![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Д. Шостакович. 8-я симфония, ч. IV
Таким образом, совершенно очевидно, что даже и там, где теоретически возможно соблюдение нетемперированного строя, фактически мы слышим всё в зонной темперации, благодаря которой в композиции поддерживается единство высоты хотя бы главного звука ладотональной системы. Возьмем для примера систему C-dur-moll в диапазоне хроматических звукоступеней des-es и с возможными энгармоническими значениями fis = ges, des = cis, as - gis, es = dis, b = ais (12 ступеней интервальной системы и 17 самостоятельных значений звуков, причем в зависимости от индивидуальных особенностей темы, отклонений в ней, цепочка из 17 значений может быть сокращена с обоих концов или, наоборот, продлена в ту или иную сторону). В рамках этой системы действует тот самый принцип смысловой дифференциации значений звуков в квинтовой цепи, который был продемонстрирован выше (см. в параграфе «Квинтовая структура диатоники»). Поскольку хроматику можно трактовать и как ряд встроенных друг в друга диатоник, то принцип смысловых значений удобно показать и через сплавление диатоник (ср. с примером 95): Чем ниже (на схеме — левее), тем темнее, мрачнее, минорнее звучание того или другого тона, и наоборот — чем выше (правее), тем светлее, ярче, мажорнее. Квинтовая дифференциация тонов системы непосредственно ощущается в музыкальном представлении. Звук fis слышится как активно подвижный с отчетливой восходящей тенденцией (тяготением вверх). Звуки cis, gis заметно интенсивнее по степени яркости и как бы «накаленности» острых, восходящих тяготений. Звуки d, с, g ощущаются как спокойно-сильные, с неявно выраженным стремлением к последующему движению. Звуки бемольной стороны понимаются нами как затененные, прохладные, темные — например es-as-des. Обратим внимание: cis и des — ступень нашего звукового ряда (реальная высота) одна, значения различны (см. рис. на с. 168). Чем гуще хроматика, тем труднее слуху различать не слышимые, но лишь воображаемые комматические значения одной и той же высоты. 102 С. Прокофьев. «Петя и волк» 103 Д. Шостакович. «Катерина Измайлова» То же касается и звуков в составе аккордов. Например, различие между as и gis в оборотах I-нVI-I-III< — I или I-нVI-III< — I. Отсюда же специфичность экспрессии ладов хроматического рода. Целесообразно с этих позиций сравнить экспрессию ладов, характерных для Прокофьева (с его любовью к ярким мажорным краскам) и Шостаковича (часто предпочитающего впервые описанные А. Н. Должанским «суперминорные» лады с их сгущенно минорным колоритом), пример 102-103. Ранний пример суперминора (
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |