Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Двойное применение фригийской гармонии Л. Бетховен




В первом образце примера 194А основной тон фригийской гармо­нии — 4. Во втором (Б) — несомненно н2. С точки зрения риманов­ской теории, оба аккорда объясняются одинаково (см., например: Riemann, «L. v. Beethovens sämtliche Klaviersolosonaten <...>» — анализ сонаты op. 57 f-moll). Однако если трактовка фригийской гармонии как «видоизменения сущностного аккорда» °S безусловно верна для первого из образцов примера (Бетховен), то она сомни­тельна или даже неверна для второго (Шопен). Здесь две гармонии находятся друг к другу в несомненном тонико-доминантовом отно­шении (см. ход баса и характер удвоения аккордовых звуков; дан­ный образец можно понять и как отклонение в тональности Des-dur с тоникой на безусловном фундаменте des),и, следовательно, они уже не помещаются в одну функциональную группу (то есть не могут считаться видоизменением одного и того же «сущностного» аккорда). В подобной ситуации и допустимо особое функциональное обозначение нII как гармонии, лежащей квинтой ниже крайне низ­кой ступени минора (ниже нVI), — N («неаполитанская»; другие знаки практически неудобны). При этом «эмансипировавшуюся» нII не следует «для упрощения» смешивать с классическим «неаполи­танским секстаккордом» (Sn — как в примере 194А): ведь у них различны основные тоны (4 и н2).

Если с введением в рамки тональности основного тона фригийс­кой секунды (н2) прибавляется расширяющий тональные рамки но­вый фундамент (нII), то в сочетании со столь же несомненным фун­даментом двойной доминанты (II<) наступает расщепление ступени на две различных. Вместо одной II ступени в системе появляются Две. Подобное расщепление гармонических ступеней есть проявление хроматической ладовой системы (см. следующий параграф), правда, пока в зачаточной стадии, когда еще трудно говорить о собственно

195 H. Римский-Корсаков. «Шехеразада»

«системе». Но отсюда происходят функционально странные, на пер­вый взгляд, смены, когда одна II ступень в остром полутоновом («вводном») ходе сменяет другую (пример 195).

(Еще более развито такое сопоставление в «Цыганской песне» из «Кармен» Бизе: II<- -нII-II<-нII-I в e-moll; однако нII может быть истолкована здесь сперва как вспомогательная, а потом как хрома­тически проходящая гармония.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.