КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Микрохроматика
Проблема микрохроматики обладает удивительной двойственностью. С одной стороны, микроинтервалы — четвертитоны, трететоны, шестинатоны* и другие, а также их комбинации, производные интервалы (2/3, 3/8 тона и т. п.) — широко применялись в древности, В русском языке есть еще не исчезнувшие суффиксы, обозначающие части целого, что удобно для терминологии микрохроматики: 1/2 — половина, 1/4 — четвертина, 1/8 — осьмина (восьмина), 1/10 — десятина. Отсюда 1/5 тона — пятина-тон, 1/6 — шестинатон, 1/8 — восьминатон, 1/12 — двенадцатинатон. широко распространены на Востоке (индийские шрути*, микротоны в арабской музыке и т. п.) и все более распространяются в европейской и неевропейской музыке нашего времени. С другой стороны, интонирование микротонов крайне трудно. Современный слух (отставший от слуха древних**) не в состоянии трактовать даже четвертитоны как ступеневые величины. Под ступенью мы подразумеваем звено высотной градации наподобие лестницы (скалы, гаммы, «лествицы»): Самым главным признаком, отличающим ступень от неступени, является эффект ощущения нового звука (нового качества, новой высоты) при переходе к смежной ступени. Поэтому очевидной ступенностью обладают все 12 звуков хроматической гаммы: мы безусловно слышим новую высоту звука при переходе от с к с is, от сis к d и т. д. Столь же очевидно мы не слышим другой высоты при комматической разнице; например, при дидимовой комме с-е = 5: 4 и с-е = 81: 64 (второе e выше первого на 21,5 цента). Но четвертитон (около 50 центов) занимает мучительно неопределенное промежуточное положение между несомненно ступенными интервалами и явно неступенными: наш слух и как будто «берет» четвертитоны, и в то же время не владеет ими. Пояснение к примеру 108 см. на следующей странице. Вот упражнение, которое предлагается пытливому музыканту, желающему выяснить, слышит ли он четвертитоны как ступенные величины или же как неступенные. * Шрути — микроинтервалы в индийской классической музыке, группирующиеся вокруг семи основных ступеней ладового звукоряда как включенные в них их интонационные варианты (в пределах ступени — от 2 до 4 шрути); в пределах октавы 22 шрути (см. в кн.: Дева Б. Ч. Индийская музыка. М., 1980. С. 77-78). ** Нет сомнения в том, что «энармоника» греков была обычным для практики явлением. Четвертитоны принадлежали к ходовым интонациям в пении. Пользуясь методом равенства биений — по отношению к играемому звуку 1/4 тона ниже и 1/4 тона выше, — мы, очевидно, без особенного труда выучимся уверенно становиться на полуступень, то есть на место посредине между двумя звуками на расстоянии полутона, даже при нисходящем движении (оно заметно труднее). Но, по-видимому, мы так и не выучиваемся слышать эту полуступень как самостоятельную ступень на «лестнице» полутонов. А именно: мы не в состоянии уверенно становиться слухом на полуступень, если мы не «держимся двумя руками» за «поручни» соседних «диатонических» полутонов-ступеней, то есть не можем вокально брать полуступени скачком (пример 109). В конечном результате микротоны — даже четвертитоны — наш слух все же относит или к мелизматически прилегающим (как обостренные вводные полутоны, суженные до половинной величины, либо, может быть, даже и до еще меньшей), или, скорее, к чисто сонорным, то есть таким, где точная ступенная высота не ощущается, а слышится просто окраска того же звука, той же самой ступени, а не новая ступень. Отсюда и характер применения микрохроматики, где преобладает сонорная, а не ступенная трактовка звуков. Как техника композиции микрохроматика — принадлежность музыки XX в. Литература 1. Алексеев Э. E. Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни). М., 1976. 2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. 3-е изд. Л., 1971 («Вместо введения», главы I, XII, «Заключение»). 3. Грубер P. И. История музыкальной культуры. Т. I. Ч. 1. М.; Л., 1941. Раздел I С. 37-42. 4. Intervall // Riemann Musiklexikon. Sachteil. Mainz, 1967. 5. Карклиньш Л. А. Гармония Н. Я. Мясковского. М., 1971. 6. Катуар Г. Л. Теоретический курс гармонии. Ч. 1. М., 1924. С 3-5 11-14 35-40, 50-55, 69-72, 89-90, 99-101. 7. Котляревський I. А. Дiатонiка та хроматика як категорii музичного мислення kиìb, 1971. 8. Музыкально-теоретические системы: Программа курса для теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов. М., 1982 (3-е изд., М., 2002). 9. Оголевец А. С. Введение в современное музыкальное мышление. М.; Л., 1946 Гл. 4-10. 10. Пepeвepзев Н. К. Проблемы музыкального интонирования. М., 1966. Гл. 1-5, 8. 11. Ренчицкий П. Н. Учение об энгармонизме. М., 1931. 12. Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М., 1969. Гл. IX-XI. 13. Холопов Ю. Н. Диатоника // Музыкальная энциклопедия. Т. 2. М., 1974; Лад // Музыкальная энциклопедия. Т. 3. М., 1976; Микрохроматика // Там же; Пентатоника // Там же. Т. 4. М., 1978; Хроматизм // Музыкальная энциклопедия. Т. 6. М., 1982; Энгармонизм // Там же; Энгармоника // Там же. ГЛАВА 9. ЛАДЫ МОДАЛЬНОГО ТИПА
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |