Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение. Сущность органного пункта




ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИНТЕРВАЛИКИ В КЛАССИКО-РОМАНТИЧЕСКОЙ ГАРМОНИИ

Несмотря на огромное разнообразие в использовании всевозмож­ных интервалов, в классико-романтической гармонии просвечивают основные, достаточно четкие принципы их употребления, с ясной функциональной дифференцированностью основных, узловых пред­назначений того или иного типа интервалики. Чтобы ясно разли­чить указанные функции интервалики в общей системе гармониче­ского мышления, необходимо упростить и схематизировать массу явлений, выделив наиболее важные моменты.

Тогда получаем следующее распределение общих функций ос­новной интервалики:

1. Унисон 1: 1 (и октава 2: 1) = основной тон, тональное единство, тоника*
2. Квинты 3: 1 (3: 2; и кварта 4: 3) = тональные функции D, S
3. Терции 5: 1 (= 5: 4; также малая терция 6: 5; и сексты) = аккорды (в том числе септаккорды)
4. Секунды (разных видов; но не септимы!) = мелодика, неаккордовые звуки

 


* Как уже было указано в главе 3, постоянство ощущения одного и того же тона в качестве центрального есть его самотождественность, сохраняемая во временном развертывании лада. Ощущение его как того же самого означает повторение его на той же высоте, то есть в отношении унисона (1: 1).

В определенной мере подобная дифференциация свойственна и более ранним стилям гармонии.

Относительная, но удивительно последовательно соблюдаемая строгость интервальной дифференциации, вероятно, связана с одной из центральных идей времен венских классиков — с рационализмом эпохи европейского Просвещения.

Литература

1. Катуар Г. Л. Теоретический курс гармонии. Ч. 2. М., 1925. Гл. 2.

2. Мясоедов А. Я. Учебник гармонии. 2-е изд. М., 1983 (1-е изд. М., 1980). Гл. 7.

3. Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М., 1969. Гл. III, разделы «Неаккор­довые звуки» и «Мнимые аккорды».

4. Тюлин Ю. Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Кн. 1-2. М., 1976-1977.

ГЛАВА 6. ПЕРВИЧНЫЙ ГАРМОНИЧЕСКИЙ УСТОЙ: ОРГАННЫЙ ПУНКТ

Феномен органного пункта для гармонии особенно значим, представляя собой генетически (и исторически) первое про­явление ее как многоголосного звучания тонов. Органный пункт — выдержанный звук в басу, на фоне которого дви­жутся другие голоса, временами образуя с ним функциональное про­тиворечие. Иное название — педаль. Приведение к функционально­му противоречию педали и верхних голосов — очень яркий, характе­ристический, однако, строго говоря, все же не обязательный момент. Возможен вариант органного пункта и без функционального проти­воречия. Помимо обычного положения в басу, органный пункт мо­жет быть и в других голосах (его часто называют в этом случае выдержанным звуком или выдержанным голосом*).

Сущность органного пункта — остановка, застывание мелоди­ческой линии (по-польски nuta stala) с целью подчеркнуть и усилить ладотональную функцию выдерживаемого звука. Так, органный пункт на доминанте есть увеличенная в своих размерах и своей значитель­ности функция звука V ступени. Соответственно и необходимость в органном пункте возникает там, где нужно более длительное сосре­доточение на звучании какого-либо тона — в большинстве случаев главного представителя данной тональной функции.

Входя в противоречие со звучащими аккордами, органный пункт подобен неаккордовым звукам. Отличие от них в том, что звук орган­ного пункта есть функционально главный момент по отношению к аккордам, а при неаккордовых звуках — обратное соотношение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.