КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модальное одноголосие
Интервальные системы различных родов составляют, если так можно выразиться, «материальную часть» крупных, развернутых во времени музыкальных цельностей («организмов») — ладов. Интервальные системы — организация материала ладов как музыкально-выразительных и логически осмысленных звуковых объединений. В широком смысле слова лады — это все системы логически связанных и функционально дифференцированных звукоотношений. Однако практически часто бывает целесообразным дифференцировать общее понятие «лады» и пользоваться более узкими, специфическими, конкретизирующими ту или иную группу таких систем. К числу наиболее важных специфических понятий относятся: лады модального типа, тональность (лады тонального типа), в музыке XX в. также сонорные структуры, серийные структуры (додекафония) и ряд других.
Основные понятия (общее и специфические) ладов до XX в.: Под модальными ладами чаще всего подразумеваются «старинные» лады или «лады народной музыки» (дорийский, фригийский и др.), пентатоника (какого-либо вида), «венгерская» гамма (с двумя увеличенными секундами) и т. п. Под «тональными» (или «тональностью») понимают мажор и минор классического типа, основанные на доминировании функций S, D, Т. Термин «лады» применяется в двух значениях — общем (любые логически дифференцированные системы звукоотношений, включая и старинные лады, и тональность мажорно-минорного типа) и более специальном («лады» в отличие от тональностей мажора и минора*). Различие между тем и другим, * Например, одна из книг Г. Э. Конюса называется «Курс контрапункта строгого письма в ладах»(М., 1930; курсив мой. — Ю. X.).Термин был весьма распространенным. На титульном листе у Конюса значится добавление: «Составлен применительно к требованиям учебного плана Московской государственной консерватории». Модальные лады начали осмысливаться (без этого термина) еще во второй половине XIX в. По словам Б. Л. Яворского, С. И. Танеев называл модализмы в соединениях аккордов (например, II-VI, II-III и т. п.) «ладовой музыкой»; он пользовался также выражением: «построения по „гаммам"» (например, тоновой, тон-полутон, полуторатоновой). В другой связи Танеев применял и термин «мелодическая тоника», противопоставляя ее «гармонической», обычной (см.: Танеев С. И. Из научно-педагогического наследия. М., 1967, с. 104, 101). таким образом, некоррелятивно (одно не исключает другое). Противопоставление исходит из того, какой из признаков системы является преобладающим: в «ладах» (дорийском, эолийском, фригийском и прочих) доминирует специфический признак ладового звукоряда (хотя есть и своя система устоев и неустоев), в «тональности» — специфический признак взаимодействия D—T и других тональных функций (хотя существен и признак звукоряда, в особенности — звукоряда всегда указываемых при ключе основных ступеней). Ввиду постоянного смешения признаков «лада» и «тональности» терминологически более конкретно противопоставление не столько этих категорий, сколько двух типов ладовых структур: модального (за основу принимается звукоряд) и тонального (за основу берется соответственно система тональных функций S-D-T). В ладах модального типа звукоряд соблюдается строго — в них типично выдерживание ладового звукоряда на всем протяжении построения с данным устоем (единая точка отсчета ступеней звукоряда), а дифференцированность и определенность тональных функций могут даваться в любых пропорциях, вплоть до отсутствия постоянного ощущения тяготения к тонике и до тональной неопределенности; показательно, что в подробно разработанной древнегреческой ладовой (модальной) теории нет развитого учения об устое, тем более о тонике. В ладах тонального типа, наоборот, тональные функции ощущаются с предельной отчетливостью — и притом в них непрерывно на всем протяжении пьесы единому тональному центру подчиняется ряд микротоник (множественность точек отсчета звукоступеней лада), а звукоряд основных ступеней данного лада может соблюдаться или не соблюдаться в любых пропорциях от строгой диатонической семиступенности (Шопен, этюд ор. 10 № 3 E-dur, такты 1-5) вплоть до полной хроматической гаммы (Шопен, этюд ор. 10 № 2 a-moll, такты 1-4). Закономерности ладов могут реализовываться в двух измерениях: 1) по горизонтали и 2) по вертикали. Первое (логически и исторически) основополагающее проявление ладовых закономерностей — действие их в последовании, в мелодии. В развитом многоголосии (особенно при четырехголосном сложении) утрачивают свое значение некоторые важнейшие факторы монодического лада (амбитус, реперкусса, единичность финального тона) и появляются новые (двух- и трехзвучность финалиса, кварто-квинтовая связь созвучий и т. д.). Отсюда известное различие между ладами, например, грегорианской монодии и нидерландских месс. В зависимости от форм изложения музыкальной ткани возможно следующее важнейшее деление ладов: 1) одноголосные лады (монодия; мелодия в составе многоголосной ткани); 2)многоголосные лады, полифонического (полимелодического) и аккордо-гармонического типа. Модальный тип ладов с наибольшей чистотой и определенностью раскрывается в монодическом (одноголосно-мелодическом) складе музыкальной ткани. Он важен и для мелодики многоголосного склада. Иначе говоря, модальный тип — мелодическая ладовость. В целях упрощения изложения, однако, целесообразно не дифференцировать мелодическую ладовость на несколько самостоятельных видов (собственно-монодический, полифонно-мелодический, гомофонно-тонально-гармонический), а рассмотреть ее обобщенно — как ладовые структуры в монодии и в мелодике при многоголосном изложении (сохранив, однако, — условно — в качестве общего термина указание на одноголосие как на основной и исходный тип склада фактуры). Так же как мелодия есть первичная форма музыки, модальное одноголосие — это первичный тип развитой ладовой структуры, в некоторых музыкальных культурах составляющий все богатство звуковысотных отношений. Если взять всю музыку в целом, то окажется, что модальная монодия может быть признана количественно преобладающим типом лада, ладовой организации. Она свойственна древнегреческой музыке, древним восточным, африканским, европейским культурам, народной музыке всех стран, грегорианским мелодиям, древнерусским роспевам, а также — в составе многоголосной ткани — европейской полифонии и гомофонии. Новый импульс к развитию модальное одноголосие получило в музыке XX в. Специфика модального одноголосия, выражающаяся в связи ладовой выразительности со строением звукоряда, фиксируется поэтому в виде соответствующих звукорядов с указанием главного звука-устоя. Пример 110 демонстрирует ладовые звукоряды различных типов (звуки-устои указаны нотами в квадратах).
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |