эволюции лада про­исходят качественные перемены в формах его существования и возни­кают новые типы ладовых структур. При этом, согласно бытию лада в трех основных его аспектах — звуковом (интонация), логическом (связь) и эстетическом (слаженность, красота), происходит внутрен­няя перестройка лада. Движущим моментом выступает обновление интонационного строя (вплоть до «кризиса интонаций», лежащих в основании лада), что делает необходимым и дальнейшие перемены.

Первый из важнейших исторических этапов эволюции категорий лада — формирование фиксированного тона -устоя в рамках перво­бытного «экмелического» (то есть без определенной высоты звучания) глиссандирования. Устой как категория ладового мышления генети­чески есть первое установление определенности лада по высоте (гос­подствующий тон как логически упорядочивающий центральный элемент лада) и по времени (устой как тождественность его самому

себе, сохраняющаяся вопреки текучести времени благодаря возвра­щению к остающемуся в памяти одному и тому же тону); с появле­нием категории устоя возникает и само понятие лада как некоей звуковой структуры. (Тем самым категория времени становится од­ним из аспектов лада, временные отношения фиксируются в ладо­вой структуре.) Исторически ранний (предположительно) тип лада — опевание тона (соответствующий «этапу устоя» в эволюции лада) встречается у этнических групп, стоящих на относительно низкой ступени развития. Формирующаяся здесь ладовая категория — при­легающий к устою неустой.

Следующий (исторически и логически) этап — появление моноди­ческого лада с развитым и определенным мелодическим звукорядом (модальный тип, модальная система); он характерен для старинных песен европейских народов, в том числе и русского, для средневеково­го европейского хорала, древнерусского певческого искусства; встре­чается также в фольклоре множества неевропейских народов.

Ладовая категория звукоряда в его более развитом виде предпола­гает усложняющуюся иерархию действующих в звукоряде модальных функций (в позднейшей терминологии — различение интервального рода, например дифференциация диатонической интервалики и хро­матической, микрохроматической; в диатонике различение функций: «ми» = выше данной ступени находится полутон, «фа» = полутон снизу; более тонкая дифференциация неустоев, далее также и устоев).

Тип лада «опевание тона», по-видимому, примыкает к модально­му (также являясь монодическим).

Особый ладовый тип составляет так называемая гармоническая тональность европейской музыки нового времени (XVII-XIX вв.), представляющая собой объединение множества микроладов в еди­ную составную систему благодаря пронизывающему ее тональному тяготению.

Категория тонального тяготения относится к самым высшим в области ладосложения; лады модального типа — древние, восточ­ные, европейской народной музыки — могли не иметь этой катего­рии: тяготение в них нередко либо вовсе отсутствует, либо чрезвы­чайно слабо, нестабильно, двойственно, неопределенно в своей не­прерывной переменности. «Гармоническая тональность» предельно широко использует свойства задолго до нее установившегося в музы­ке важнейшего типа устоя — одновременного созвучия (двузвучия, например d-а, трехзвучия, например квинтооктавы d-a-d 1, аккор­да, например c-e-g); теперь категория аккорда пронизывает любую одноголосную мысль — мелодию (в этом принципиальное различие мелодики, например, Палестрины и Моцарта в отношении ладовой ее структуры и действия соответствующих тому и другому стилю ладовых категорий). Возникновение категории вертикального созву­чия-устоя и освоение вертикального измерения музыки — событие в истории ладового мышления столь же значительное, как переход прачеловека к вертикальному положению.

В XX в. получили распространение многообразные новые типы высотных структур (новотональные, новомодальные), среди кото­рых есть и резко отличающиеся от всех предыдущих (в серийной, сонорной, электронной музыке). Большинство из них либо допуска­ет приложимость категории лада, модуса, однако, в более или менее модифицированном виде, либо допускает применимость другой, ана­логичной категории (высотная система, высотная структура), свя­занной с иными, но сходными структурными понятиями (разные виды центрального или исходного элемента, материала, отношения; градация соотносимых друг с другом прочих элементов). Но есть и такие, по отношению к которым категория музыкального лада не­применима совсем (электронная, конкретная музыка).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.