Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глубинные слои многоголосной ткани. Стилистическая обусловленность норм голосоведения




В. А. Моцарт. Симфония g-moll, часть III

Гармония пронизывает всю ткань музыкально-звукового орга­низма. Притом гармония выступает здесь и как общеэстетическая, философская категория, и как конкретная интонационная система, отражающая определенную исторически детерминированную стадию развития музыкального мышления, определяемую воздействием ряда условий — социальных, расовых, национальных, общекультурных. Эти и подобные факторы фокусируются в структуре конкретной ла­догармонической системы, которая далее определяет конкретные особенности гармонической ткани — в частности, всегда стилисти­чески определенные нормы голосоведения. Конкретные свойства конкретной ладогармонической системы выступают при этом в каче­стве порождающей причины, вызывающей к жизни именно те, а не другие конкретные гармонические нормы. Так что гармоническая система относится к глубинным слоям музыкального мышления, обычно и не осознаваемым композитором в процессе творчества. Различия в гармонических системах поэтому неминуемо отражают­ся на поразительных расхождениях в нормах гармонических стилей (что особенно заметно в музыке XX в.).

В рамках нашей работы мы можем представить общую схему этой глубинной структуры музыкального сознания на примере клас­сической гармонической системы.

1. Глубинный первичный фактор гармонии — система аккордов, рационально-строго объединенных на основе центрального элемента (ЦЭ) системы — консонирующего трезвучия.

2. На основе ЦЭ образуется остов мелодии (мелодический ствол). Обычно это лежащий в глубине мелодической структуры ход вниз по звукам тонического трезвучия:

*

3. Как контрапункт nota contra notam согласно гармоническому закону системы (в классическом Dur-moll — закон консонанса) воз­никает бас,определяющий костяк аккордового последования.

4. Мелодическая фигурация остова — важнейший элемент зву­ковой ткани; первоисток голосоведения — главный голос, мелодия.

5.Детально выработанный главный голос в сочетании с басом дает контрапункт контурного двухголосия.

6. Детальная выработка всей ткани в отношении вертикали (фак­турных функций голосов) и горизонтали (развитие целостной струк­туры) довершает композицию, полно реализуя гармонию данной си­стемы и образуя целостную музыкальную форму.

* Напоминаем, что арабские цифры со значком сверху (3 2 1 и др.) указывают ступени-звуки (а не ступени-аккорды).

Эти пункты — лишь схема, то есть отражение всей сложности глубинного измерения музыкального мышления только в принципи­ально важнейших пунктах, а не во всем богатстве содержания (что связано с раскрытием каких-то более общих основ сознания эпохи).

Классический композитор не выбирал себе систему. Например, во времена Моцарта было бы безумием решать вопрос, сочинять ли в системе мажорного и минорного трезвучия, или же избрать какую-то другую систему. Альтернативы к мажорно-минорной системе не было, поэтому в музыкальном сознании композитора не было и са­мого этого вопроса. (Показательно, что, когда Моцарт сочиняет «ан­тимузыку» под названием «Музыкальная галиматья», он всего лишь искажает ту же самую систему мажора и минора.)

В результате часть названных пунктов, и именно самые глубин­ные части музыкального ощущения (пункты 1-3), вообще прекомпозиционны. Это значит, что они существуют до сочинения и обнару­живаются лишь при анализе. Сущностью пунктов 1-3 является гар­моническая система как действующий интонационный комплекс.

Сознательно же действует композитор начиная с пункта 4:

мелодия --> контрапункт --> форма.

Пункты 4-6, по сути, и есть не что иное, как инкарнация (вопло­щение) гармонии, возникновение из генетического кода музыки (оп­ределенной системы гармонии) живого музыкального организма; это и есть творчество как рождение музыки из духа данной гармонии, интонационной системы.

Место голосоведения в данном процессе — обращение возможно­сти в действительность, включение гармонии во временное суще­ствование.

С композиционно-технической точки зрения голосоведение это:

выработка главного голоса (сочинение мелодии, о чем говорило реторическое «inventio»*);

нахождение музыкального баса и его выработка как создание контурного двухголосия;

восполнение прочих голосов (и их выработка),

создание рельефа формы (подъемов, спадов, эффектов роста и т. д.) с помощью средств голосоведения.

Притом все это происходит по законам гармонической системы.

Покажем это на конкретном образце (пример 72).

Гармония приведенного фрагмента существует на основе контра­пункта контурных голосов (пример 73).

Как показано стрелками, обе линии контура не что иное, как в конечном счете мелодическая фигурация «ствола», тонического тре­звучия.

* «Инвенция» — раздел учения об ораторском искусстве (в XVI-XVII вв. также и об искусстве музыки), где говорится о том, как надо «изобретать», находить мысль. (Ввиду наличия двух различных понятий, можно термином «реторика» обозначать искусство речи, а «риторика» — выспреннюю, пустую речь).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.