КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Важнейшие теории консонанса-диссонанса
СОНАНСЫ сов (вместо традиционной двухступенности: консонанс-диссонанс), представляющей весь спектр звукоотношений, начиная от абсолютного консонанса и кончая самыми резкими диссонансами с тритоном (теория Шёнберга-Хиндемита; градация в примере 10 приводится по Хиндемиту). Соответственно — многоступенная градация разнообразных созвучий. Проблема консонанса и диссонанса всегда была одной из главнейших в музыкальной теории. Приведем краткий исторический обзор. Пифагорейцы (VI-IV вв. до н. э.) установили четкое деление звукоотношений (горизонтальных интервалов) на консонансы (чистая кварта, чистая квинта, октава и их октавные расширения) и дис- сонансы (все остальные, в том числе большая и малая терции) и обосновали их теорию на основе философии числа (консонанс определялся как простейшее числовое отношение). Школа Аристоксена дала определение консонансу на основе данных музыкального восприятия. Теоретик XIII в. Йоханнес де Гарландия (ок. 1240) впервые отнес к консонансам обе терции. Большая секста перешла в консонансы у Анонима (2, CS I, р. 312а; вторая половина XIII в.), малая секста — к середине XIV века. Основу понимания консонирующих трезвучий как консонантных единств (а не только как комбинаций интервалов) заложил Дж. Царлино (1558). В конце XVI в. итальянский теоретик В. Галилеи допускает свободное (без приготовления) вступление диссонанса. Ж.-Ф. Рамо (первая половина XVIII в.) дал широкое обоснование аккорду (консонирующему трезвучию прежде всего) в качестве фундамента всего здания музыки. По мере развития теории аккорда установились два рода диссонирования: диссонанс как самостоятельный аккорд (например, доминантсептаккорд) и диссонанс как сочетания звуков аккорда с неаккордовыми. В функциональной теории XIX в. (более всего у Римана) консонанс трактуется как обусловленное природными причинами слияние звуков в аккорд-монолит (причем возможны только две формы такого созвука — мажорное и минорное трезвучия), а диссонанс — как нарушение консонанса благодаря прибавлению к консонантной основе еще каких-либо тонов (независимо от того, дают ли они реально слышимый диссонирующий интервал или нет). Например, в C-dur аккорд f-a-c-d состоит из созвука субдоминанты и прибавленного тона d (= 6); в d-moll аккорд d-f-a-c — из созвука минорной тоники и прибавка с.
В теории XX в. были признаны возможности диссонанса к самостоятельному употреблению, независимо от консонанса. Так, Б. Л. Яворский допускал возможность четырехзвуковых, шестизвуковых, восьмизвуковых тонических аккордов (например, тоника «дважды-цепного» лада — аккорд c-des-es-e-fis-g-a-b). А. Шёнберг назвал диссонансы «отдаленными консонансами». Традиционные «функциональные» разграничения между консонансами и диссонансами резко критиковал Б. В. Асафьев. Сходные идеи встречаются и в позднейшее время: упомянем указания на постепенность освоения слухом все более высоких обертонов в работах А. Веберна (Webern A. Der Weg zur Neuen Musik — в русском издании: Веберн А. Лекции о музыке. М., 1975) и Ж. Шайе (Chailley J. Expliquer l'harmonie. Lausanne, 1967). Литература 1. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. СПб., 1875. Гл. X, XII. 2. Медушевский В. В. Консонанс и диссонанс как элементы музыкальной системы // VI Всесоюзная акустическая конференция. Секция К. М., 1968. 3. Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. 3-е изд. М., 1966. ГЛАВА 3. ЛАД
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |