Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие рода




ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ГЛАВА 8. РОДЫ ИНТЕРВАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Образование гармонических форм, как реализация эстетизи­рующего действия — музыкального согласования звуков, возможно лишь на основе системы музыкальных тонов, иначе говоря, акустического ряда или акустической гаммы. Гамма пред­ставляет собой гармонически пропорционированный ряд тонов, ох­ватывающий употребляемый в данной музыкальной практике диа­пазон. Гармоническое пропорционирование есть одно из проявлений в музыке общеэстетической категории меры. Воплощая одну из ко­ренных идей гармонии, пропорционирование устанавливает между тонами ряда отношения соразмерности, согласованности, строя.

В зависимости от тех или иных объединяемых в систему интерва­лов, от того или другого количества звуков-ступеней в пределах октавы (изредка какого-либо другого интервала), от устанавливаемого способа гармонической связи между тонами и определенными группами тонов возникают различные типы интервальных систем и, соответственно, различные типы звукорядов. Они составляют как бы «алфавит» музы­ки. Для обобщения и классификации всех этих интервально-звукоряд­ных структур вводится понятие рода интервальных систем.

Слово «род» — греческого происхождения (греч. γένος — род; также рождение, пол; нем. Tongeschlecht). Как теоретическая кате­гория учения о гармонии род представляет собой особое понятие, занимающее свое место в одном ряду с понятиями лада и (акусти­ческого) строя. Подобно понятию лада, род связан со звукорядом, но, в отличие от лада, род говорит не о смысловых значениях (функ­циях) тонов и созвучий, а только об интервальных соотношениях членов звукового ряда (в пределах данного рода может быть не­сколько или даже много звукорядов различных ладов).

Строй есть абстрактное физико-математическое выражение сово­купности применяемых в музыке звуков (соответственно — и на­стройки инструментов); различают, например, строи пифагорейский (чисто-квинтовый), натуральный (квинто-терцовый), наш равномерно-темперированный (см.: Тюлин Ю. Н. Учение о музыкальной факту-

ре и мелодической фигурации. Кн. 1. С. 8-9). В отличие от строя, род — понятие не математического (акустически-числового), а му­зыкального порядка. По своей сущности учение о роде есть наука о строении музыкального звукоряда. Поэтому род, соприкасаясь и с ладом, и со строем, как бы занимает промежуточное положение между тем и другим.

В отличие от понятия лада, несущего в себе представление об эстетико-философских глубинах музыкального смысла, понятие рода исчерпывается конкретно-звуковой сетью интервальных отношений.

Понятие «род» впервые было разработано древнегреческими му­зыкальными теоретиками, которые относили интервальные роды к важнейшим показателям выразительности ладовых структур. Греки говорили не об интервальных родах, а о «родах мелодии», подразу­мевая под интервальными системами различные типы построения тетрахордов.

С точки зрения родов тетрахорды (всегда содержавшие только четыре ступени, по-гречески, четыре «струны») были трех типов:

1) диатон (диатонический род);

2) хрома (хроматический род);

3) энармония (энармонический род; другие названия: «гармони­ческий род», «гармония»).

Основным признаком диатона было наличие в тетрахорде двух (целых) тонов подряд (например, e 1- d 1- c 1- h); хромы — наличие двух полутонов подряд (например, e l -des 1 -c l -h); энармонии — наличие двух четвертитонов подряд (например, обозначает

«полубемоль», понижение на 1/4 тона).

В свою очередь, роды (диатон и хрома) имели еще и свои вариан­ты-виды, которые назывались «окрасками» или «хроями» (в ед. ч. — «хроя»). Так, теоретик музыки Аристоксен (конец IV в. до н э.) приводит шесть «окрасок» (при трех родах): 2 диатона, 3 хромы, 1 энармония; Клавдий Птолемей (II в. н. э.) — восемь «окрасок»: 5 диатонов, 2 хромы, 1 энармония. Хрои («окраски») представляли собой интервальные варианты больших секунд, малых секунд и дру­гих интервалов. Например, по Птолемею, целый тон в диатонах мог быть выражен величинами 11: 10, 10: 9, 9: 8, 8: 7 (точные вели­чины этих и других интервалов см. в Приложении 2).

На протяжении 20-25 веков развития музыкальной практики значения терминов, введенных греками для обозначения категорий рода, значительно изменились (некоторых необратимо). Кроме того, для современной музыкальной практики, использующей все пред­шествующие интервальные системы с добавлением новых, ранее не употреблявшихся, количество основных категорий родов естествен­но оказывается большим, чем у греков. К трем греческим родам должны быть добавлены еще пентатоника (бесполутоновая), хрома­тика (в современном смысле, как наша хроматическая гамма), а также применяемая в современной музыке особого рода система, где высоты нестабильны либо неопределенны (экмелика). Кроме того,

Τаблица4

№ п/п Современные термины Греческие термины Определения сущности понятий
  Экмелика Система нестабильных либо недифференцированных высот
  Пентато­ника Квинтовая пятиступенность (центральное понятие)
  Диатоника Диатоника Квинтовая семиступенность
  Миксодиа­тоника Смешанно-диатоническая система из це­лых тонов и полутонов, суммирующихся в недиатонические интервалы
  Гемиолика Хроматика Система с увеличенной секундой
  Хроматика Полутоновая система
  Микрохро­матика Энармоника Системы с интервалами меньше полутона

некоторые виды смешанно-диатонических систем целесообразно вы­делить в особый интервальный род.

В таблице 4 приведены все основные роды интервальных систем с указанием соответствий оригинальным греческим терминам и с определением сущности основного принципа каждого рода.

Помимо этих основных категорий рода, возможны также при­мыкающие к ним неосновные типы интервальных систем: Φ неполные (например, пятиступенные, шестиступенные диатони­ки); во многих случаях немногозвучные лады явно составляют автономную группу явлений, не позволяющую трактовать их как неполные октавные (например, некоторые трех-, четырех­звуковые лады и др.), — тогда они должны классифицироваться как олиготоники;

♦ промежуточные и смешанные, либо составные (например, полу­тоновая пентатоника как смешение свойств диатоники и пента­тоники), также переменные;

♦ особые (например, неполно-хроматические звукорядные систе­мы периодико-симметричной структуры на основе хроматики типа гаммы тон-полутон или типа полутон-полтора тона).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.