КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЭкмеликаЭкмелика (или екмелика; от греч. έκμελής, букв. — «внемелодический», то есть вне закона мелоса, нестройный) — система, характеризующаяся применением высотно неопределенных, высотно нестабильных звуков. Это глиссандирование, свободно-высотная мелизматика, несистемная микрохроматика, применение сонорных (высотно недифференцированных) звуков-шумов, «темброзвуков» (как, например, на некоторых ударных инструментах — колоколах, тарелках, восточных гонгах и т. п.). Хотя отношения между высотно неопределенными, скользящими, нестабильными звуками (тем более мелизматическими опеваниями, несистемными микротонами) могут быть поняты как своего рода интервалы (иррациональные интервалы), резкое отличие их от интервалов других родов делает отнесение экмелики к интервальным родам в некоторой степени условным. Слово «экмелический» встречается у древнегреческих теоретиков (у Клеонида, Гаудентия, Птолемея) в значении «немелодичный» (например, интервалы септимы, сексты, тритона у Птолемея), «интервально-усложненный», «нестройный» (у Клеонида). Однако это слово не было понятием в греческой науке, следовательно, не было там и обозначением определенного интервального рода. Исторически экмелика представляет собой материал «доладовой» формы звуковысотной организации, где доминирующее средство воздействия не тонкость звуковысотных, интервальных связей, а ритм (который, таким образом, в самом деле был «в начале»: ритм трудовых процессов, игры, магических, культовых обрядов, ритм в разных жизненных ситуациях — скандирование слов и слогов, звуковая сигнализация; танцевальная, процессионная и иная музыка на одних ударных инструментах и т. д.) и мощь тембро-динамических факторов со свободным распоряжением всем диапазоном голоса, его регистрами, где несвязанность переступанием по ступеням лестницы размеренных звуковысот обеспечивает полную свободу изъявления непосредственно-жизненного чувственного ощущения. Исследователи начальных стадий развития музыкальной системы отмечают использование огромных диапазонов, громадных скачков, глиссандирования, красочную россыпь тремоло, трелей, форшлагов и призвуков. P. И. Грубер пишет о наличии в этой музыке «животноподобного звукопроизводства шумового порядка», «чувственного богатства, натуралистической свежести неупорядоченных звучаний» (История музыкальной культуры. С. 41). Э. E. Алексеев, исследуя истоки ладового мышления на материале якутской народной песни, подчеркивает, что «еще до формирования узкообъемных ладов народная песенность переживает целую эпоху неопределенно-широких, приблизительных, количественно не регламентированных интервальных соотношений» (Проблемы формирования лада. С. 36). Элементы экмелики постоянно встречаются в народной музыке, в частности в русской (не образуя, однако, системы), в виде выкриков, глиссандирующих форшлагов, экспрессивных глиссандирующих «подъездов», сонорно-шумового сопровождения и т. п. Вне экмелики немыслим потрясающий эффект искусства русских народных плакальщиц, чье интонирование «хватает за душу» любого слушателя. «Сладко-воющий» эффект экмелической интонации нередок в джазе. Здесь широко применяется запретный для «культурной» традиционной европейской музыки «нечистый» звук — дерти (англ. dirty tones, букв. — «грязные тоны»). Сущность его в интонационном блуждании голоса вокруг гармонического тона наподобие неаккордовой мелизматики, но вне определенной высоты. Прорвав корсет рационально выверенной сетки звукоряда, исполнитель обретает экстатическую свободу экспрессии. Как определенный род интервалики (пусть и вспомогательного значения) экмелика установилась в XX в., ρ интонационно-новой музыке. Это всевозможные глиссандо, в том числе многоголосные, использование звуков без определенной высоты (группа ударных инструментов, а также на инструментах свободного строя — струнных смычковых, в вокальных партиях певческих голосов). В некоторых случаях в функции экмелики может использоваться и микрохроматическая интонация, если микрохроматические интервалы не могут быть проинтонированы точно и употребляются в целях дестабилизации строя и ради достижения при этом выразительных эффектов звучания (преимущественно сонорных). Примеры экмелики. В V части «Русских сказок» Н. Сидельникова сказочно-фантастический яркий и сочный момент — завывающий голос лешего в густой чаще — выражен экмелическим звучанием интервально не дифференцированных, зычно скользящих тонов валторны. В произведении P. Щедрина «Звоны» художественная стилизация «малинового звона» русских колоколов сопровождается сонорным «гудением» и красочными «переливами» звучания в виде глиссандо струнных, «полосы» которых переплетаются с мерными биениями остинатного слоя (пример 82). 82 P. Щедрин. «Звоны»
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |