Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субсистемы в мажоре




СУБСИСТЕМЫ И МЕСТНЫЕ (ПЕРЕМЕННЫЕ) ФУНКЦИИ

Рамо назвал обороты автентической секвенции «имитацией каден­ции», то есть подражанием основному ходу тональной музыки — дву­члену D-T. При других оборотах в секвентной модели «имитируется» другая каденция: S-T. Исторически, в XVII веке, такое пронизывание автентическими отношениями всех аккордов лада было одной из сто­рон общего процесса «автентизации» функциональной структуры и способствовало усилению тональной централизации. Повторение на других ступенях лада автентического отношения вносит последнюю ясность в функциональность секвенцаккордов и освещает сущность часто возникающих периферийных (местных) связей между аккорда­ми помимо их отношения к центральной тонике. Ю. Н. Тюлин в 1937 г. создал и подробно разработал теорию этих «переменных функций» (см.: Учение о гармонии). Удачный термин «местные функции» при­надлежит И. В. Способину (см.: Лекции по курсу гармонии).

Перенесение в секвенции отношений двучлена D-T на другие ступени не смещает тонального центра, однако создает тональные микроячейки, в конечном счете подчиненные доминирующему об­щему тональному центру. Такие микроячейки, где образуется мест­ное тяготение к аккорду, который сам включен в общую систему центрального тонального тяготения, называются «субсистемами» (понятие и термин Способина; см. Лекции по курсу гармонии). В диа­тонических ладах субсистемы образуются без хроматизма.

Схема автентичных и плагальных субсистем (изложены в виде секвенций) представлена в примере 191.

По существу такие субсистемы — не что иное, как диатониче­ские отклонения, то есть отклонения без хроматического вводного тона. В таком случае диатонические субсистемы несут в себе остатки натуральных ладов. Так, в примере 191А можно услышать мимо­летные обороты дорийского, фригийского ладов (d, e); в приме­ре 191Г — миксолидийского (или ионийского), лидийского (В, As) и т. д. Это подтверждается и историческими обстоятельствами. Диа­тонические секвенции были чрезвычайно распространены в эпоху барокко (XVI — первая половина XVIII в.); далее они в большой мере были потеснены хроматическими секвенциями (где данная сту­пень предваряется обычной доминантой с вводным полутоном к мест-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.