КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хроматика
Термин «хроматика» (греч. χρωματική — хроматический, подразумевается γένος — род; от χρώμα — цвет, краска, первоначально — цвет кожи) относился греческими теоретиками к тетрахорду, в составе которого были два полутона подряд (типа e 1 des 1 с 1 h). Такое скопление полутонов носило название «пикн» — «скученность». Впоследствии значение термина необратимо изменилось. Современное понятие хроматики — полутоновая система, независимо от трактовки интервальных отношений (по А. Веберну — «движение полутонами»). Хроматика в современном смысле логически предполагает наличие включенной в нее диатоники вместе со свойственной диатонике двухкомпонентностью (то есть наличием двух строительных интервалов — квинты и терции — и вытекающей отсюда двухслойностью структуры). Хроматика как интервальный род представляется очередным расширением звукового состава системы, прежде всего за счет дальнейшего действия коренного, исходного принципа — продления квинтовой цепи (пример 93). Отсюда ряд новых, хроматических интервалов, специфика которых связана с большим, чем шесть, числом содержащихся в них квинт (пример 94). Хроматические интервалы заключают в себе новые возможности повышенной экспрессивности, патетики, хроматической действенности: ♦ ув. 6 (10 квинт) — в аккорде с увеличенной секстой; ♦ ув. 2 (9 квинт) — в уменьшенном септаккорде; ♦ ув. 5 (8 квинт) — в альтерации доминантсептаккорда; ♦ ув. 1 (7 квинт) — в энергии хроматических смен, отклонениях, модуляциях; ♦ ув. 3 (11 квинт) — предельный диапазон контрастов между неаполитанским секстаккордом и вводным тоном двойной доминанты. Так же как большее число всегда содержит в себе все меньшие, интервалы хроматической системы (с числом квинт 7, 8, 9, 10, 11) предполагают наличие в системе более простых интервалов с меньшим числом квинт (6, 5, 4, 3, 2, 1), то есть интервалов диатонических. Таким образом, к коренным свойствам хроматического рода принадлежит базирование на диатонике как ядре, фундаменте и смешение с диатоническими интервалами в любых пропорциях. Наличие диатонических элементов не только не противоречит сущности хроматики, но является одним из коренных ее свойств. В числе новых интервалов хроматической системы — множество диатонических, находящихся на иных ступенях, чем в диатонике; например, в хроматической системе C-dur (пример 93А) — большие терции на des, as, es, b, d. Такие интервалы принято считать диатоническими по существу, но хроматическими по положению (диахроматическими; см. у Г. Л. Катуара в «Теоретическом курсе гармонии», часть I; в свою очередь Катуар использует здесь идеи из книги Ф. О. Геварта «Трактат о гармонии <...>». Т. 1-2, 1905-1907. Термин «диахроматика», соединяющий свойства диатоники и хроматики, введен и широко использован Л. А. Карклиньшем в его книге «Гармония Н. Я. Мясковского»). В результате хроматический род имеет три вида интервалов: 1) диатонические (в пределах квинт 1-6); 2) диахроматические (диатонические по существу, хроматические по положению в системе); 3) хроматические (содержание квинт 7, 8, 9, 10, 11). Соответственно вся хроматика может быть представлена состоящей из ряда диатоник (пример 95).
Пределом, регулирующим количество тонов хроматической интервальной системы (а вслед за этим и наше восприятие возникающих новых звукоотношений), является число 12, связанное с доведением до логического конца процесса заполнения системы полутонами. Барьер, который замыкает хроматический ряд двенадцатью полутонами и препятствует дальнейшему росту числа ступеней, — это появление принципиально нового типа величин — микроинтервалов. Если двигаться по цепи чистых квинт дальше, то двенадцатым шагом мы приходим не к унисону (октаве), а к другой высоте, находящейся над унисоном на расстоянии в 23,5 цента (точнее Комма, равная разнице между двенадцатью пифагорейскими квинтами и семью октавами (соответственно, между данной ступенью и ее энгармоническим унисоном), в пифагорейском строе называется Пифагоровой (например, f — eis, с — his). Если допустить Пифагорову комму (а следовательно, и прочие микроинтервалы), то теряется возможность стабильного строя, возникает интервалика, к которой наше сознание явно еще не готово, оно воспринимает ее как фальшь. Сама возможность существования хроматической системы зависит от замыкания энгармоническим унисоном и исключения микрохроматических ступеней. Полутоновое заполнение вплотную подводит к замыканию круга квинт двенадцатым шагом на этот интервал, что уже начинает регулировать внутренний интервальный режим системы, создавая новые действующие факторы, обусловленные свойствами ее материала. Новые факторы структуры хроматической системы следующие. 1. Энгармоническое замыкание цепи квинт возвращением к исходному тону, возможное при условии наличия равномерной темпе- рации; тем самым звук 12-й квинты оказывается функционально тождественным исходному (в числах равен единице), соответственно предваряющий его звук 11-й квинты — аналогичным 1-й квинте, звук 10-й — звуку 2-й и т. д. 2. Выделение тритона (6-й квинты — ровно половины от полного числа двенадцати квинт, иными словами, наипростейшего «полуоктавного» отношения от октавы 2:1 = √2) как звука, равноудаленного от «краев», а поэтому являющегося своеобразным центром симметрии интервальных отношений и — благодаря этой симметрии (функциональному тождеству самотождественных тритонов с + + fis = fis + с) — приобретающего парадоксальным образом свойства замещать главный (исходный) тон. 3. При тритоновой симметрии звуки, образующие (посредством квинтовых шагов) пентатонику между исходным тоном и тритоном к нему, «отражаются» в звуках аналогичной пентатоники, располагающейся между этим тритоном и энгармонически замыкающим конечным звуком квинтовой цепи; такие же тритоновые «отражения» возникают между двумя симметричными диатониками (получающимися, если те же звуки рассматривать вместе с исходным, тритоновым и энгармонически замыкающим звуками). Отсюда тритоновая полярность всех симметричных друг другу отношений в хроматике (на схеме ниже симметрия вокруг исходного тона указана изогнутыми линиями) (пример 96). (Одно из следствий тритоновой полярности — образование функциональных дублей, например, «второй доминанты» в виде структурно идентичного доминантсептаккорду аккорда увеличенной сексты на нII ступени, тритоновой по отношению к V ступени; хроматические «аккорды-двойники», то есть «отражающие» аккорды увеличенной сексты, строятся по образцу структуры «отражаемых» аккордов малой септимы, например в системе C-dur: des-f-as-h — как отражение g-h-d-f; as-c-es-fis — как отражение d-fis-a-c.) Хроматические интервалы (7-11 квинт) вследствие названных свойств хроматической интервальной системы оказываются не только полярно симметричными диатоническим, но и близкими им по величине: они отличаются друг от друга на тот же интервал, что и краевые тоны — исходный и замыкающий (в нашем примере — f и eis), то есть на энгармонический унисон. Следующая схема, сделанная на основе предыдущей (пример 96), ясно демонстрирует это (цифрами указаны интервалы в полутонах). Близость по величине (то есть расстоянию-интервалу) темперированных симметричных интервалов выражается, например, в том, что к диатонической большой септиме f 1 -e 2(исходный звук f) приравнивается хроматический интервал f 1- fis — оба равны одиннадцати полутонам. То же касается всех прочих отмеченных в примерах 96 и 97 симметричных интервалов. Этим подготавливается возможность уравнивания в правах симметричных интервалов (подобно уравниванию двух видов терций — пифагорейской и натуральной, что послужило главным техническим средством структурной реорганизации диатоники) с соответствующей последующей внутренней реорганизацией интервального рода хроматической системы. Если же хроматическая интервальная система вопреки ее функционированию в условиях равномерной темперации сохраняет централизованный и незамкнутый характер (подобно диатонике), то неравноправие диатонических и хроматических интервалов выражается в принципиальных различиях между ними, как между интервалами автономными и контекстуальными. Диатонические интервалы (до 6-й квинты; см. схемы в примерах 94, 95) являются автономными (или реальными, действительными), а хроматические (квинты 7-11) — контекстуальными (согласно акустической теории П. Н. Мещанинова; см.: Музыкально-теоретические системы. С. 54-56). Это значит, что диатонические интервалы воспринимаются сами по себе, в своем специфическом качестве (октава, кварта, малая терция), в зависимости лишь от своих собственных свойств; для их выявления не требуется настройка или соответствующее окружение. Напротив, хроматические интервалы для самого своего существования нуждаются в соответствующей настройке в контексте; вне контекста (в особенности при равномерной темперации) они имеют тенденцию восприниматься как энгармоничные им автономные интервалы:
При равномерной темперации хроматические интервалы как таковые не слышатся реально, а лишь воображаются, представляются в связи со своим окружением. В этом смысле диатонические интервалы — реальны, а хроматические — контекстуальны. Но вместе с тем в рамках хроматической системы все интервалы обладают свойством реальной ступенности. Это значит, что каждый звук системы занимает свое собственное положение на лестнице звуковысот и переход данного звука в соседний ощущается как перемещение в высотном пространстве, смена качественной высоты, то есть как перемещение на другую ступень. Это касается не только диатонических интервалов (f-g, f-e), но — в такой же степени — и хроматических (f-fis, a-as). Двухслойность структуры хроматического рода обусловливается пронизанностью интервальной системы, квинтовой по своей первооснове, также и терцовыми отношениями, составляющими как бы «второй этаж» (или «второе измерение») хроматики. И с точки зрения терцовости (которая может существовать лишь только как квинто-терцовость), хроматика есть дальнейший рост акустической ткани, вводящий еще одну терцовую ступень и как бы «уплотняющий» диатонические отношения. Схематически (по Мещанинову; см. рис.). Подобная система возможна лишь в условиях высокоразвитого многоголосия. Она примерно соответствует ситуации романтической гармонии. Однако в соответствии с указанными выше общими особенностями хроматической структуры, сущность этого рода органически связана с диатонической подосновой хроматической интервалики и с многообразными взаимодействиями между диатоническими и собственно хроматическими элементами. Поэтому явления хроматизма свойственны мажорно-минорной тональной системе с XVII в.; встречаются и в более ранние эпохи. Так, доминантовый ответ в фуге, связанный с отклонением в V ступень, уже дает легкий хроматический эффект, даже если хроматические варианты одной и той же звукоступени следуют друг за другом не подряд, а на расстоянии. По Другую сторону — как результат процесса реорганизации структуры (совершающегося и в данном интервальном роде) — находятся в хроматике явления абсолютной двенадцатиполутоновости, которые мы находим в гемитонике А. Веберна. Эта полутоновая система функционирует вне связи с диатонической подосновой, будучи насквозь пронизана энгармонизмом, о чем речь будет идти в § 12 этой главы. Для своего существования как целого (что предусматривает наличие связи, родства между всеми частями системы) эта структура требует такого центра, который «заходит» и в бемольную, и в диезную стороны. Отсюда логическая необходимость в мажоро-минорной тонике, которая если и не объединяет минорную терцию с мажорной в одном аккорде, то, по крайней мере, предполагает наличие в составе центра системы и мажорного, и минорного вариантов тоники в качестве равноправных. Таким образом, раскрывается структурная мотивировка смешения ладов и образования нового типа ладовой структуры — мажоро-минора (например, C-dur-moll), a далее и иных хроматизированных, собственно хроматических ладовых структур. Как и интервалы, аккорды хроматической интервальной системы по роду подразделяются на диатонические, диахроматические и хроматические. Например, в пределах des-f is (с центром с) (пример 98).
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |