КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Квинто-терцовая структура диатоники
Квинтовость диатоники — ее коренное свойство, но не единственное. В ладовом отношении чистая квинтовость, как и соответствующий ей пифагорейский строй, действительны более всего для таких областей музыкальной практики, как средневековая монодия и ранние этапы европейского многоголосия. По мере дальнейшего развития европейского многоголосия происходит внутренняя реорганизация, связанная с переходом на более высокий тип связи — от одно-факторного квинтового к двухфакторному квинто-терцовому (ему соответствует так называемый чистый строй, где используются два прямо понимаемых интервала — чистая квинта 3: 2 и натуральная большая терция 5:4). Возможность перехода к квинто-терцовой (QT, или, по-русски, КТ) структуре диатоники технически объясняется одним из важных свойств звукового материала. Так как интервальная система существует лишь постольку, поскольку она выражает функционирование определенной ладовой системы, которая, в свою очередь, существует лишь при условии основанного на связи единства, то важнейший вопрос интервальной системы — способ связи между ее тонами. В многоголосии прибавляется еще один тип связи — одновременное звучание двух тонов, исторически прежде всего звуков квинты (кварты), по понятным причинам. При продвижении по квинтовой цепи диатоники обнаруживается, что чрезвычайно удаленный тон четвертой квинты (пример 88А) оказывается практически совпадающим с близко родственным, но только в терцовом отношении, звуком (пример 88Б). Ничтожная разница между ними называется дидимовой или синтонической коммой (комма — интервал меньше четверти полутона).* Комма не может восприниматься как собственно интервал (ступень); мы слышим комматическую разницу не как переход с одной высоты на другую, а как мельчайший оттенок звучания одного и того же тона, одной и той же высоты. Это обстоятельство и позволяет отождествить две комматически разные высоты в один звук, но только понимаемый уже не через посредство квинты, а через посредство терции. * Дидимова комма, как разность пифагорейской (то есть чистоквинтовой) большой терции 81: 64 и натуральной — 5: 4, равна (81: 64): (5:4) = (81: 64):: (80: 64) =81: 80, то есть 21,5 цента (цент — одна сотая полутона; полутон = 100 Центов; в октаве 1200 центов). Дидим (Александрийский) — древнегреческий грамматик и математик (род. в 63 г. до н. э.). Итогом является другая, новая структура диатоники, уже не квинтовая, а квинто-терцовая (пример 88Б). Главная проблема — вопрос связи — решается здесь, таким образом, уже не на основе одномерности квинт, а на основе двухмерности квинто-терцового взаимодействия. Комбинация квинты и большой терции представляет собой новый, более высокий тип связи, теперь совершенно иначе пронизывающий отношениями родства тоны интервальной системы. Притом наличие в системе КТ связи предрасполагает к постоянному применению основной ячейки, ядра КТ системы — одновременной комбинации обоих фундаментальных интервалов, квинты и терции. Иначе говоря, создается постоянно действующий стимул быстрого роста новых ячеек — консонантных трезвучий (они и есть комбинация КТ), что ведет далее к полной внутренней перестройке системы диатоники, которая превращается из однофакторной в двухфакторную. Так как есть два и только два способа объединить квинту и терцию — Кт или Кт (терция внизу или вверху), то соответственно есть и только два типа связи тонов системы посредством соотнесения их с ядром — центром (представлены на материале белоклавишной диатоники): В результате получается тенденция к выявлению и укреплению двух типов диатонических (либо в основе диатонических) ладов — с мажорной тоникой или минорной тоникой. Это есть другой полюс внутреннего развития в пределах диатоники. Диатоника начинается с продления пентатоники и образования мелодических ходов на полу- тон в рамках модальной горизонтально-звукорядной системы. В конце эволюции, после реорганизации складываются структуры аккордовой тонально-функциональной системы. Наличие двух факторов в квинто-терцовой структуре диатоники создает предпосылки к возможному их взаимодействию. Чтобы лучше увидеть соотношение интервальных величин при той и другой структурах диатоники, приведем их обе одновременно (пример 89). В реальном музыкальном интонировании совмещаются оба принципа — и «мелодической» квинтовости, и «аккордовой» квинто-терцовости, образуя «зонный строй» (термин Н. А. Гарбузова). С этими тонкими нюансами интервалики связано множество проблем музыкальной практики — строя инструментов и хора, ладовой экспрессии, характера звучания тонов, интервалов и аккордов, ладотональных функций, родства тональностей и модуляции, соотношения тональных и модальных элементов гармонии.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |