КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы звуковой реализации консонанса и диссонанса
ДВА ОСНОВНЫХ МЕТОДА ОЦЕНКИ КОНСОНАНСОВ И ДИССОНАНСОВ Согласно двум основным методам подхода к рассмотрению явлений консонанса и диссонанса — с точки зрения структуры звучащего объекта (математический и физический аспекты) и с точки зрения воспринимающего субъекта (музыкально-физиологический и музыкально-психологический аспекты) — исторически сложились и два метода оценки качеств звучания. Один, идущий от древних пифагорейцев (по-видимому, исторически первый), основывается на оценке числовых отношений (точка зрения «каноников» — последователей Пифагора). Согласно этому методу, консонанс есть простейшее отношение, диссонанс — сложное. Другой, идущий от Аристоксена и его школы (так называемых «гармоников»), основывается на оценке субъективного впечатления от созвучия. Согласно второму методу, консонанс есть приятное для слуха сочетание, диссонанс соответственно — неприятное. Оба метода схватывают существенные стороны консонирования и диссонирования и взаимодополняют друг друга. Первый (объективный) метод более корректен и бесстрастен, но его недостаток — отсутствие обоснования границы между консонансом и диссонансом (хотя у самих пифагорейцев граница устанавливалась точно — по черте «священных четырех начальных чисел»: 2:1, 3: 2, 4: 3 — консонансы, остальное — диссонансы). Второй (субъективный) метод выразительно связывается с эстетическим переживанием созвучий, однако открывает простор для субъективного произвола и случайности в установлении того, консонирует ли данное созвучие или диссонирует. Так, если нам «приятно» прометеевское шестизвучие у Скрябина или полное двенадцатизвучие в конце одной из оркестровых пьес Веберна, то, согласно второму методу, эти аккорды, несомненно, консонансы. А если они кому-либо неприятны, он вправе объявить их диссонансами. (То же вообще возможно даже относительно одного и того же аккорда и того же воспринимающего, например, под влиянием каких-либо случайных причин — плохого или отличного исполнения, контекста, хорошего или дурного настроения и т. д.)
Значение консонансов и диссонансов как первичных факторов бытия музыкальной гармонии, раскрывается в многообразии форм их реализации в музыкальной ткани, в фактуре. Среди этих звуковых форм есть элементарные (прямое, непосредственное выявление) и развитые (где определенный консонансов или диссонанс лежит в основе более сложного целого, завуалированный, скрытый ответвляющимися от него другими созвучиями — как горизонтальными, так и вертикальными, как в элементарной форме, так и в развитой). Элементарные формы: 1. Горизонтальный интервал — двузвучие в последовательности (например, e1-g1), пример 4. 2. Вертикальный интервал — одновременное двузвучие (например, g1-e1), пример 5. В вертикальных и горизонтальных интервалах свойства консонансов и диссонансов проявляются не во всем одинаково. Если, например, свойства терций — мягкость, спокойствие, сливаемость друг с другом (горизонтально — в представлении интервалов) — проявляются горизонтально и вертикально со сходным выразительным эффектом, то свойства секунд (и большой, и малой) оказывают совершенно различное воздействие. Диссонантность звуков секунд, их «враждебность» друг другу при одновременном звучании резко отличны от идеальной плавности их в последовании благодаря эффекту «стирания следа» предшествующего звука последующим, диссонирующим с ним. Развитые формы: 3. Горизонтальный комплекс интервалов (мелодическое последование), где наряду с прямыми интервалами (от звука к звуку) выявляются остовные, лежащие в основе движения; особенно важна роль остовных консонансов (пример 6).
4. Вертикальный комплекс интервалов (аккорд, созвучие), пример 7. Среди таких комплексов (и горизонтальных, и вертикальных) особенно важны консонирующие комплексы чистоквинтового основания — консонирующие трезвучия (мажорное и минорное); в качестве «консонанса консонансов» (КК) они образуют самое сильное из возможных консонирующих созвучий (во французской терминологии, «accord parfait» — «совершенный аккорд»), более сильное, чем составляющие его интервалы — квинта и каждая из двух терций. В многоголосной музыке (особенно мажорно-минорной системы XVII-XIX вв.) роль их настолько велика, что допустимо трактовать имен-
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |