КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность ладаЭТИМОЛОГИЯ Древнеславянский корень «лад» (это слово есть и в украинском, и в чешском, и в польском языках) имеет комплекс значений, близко родственный греческому слову αρμονία (рассмотренному выше — см. главу 1). В латинском языке «лад» выражается словами «modus», «modulatio». Значения слова «modus» следующие: мера (коренное значение); умеренность, соблюдение меры (ср.: moderato — умеренно); размер; образ, род, способ (как modus vitae, modus vivendi — образ жизни); напев (modos dicere — запеть песню); лад (например, «phrygìus modus», «lydius modus»). (Ср. также: modulameli — благозвучие, мелодия, гармония; modulatio — соразмерность, слаженное музыкальное целое, слаженность музыкального целого, мелодия; modulate — мерно (ритмично), певуче; modulus — мера, ритм, мелодия; mod-imperator — распорядитель пира, тамада.)* Если термин «лад» (как и «гармония») говорит о слаженности звуков в более общем плане, то «модус», «модальность» — в более конкретно-структурном. Конечно, и термин «лад» предполагает не только «согласие» звуков в «идеальном», эстетическом смысле, но и конкретную звуковую реализацию этого качества. Музыкальный лад есть (наряду с аккордом) важнейшее звуковое воплощение гармонии в ее широком общеэстетическом смысле. В данном отношении лад (с его полюсами — устоем и неустоем) аналогичен созвучию с его полюсами — консонансом и диссонансом. Разница в том, что консонанс—диссонанс есть элемент, сторона, качество музыки в ее звучании, а лад — уже цельность, структура, система, модель множества живых музыкальных «организмов»-мелодий (как это обнаруживается уже и в области этимологии). Среди множества средств воздействия музыки есть такие, которые обладают первозданно-мощным, но психологически элементарным действием, — громкость звучания, равномерная ритмическая пульсация, ускорение темпа, crescendo и sforzando, острота ритма, сонорная тембро-структура. В отличие от них, лад есть специфически музыкальное средство (то есть не существующее в других видах искусств и * См.: Дворецкий И. X. Латинско-русский словарь. М., 1976. С. 642-643. в этом смысле — «сердцевина» музыки); более того, высокоорганизованный лад связан с той художественной тонкостью музыки, которая в обыденном словоупотреблении тождественна самому понятию музыки (говорят: «Это — как музыка!», имея в виду вовсе не просто вообще «искусство звуков», а присущие этому искусству возвышенность, утонченность, чистоту, проникновенность, сердечность; как сказал поэт: «одной любви музыка уступает»). В качестве стороны музыки, выявляющей действительность, лад отражает наиболее высокие явления духовной жизни данного общества и его эстетические ценности. Отсюда социальная и историческая острота постановки вопроса о ладе: как музыка в целом есть звуковое воплощение образов духовной жизни общества, выраженный специфически внепонятийным языком искусства звуков его портрет — со всеми ценностями и недостатками оригинала, так же и ладовая структура музыкального произведения (в ее чувственно-звуковой, интонационной конкретности) есть важнейший специфически музыкальный компонент музыки-целостности как средства и вместе с тем носителя подобного отражения. Всякое музыкальное произведение, независимо от своего конкретного содержания, прежде всего должно быть в этом смысле музыкой, то есть слаженным взаимодействием звуков. Тем самым эстетический смысл категории лада (и гармонии в целом) входит существеннейшей частью в представление о музыке как о прекрасном (музыка — и лад — не как звуковое построение, а как доставляющая удовлетворение слушателю слаженность). Лад как эстетическая категория — основа для возникновения и закрепления в общественном сознании определенных системных отношений между звуками. Выражаемое звуками лада «сияние порядка» (логическая сторона лада) и составляет художественную тонкость этой стороны музыки, относится поэтому к главнейшим средствам ее эстетического воздействия. Таким образом, можно сказать, что именно лад в конкретном произведении всегда представляет собой средоточие музыкального в музыке. Сила лада коренится в его эстетизирующей способности упорядочивания «сырого», непосредственно-жизненного интонационного материала, что превращает его в стройные формы «согласных звуков» (логически — путь от звукового, интонационного материала через логическое упорядочивание отдельных элементов к кристаллизации специфически эстетических системных отношений меры, пропорциональности, взаимосоответствия, в широком смысле — симметрии). Эстетическая сущность лада обусловливает круг основных теоретических проблем. Первичная форма воплощения ладовых отношений в звуковую конкретность музыки — мелодический мотив (в звуковом выражении — горизонтальная звукорядная формула) — всегда остается простейшим, а потому и коренным, важнейшим, изложением сущности лада. Отсюда значимость частного значения термина «лад», связываемого с мелодическими звукорядами (то есть с системами тонов, а не созвучий), которые при этом часто называются ладами.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |