КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние линейных тонов на гармоническую вертикаль
Б - П. Чайковский. 4-я симфония В примере 45А дело ограничивается художественно тонкой игрой несовпадения между ритмом (скобки снизу) и гармонией (скобки сверху). В примере 45Б — уже явное окончание мотива на неаккордовом I звуке (h 1), несмотря на формальную возможность трактовать первый мотив как заходящий во вторую треть такта (так как он начался на третьей трети предыдущего). Возможно, это связано со стилистической характерностью для гармонии Чайковского аккорда с увеличенной секстой: des-f-as-h в f-moll (ср. с примером 43Б). Тем не менее подобная трактовка неаккордового звука не могла стать правилом в гармонии XIX в., так как противоречит системе функций интервальных типов, господствующей в этот исторический период (см. далее, § 14). То, что мелодическая линия (существенными частями которой являются линейные формулы неаккордовых звуков) исторически первична по отношению к аккорду, созвучию (как и вообще монодия первична в сравнении с нашей гомофонией), обусловливает постоянное воздействие линейных тонов на созвучия, горизонтали на вертикаль. Можно считать общей закономерностью, что явления, первоначально возникающие в последовании, разделенными во времени, впоследствии переводятся в вертикаль, в одновременность. Исторически достоверно, что первоначальные созвучия гармонической вертикали — кварты и квинты — закрепились как устои одноголосной мелодии, а далее перешли в опоры многоголосной ткани. Влияние линейных тонов на аккордообразование ярко проявилось в кристаллизации основных тональных диссонансов__доминанты с прибавленной септимой и субдоминанты с прибавленной секстой. Так, доминантовая септима сперва появилась как проходящий. Энергия этого линейного тона сохранилась и при закреплении доминантсептаккорда в качестве самостоятельного созвучия тональной системы мажора и минора. «Застывшее» движение септимы как проходящего вниз линейного тона закрепилось в виде стремления аккордового диссонанса септимы к разрешению на тон вниз. Секста-апподжиатура, закрепившись в составе доминантсептаккорда, дала распространенный аккорд с побочным тоном («шопеновский аккорд»). Тот же звук, но в гармонии без основного тона доминанты (и соответственно отсчитываемый от вводного тона), стал побочным тоном во вводном септаккорде («вводный с квартой»; в миноре — «рахманиновская гармония»). Хроматические проходящие, проникая в аккорд, порождают целый класс гармоний — альтерированные аккорды. Отстоявшиеся в практике и закрепившиеся в общественном музыкальном сознании созвучия с неаккордовыми тонами прошли сходный путь. Еще в XVIII в. предпринимались попытки систематизировать созвучия с неаккордовыми звуками (в духе барочной традиции) как «диссонирующие аккорды» — например, в книге К. Ф. Э. Баха «Опыт верного способа играть на клавире» (1753-1762). Вот несколько примеров из книги К. Ф. Э. Баха (пример 46). 46 А - 15-я глава «О квартсептаккорде» 46 Б - 16-я глава «Об аккорде кварты и большой септимы» 46 В - 19-я глава «О квартнонаккорде» 46 Г - 25-я глава «О форшлагах» [апподжиатура к квартсептаккорду] В более позднее время аналогичный метод систематики применял Риман («Руководство к учению о гармонии и модуляции», Handbuch der Harmonie- und Modulationslehre), давая образцы диссонирующих созвучий с побочными тонами (Zusätze) — с задержаниями, проходящими, вспомогательными звуками и с хроматическими изменениями аккордовых тонов (то есть с альтерацией). Образцы аккордов с неаккордовыми звуками по Риману представлены в примере 47А; проходящие от тоники [и вспомогательные] — пример 47Б.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |