КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Миксодиатоника
«Миксодиатоника» — это «смешанная» диатоника, то есть интервальная структура, состоящая из «сросшихся» друг с другом диатонических полихордов (трихордов, тетрахордов, пентахордов и т. д.). Типичные миксодиатонические интервальные структуры — звукоряды обиходных ладов (и так называемой «меньшей совершенной системы» греков), мелодического минора, мелодического мажора, лидомиксолидийского («подгалянского») лада и аналогичные смешения диатонических структур. Сюда же должны быть отнесены интервальные системы переменно-диатонических ладов (объединений типа d дорийский — d эолийский, при едином устое). Миксодиатоника включает — подобно гемиолике (см. ниже) — недиатонические, хроматические интервалы. Однако общая семиступенность и наличие сильного диатонического ядра делают не вполне обоснованным отнесение обеих этих систем к хроматическим. Так, один из типичных миксодиатонических звукорядов — обиходный содержит хроматический интервал уменьшенной октавы (Н — b) (при продлении звукоряда согласно его принципу появляются и другие такие же, например в некоторых сочинениях Ю. М. Буцко). Но уменьшенная октава как таковая, в непосредственном звучании, то есть в ходе мелодии с Н на b,никогда не фигурирует (в подлинных, старинных знаменных мелодиях). Система реально функционирует как сложенная из двух (или более) диатонических полихордов (по принципиальной схеме, из больших — «ионийских» — тетрахордов), сцепленных друг с другом «слитным» способом, то есть с совпадением смежных тонов (в данной схеме — звуков с, f,b). Bрезультате общий диатонизм решительно преобладает, хотя в диатонический интервальный род обиходный звукоряд все же «уложить» не удается (три гексахорда: G-e, с-а и f-dl дают две сросшиеся диатоники — от G и от с). Аналогично обстоит дело в западных «грегорианских» мелодиях, в которых частое чередование (также непременно на расстоянии) звуков Н и b не позволяет музыкальной практике ограничиться чистой диатоникой. (Можно заметить, что вообще чистый диатонизм интервальной системы в целом чаще свойствен мелодиям лишь сравнительно небольшого — около октавы — звукового объема.) Таким образом, миксодиатонику (точно так же, как и гемиолику) невозможно просто свести к диатонике либо хроматике в качестве какой-либо из их разновидностей. О нехроматическом значении интервала уменьшенной октавы уже говорилось. Исчерпывающим же доказательством недиатоничности миксодиатонической (как и гемиольной) интервальной системы является невозможность передать ее выразительность с помощью семи тонов чистоквинтовой цепи — весь эффект данного лада («венгерской гаммы», «обиходных» мелодий с H внизу и b вверху, «гармонического минора» и подобных) полностью пропадает. Поэтому не следует недооценивать «небольших» отклонений миксодиатоники (и гемиолики) от диатоники, их различий. В частности, такая недооценка проявляется в термине «условная диатоника», который нивелирует интонационную специфику ладовых родов и, следовательно, не может быть признан удачным. Если «условнодиатонический» характер гемиолики не помешал древним теоретикам обоснованно и принципиально противопоставить ее (под именем «хромы») диатонике, то в принципе то же касается и не менее распространенных в последующие эпохи других (аналогичных) интервальных рядов — гармонического минора, обиходных ладов и т. п. Естественно, подобные различия сказываются и в принципиальных противопоставлениях соответствующих ладов, в их экспрессии и даже в связанных с ладовой выразительностью образных, идейных, национальных ассоциациях и импликациях. Вспомним по этому поводу принципиальную полемику передовых русских музыкантов XIX в. за сохранение драгоценной национальной специфики русских мелодий от общеевропейского гармонического минора с его «чувствительной нотой» (франц. note sensible) — вводным тоном; было бы неприемлемым полагаться для характеристики обиходных ладов на всеобщие термины диатонических гептатоник — ионийский лад, дорийский лад, фригийский лад и т. д. (не случайно, в литературе не закрепилась такая, казалось бы, естественная для «почти диатоники» терминология). В результате, если с точки зрения ладовой выразительности можно сближать миксодиатонику (и гемиолику) с диатоническими ладами, а также и с ладовой хроматикой, то этого нельзя делать с точки зрения интервальных систем, составляющих большой пласт исторического материала, проявляющих историческую устойчивость (несмотря на частичную смену ладов!) и этим доказывающих необходимость своего автономного существования.* Поэтому и миксодиатоника, как и близкая ей (в данном аспекте), исторически оправдавшая себя в качестве специфического рода гемиолика, должна трактоваться в одном ряду с прочими указанными выше родами интервальных систем. Вместе с тем в общую систематику родов, очевидно, вносится некоторая неравномерность в виде исторически раскрывающегося подчеркивания отдельных родов — стержневых, узловых:пентатоника — диатоника — хроматика — микрохроматика. Три других как бы группируются вокруг стержневых: экмелика с ее иррациональной интерваликой — до всех ступенных рядов (может быть также после них), миксодиатоника и гемиолика — в промежуточных классах между диатоникой и хроматикой. Обращает на себя внимание то, что роды стержневого значения стройно располагаются по линии прогрессирующего увеличения числа ступеней в октаве: 5-7-12 — более двенадцати. Среди стержневых родов также следует выделить в качестве доминирующих два — диатонику (7) и хроматику (12). Едва ли это говорит об исторической незначительности пентатоники как интервального рода (факты истории не подтверждают подобное предположение). По-видимому, это есть материальное выражение современного нам и актуального поэтому для нас исторического периода в развитии музыкально-слухового сознания.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |