Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы звуковой реализации консонанса и диссонанса




ДВА ОСНОВНЫХ МЕТОДА ОЦЕНКИ КОНСОНАНСОВ И ДИССОНАНСОВ

Согласно двум основным методам подхода к рассмотрению явле­ний консонанса и диссонанса — с точки зрения структуры звучаще­го объекта (математический и физический аспекты) и с точки зре­ния воспринимающего субъекта (музыкально-физиологический и музыкально-психологический аспекты) — исторически сложились и два метода оценки качеств звучания.

Один, идущий от древних пифагорейцев (по-видимому, истори­чески первый), основывается на оценке числовых отношений (точка зрения «каноников» — последователей Пифагора). Согласно этому методу, консонанс есть простейшее отношение, диссонанс — слож­ное. Другой, идущий от Аристоксена и его школы (так называемых «гармоников»), основывается на оценке субъективного впечатления от созвучия. Согласно второму методу, консонанс есть приятное для слуха сочетание, диссонанс соответственно — неприятное.

Оба метода схватывают существенные стороны консонирования и диссонирования и взаимодополняют друг друга. Первый (объек­тивный) метод более корректен и бесстрастен, но его недостаток — отсутствие обоснования границы между консонансом и диссонансом (хотя у самих пифагорейцев граница устанавливалась точно — по черте «священных четырех начальных чисел»: 2:1, 3: 2, 4: 3 — консонансы, остальное — диссонансы). Второй (субъективный) ме­тод выразительно связывается с эстетическим переживанием созву­чий, однако открывает простор для субъективного произвола и слу­чайности в установлении того, консонирует ли данное созвучие или диссонирует. Так, если нам «приятно» прометеевское шестизвучие у Скрябина или полное двенадцатизвучие в конце одной из оркестро­вых пьес Веберна, то, согласно второму методу, эти аккорды, несом­ненно, консонансы. А если они кому-либо неприятны, он вправе объявить их диссонансами. (То же вообще возможно даже относи­тельно одного и того же аккорда и того же воспринимающего, на­пример, под влиянием каких-либо случайных причин — плохого или отличного исполнения, контекста, хорошего или дурного на­строения и т. д.)

Значение консонансов и диссонансов как первичных факторов бытия музыкальной гармонии, раскрывается в многообразии форм их реализации в музыкальной ткани, в фактуре. Среди этих звуко­вых форм есть элементарные (прямое, непосредственное выявление) и развитые (где определенный консонансов или диссонанс лежит в основе более сложного целого, завуалированный, скрытый ответвля­ющимися от него другими созвучиями — как горизонтальными, так и вертикальными, как в элементарной форме, так и в развитой).

Элементарные формы:

1. Горизонтальный интервал — двузвучие в последовательности (например, e1-g1), пример 4.

2. Вертикальный интервал — одновременное двузвучие (напри­мер, g1-e1), пример 5.

В вертикальных и горизонтальных интервалах свойства консонан­сов и диссонансов проявляются не во всем одинаково. Если, например, свойства терций — мягкость, спокойствие, сливаемость друг с другом (горизонтально — в представлении интервалов) — проявляются гори­зонтально и вертикально со сходным выразительным эффектом, то свойства секунд (и большой, и малой) оказывают совершенно различ­ное воздействие. Диссонантность звуков секунд, их «враждебность» друг другу при одновременном звучании резко отличны от идеальной плавности их в последовании благодаря эффекту «стирания следа» предшествующего звука последующим, диссонирующим с ним.

Развитые формы:

3. Горизонтальный комплекс интервалов (мелодическое последо­вание), где наряду с прямыми интервалами (от звука к звуку) выяв­ляются остовные, лежащие в основе движения; особенно важна роль остовных консонансов (пример 6).

4. Вертикальный комплекс интервалов (аккорд, созвучие), пример 7. Среди таких комплексов (и горизонтальных, и вертикальных)

особенно важны консонирующие комплексы чистоквинтового осно­вания — консонирующие трезвучия (мажорное и минорное); в каче­стве «консонанса консонансов» (КК) они образуют самое сильное из возможных консонирующих созвучий (во французской терминоло­гии, «accord parfait» — «совершенный аккорд»), более сильное, чем составляющие его интервалы — квинта и каждая из двух терций. В многоголосной музыке (особенно мажорно-минорной системы XVII-XIX вв.) роль их настолько велика, что допустимо трактовать имен-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.